Напоминание

Смысловое чтение на уроках литературного чтения


Автор: Татрова Фатима Тугановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ ЦО "Эрудит"
Населённый пункт: г. Владикавказ, Республика Северная Осетия-Алания
Наименование материала: Статья
Тема: Смысловое чтение на уроках литературного чтения
Раздел: начальное образование





Назад




Смысловое чтение на уроках литературного чтения

«Кто не умеет читать – тот не умеет мыслить».

В. А. Сухомлинский

Сегодня важно не только научить предметным знаниям, но и научить школьника

использовать эти предметные знания в различных жизненных ситуациях. Важно

вооружить ученика универсальными способами действий, которые помогут ему

развиваться и самосовершенствоваться.

Чтение относится к базовым умениям, которые позволяют продуктивно работать

и свободно общаться с разными людьми. Чтение является универсальным навыком:

это то, чему учат, и то, посредством чего учатся. . Чтение – фундамент всех

образовательных результатов.

Книга и чтение сейчас уходят на второй план. В истории человечества чтение

всегда играло важную роль: чтение - один из главных способов социализации

человека, его развития, воспитания и образования.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального

образования, предъявляя требования к метапредметным результатам освоения

основной образовательной программы, в качестве обязательного компонента выделяет

«овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в

соответствии с целями и задачами».

Перед учителем ставится очень важная задача - привить интерес учащихся к чтению,

научить их «читать». В решении этой задачи важную роль играет «Технология

смыслового чтения»

Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим

смыслового содержания текста. Для смыслового понимания недостаточно просто

прочесть текст, необходимо дать оценку информации, откликнуться на содержание.

Поскольку чтение является метапредметным навыком, то составляющие его части

будут в структуре всех универсальных учебных действий:

- в личностные УУД входят мотивация чтения, мотивы учения, отношение к себе и к

школе;

- в регулятивные УУД – принятие учеником учебной задачи, произвольная

регуляция деятельности;

- в познавательные УУД – логическое и абстрактное мышление, оперативная память,

творческое воображение, концентрация внимания, объем словаря.

- в коммуникативные УУД – умение организовать и осуществить сотрудничество и

кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию,

отображать предметное содержание.

Стратегия смыслового чтения обеспечивает понимание текста за счёт

овладения приемами его освоения на этапах до чтения, во время чтения и после

чтения.

Технология включает в себя три этапа работы с текстом.

I этап. Работа с текстом до чтения

Прогнозирование, предугадывание предстоящего чтения.

Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста,

выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам,

предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.

Затем идет постановка целей урока.

II этап. Работа с текстом во время чтения

Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе или чтение-

слушание, или комбинированное чтение в соответствии с особенностями текста,

возрастными и индивидуальными возможностями учащихся.

Выявление первичного восприятия.

Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием,

эмоциональной окраской прочитанного текста.

Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста

или его отдельных фрагментов).

Анализ текста (приемы: диалог с автором через текст, комментированное чтение,

беседа по прочитанному, выделение ключевых слов, предложений, абзацев,

смысловых частей и проч.). 4.Беседа по содержанию текста. Обобщение

прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов. Обращение (в случае

необходимости) к отдельным фрагментам текста.

«Чтение с остановками», что открывает возможности целостного видения

произведения. Примерные вопросы:

Какие ассоциации вызывают у вас имена, фамилии героев?

Что вы почувствовали, прочитав эту часть. Какие ощущения у вас возникли?

Какие ваши ожидания подтвердились? Что было неожиданным?

Как вы думаете, чем закончится рассказ? Как вы бы его закончили?

III этап. Работа с текстом после чтения

Этап составления плана, помогающего глубоко осмыслить и понять текст.

Формулирование основных тезисов, положений и выводов текста.

Составления сводной таблицы – позволяет обобщить и систематизировать

информацию.

Прием комментирования является основой осмысления и понимания текста и

представляет собой самостоятельное рассуждение, умозаключение и выводы по

поводу прочитанного текста.

Дискуссия

Групповая форма работы. Учащиеся учатся в этом случае искать информацию,

сообщать ее другим, высказывать свою точку зрения, принимать чужое мнение,

создавать продукт совместного труда. Это обеспечивает формирование всех

видов Универсальных Учебных Действий. Использую театрализацию как одну

из форм групповой деятельности учащихся, чтение по ролям. После этого

остальные дети, анализируя, говорят о том, кто лучше сумел передать характер

героев.

Работа парами. Использование парной формы контроля позволяет решить одну

важную задачу: учащиеся, контролируя друг друга, постепенно учатся

контролировать и себя, становятся более внимательными. Работа в парах или

группах помогает организации общения, так как каждый ребенок имеет

возможность говорить с заинтересованным собеседником, высказывать свою

точку зрения, уметь договариваться в атмосфере доверия и доброжелательности,

свободы и взаимопонимания, быть в сотворчестве.

При этом идет работа со словами, которые непонятны для детей. Они

предполагают значение слов, а затем проверяем по словарю.

Авторы программ литературного чтения Образовательной системы «Школа 2100»

Е.В.Бунеева и О.В.Чиндилова творчески переработали подходы технологии

продуктивного чтения и создали технологию формирования типа правильной

читательской деятельности или технологию продуктивного чтения.

Использование нашей школой программы литературного чтения Образовательной

системы «Школа 2100» показывает результативность этой технологии. Этому

подтверждением служит качество знаний учащихся по литературному чтению.



В раздел образования