Автор: Людмила Васильевна Фомина
Должность: учитель начальных классов.
Учебное заведение: МКОУ "Вандышевская сош"
Населённый пункт: Челябинская область, уйский район, д. Вандышевка
Наименование материала: статья
Тема: Воспитание родительской ответственности на примерах героев литературных произведений
Раздел: начальное образование
Воспитание родительской ответственности.
Евангелия гласит6 «…по плодам их узнаете их».По детям, их поступкам мы
узнаём их родителей, получаем полное представление о семье т.к. «не
может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить
плоды добрые».
И так из поколения в поколение: родители так воспитывают детей . Дети. в
свою очередь, будут именно так же воспитывать своих детей. Это- замкнутый
круг… Другое им не дано. На примере своих родителей будут «лепить» из
своих детей себе подобных.
Если слепой ведёт слепого, то оба упадут в яму. И оказывается, что зачастую
врагами врагами детей становятся их родители. Ещё Демокрит
сказал:»Хорошими людьми становятся больше от упражнений, чем от
природы»
Чувство родительской ответственности необходимо воспитывать с ранних
лет. Примером родительской ответственности на первом этапе является
природа. Лишь она совершенна.
С первых дней обучения ребёнка в школе на примере живой природы
рассказываю : какими родителями являются животные, как готовятся к
материнству, заботятся о здоровье и благополучии, воспитывают потомство,
учат ухаживать за телом, добывать корм, строить жилище, спасаться от
врагов, защищать своё потомство и , конечно же , солидарности .
В букваре часто встречаются иллюстрации с изображением волка.
Крупицами даю информацию об этом сером разбойнике, причём, начинаю с
того, как заботятся эти хищники о своих детёнышах, родившихся слепыми и
беспомощными. Заботятся оба родителя ответственно и трогательно. Мать
кормит волчат молоком и не отлучается ни на минуту. Волк приносит ей еду.
Разъясняю, что такое «волчья котлета» (полупереваренная пища, которую
отрыгивает волк волчатам). У таких родителей волчата за четыре месяца
увеличивают вес в тридцать раз.
Первоклассники узнают о железной дисциплине в волчьем семействе, о том,
как родители обучают своих волчат. Волки обладают мимикой, и волчата
хорошо понимают каждый жест, гнев, угрозу, нежный взгляд .
Даже насекомые (шмель, паук, жук-хрущ)безукоризненно заботятся о
потомстве. Особенно подчёркиваю то, что животные-родители
ответственные, воспитывают, растят и не бросают своих детей.
В дальнейшем при анализе художественных произведений обращаю
внимание детей на отношения родителей и детей, на родительскую
ответственность за здоровье и жизнь детей. Умственное и физическое
развитие, детское счастье и благополучие, подготовку ребёнка к
самостоятельной жизни.
В рассказе А. Платонова «Сухой хлеб»мальчик счастлив, что у него есть мама.
Она не может дарить подарков, а просто любит своего ребёнка. Воспитывает
его сильным, заботливым. Малыш хочет поскорее вырасти, чтобы помогать
маме.
Автор стихотворения «О дочери» В. Тушнова не может позволить себе даже
заплакать, потому что людское горе не по плечу такой крохотной девочке:
«Я засмеюсь её улыбки ради
Я буду плакать после, в темноте».
О родительской ответственности за здоровье и жизнь детей пойдёт
серьёзный разговор при анализе сказки А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой
царевне и семи богатырях». Третьеклассникам предлагаю про
анализировать (составить образ героя) поведение царя-отца , и дети
приходят к выводу, что во всём случившемся с сиротой- царевной виновен
только её отец, даже не заметивший, как среди дворовых ребятишек
выросла его дочь . Ученики обвиняют отца царевны в неразборчивости при
выборе жены, мачехи для его маленького ребёнка.
Ребёнку нужны и мать, и отец в равной степени. При чтении стихотворения А.
Твардовского «Две кузницы» строки :
«Стояла кузница в Загорье,
И я при ней с рожденья рос»
Дети поясняют: бывал там постоянно с отцом, наблюдал за отцом, учился от
него кузнечному мастерству.
Для сравнения вспоминаем Марию Григорьевну Бунину, воспитавшую
будущего великого поэта Василия Андреевича Жуковского, внебрачного
сына турчанки Сальхи и её мужа.
В рассказе А.П.Чехова «Белолобый» старая слабая волчица не тронула
чужого детёныша- щенка.
А в рассказах Л.Н. Толстого «Акула» и «Прыжок» родительская беспечность
могла обернуться страшной бедой.
К выводу о необходимости родительской требовательности и строгости
ученики приходят сами.
Пример родительского самопожертвования в стихотворении С.А. Есенина
«Лебёдушка»:
« Распустила крылья белые
Белоснежная лебёдушка
И ногами помертвелыми
Оттолкнула малых детушек»
Ответственность родителей за воспитание детей в турецкой сказке «Ашик-
Кериб»: дочь у отца выросла умной, мудрой, верной и честной потому, что
«много аллах дал ему золота, но дороже золота была ему единственная
дочь». На примере героев этой сказки в сознании младших школьников
формируется правильное представление о родительской любви, разумной
любви.
Два мальчика (Володя и Чичевицын) , герои рассказа А.П. Чехова
«Мальчики» такие разные. Так по-разному относятся к своим родителям . В
чём же причина ? Анализируя поступки и характеры героев , ученики придут
к выводу: в родителях. Если володю с восторгом встречают всей семьёй, то
мама ( в рассказе «дама») Чичевицына приехала и увезла своего сына, не
сказав ни слова. Какими вырастут эти мальчики ? Прогнозы детей в
отношении одинокого , обделённого материнской любовью, Чичевицына не
утешительны и реалистичны .
Обращаю внимание детей на каждое слово, каждую фразу автора: «М.Ю.
Лермонтов был счастливо одарён способностями к искусствам и имел
возможность развивать их благодаря бабушке». Как могла бабушка помочь
будущему поэту развивать его способности , отчего же «Миша был
послушным мальчиком, нежным и умным»-тема . которую предлагаю
детям обсудить.
А какие воображения у мальчонки (стихотворение Брюсова «Опять сон»:
Мне опять приснились дебри,
Глушь пустынь, заката тишь,
Жёлтый лев крадётся к зебре
Через травы и камыш.)
Почему снятся ему зебра, лев…? Ответы : « Читал сам или читали и
рассказывали родители, которые воспитали в ребёнке любознательность,
тягу к знаниям».
Мама впервые ненадолго оставляет сына дома одного (Распутин «Мама
куда-то ушла»). Для чего? С какой целью ?
Школьники одобряют поступок мамы: она воспитывает у ребёнка
самостоятельность. Почему Федя не может справиться с решением задачи
(Н.Носов «Федина задача»)? И дети правы: не приучен к самостоятельности,
и во взрослую жизнь такой ребёнок войдёт неорганизованным, не умеющим
самостоятельно принимать решения.
Герой былины Добрыня Никитич «уже двенадцати лет играл на гуслях, песни
складывал, бойко книги читал и пером владел. Ласков был и обходителен «
Чья же в этом заслуга ? Его матери: Добрыня Никитич «шести лет остался без
отца, и Афимья Александровна семи годов посадила его грамоту учить»
Илья Муромец исцелился от болезни благодаря своей чуткости,
отзывчивости. Таким его воспитали родители.
Взаимоотношения в семье анализируем на примере героев сказки Гаршина :
«-Маша, -вдруг шепчет он сестре.
-Что , милый ?
Сестра склоняется, целует его в бледную щёку и при этом незаметно стирает
слезинку.
-Хорошо, голубчик, хорошо.»
Описание мальчика (Б. Зайцев «Домашний лар») «…но на третьем году
выяснилось, что он не ходит, минуло четыре с половиной. Он не говорил,
лишь начал ползать, выгибая дугой ноги. Глаз его смотрел вбок- не плохой ,
карий глаз, но выдавал вырождение» при первом прочтении вызывает
улыбку детей. Но после анализа рассказа ученики понимают, что этот
несчастный ребёнок отстаёт в физическом и умственном развитии, то есть
неполноценный человек. Тому есть объяснение в рассказе : «…ел, сколько
хотел, кричал, сколько хотел» да и появление его на свет не очень радовало
мать. Это –ребёнок нежеланный. Не только его развитием никто не
занимался, но даже и не присматривали за новорождённым. К тому же
родился он слабеньким. Выжил сам.
Его жалеют, принимают в каждом доме - это пример милосердия.
Нет ничего важнее для матери, чем забота о ребёнке. Лишь ответственные
родители могут воспитать здорового ребёнка. А родительская халатность,
безответственность оборачивается несчастьем для детей. К такому выводу
придут сами ученики при анализе художественного произведения.
Гадкому утёнку хотелось умереть от предательства , ведь утка- его мать. А
утята-братья, желающие , чтоб его «утащила кошка».
В заключительной части сказки – философия счастья: «Теперь утёнок был
даже рад, что перенёс столько горя и бед. Он много вытерпел и поэтому мог
лучше оценить своё счастье» Обязательно акцентирую внимание детей на
этой фразе автора.
Что такое счастье ?
1.Счастье ребёнка- это любовь близких.
«…Опостылеют салазки,
И садимся в два рядка
Слушать бабушкины сказки
Про Ивана-дурака.
И сидим мы , еле дышим…» (С.Есенин «Бабушкины сказки»)
М. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка»:
«Колокола звенят в тени,
Спешат удары за ударом,
И все поют о добром, старом
О детском времени они».
Плещеев А.Н.:
«Сойдётся нас много детей», «Так милы дорожки заросшие были», «Так
матери нежный упрёк забывался и выговор строгий отца»
И почему «однообразно и печально шли годы детства моего»
(«Воспоминание о детстве»И. С. Никитин) ? Ответ в самом
стихотворении :»Рос я сиротой»
Старый Кокованя («Серебряное копытце» П.П. Бажов) придумал сказку, чтоб
жизнь сиротки наполнить радостью. Украсить впечатлениями.
А маленькая девочка («Слон»А.Куприн) живёт в достатке, окружённая
любовью родителей и заботой нянь. Исполняется любое её желание.
Младшие школьники называют её болезнь тоской, одиночеством: у неё нет
радости общения со сверстниками, нет ярких впечатлений . Ребёнка
богатство не может радовать, не может заменить детских игр, ласковую
бабушку… друзей.
2.Счастье- это родной дом.
А.Н. Плещеев с нежностью пишет о «родном гнезде», о том, как в нём
должен чувствовать себя ребёнок. Как неуютно было зайчонку в чужом доме
(«Листопадничек» И. С. Соколов-Микитов) и только «возле матери в родном
гнезде крепко заснул».
3. Родная природа
В рассказе «В ночном» И.З. Сурикова младших школьников привлекает
ночная природа, романтика. В стихах Н.А. Некрасова природа во все
времена года и детство – едины.
Ребёнку близко и понятно , что такое детское счастье. Важно в детскую
душу поселить представление об ответственных родителях, от которых
полностью зависит будущее их детей.
Проблему воспитания будущих родителей , ответственных и любящих,
штурмую с таким энтузиазмом, как если бы от этого зависела вся моя жизнь,
ведь «лучше зажечь свечу. Чем всю жизнь проклинать темноту»