Напоминание

Теоретические и прикладные аспекты формирования коммуникативных умений у слабослышащих детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной игры


Автор: Гараева Елена Евгеньевна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: Мадоу №291
Населённый пункт: Пермь
Наименование материала: статья
Тема: Теоретические и прикладные аспекты формирования коммуникативных умений у слабослышащих детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной игры
Раздел: дошкольное образование





Назад




ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ

КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ

СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Речевая компетентность – это комплексная характеристика личности.

Под речевой компетентностью понимают свободное выражение своих

желаний, намерений, а также объяснение своих действий и их содержания с

помощью языковых и неречевых (жестовых, мимических, пантомимических)

средств.

Показателем речевой компетентности является способность ребенка

строить свое языковое общение с другими людьми, учитывая интуитивно или

сознательно

сформированные

языковые

каноны

фонетики,

общения,

нравственно-этически ценные образцы поведения, семантики, грамматики, а в

неречевых формах – общечеловеческие способы выразительного поведения.

Достижения слабослышащего ребенка, проявляющиеся в речевом общении,

характеризуют становление личности ребенка как целостности, в единстве

проявления его эмоций, сознания и поведения.

Контролируемость и осознанность речи обеспечивают дальнейший выбор

оптимальных (или единственных) для данной ситуации невербальных и

речевых средств.

Формирование

коммуникативных

умений

является

многоплановым

процессом и предполагает как проведение специальных занятий, так и создание

соответствующей слухоречевой среды.

Характер общения детей со сверстниками в значительной степени зависит

от уровня привязанности к каждому партнеру, от ситуации отношения. А чтобы

хватало представлений о личностных качествах, целесообразно как можно

полнее раскрыть добродетели каждого. Это можно сделать в повседневной

жизни: взрослый обращает внимание на достойный поступок, гуманное

поведение, благие намерения, стремление. Нелишне провести аналогии с

сюжетами художественных произведений. Важно, чтобы ребенок был способен

адекватно оценить свои поступки и поступки других детей. Это достигается

прогнозированием, направлением его внимания на предполагаемый конечный

результат.

Формированию адекватности собственного нравственного заключения

общепринятым нормам и правилам коммуникации помогут сказки, в частности,

выделение противоположных характеристик, проявлений, поступков героев.

Анализируя сказочные сюжеты, желательно обращать внимание на словесные и

несловесные

средства

коммуникативного

поведения

персонажей

и

ее

последствия, а в завершение подавать соответствующее обобщающее понятие-

характеристику. Опираясь на него, можно доступно вывести противоположное

понятие.

Следовательно,

ребенок,

осведомленный

о

положительных

и

негативных отношениях, действиях, поступках, будет поставлен в условия

морального

выбора,

поиска

гуманистических

ориентиров

для

анализа,

характеристики и сюжетных, и жизненных ситуаций.

Коллективно-творческое

дело

является

формой

организации

коллективной

творческой

деятельности,

а

также

основным

средством

формирования

коммуникативных

умений.

Коллективно-творческие

дела

зарекомендовали

себя

эффективными

способами

организации

жизни

коллектива. Взаимодействие взрослых и детей, объединяясь ради общей цели,

формируют

отношения

между

собой

на

принципах

сотрудничества

и

сотворчества.

Воспитатель

ориентируется

на

положительные

качества

учащегося, верит в его творческие силы, пытаясь активизировать и развить их.

Этому способствуют творческий подход к дошкольникам, гибкость форм

воздействия

на

них,

разнообразие

содержания

деятельности

детского

коллектива.

Создание слухоречевой среды предполагает постоянное мотивированное

общение с ребенком с нарушенным слухом, независимо от его возможностей

восприятия речи и уровня речевого развития. Условия общения детей со

взрослыми и между собой создают:

повседневная бытовая деятельность;

игра;

труд;

рисование;

конструирование;

ознакомление с окружающим миром.

Обеспечивается соблюдение следующих требований: поддержание всех

проявлений речи ребенка, поощрение речевого общения, использование

остаточного слуха, контроль за речью детей со стороны взрослых, соблюдение

общих требований к речи взрослых.

Коммуникативные способности – это умения и навыки общения. Дети

разных возрастов, культуры, разного уровня психологического развития,

имеющие

разный

жизненный

опыт,

отличаются

друг

от

друга

по

коммуникативным способностям. Образованные и культурные дети обладают

более выраженными коммуникативными способностями, чем необразованные и

малокультурные.

Таким образом, общаясь с ребенком на равных, даже если он вас еще не

до конца понимает, вы подаете ему пример взрослого языка, то есть помогаете

ему развиваться – причем не только в плане языковых навыков. Это касается

развития мышления, восприятия и эмоционального развития.

Список литературы

1.

Жинкин Н. И. Основы обучения и развития / Под ред. Б. П. Пузанова. — М.:

Академия, 2014. — С. 34-35.

2.

Королева И.В. Диагностика и коррекция нарушений слуховой функции у детей

раннего возраста. - СПб., 2015. - 288с.

3.

Носкова Л. П., Головчиц Л. А. Методика развития речи дошкольников с нарушениями

слуха. – М., 2014.

4.

Развитие способностей у глухих детей в процессе обучения / Под ред. Т.В. Розановой.

– М.: Педагогика, 2013 – 176с. С. 148-150, 161- 164



В раздел образования