Напоминание

Дидактические игры как средство формирования речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста


Автор: Султанова Гаухария Исмагиловна
Должность: гбпоу сибайский педагогический колледж
Учебное заведение: ГБПОУ Сибайский педагогический колледж
Населённый пункт: город Сибай Республика Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: Дидактические игры как средство формирования речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Дидактические игры как средство формирования речевого этикета

у детей старшего дошкольного возраста

Эффективными

методами

и

приемами

обучения

дошкольников

правилам

речевого

этикета

являются

также

игры-инсценировки,

дидактические игры, речевые упражнения, речевые ситуации, словесные

игры.

Игра

- одно

из

наиболее

эффективных

средств

формирования

поведения детей с позиций современного этикета. Она как способ познания

окружающего мира дает ребенку в яркой, доступной и интересной форме

представление о том, как принято себя вести в той или иной ситуации,

заставляет задуматься над своими поведенческими манерами. Нельзя

забывать о дисциплинирующем значении игры, так как соблюдение

установленной

дисциплины

является

важным

условием

выполнения

этикетного правила. Для этих целей используют самые разнообразные виды

игры : «Путешествие по русским народным сказкам», «Волшебные очки»,

«Помоги

Колобку»,

«Придумай

необычное

существо»,

«Волшебные

предметы из чудесного мешочка», «Как спастись от колдуна?», «Придумай

историю»,

«Бывает

не

бывает»,

«Исправь

ошибку» ,

«Наоборот»,

«Ласковые слова», «Один много», «Я начну, а ты закончи», «Скажи какой»,

«Волшебный кубик», «Комплимент», «Давайте познакомимся», «Кто это»,

«Шаги», «Кто больше», «Цветные предложения», «Волшебный кубик»,

«Скажи какой», «Придумай сам», «Кто больше вспомнит», «Загадай мы

отгадаем» и т.д.

Основная цель правил игры – организовать действия, поведение детей.

Правила могут разрешать, запрещать, предписывать что-то детям в игре,

делает игру занимательной, напряженной. Соблюдение правил в игре требует

от детей определенных усилий воли, умения обращаться со сверстниками,

преодолевать отрицательные эмоции, проявляющиеся из-за отрицательного

результата. Важно, определяя правила игры, ставить детей в такие условия,

при которых они получали бы радость от выполнения задания.

Используя дидактическую игру в воспитательно-образовательном

процессе, через ее правила и действия у детей формируется корректность,

доброжелательность, выдержку.

Дидактическая игра отличается от игровых упражнений тем, что

выполнение в ней игровых правил направляется, контролируется игровыми

действиями. Например, в игре "Так бывает или нет?" правилами игры

требуется: заметить в стихотворении "Это правда или нет?" Л.Станчева все

небылицы:

Теплая весна сейчас,

Виноград созрел у нас.

Конь рогатый на лугу

Летом прыгает в снегу.

Поздней осенью медведь

Любит в речке посидеть.

А замой среди ветвей

Га-га-га пел соловей.

Быстро дайте мне ответ

–Это правда или нет?

Игра проводится так часто, что дети по очереди, подняв руку,

называют все замеченные небылицы. Но чтобы игра была интереснее и все

дети были активны, воспитатель вводит игровое действие, тот, кто заметил

небылицу по ходу чтения стихотворения, кладет перед собой фишку. В этом

стихотворении шесть небылиц. Значит, у победителя будет шесть фишек. Он

получат приз.

Дидактические игры позволяют закрепить в речи различные этикетные

стереотипы. В качестве героев, поведение которых дети оценивают, или тех,

которые помогают освоить речевой этикет, могут выступать знакомые детям

персонажи детских книг - “Незнайка”, “Буратино”, “Карлсон”.

К формам общения, способствующим установлению дружеских

взаимоотношений, относятся комплименты. В толковом словаре Ожегова

“комплемент” определяется, как любезные, приятные слова, лестный отзыв.

До настоящего времени в практике воспитания культуры поведения

дошкольников

комплементы

не

нашли

широкого

применения.

В

исследовании

М.

Малетиной

показана

возможность

использования

комплементов в работе со старшими дошкольниками и воспитательная

ценность комплементов.

Ситуация комплемента, в сравнении с другими ситуациями речевого

этикета, менее стандартизирована, более ориентирована на партнера,

предполагает творчество в отборе способов выражения одобрения или

похвалы [19,с 78].

Важнейшим условием обучения старших дошкольников комплементам

является

создание

в

группе

положительного

эмоционального

фона,

дружеских взаимоотношений, личный пример взрослого в искренности и

уместности включения комплементов в различные ситуации общения.

Введению комплементов в речевое общение дошкольников способствуют

также

специальные

дидактические

игры

и

упражнения

“Лучший

комплемент для мамы”, “Доброе слово для друга”.

Работая

с

детьми,

воспитатели

уделяют

большое

внимание

формированию их поведения в играх, на занятиях, в труде и недостаточно

оценивают возможности повседневной бытовой деятельности, зачастую

проходя

мимо

тех

педагогических

ценностей,

которые

таят

в

себе

повседневную жизнь дошкольного учреждения.

В силу того, что дети годами посещают, детский сад, появляется

возможность упражнять их в хорошем поведении многократно, и это

способствует выработки привычек [37,с 99].

Каждый день дети здороваются и прощаются, убирают после игры

игрушки, умываются, одеваются на прогулку и раздеваются. Ежедневно

ребенку приходится аккуратно вешать одежду, ставить обувь и т. д. Во всех

этих ситуациях дети не только практически овладевают различными

навыками и умениями, но осваивают определенные нормы речевого этикета

в коллективе сверстников [38,с 100].

Формирование речевого этикетного поведения происходит постоянно, в

любых организационных формах, будь то занятия, игры, беседы, режимные

моменты, в реальной жизни и в специально созданных ситуациях. Например,

ребенок угощает детей группы по случаю своего дня рождения конфетами.

Одному из друзей конфет не досталось. Как поступит “новорожденный“,

ребенок, которому не хватило угощение, и все остальные ребята?

Формановская

Н.И

предлагает

воспитателю обсуждать с

дошкольниками такие вопросы как:

1. Вспомни, не обидел ли ты кого-нибудь. Не стесняйся извиниться! Что ты

почувствовал после того, как извинился? Попробуй представить свое

настроение до, и после извинения в цвете лил с помощью линий.

2. О каком слове ты будешь жалеть, если его не удастся вернуть?

. Случалось ли так, чтобы тебя обижал кто-нибудь? Что ты чувствовал при

этом? Какие слова ты хотел бы услышать от обидчика?

. Какие вежливые слова ты будешь использовать, обращаясь к кому-нибудь с

просьбой?

. Подари кому-нибудь улыбку! Расскажи, как реагировали те, кому ты

улыбнулся. Что ты чувствовал при этом?

При этом повседневное поведение взрослых, как дома, так и в детском

саду оказывает огромное влияние на то, какие нравственные качества будут

сформированы у ребенка.

В старшем дошкольном возрасте, когда уже значительная роль слова, а

речь

приобретает,

по

мнению

Л.С.Выготского,

планирующую

и

регулирующую функции, с детьми можно провести цикл дидактических игр

по изучению правил речевого этикета. Главным содержанием таких игр

являются

поведенческие

правила,

подкрепленные

этическими

и

эстетическими нормами. В них можно включить беседы, театрализации,

ситуации ,все это создаст условия для наилучшего усвоения принятого в

обществе порядка поведения.

Такие дидактические игры помогают

технически отработать тот или иной поведенческий навык, например:

уступить в транспорте место, поблагодарить за подарок, встать из – за стола,

произнести комплемент и т.п.

Таким образом,

с помощью дидактических игр закрепляются и

обобщаются знания о речевом этикете. Дети проигрывают ситуацию и

применяют

свои

знания

на

практике,

целенаправленное

руководство

дидактической игрой положительно влияет на формирующуюся личность

ребенка, способствует развитию нравственных качеств и речевого этикета.



В раздел образования