Автор: Зеленова Ирина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с № 8 "Русалочка"
Населённый пункт: город Кстово, Нижегородская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Экологическая квест-игра "Юные защитники Природы"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №8 «Русалочка»
Экологическая квест-игра
для детей старшего дошкольного возраста
«Юные Защитники природы»
Автор разработки:
воспитатель Зеленова И.А.
г.Кстово
2021 год
1
Цель: создание у детей радостного настроения, воспитание любви и бережного отношения к
природе.
Задачи:
Обучающие
способствовать обобщению представлений детей о природе и её обитателях;
формировать у детей желание оказывать помощь природным объектам.
Развивающие
развивать умение устанавливать причинно-следственные связи;
развивать внимание, мышление, связную речь;
развивать умение слушать друг друга, дополнять ответы товарищей.
Воспитательные
воспитывать у детей любовь к природе и бережное отношение к ней;
воспитывать дружеские взаимоотношения, целеустремленность;
воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир,
Участники: дети подготовительной группы, воспитатели.
Материал и оборудование: ноутбук, экран, колонки, два ведра разного цвета для мусора, мусор
(палочки, бумага, пластмассовые стаканчики и т.п.), мольберты, картинка «Любите и берегите
природу!», разрезанная на 8 частей, конверт с письмом, картинки «Веселая земля», «Грустная
земля»,экологические знаки, медали, презентация для квест-игры, аудиозаписи голосов птиц.
Методические приемы: наглядные, словесные, практические, игровые, сюрпризный момент,
художественное слово, проблемные вопросы.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное
развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Предварительная работа: беседы на тему экологического воспитания, рассматривание
иллюстраций из серий «Живая природа», «Неживая природа», чтение художественных
произведений о растениях и животных, просмотр презентаций о природе , наблюдения на
прогулке, разучивание стихотворений о природе, проведение выставки поделок по теме «Берегите
Землю».
Ход квест-игры:
(Под весёлую музыку в зал «змейкой» заходят дети, встают полукругом)
2
Воспитатель: Здравствуй, наш веселый праздник,
Славный праздник – день Земли.
Вместе с вами мы сегодня
Отмечать его пришли.
Наша с вами Земля – самая прекрасная планета, полная чудес и загадок. На Земле живут люди,
животные, птицы, рыбы, растения. Нас окружает красивая природа, и мы должны заботиться о
ней. И именно весной, когда вся природа просыпается от «зимнего» сна, 22 апреля, наша Земля
отмечает свой день рождения.
(Стук в дверь: почтальон принес письмо)
Воспитатель: Ребята, нам почтальон принес письмо. (читает)
Дорогие ребята!
Я – старичок Лесовичок.
Я живу в густом лесу
К людям редко выхожу.
Лес кругом я охраняю,
Всех животных оберегаю.
Поздравляю Вас, друзья, с праздником!
В наш красивый зеленый лес пришла большая беда!
Цветы все оборваны, птицы запуганы, звери разбежались, теперь в лесу тишина, только мусор
кругом лежит. Помогите спасти природу! Лесовичок.
Воспитатель: Нельзя допустить этого ! Ребята, не побоитесь пойти вместе со мной спасать
природу?
Дети: да
Воспитатель: нам на пути встретятся разные препятствия и трудные задания, справившись с
которыми, вы получите часть картинки. Собрав все части мы спасем природу. В пути вам
пригодятся знания и смекалка, дружба и находчивость, быстрота и аккуратность выполнения
заданий.
Как и в любом путешествии, вы должны помогать друг другу, а не винить других за неудачи и
ошибки. Действуйте дружно, весело и вам будет сопутствовать удача!
Итак, вы готовы?
Дети: да!
Логоритмика «Лесною тропою»
Мы идем лесной дорогой, (обычная ходьба)
Интересного тут много, (развести руки в сторону)
По дорожке в лес пойдём, (ходьба вокруг себя)
Чудеса в лесу кругом: (ладони приложить к щекам, покачать головой)
Вот растёт под ёлкой гриб, (руки сложить над головой «шляпкой»)
Рябинка – пламенем горит, («фонарики»)
Белка скачет скок, поскок, (прыжки)
И орешки щёлк, да щёлк. (хлопки в ладоши)
Тихо, тихо, не шумите, (палец приложить к губам)
По дорожке в лес идите; (ходьба на носочках)
3
Мы для леса все друзья, (пальцы в кулаке, большие пальцы вытянуты вверх)
Обижать друзей нельзя! (покачать указательным пальцем вправо-влево)
Вот мы и пришли в лес!
Задание 1
Воспитатель: Вот и первое задание: «Загадки». (на слайдах презентации появляются отгадки)
1. Шарик голубой,
Домик наш родной.
Планета любимая моя,
Любимая твоя,
Называется … (земля)
2. Ты весь мир обогреваешь
И усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
А зовут тебя все. (солнце)
3. Есть у ребят зелёный друг,
Весёлый друг, хороший.
Он им протянет сотни рук
И тысячи ладошек. (лес)
4. Течет, петляет тут и там
И по полям, и по лугам,
Водой омыты берега.
Что это, знаешь ты? (река)
Задание 2
Воспитатель: Животные потеряли свои жилища. Помогите животным их домики.
Ребенок выходит к экрану и находит животное.
Звучит музыка, и появляется Хулиган.
Он начинает хулиганить, мусорить (бумажки, пластиковые бутылки, фантики и т.п. )
Вовка: Не люблю, когда в лесу красиво, когда птицы поют, у меня от них голова болит. Не люблю,
когда кругом тишина и покой. Сейчас все цветы обрву. А ещё веток наломаю, \в птиц из рогатки
постреляю!
Воспитатель: Ой, ребята, это кто? Хулиган какой-то!
Вовка: Это кто хулиган? Это я что ли? И не хулиган я вовсе!
Воспитатель: А кто же ты?
Вовка: Я – Вовка! А вот вы кто такие?
Воспитатель: Мы ребята из детского сада, нас Лесовичок в гости пригласил!
Вовка: Ох уж этот Лесовичок, всё гостей приглашает. Вы, наверное, тоже вредные, не любите
природу, все живое и красивое, все поющее и все цветущее? Я приглашаю вас вместе
похулиганить. Будем вместе вредничать и безобразничать. Побежали скорей!
(Вовка убегает)
4
Воспитатель: Ну Вовка, ну проказник! Давайте поможем прибрать весь мусор на полянке. Но не
просто соберем, а его рассортируем.
Задание 3 Игра «Уборка мусора»
Воспитатель: Давайте разделимся на 2 команды: помощников и защитников.
Помощники убирают бумагу в желтое ведро, защитники убирают пластиковый мусор – в синее
ведро.
Дети по команде собирают мусор в корзину. Все нужно сделать быстро и аккуратно.
Воспитатель: А на этой полянке чего то не хватает!
(выставлен рисунок с недорисованными деталями
Задание 4 Дорисовать рисунок.
Воспитатель: Ребята – вы молодцы! убрали весь мусор на поляне, чисто стало! Лес сразу ожил! А
вы слышите, кажется птицы вернулись в лес.
(Звучит фонограмма пения птиц.)
Задание 5
Воспитатель: Давайте разгадаем голоса каких птиц мы слышим.
(звучит фонограмма пения птиц и после ответа появляется слайд с картинкой птицы)
Воспитатель: Ребята, слышите, кто-то сюда пробирается.
(Выходит Вовка )
Вовка: А это опять вы. Чем вы тут занимаетесь?
Воспитатель: Мы очистили лес от мусора, который ты накидал.
Вовка: Подумаешь! Вы послушайте, сколько я дел за день переделал. Я сегодня постарался:
березу сломал, животных разогнал, муравейник разорил, цветов редких нарвал целую кучу и в
ручей бросил, птичье гнездо разорил, мусор накидал. Вот я молодец!
Воспитатель: Сколько же ты вреда Земле причинил. Так если все будут уничтожать, рвать,
ломать, так и жизни на земле не будет. И тебя не будет. В природе нет плохих растений, все несет
какую-то пользу. Вот послушай. Ребята, давайте расскажем Вовке, что все в природе приносит
пользу.
Задание 6 Игра «Карточку посмотри и о пользе расскажи»
5
(воспитатель раздает детям карточки)
Подорожник – растет вдоль дорог.
Клюква – содержит много витаминов.
Мухомор - они являются кормом и лекарством для многих животных лоси, медведи, олени)
Дятел – лесной доктор – убивает личинок жуков короеда из под коры деревьев и строит новые
дупла для других птиц и животных.
Скворец – за день ловит столько вредителей, сколько он сам весит.
Лягушка – ловит насекомых с неприятным запахом и вкусом, которые, не едят птицы.
Дождевой червяк – рыхлит землю, улучшает приток воды и воздуха к корням растений Стрекоза -
они уничтожают много вредных насекомых
Бабочка – опыляет растения.
Воспитатель: Вовка, ты понял свои ошибки?
Вовка: Да, да, да!
Воспитатель: Для закрепления повторим правила поведения в лесу, на природе.
Задание 7 Игра «Экологический светофор»
(у каждого ребёнка кружки 2 цвета: зеленый, красный)
Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Экологический светофор».
У нашего светофора два сигнала – красный и зеленый.
Как вы думаете, что означают эти цвета?
Дети: зеленый – хорошо, красный – плохо.
Воспитатель: Верно!
Красный свет обозначает, что поступки человека приносят вред природе.
Зеленый свет - когда мы для природы делаем добрые дела.
Если я приду в лесок и сорву ромашку (красный)
Если съем я пирожок и выброшу бумажку (красный)
Если хлебушка кусок на пеньке оставлю (зеленый)
Если ветку подвяжу, колышек поставлю (зеленый)
Если разведу костёр, а тушить не буду (красный)
Если сильно насорю и убрать забуду (красный)
Если мусор соберу, и с собою унесу (зеленый)
Если бабочку поймаю, в баночку ее запру (красный)
Я люблю свою природу, я ей помогаю (зеленый)
Воспитатель: Молодцы, ребята! Я не сомневаюсь, что именно вы никогда не причините вреда
Матушке Природе. Будете ее оберегать и любить всем сердцем.
Вовка: Я уже запутался, что-же можно делать, а что нет.
Задание 8 «Веселая и грустная земля»
Воспитатель: Ребята, у меня есть два плаката «Грустная земля» и «Веселая земля». Давайте с вами
правильно расставим карточки на этих плакатах, то есть действия которые земле вредят, то
6
приделываем их к грустной земле а действия, где действия приносят пользу земле приделаем в
веселой земле.
Воспитатель: Вовка мы дарим тебе эти плакаты, чтобы ты смотрел и контролировал свои
действия.
Вовка: Спасибо, ребята, научили уму разуму. Поэтому я постараюсь и обещаю вам, что теперь
буду делать только добрые дела, и вы, берегите природу, ведь от этого зависит вся наша жизнь!
Ну всё побегу добрые дела делать. (уходит)
Воспитатель: Наше путешествие подходит к концу. Но у нас остались конверты, которые вы
получили за правильно выполненные задания. Посмотрите, что там…
(Дети открывают конверты и находят там фрагменты плаката)
Воспитатель: Ой, это пазлы какой-то картинки.
(Дети собирают картинку)
Что же у вас получилось? А получился плакат «Любите и охраняйте природу!» .
Воспитатель: Ребята, вы большие молодцы, справились со всеми заданиями и спасли природу!
Сколько интересного и полезного мы успели сделать для окружающей нас природы родного
края. Посмотрите-ка, друзья, как прекрасна ваша земля! Мы должны любить вашу землю и беречь
её (на экране появляется слайд с красивой природой)
(На экране появляется Лесовичок)
Лесовичок: Ой, мой дивный лес!
Снова оживился и воскрес!
Ожила вся Земля
Вы спасли ее друзья!
Ребята, Вы стали настоящими защитниками Природы, и я с радостью принимаю вас в «Клуб
юных защитников природы» и вручаю вам медали «Юному Защитнику природы».
(Звучит гимн Эколят и воспитатель вручает детям медали)
Лесовичок: Мне пора возвращаться в свой лес! До свидания, ребятня!
Воспитатель: Вот и подошло наше путешествие к концу. Нам пора возвращаться в детский сад
Давайте по прощаемся с лесом:
До свидания наш лес
Полный сказок и чудес!
Но для того, чтобы вернуться обратно из волшебного леса в детский сад, нам надо произнести
волшебные слова. Закрывайте глазки. «Вокруг себя обернись, 1,2, 3 в детском саду окажись!»
Открывайте глазки. Вот мы снова в садике!
7
Воспитатель:
Дети, где мы сегодня были?
Что мы там делали?
Что вы узнали?
Вам понравилось?
Вам трудно было выполнять задания?
Какое задание было самым трудным?
Самым интересным?
Кто лучше всех справился с заданиями?
Кому было нелегко?
Какое у вас настроение в конце нашего путешествия?
Давайте вместе Землю украшать,
Сажать сады, цветы сажать повсюду.
Давайте вместе Землю уважать
И относиться с нежностью, как к чуду!
Мы забываем, что она у нас одна –
Неповторимая, ранимая, живая.
Прекрасная: хоть лето, хоть зима…
Она у нас одна, одна такая! (Е. Смирнова)
Большое спасибо всем за участие!
8