Напоминание

Необходимо ли развивать критическое мышление в школе?


Автор: Торопынина Татьяна Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №379
Населённый пункт: Санк-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Необходимо ли развивать критическое мышление в школе?
Раздел: начальное образование





Назад




«Скажи мне – и я забуду.

Покажи мне – и я запомню,

Вовлеки меня – и я научусь.»

(Конфуций)

Торопынина Т.В

Необходимо ли развивать критическое мышление в школе?

Критическое мышление – это способ добывать знания, умение

анализировать, оценивать, выносить обоснованное суждение, вырабатывать

собственное мнение по изучаемой проблеме и умения применять знания как

в стандартной, так и нестандартной ситуации.

Работая в школе уже не первый год понимаешь, как меняются дети.

Современный мир создаёт для них всё новые правила. ФГОС, который

обязывает, чтобы дети в школе не приобретали знания, умения и навыки, а

«учились учиться», то есть сами ставили себе учебные цели, достигали их и

оценивали результаты. Согласитесь, это и взрослому не всегда под силу.

Доказывая свою правоту, ребёнок должен не только читать, писать и

считать, но и уметь решать задачки на логику. Уже в первом классе он

сталкивается с решением задач и учится их записывать в виде схем и

моделей. Используя своё мышление учится полученную информацию

анализировать и обобщать. И тут самое время помочь ему развить

критическое мышление. Ключевой компонент критического мышления —

это умение находить несоответствия.

Для этого существует множество игр, которые помогают развить

критическое мышление. Играющим ребятам необходимо придумывать

признаки и критерии классификации. Выдвигать предположения и делать

правильный выбор.

В процессе игр ребёнку от негодования необходимо будет перейти к

поиску доказательств и защиты своей точки зрения.

Развивать критическое мышление необходимо с раннего возраста,

чтобы подготовить ребёнка к школе.

Помочь развитию критического мышления у детей помогут некоторые

рекомендации:

С раннего возраста необходимо обучать ребенка мыслить логически.

Рассуждая при ребенке, объясняя свое мнение, учить ребенка строить

фразы по модели: "Если ..., то ...".

В игровой форме учить сравнивать предметы, находить общее, тем

самым развивать мышление ребёнка. После чтения сказок делать

выводы.

Если ребенок указывает на ошибку в ваших рассуждениях? Или задает

много уточняющих вопросов? Это замечательно. Значит, он внимателен,

готов высказать свое мнение и очень хочет все знать. Надо поощрять такие

разговоры. Старайтесь научить ребенка сначала находить всю информацию,

а уже потом делать выводы.

Надо позволить ребенку сомневаться. Если ребенок в чем-то сомневается,

показывает недоверие — замечательно! Значит, он будет стараться доказать,

что он прав. Значит, захочет узнать все об объекте спора. Узнает и запомнит

много нового и интересного.

Приемы, которые я использую для развития критического мышления

на уроках.

Один из таких приёмов Ромашка Блума хорошо реализует эту задачу, а

игровая форма работы делает процесс интересным и увлекательным.

Ромашка Блума состоит из 6 лепестков, каждый из которых содержит

свой тип вопросов. Шесть лепестков – шесть вопросов. Этот прием широко

используют в обучении. Этот приём универсален развивает мыслительную

деятельность, учит слышать мнение друг друга, формирует познавательный

интерес и помогает работать над текстом.

Таблица «толстых» и «тонких» вопросов.

Этот приём помогает формировать умения задавать вопросы и грамотно на

них отвечать по определённой теме.

Таблица «толстых» и «тонких» вопросов

?

?

Дайте три объяснения, почему…?

Кто?

Объясните, почему…?

Что?

Почему вы думаете…?

Когда?

Почему вы считаете…?

Может…?

В чём различие…?

Будет…?

Предположите, что будет, если…?

Мог ли…?

Что, если…?

Как зовут…?

Было ли…?

Согласны ли вы…?

Чтобы ребёнок был успешен развивать критическое мышление необходимо



В раздел образования