Автор: Торопынина Татьяна Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №379
Населённый пункт: Санк-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Необходимо ли развивать критическое мышление в школе?
Раздел: начальное образование
«Скажи мне – и я забуду.
Покажи мне – и я запомню,
Вовлеки меня – и я научусь.»
(Конфуций)
Торопынина Т.В
Необходимо ли развивать критическое мышление в школе?
Критическое мышление – это способ добывать знания, умение
анализировать, оценивать, выносить обоснованное суждение, вырабатывать
собственное мнение по изучаемой проблеме и умения применять знания как
в стандартной, так и нестандартной ситуации.
Работая в школе уже не первый год понимаешь, как меняются дети.
Современный мир создаёт для них всё новые правила. ФГОС, который
обязывает, чтобы дети в школе не приобретали знания, умения и навыки, а
«учились учиться», то есть сами ставили себе учебные цели, достигали их и
оценивали результаты. Согласитесь, это и взрослому не всегда под силу.
Доказывая свою правоту, ребёнок должен не только читать, писать и
считать, но и уметь решать задачки на логику. Уже в первом классе он
сталкивается с решением задач и учится их записывать в виде схем и
моделей. Используя своё мышление учится полученную информацию
анализировать и обобщать. И тут самое время помочь ему развить
критическое мышление. Ключевой компонент критического мышления —
это умение находить несоответствия.
Для этого существует множество игр, которые помогают развить
критическое мышление. Играющим ребятам необходимо придумывать
признаки и критерии классификации. Выдвигать предположения и делать
правильный выбор.
В процессе игр ребёнку от негодования необходимо будет перейти к
поиску доказательств и защиты своей точки зрения.
Развивать критическое мышление необходимо с раннего возраста,
чтобы подготовить ребёнка к школе.
Помочь развитию критического мышления у детей помогут некоторые
рекомендации:
С раннего возраста необходимо обучать ребенка мыслить логически.
Рассуждая при ребенке, объясняя свое мнение, учить ребенка строить
фразы по модели: "Если ..., то ...".
В игровой форме учить сравнивать предметы, находить общее, тем
самым развивать мышление ребёнка. После чтения сказок делать
выводы.
Если ребенок указывает на ошибку в ваших рассуждениях? Или задает
много уточняющих вопросов? Это замечательно. Значит, он внимателен,
готов высказать свое мнение и очень хочет все знать. Надо поощрять такие
разговоры. Старайтесь научить ребенка сначала находить всю информацию,
а уже потом делать выводы.
Надо позволить ребенку сомневаться. Если ребенок в чем-то сомневается,
показывает недоверие — замечательно! Значит, он будет стараться доказать,
что он прав. Значит, захочет узнать все об объекте спора. Узнает и запомнит
много нового и интересного.
Приемы, которые я использую для развития критического мышления
на уроках.
Один из таких приёмов Ромашка Блума хорошо реализует эту задачу, а
игровая форма работы делает процесс интересным и увлекательным.
Ромашка Блума состоит из 6 лепестков, каждый из которых содержит
свой тип вопросов. Шесть лепестков – шесть вопросов. Этот прием широко
используют в обучении. Этот приём универсален развивает мыслительную
деятельность, учит слышать мнение друг друга, формирует познавательный
интерес и помогает работать над текстом.
Таблица «толстых» и «тонких» вопросов.
Этот приём помогает формировать умения задавать вопросы и грамотно на
них отвечать по определённой теме.
Таблица «толстых» и «тонких» вопросов
?
?
Дайте три объяснения, почему…?
Кто?
Объясните, почему…?
Что?
Почему вы думаете…?
Когда?
Почему вы считаете…?
Может…?
В чём различие…?
Будет…?
Предположите, что будет, если…?
Мог ли…?
Что, если…?
Как зовут…?
Было ли…?
Согласны ли вы…?
Чтобы ребёнок был успешен развивать критическое мышление необходимо