Автор: Султанова Гаухария Исмагиловна
Должность: гбпоу сибайский педагогический колледж
Учебное заведение: ГБПОУ Сибайский педагогический колледж
Населённый пункт: город Сибай Республика Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: Дидактические игры как средство формирования речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста
Раздел: среднее профессиональное
Дидактические игры как средство формирования речевого этикета
у детей старшего дошкольного возраста
Эффективными
методами
и
приемами
обучения
дошкольников
правилам
речевого
этикета
являются
также
игры-инсценировки,
дидактические игры, речевые упражнения, речевые ситуации, словесные
игры.
Игра
- одно
из
наиболее
эффективных
средств
формирования
поведения детей с позиций современного этикета. Она как способ познания
окружающего мира дает ребенку в яркой, доступной и интересной форме
представление о том, как принято себя вести в той или иной ситуации,
заставляет задуматься над своими поведенческими манерами. Нельзя
забывать о дисциплинирующем значении игры, так как соблюдение
установленной
дисциплины
является
важным
условием
выполнения
этикетного правила. Для этих целей используют самые разнообразные виды
игры : «Путешествие по русским народным сказкам», «Волшебные очки»,
«Помоги
Колобку»,
«Придумай
необычное
существо»,
«Волшебные
предметы из чудесного мешочка», «Как спастись от колдуна?», «Придумай
историю»,
«Бывает
–
не
бывает»,
«Исправь
ошибку» ,
«Наоборот»,
«Ласковые слова», «Один много», «Я начну, а ты закончи», «Скажи какой»,
«Волшебный кубик», «Комплимент», «Давайте познакомимся», «Кто это»,
«Шаги», «Кто больше», «Цветные предложения», «Волшебный кубик»,
«Скажи какой», «Придумай сам», «Кто больше вспомнит», «Загадай мы
отгадаем» и т.д.
Основная цель правил игры – организовать действия, поведение детей.
Правила могут разрешать, запрещать, предписывать что-то детям в игре,
делает игру занимательной, напряженной. Соблюдение правил в игре требует
от детей определенных усилий воли, умения обращаться со сверстниками,
преодолевать отрицательные эмоции, проявляющиеся из-за отрицательного
результата. Важно, определяя правила игры, ставить детей в такие условия,
при которых они получали бы радость от выполнения задания.
Используя дидактическую игру в воспитательно-образовательном
процессе, через ее правила и действия у детей формируется корректность,
доброжелательность, выдержку.
Дидактическая игра отличается от игровых упражнений тем, что
выполнение в ней игровых правил направляется, контролируется игровыми
действиями. Например, в игре "Так бывает или нет?" правилами игры
требуется: заметить в стихотворении "Это правда или нет?" Л.Станчева все
небылицы:
Теплая весна сейчас,
Виноград созрел у нас.
Конь рогатый на лугу
Летом прыгает в снегу.
Поздней осенью медведь
Любит в речке посидеть.
А замой среди ветвей
Га-га-га пел соловей.
Быстро дайте мне ответ
–Это правда или нет?
Игра проводится так часто, что дети по очереди, подняв руку,
называют все замеченные небылицы. Но чтобы игра была интереснее и все
дети были активны, воспитатель вводит игровое действие, тот, кто заметил
небылицу по ходу чтения стихотворения, кладет перед собой фишку. В этом
стихотворении шесть небылиц. Значит, у победителя будет шесть фишек. Он
получат приз.
Дидактические игры позволяют закрепить в речи различные этикетные
стереотипы. В качестве героев, поведение которых дети оценивают, или тех,
которые помогают освоить речевой этикет, могут выступать знакомые детям
персонажи детских книг - “Незнайка”, “Буратино”, “Карлсон”.
К формам общения, способствующим установлению дружеских
взаимоотношений, относятся комплименты. В толковом словаре Ожегова
“комплемент” определяется, как любезные, приятные слова, лестный отзыв.
До настоящего времени в практике воспитания культуры поведения
дошкольников
комплементы
не
нашли
широкого
применения.
В
исследовании
М.
Малетиной
показана
возможность
использования
комплементов в работе со старшими дошкольниками и воспитательная
ценность комплементов.
Ситуация комплемента, в сравнении с другими ситуациями речевого
этикета, менее стандартизирована, более ориентирована на партнера,
предполагает творчество в отборе способов выражения одобрения или
похвалы [19,с 78].
Важнейшим условием обучения старших дошкольников комплементам
является
создание
в
группе
положительного
эмоционального
фона,
дружеских взаимоотношений, личный пример взрослого в искренности и
уместности включения комплементов в различные ситуации общения.
Введению комплементов в речевое общение дошкольников способствуют
также
специальные
дидактические
игры
и
упражнения
–
“Лучший
комплемент для мамы”, “Доброе слово для друга”.
Работая
с
детьми,
воспитатели
уделяют
большое
внимание
формированию их поведения в играх, на занятиях, в труде и недостаточно
оценивают возможности повседневной бытовой деятельности, зачастую
проходя
мимо
тех
педагогических
ценностей,
которые
таят
в
себе
повседневную жизнь дошкольного учреждения.
В силу того, что дети годами посещают, детский сад, появляется
возможность упражнять их в хорошем поведении многократно, и это
способствует выработки привычек [37,с 99].
Каждый день дети здороваются и прощаются, убирают после игры
игрушки, умываются, одеваются на прогулку и раздеваются. Ежедневно
ребенку приходится аккуратно вешать одежду, ставить обувь и т. д. Во всех
этих ситуациях дети не только практически овладевают различными
навыками и умениями, но осваивают определенные нормы речевого этикета
в коллективе сверстников [38,с 100].
Формирование речевого этикетного поведения происходит постоянно, в
любых организационных формах, будь то занятия, игры, беседы, режимные
моменты, в реальной жизни и в специально созданных ситуациях. Например,
ребенок угощает детей группы по случаю своего дня рождения конфетами.
Одному из друзей конфет не досталось. Как поступит “новорожденный“,
ребенок, которому не хватило угощение, и все остальные ребята?
Формановская
Н.И
предлагает
воспитателю обсуждать с
дошкольниками такие вопросы как:
1. Вспомни, не обидел ли ты кого-нибудь. Не стесняйся извиниться! Что ты
почувствовал после того, как извинился? Попробуй представить свое
настроение до, и после извинения в цвете лил с помощью линий.
2. О каком слове ты будешь жалеть, если его не удастся вернуть?
. Случалось ли так, чтобы тебя обижал кто-нибудь? Что ты чувствовал при
этом? Какие слова ты хотел бы услышать от обидчика?
. Какие вежливые слова ты будешь использовать, обращаясь к кому-нибудь с
просьбой?
. Подари кому-нибудь улыбку! Расскажи, как реагировали те, кому ты
улыбнулся. Что ты чувствовал при этом?
При этом повседневное поведение взрослых, как дома, так и в детском
саду оказывает огромное влияние на то, какие нравственные качества будут
сформированы у ребенка.
В старшем дошкольном возрасте, когда уже значительная роль слова, а
речь
приобретает,
по
мнению
Л.С.Выготского,
планирующую
и
регулирующую функции, с детьми можно провести цикл дидактических игр
по изучению правил речевого этикета. Главным содержанием таких игр
являются
поведенческие
правила,
подкрепленные
этическими
и
эстетическими нормами. В них можно включить беседы, театрализации,
ситуации ,все это создаст условия для наилучшего усвоения принятого в
обществе порядка поведения.
Такие дидактические игры помогают
технически отработать тот или иной поведенческий навык, например:
уступить в транспорте место, поблагодарить за подарок, встать из – за стола,
произнести комплемент и т.п.
Таким образом,
с помощью дидактических игр закрепляются и
обобщаются знания о речевом этикете. Дети проигрывают ситуацию и
применяют
свои
знания
на
практике,
целенаправленное
руководство
дидактической игрой положительно влияет на формирующуюся личность
ребенка, способствует развитию нравственных качеств и речевого этикета.