Автор: Гараева Елена Евгеньевна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: Мадоу №291
Населённый пункт: Пермь
Наименование материала: статья
Тема: Теоретические и прикладные аспекты формирования коммуникативных умений у слабослышащих детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной игры
Раздел: дошкольное образование
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ
КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Речевая компетентность – это комплексная характеристика личности.
Под речевой компетентностью понимают свободное выражение своих
желаний, намерений, а также объяснение своих действий и их содержания с
помощью языковых и неречевых (жестовых, мимических, пантомимических)
средств.
Показателем речевой компетентности является способность ребенка
строить свое языковое общение с другими людьми, учитывая интуитивно или
сознательно
сформированные
языковые
каноны
фонетики,
общения,
нравственно-этически ценные образцы поведения, семантики, грамматики, а в
неречевых формах – общечеловеческие способы выразительного поведения.
Достижения слабослышащего ребенка, проявляющиеся в речевом общении,
характеризуют становление личности ребенка как целостности, в единстве
проявления его эмоций, сознания и поведения.
Контролируемость и осознанность речи обеспечивают дальнейший выбор
оптимальных (или единственных) для данной ситуации невербальных и
речевых средств.
Формирование
коммуникативных
умений
является
многоплановым
процессом и предполагает как проведение специальных занятий, так и создание
соответствующей слухоречевой среды.
Характер общения детей со сверстниками в значительной степени зависит
от уровня привязанности к каждому партнеру, от ситуации отношения. А чтобы
хватало представлений о личностных качествах, целесообразно как можно
полнее раскрыть добродетели каждого. Это можно сделать в повседневной
жизни: взрослый обращает внимание на достойный поступок, гуманное
поведение, благие намерения, стремление. Нелишне провести аналогии с
сюжетами художественных произведений. Важно, чтобы ребенок был способен
адекватно оценить свои поступки и поступки других детей. Это достигается
прогнозированием, направлением его внимания на предполагаемый конечный
результат.
Формированию адекватности собственного нравственного заключения
общепринятым нормам и правилам коммуникации помогут сказки, в частности,
выделение противоположных характеристик, проявлений, поступков героев.
Анализируя сказочные сюжеты, желательно обращать внимание на словесные и
несловесные
средства
коммуникативного
поведения
персонажей
и
ее
последствия, а в завершение подавать соответствующее обобщающее понятие-
характеристику. Опираясь на него, можно доступно вывести противоположное
понятие.
Следовательно,
ребенок,
осведомленный
о
положительных
и
негативных отношениях, действиях, поступках, будет поставлен в условия
морального
выбора,
поиска
гуманистических
ориентиров
для
анализа,
характеристики и сюжетных, и жизненных ситуаций.
Коллективно-творческое
дело
является
формой
организации
коллективной
творческой
деятельности,
а
также
основным
средством
формирования
коммуникативных
умений.
Коллективно-творческие
дела
зарекомендовали
себя
эффективными
способами
организации
жизни
коллектива. Взаимодействие взрослых и детей, объединяясь ради общей цели,
формируют
отношения
между
собой
на
принципах
сотрудничества
и
сотворчества.
Воспитатель
ориентируется
на
положительные
качества
учащегося, верит в его творческие силы, пытаясь активизировать и развить их.
Этому способствуют творческий подход к дошкольникам, гибкость форм
воздействия
на
них,
разнообразие
содержания
деятельности
детского
коллектива.
Создание слухоречевой среды предполагает постоянное мотивированное
общение с ребенком с нарушенным слухом, независимо от его возможностей
восприятия речи и уровня речевого развития. Условия общения детей со
взрослыми и между собой создают:
повседневная бытовая деятельность;
игра;
труд;
рисование;
конструирование;
ознакомление с окружающим миром.
Обеспечивается соблюдение следующих требований: поддержание всех
проявлений речи ребенка, поощрение речевого общения, использование
остаточного слуха, контроль за речью детей со стороны взрослых, соблюдение
общих требований к речи взрослых.
Коммуникативные способности – это умения и навыки общения. Дети
разных возрастов, культуры, разного уровня психологического развития,
имеющие
разный
жизненный
опыт,
отличаются
друг
от
друга
по
коммуникативным способностям. Образованные и культурные дети обладают
более выраженными коммуникативными способностями, чем необразованные и
малокультурные.
Таким образом, общаясь с ребенком на равных, даже если он вас еще не
до конца понимает, вы подаете ему пример взрослого языка, то есть помогаете
ему развиваться – причем не только в плане языковых навыков. Это касается
развития мышления, восприятия и эмоционального развития.
Список литературы
1.
Жинкин Н. И. Основы обучения и развития / Под ред. Б. П. Пузанова. — М.:
Академия, 2014. — С. 34-35.
2.
Королева И.В. Диагностика и коррекция нарушений слуховой функции у детей
раннего возраста. - СПб., 2015. - 288с.
3.
Носкова Л. П., Головчиц Л. А. Методика развития речи дошкольников с нарушениями
слуха. – М., 2014.
4.
Развитие способностей у глухих детей в процессе обучения / Под ред. Т.В. Розановой.
– М.: Педагогика, 2013 – 176с. С. 148-150, 161- 164