Напоминание

Медленное чтение. Как помочь ребёнку?


Автор: Носкова Татьяна Витальевна
Должность: учитель - дефектолог
Учебное заведение: МАОУ НОШ № 53
Населённый пункт: г. Калининград
Наименование материала: статья
Тема: Медленное чтение. Как помочь ребёнку?
Раздел: начальное образование





Назад




Татьяна Витальевна Носкова

учитель – дефектолог

Медленное чтение. Как помочь ребёнку?

Чтение представляет собой сложный психофизиологический процесс, в котором

участвуют зрительный, речедвигательный и речеслуховой анализаторы. Только при

правильном взаимодействии анализаторов и связи двух сигнальных систем процесс

чтения развивается успешно. Основным условием овладения навыком чтения у детей,

является:

-сформированность устной речи;

- развитие фонетико-фонематической стороны речи;

- сформированность лексико-грамматического анализа и синтеза;

-достаточный уровень сформированного лексико-грамматического строя речи;

- развитие пространственных представлений;

Совершенствование навыка чтения – одна из главных задач обучения младших

школьников. Практика показывает, что если ученик успешно читает, у него быстрее

проходит адаптация, он более успешен и верит в свои силы. И наоборот, если ребенок не

овладел чтением, он теряет веру в себя и способность успешно учиться снижается.

Ребенок, который не умеет читать, будет испытывать большие затруднения при

выполнении домашних заданий.

Причины медленного чтения.

1.Способ чтения (по слогам; слог + слово, целыми словами).

2.Неправильное дыхание (ребенок произносит фразу на вдохе).

3.Недостаточное поле зрения («перепрыгивает» через строчку, пропускает слова,

постоянно возвращается в начало слова).

4.Небольшой словарный запас (незнакомые слова замедляют процесс чтения)

5. Отсутствие внимания (не может сосредоточиться на проговаривании текста и вникнуть

в смысл)

6.Плохо развитый артикуляционный аппарат (проблемы с развитием речи и

звукопроизношением)

7. Сложная литература (не соответствующая уровню развития и возрасту)

Рекомендации.

1.Используйте скороговорки, стихи, слоговые таблицы, чтение через решётку для

увеличения скорости чтения.

2.Дыхательные упражнения: глубокий вдох и на выдохе произносит как можно

больше слов, далее подключайте лексически группы слов, текст.

3.Для развития поля зрения используйте Таблицу Шульте. Она расширяет угол

зрения, тренирует внимание, ребёнок учится быстрее воспринимать информацию.

4.Больше читайте ребёнку, особенно пред сном. Объясняйте непонятные и новые

слова. Читайте сами! Личный пример – лучшая мотивация!

5. Для улучшения показателей внимания помогите ребёнку перейти к чтению

целыми словами. Для этого расставьте в словах ударения, если ребёнок будет

обращать внимание на ударения, он не сможет читать по слогам. Используйте

лесенки из слов, в которой постепенно увеличивается длина фразы.

Учитывайте!

1.

Темперамент ребёнка. Уравновешенный и спокойный первоклассник не будет

читать быстро, и «проглатывать» окончания.

2.

Главное не количество прочитанных слов, а осознанность.

Никогда!

1.Не смейтесь над ошибками.

2.Не стойте над душой «с ремнём».

3.Не наказывайте чтением.

В заключении следует отметить, что регулярное положительное оценивание

ребёнка за каждый, пусть даже небольшой успех в чтении, обязательно даст

результат!



В раздел образования