Напоминание

СБОРНИК ПЕРЕЛОЖЕНИЙ ТАТАРСКИХ НАРОДНЫХ МЕЛОДИЙ ДЛЯ СКРИПКИ И ФОРТЕПИАНО "РОДНЫЕ НАПЕВЫ"


Автор: Валиуллина Айгуль Раисовна
Должность: преподаватель по классу скрипки
Учебное заведение: МАУДО "Детская школа искусств" Бавлинского муниципального района РТ
Населённый пункт: г. Бавлы
Наименование материала: Статья
Тема: СБОРНИК ПЕРЕЛОЖЕНИЙ ТАТАРСКИХ НАРОДНЫХ МЕЛОДИЙ ДЛЯ СКРИПКИ И ФОРТЕПИАНО "РОДНЫЕ НАПЕВЫ"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Валиуллина Айгуль Раисовна

преподаватель высшей категории

МАУДО "ДШИ" Бавлинского муниципального района РТ

г.Бавлы

СБОРНИК ПЕРЕЛОЖЕНИЙ ТАТАРСКИХ НАРОДНЫХ МЕЛОДИЙ ДЛЯ

СКРИПКИ И ФОРТЕПИАНО "РОДНЫЕ НАПЕВЫ"

В мировой музыкальной дидактике все более настойчиво признается

необходимость начальное воспитание строить на ангемитонике и тем более это

относится к культурам, основанным на ней, ибо только такой путь способен

обеспечить естественное биогенетическое развитие ребенка, создать наиболее

благоприятные условия для развития музыкально-образного мышления и

формирования художественных ценностей личности

Национальный

репертуар

оказывает

существенное

воздействие

на

развитие художественно-образного мышления и исполнительской техники

учащихся.

Изучению

национального

репертуара

в

музыкальной

школе

придается большое значение. Программа Ш.Х.Монасыпова включает немалое

количество обработок профессиональными композиторами татарских народных

песен. Анализ скрипичного репертуара для учащихся 1-7 классов показал

значительное разнообразие инструментальных миниатюр для исполнения.

Как показывает педагогическая практика, национальные произведения

близки эмоциональному детскому восприятию и с большим интересом

изучаются юными музыкантами. Народные песни с интересом встречаются и

родителями учащихся. Будучи хорошо знакомы с образным строем родных

напевов они могут принимать более активное участие в музыкальном развитии

ребенка, направлять его на достижение поставленных художественных задач.

Музыкальный материал народных песен легко ложится на слух и быстро

запоминается;

инструментальные

обработки

открывают

дополнительные

возможности для освоения различных скрипичных штрихов и приемов (легато,

деташе, пиццикато, спиккато, смен смычка, звукоизвлечения), развивают

технику левой руки (трели, смена позиций, вибрация), а также способствуют

развитию ребенка как в музыкальном, так и в интеллектуальном плане.

Исполнение народных песен обогащает слуховой опыт юного музыканта,

ненавязчиво

прививает

ему

любовь

к

истинным

образцам

народного

творчества, формирует национальное самосознание будущего гражданина

общества.

Изучение образцов национального фольклора в инструментальном

переложении

способствует

ознакомлению

с

жанровым

многообразием

песенного наследия: озын көй, кыска көй, плясовые такмаки, городские,

деревенские напевы,

лирические песни; а также

с

особенностями их

исполнения.

Татарское скрипичное искусство органично вобрало в себя древние

традиции смычкового исполнительства; на скрипку были перенесены открытые

народом и устоявшиеся столетиями постановочные формы и игровые приемы,

что

обусловило

высокое

техническое

мастерство

народных

скрипачей.

Например, русский скрипач И.А.Козлов, знакомый с игрой дореволюционных

татарских народных музыкантов, писал в докладе «О народной музыке

северных мусульман» следующее: «Исполнение мусульманской народной

музыки мне приходилось слушать на скрипке…, где мелодия буквально

затемняется всевозможными форшлагами, трелями, руладами и пассажами, до

которых татары… большие охотники» [6; 48].

В сборник переложений

«Родные напевы» вошли обработки таких

известных народных песен, как «Җиде кыз», «Күбәләгем», «Алты егет», «Шаль

бәйләдем», «Яңгыр» и «Гульназира». Важно отметить, что образцы татарского

фольклора широко представлены в известных сборниках «Первые шаги»,

«Юный Виолончелист», «Юный скрипач» и др., но анализ национального

скрипичного репертуара для учащихся 3-5 классов, показавший значительное

разнообразие инструментальных миниатюр для исполнения, открыл отсутствие

жанра концерта, единичность вариаций на национально-песенном материале. В

этой связи, полагаю, что авторские обработки

«Җиде кыз», «Күбәләгем»,

«Алты егет», выполненные в форме вариаций,

допустимо изучать, как

крупную форму.

Данный сборник авторских переложений предназначен для работы в

классе специальности с учащимися средних классов ДМШ и ДШИ, а также

может быть рекомендован в качестве учебного пособия для камерных составов

и

ансамблей

скрипачей

музыкальных

школ

системы

дополнительного

образования. Обработки песен, вошедшие в сборник могут быть использованы

также педагогами в своей концертной практике, а любителями музыки – в

домашнем

музицировании.

Фортепианное

сопровождение

доступно

для

исполнения учащимся старших классов специального фортепиано, а потому

сборник может быть использован как пособие по аккомпанементу. Возможно

использование данного пособия для чтения с листа.

Первая пьеса, представленная в данном сборнике – это лирическая песня

«Жиде кыз».

Произведение рекомендовано для учащихся 4-5 классов.

Обработка песни выполнена в форме вариаций, открывают которые скрипичное

соло, где тема исполняется pizzicato. Разучивание данного произведения

способствует развитию аккордовой техники (вступление), техники левой руки

(первая вариация), освоению 3-6 позиций (вторая вариация).

Песня «Кубэлэгем» относится к жанру «кыска кюй» («короткие напевы»)

и несет образ легкости, простодушности и игривости. Пьеса имеет виртуозный

характер и рекомендуется для изучения учащимся 5-6 классов.

Тема изложена

в сочетании наиболее часто применяющихся штрихов detashe и legato. Первая

вариация – это та же тема, но исполняемая прыгающим штрихом сотийе. Во

второй вариации на видоизмененном тематическом материале исполнитель

осваивает

технику

бариолаж.

Таким

образом,

изучение

данной

пьесы

способствует становлению штриховой техники.

В основной теме песни «Алты егет»

заложен горделивый, полный

достоинства образ молодых джигитов, с победой возвращающихся с поля боя.

В первой вариации – тема завуалирована бисером шестнадцатых, а во второй –

перенесена на октаву вверх.

Пьеса доступна для изучения учащимся 4 – 5 классов, может быть

полезна при освоении прыгающего штриха – спиккато и техники двойных нот.

«Гульназира» - песня лирического склада, состоит из двух частей. Первая –

приближена по характеру к протяжным народным песням – озын кюй, вторая –

к народным плясовым такмакам. Переложение рекомендовано для учащихся 4 -

5 класса, удобно для развития навыка вибрато (1 часть) и прыгающих штрихов

– spiccato и staccato Volant (2 часть).

Переложения для ансамбля скрипачей «Шэл бэйлэдем» и шуточного такмака

«Янгыр»

- созданы с целью расширить репертуарный план скрипичных

ансамблей. Идея создания этих обработок связана с попыткой решить такую

актуальную проблему, как ограниченность национального репертуара для

ансамблей струнно –смычковых инструментов.

Разучивание

данных произведений способствуют воспитанию навыков

ансамблевого музицирования: вырабатывают умение вести и передавать

мелодическую линию от партии к партии, воспитывают ощущение единой

ритмической пульсации. А также способствуют закреплению изученных

штрихов в классе специальности (спиккато, легато, деташе).

Ознакомление с оригинальным текстом песни, его проговаривание, а также

пропевание песни со словами на ознакомительном этапе, ведет к более

осмысленной фразировке, позволяет учащимся полноценно освоить синтез

поэзии с музыкой, развивает знание родного языка, раскрывая красоту его

поэтической стороны.

Прием

сольфеджирования,

применяемый

для

выработки

чистоты

интонирования на инструменте и часто используемый в ходе работы, помогает

также осмыслению особенностей ладового развития напева, различия между

диатоникой и пентатоникой.

Внимание исполнителя к аккомпанементу, его гармоническому языку,

фактуре фортепианного изложения сопровождается обязательной выработкой

ощущения ансамбля.

Данный сборник авторских переложений татарских народных мелодий

для

скрипки

и

фортепиано

явился

результатом

собственного

опыта

преподавателя, как важной части педагогического процесса. Автор надеется,

что данный сборник будет являться хорошим методическим дополнением в

работе с юными музыкантами.

Список литературы

1.

Алмазова Т.А. Развитие инструментального концерта в Татарии. //

Музыка и современность: Сборник научных трудов ИЯЛИ им.

Г.Ибрагимова. Ред. М.Н.Нигмедзянов. К., 1980.

2.

Дулат – Алеев В. Татарская музыкальная литература. – Казань, 1996.

3.

Исхакова –Вамба Р.А. Народные песни казанских татар крестьянской и

городской традиций. –К., 1976.

4.

Композиторы и музыковеды Советского Татарстана. Сост.-ред.

Нигмедзянов М.Н. - К., 1986.

5.

Монасыпов Ш.Х. Развитие татарского профессионального скрипичного

искусства устной традиции на рубеже XIX-XX веков//Страницы

истории татарской музыкальной культуры: Сб. тр./Академия наук

СССР, Казанский научный центр. – К., 1991.

6.

Монасыпов Ш.Х. Истоки формирования татарской смычковой

культуры//Музыкальная культура народов Поволжья: Сб.тр./Гос.муз.-

пед.институт им.Гнесиных. – М., 1978.

7.

Монасыпов Ш.Х. Татарская смычковая миниатюра послевоенного

периода// Музыка и современность: Сборник научных трудов ИЯЛИ им.

Г.Ибрагимова. Ред. М.Н.Нигмедзянов. К., 1980.

8.

Монасыпов Ш.Х. О характерных чертах татарского народного

скрипичного исполнительства//Музыкальных фольклор и творчество

композиторов Поволжья: Сб. тр. Вып.73/ Гос.муз.-пед.ин-т им.

Гнесиных/ Ред. Сайдашева З.Н.- М.,1984.

9.

Монасыпов Ш.Х. Автореферат диссертации «Татарское смычковое

искусство»

10. Муззафаров М.А Татарские народные песни.- М., 1964.

11. Методическая разработка (программа для ДМШ), сост. Монасыпов

К.Х., Монасыпов Ш.Х. -К., 1984.

12. Нигмедзянов М.Н Сборник татарских народных песен. - Москва, 1984.

13. Нигметзянов М.Н. Татарская народная песня в обработке

композиторов. - К., 1964.

14. Нигмедзянов М.Н. Музыкальный Татарстан. – Казань, 1970.

15. Раимова С.И. История татарской музыки. Учебное пособие. - К., 1986.

16. Таганцева В.А. Произведения композиторов Татарии для скрипки и

фортепиано в репертуаре класса аккомпанемента детских музыкальных

школ. Методическая разработка. – К., 1985.



В раздел образования