Автор: Юнусова Янина Вячеславовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №207
Населённый пункт: г.Ульяновск
Наименование материала: Статья
Тема: "Методы семейного воспитания"
Раздел: дошкольное образование
Методы семейного воспитания
ПЛАН
1.
Введение
с.2
2.
Семья как фактор воспитания
с.3
3.
Принципы воспитания в семье
с.4
4.
Особенности домашнего воспитания
с.6
5.
Наказание и поощрение
с.9
6.
Заключение
с.10
7.
Список литературы
с.11
2
1. ВВЕДЕНИЕ
Семья
–
ячейка
общества,
ей
принадлежит
главная
роль
в
формировании нравственных начал, жизненных принципов ребенка.
Семья создает личность, во власти семьи укрепить или подорвать
психическое здоровье детей. Семья поощряет одни личностные влечения,
одновременно препятствуя другим, удовлетворяет или пресекает личные
потребности. Семья структурирует возможности достижения безопасности,
удовольствия и самореализации. Она указывает границы идентификации,
способствует появлению у личности образа своего “Я”.
От того, как строятся отношения в семье, какие ценности, интересы
выдвигаются у ее старших представителей на первый план, зависит, какими
вырастут дети. Климат семьи оказывает воздействие на моральный климат и
здоровье всего общества. Ребенок очень чутко реагирует на поведение
взрослых и быстро усваивает уроки, полученные в процессе семейного
воспитания. Перевоспитать ребенка из проблемной семьи практически
невозможно. Ребенок усвоил определенные правила, и общество будет
расплачиваться за подобные пробелы в воспитании. Семья подготавливает
ребенка к жизни, является его первым и самым глубоким источником
социальных идеалов, закладывает основы гражданского поведения.
Глубокие контакты с родителями создают у детей устойчивое
жизненное состояние, ощущение уверенности и надежности. А родителям
приносят радостное чувство удовлетворения.
В
здоровых
семьях
родители
и
дети
связаны
естественными
повседневными контактами. Это такое тесное общение между ними, в
результате
которого
возникает
душевное
единение,
согласованность
основных жизненных устремлений и действий. Природную основу таких
отношений составляют родственные связи, чувства материнства и отцовства,
которые проявляются в родительской любви и заботливой привязанности
детей и родителей.
3
2.
СЕМЬЯ КАК ФАКТОР ВОСПИТАНИЯ
Семья - ведущий фактор развития личности ребенка, от которого во
многом зависит дальнейшая судьба человека.
Первое, что характеризует семью как фактор воспитания, - это ее
воспитательная
среда,
в
которой
естественно
организуется
жизнь
и
деятельность ребенка.
Особенность
воспитательной
деятельности
семьи
-
в
ее
непреднамеренности, естественной включенности в жизнедеятельность.
Специальные воспитательные «мероприятия», направленные на развитие,
коррекцию каких-либо свойств, качеств личности ребенка, в современной
семье занимают незначительное место, хотя в домашнем воспитании
утвердились определенные требования, запреты, наказания и поощрения. И
тем не менее в каждый момент жизни вплетаются те или иные воздействия
взрослых воспитывающего или обучающего характера.
Содержание семейного воспитания очень разнообразно. В семье
ребенок бывает свидетелем и участником самых разных жизненных
ситуаций, причем не всегда позитивного содержания и смысла. В этом
отношении социальный опыт, приобретаемый в семье, отличается большим
реализмом. Через призму наблюдаемого поведения близких для ребенка
взрослых у него выстраивается собственное отношение к миру, формируются
представления о ценности тех или иных явлений, объектов.
С другой стороны, семья представляет собой достаточно замкнутую
общность близких людей, которые воспитывают друг друга, ориентируясь на
общественные интересы, потребности, используя при этом апробированные
временем средства, методы и приемы воспитания, которые передаются от
поколения к поколению.
4
3. ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ В СЕМЬЕ
Принципы воспитания проистекают из цели воспитания, определяются
природой воспитания как социального явления. Если цель воспитания
взрослыми воспринимается как те или иные вершины, к которым хотят
подвести своих детей, то принципы устанавливают возможности реализации
намеченного в конкретных социально-психологических условиях. Таким
образом, принципы воспитания - практические рекомендации, которыми
следует руководствоваться всегда и везде, что поможет педагогически
грамотно выстраивать тактику воспитательной деятельности.
К важнейшим принципам современного семейного воспитания можно
отнести следующие:
Принцип целенаправленности. Воспитание как педагогическое явление
характеризуется
наличием
социально-культурного
ориентира,
который
представляет
собой
и
идеал
воспитательной
деятельности,
и
ее
предполагаемый результат.
Носителями объективных целей воспитания
являются общественные институты воспитания, с которыми семья так или
иначе связана. Так, многие семьи, исходя из интересов ребенка, учитывают
цели и задачи образовательной работы современного детского сада, школы,
что
обеспечивает
известную
преемственность
в
воспитательной
деятельности.
Принцип
научности.
Осмысление
родителями
научных
основ
воспитания помогает им добиться более высоких результатов в развитии
собственных детей.
Принцип гуманизма, уважения к личности ребенка. Суть этого
принципа заключается в том, что родители должны принимать ребенка как
данность, таким, каков он есть со всеми особенностями, специфическими
чертами, вкусами, привычками безотносительно к каким бы то ни было
внешним эталонам, нормам, параметрам и оценкам. Ребенок пришел в мир не
по своему желанию и хотению: в этом «повинны» родители, поэтому не
следует сетовать на то, что малыш в чем-то не оправдал их ожидания, а уход
5
за ним «съедает» много времени, требует самоограничения, терпения,
выдержки и т.п.
Следует избегать сравнения ребенка с кем-либо (с
родителями, сверстниками, литературными героями, великими людьми); не
навязывать «в лоб» примеры поведения, деятельности; не призывать быть
похожим на тот или иной эталон, образец поведения. Наоборот, важно учить
ребенка быть самим собой.
Принцип гуманности регламентирует отношения
взрослых и детей и предполагает, что эти отношения строятся на доверии,
взаимном уважении, сотрудничестве, любви, доброжелательности.
Принцип
планомерности,
последовательности,
непрерывности.
Согласно этому принципу, домашнее воспитание должно развертываться в
соответствии
с
поставленной
целью.
Предполагается
постепенность
педагогического воздействия на ребенка, причем последовательность и
планомерность воспитания проявляются не только в содержании, но и в
средствах, методах, приемах, отвечающих возрастным особенностям и
индивидуальным возможностям детей.
Последовательность и планомерность
воспитательной деятельности взрослых дают маленькому ребенку ощущение
прочности, уверенности, а это основа формирования личности. Если близкие
люди ведут себя с ребенком в тех или иных ситуациях сходным образом,
одинаково ровно по отношению к нему, то окружающий мир делается яснее,
предсказуемое. Ребенку становится понятно, чего от него хотят, что можно
делать, а что не разрешается. Благодаря этому он начинает осознавать
границы своей свободы, а значит, не перейдет ту грань, где начинается
несвобода других.
Принцип
комплексности
и
систематичности.
Суть
принципа
заключается в том, что в семье осуществляется многостороннее влияние на
личность через систему целей, содержания, средств и методов воспитания,
при этом учитываются все факторы и стороны педагогического процесса.
Принцип согласованности в воспитании. Одна из особенностей
воспитания
современного
ребенка
заключается
в
том,
что
оно
осуществляется разными лицами: членами семьи, профессиональными
6
педагогами образовательных учреждений (детского сада, школы, изостудии,
спортивной секции и т.д.). Ни один из воспитателей маленького ребенка,
будь то родные люди или педагоги детского сада, не могут воспитывать его
изолированно друг от друга: необходимо согласование целей, содержания
воспитательной деятельности, средств и методов ее осуществления.
4. ОСОБЕННОСТИ ДОМАШНЕГО ВОСПИТАНИЯ
Воспитание здорового ребенка - одна из важнейших задач семьи.
Поскольку воспитание здорового ребенка содержит много аспектов,
напомним о наиболее важных для современной семьи. Особо следует
отметить связь охраны здоровья ребенка с гигиеническим воспитанием. Оно
начинается с создания соответствующих требованиям гигиены условий
воспитания ребенка (чистота и порядок в квартире, особенно на кухне, в
детской
комнате;
детская
мебель,
приспособленная
к
его
росту;
индивидуальные постельные и гигиенические принадлежности, посуда;
одежда из натуральных материалов, подобранная по погоде, и пр.). Важной
обязанностью родителей является воспитание у детей привычки мыть руки
(перед едой, после прогулки, посещения туалета), тщательно чистить зубы
утром (после завтрака) и вечером; ежедневно принимать душ, подмываться;
по мере надобности пользоваться носовым платком; убирать постель,
ухаживать за своей одеждой.
Подлинная
забота
родителей
о
полноценном
физическом
и
психическом здоровье - залог рационального режима дня, в котором
предусмотрено достаточное время для полноценного сна (ночного и
дневного), прогулок на свежем воздухе (не менее 4 ч), часы приема пищи,
игр.
Рост,
развитие
ребенка,
предупреждение
многих
заболеваний
напрямую
зависят
от
рационального
питания:
достаточного,
доброкачественного,
разнообразного,
с
необходимым
количеством
витаминов.
7
Эмоциональное воспитание ребенка - бесспорно прерогатива семьи.
Следует учитывать, что чувства играют исключительную роль в жизни
ребенка. Они «окрашивают» его ощущения, восприятия, представления,
мысли.
Если предполагаемый поступок не отвечает принятым нормам и,
вероятно, будет плохо оценен взрослыми, то у ребенка возникает состояние
эмоциональной
тревожности,
способное
затормозить
нежелательное
действие.
Для
эмоционального
развития
ребенка
важно
не
сохранение
однообразно положительных состояний, а их постоянный динамизм, смена в
рамках определенной интенсивности. Мозг ребенка нуждается в напряжении,
тренировке, иначе наступает эмоциональный голод, порождающий скуку,
тоску, угнетенное настроение. Сталкиваясь с жизненными невзгодами,
тяготами,
дети
становятся
мужественными,
выносливыми,
уравновешенными,
но
это
происходит
только
благодаря
разумному
воспитанию, когда чувствуют понимание взрослых, их любовь и поддержку,
готовность прийти на помощь в трудных обстоятельствах.
Для развития у ребенка позитивного образа «Я» значимыми являются
чувства собственного достоинства, гордости, становление которых зависит
от условий жизни и воспитания прежде всего в семье. Поддерживать
достоинство ребенка, укреплять его хорошее мнение о себе - задача семьи.
Это удается сделать в тех семьях, где ребенка включают в различные виды
деятельности, помогают «расти» в них, видеть свои достижения и ощущать,
что они небезразличны родителям.
В условиях семьи трудовые обязанности дошкольников могут быть
очень разнообразны. Родители имеют возможность вводить детей в обычные
домашние дела как в исполненную смысла, глубокую и содержательную
реальность.
Все это, с одной стороны, является реальной основой для
укрепления чувства собственного достоинства, гордости, с другой - будет
закладывать первые «кирпичики» трудолюбия.
8
Формирование положительных привычек поведения - одна из задач
современной семьи. Эти привычки, затрагивающие основные, важные для
нравственного развития детей области социальных отношений, помогают им
правильно ориентироваться в окружающем мире и свидетельствуют о
нравственной направленности их поведения. К ним относятся привычки
соблюдения чистоты, порядка, вежливости, приветливости, уважения к
старшим, готовности прийти на помощь, трудолюбия и др.
Семья — первая школа овладения ребенком родным языком. Родной
язык, являясь одновременно и средством и источником интеллектуального,
нравственного, эстетического воспитания, формирует ребенка как личность.
Пользуясь языком как средством общения, ребенок впитывает в себя
культуру поколений, познает окружающий его мир и самого себя, усваивает
нормы социального взаимодействия. Речь ребенка во многом зависит от
родителей, их культуры, образования, социального положения, от понимания
ими важности правильного речевого развития малыша.
Многое ребенок усваивает благодаря подражанию. Главной моделью
для подражания становится значимый взрослый, прежде всего родители.
Дошкольникам свойственно доверие к словам взрослого, некритичность в
принятии его требований, указаний, объяснений, особая чувствительность к
оценке, особенно высказанной близкими людьми.
Традиционно прочное место в воспитании ребенка, его духовном
обогащении занимает литература. Детские книги - обязательное средство
воспитания современного ребенка. Родителям важно привить ребенку
любовь к книге, чтобы он с интересом и охотой слушал ее, мыслил на основе
словесных представлений, переживал вместе с героями повествования.
Итак, домашнее воспитание - это деятельность, органично вплетенная в
целостную ткань проживания детьми своей индивидуальной жизни среди
самых близких и значимых людей. А для родителей и других членов семьи -
это повседневный кропотливый труд по созиданию растущего человека,
имеющий глубокий гуманистический смысл.
9
5. НАКАЗАНИЕ И ПООЩРЕНИЕ
В семье наиболее распространенными мерами воздействия на детей
являются наказание и поощрение - метод кнута и пряника, возникший в
глубокой древности.
Традиционно наказание рассматривается как такое воздействие на
ребенка, которое выражает осуждение его действий, форм поведения,
противоречащих принятым нормам.
Возможны наказания в виде лишения
развлечений, отстранения от какой-то деятельности.
Если ребенок не чувствует свою вину, не осознает, что он неким
образом нарушил хорошие взаимоотношения с близкими людьми, наказание
будет восприниматься им как акт насилия, вызовет лишь обиду, досаду,
злость против того, кто это совершает. Следовательно, неправильное
использование
наказания
приводит
к
тому,
что
этот
метод
теряет
педагогический смысл.
Поощрение как воспитательное средство более действенно, чем
наказание. Стимулирующая роль поощрения заключается в том, что в нем
содержится одобрение действия, способа поведения ребенка. Значит,
поощрение ориентирует на хорошее, доброе в развивающейся личности и
закрепляет стремление и продвижение ребенка в этом направлении.
Поощрение
теряет
педагогическую
ценность,
когда
у
ребенка
появляется привычка ожидать похвалу, материальное подкрепление за
успехи в любых делах, даже таких, выполнение которых не вызывает особых
усилий, вполне доступно ему по силам и возможностям. Не следует
злоупотреблять поощрением: то, что ребенок выполняет по обязанности, что
ему легко и доступно, не нуждается в похвале. В домашнем воспитании
должно стать правилом: поощрение надо заслужить, мобилизовав свои
усилия, проявив самостоятельность.
Основное средство поощрения - это слово взрослого, обращенное к
ребенку, похвала.
10
6.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Роль семьи в обществе не сравнима по своей силе ни с какими другими
социальными институтами, т. к. именно в семье формируется и развивается
личность человека. Семья выступает как первый воспитательный институт,
связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни.
Именно в семье закладываются основы нравственности человека,
формируются нормы поведения, раскрывается внутренний мир ребенка и его
индивидуальные качества.
Человек приобретает ценность для общества только тогда, когда он
становится личностью, и становление ее требует целенаправленного,
систематичного воздействия. Именно семья с ее постоянным и естественным
характером воздействия призвана формировать черты характера, убеждения,
взгляды,
мировоззрение
ребенка.
Поэтому
выделение
воспитательной
функции семьи как основной имеет общественный смысл.
Цель воспитания - содействовать развитию человека, отличающегося
своей
мудростью,
самостоятельностью,
художественной
производительностью и любовью. Необходимо помнить, что нельзя ребенка
сделать человеком, а можно только этому содействовать и не мешать, чтобы
он сам в себе выработал человека.
Главное и основное правило, которое нужно учитывать при воспитании
ребенка - это последовательность в разностороннем развитии личности
ребенка и демократичность в отношениях с ним.
11
7. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник
для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений - М.: Издательский центр
«Академия», 1999. - 232 с.