Напоминание

"В поисках будущей профессии"


Автор: Калошин Александр Борисович
Должность: заместитель директора по учебно-производственной работе
Учебное заведение: ГБПОУ "Калашниковский колледж"
Населённый пункт: п. Калашниково
Наименование материала: Методическая разработка классного часа
Тема: "В поисках будущей профессии"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Классный час

.

Классный час

.

Цель занятия:

помочь учащимся в правильном выборе

профессионального пути.

Цель занятия:

помочь учащимся в правильном выборе

профессионального пути.

Задачи:

-

познакомить с технологией профессионального

успеха;

-

дать практические рекомендации по построению

дальнейшего образовательного маршрута.

-

провести рекламу техникума.

Задачи:

-

познакомить с технологией профессионального

успеха;

-

дать практические рекомендации по построению

дальнейшего образовательного маршрута.

-

провести рекламу техникума.

План.

План.

Что такое профессия?

Условия профессиональной трудовой деятельности.

Чем профессионал отличается от любителя и

дилетанта?

Технологические характеристики.

Классификация профессий по характеру труда.

Психологические типы профессий

Формула выбора профессии.

Презентация Калашниковского экономического

техникума.

Ответы на вопросы учащихся

Что такое профессия?

Условия профессиональной трудовой деятельности.

Чем профессионал отличается от любителя и

дилетанта?

Технологические характеристики.

Классификация профессий по характеру труда.

Психологические типы профессий

Формула выбора профессии.

Презентация Калашниковского экономического

техникума.

Ответы на вопросы учащихся

Термин “профессия” происходит от латинского

корня, означающего: говорить, объявлять,

заявлять. Отсюда слово “профессор”.

Термин “профессия” происходит от латинского

корня, означающего: говорить, объявлять,

заявлять. Отсюда слово “профессор”.

В документе

“Единый тарифно-квалификационный

справочник”,

насчитывается более 7000 названий

профессий, имеющихся в России, хотя

спросом пользуется несколько сот.

В документе

“Единый тарифно-квалификационный

справочник”,

насчитывается более 7000 названий

профессий, имеющихся в России, хотя

спросом пользуется несколько сот.

Профессия

Профессия

это социальная характеристика

человека, указывающая на его

принадлежность к определённой

категории людей, которые

занимаются одинаковым видом

трудовой деятельности

это социальная характеристика

человека, указывающая на его

принадлежность к определённой

категории людей, которые

занимаются одинаковым видом

трудовой деятельности

Трудовая деятельность человека является

профессиональной, если выполняются следующие условия:

Трудовая деятельность человека является

профессиональной, если выполняются следующие условия:

1. Профессия характеризуется

наличием определённого

уровня квалификации,

мастерства, умения,

профессиональной

подготовки, специально

полученных знаний и

навыков, которые часто

подтверждаются

специальными документами

о профессиональном

образовании: дипломами,

свидетельствами,

аттестатами, сертификатами.

1. Профессия характеризуется

наличием определённого

уровня квалификации,

мастерства, умения,

профессиональной

подготовки, специально

полученных знаний и

навыков, которые часто

подтверждаются

специальными документами

о профессиональном

образовании: дипломами,

свидетельствами,

аттестатами, сертификатами.

2. Профессия является своего

рода товаром, который

человек может продавать

на рынке труда. Причём,

товаром, который

пользуется спросом, за

который другие люди готовы

платить. То есть

профессиональная

деятельность может служить

источником доходов

человека.

2. Профессия является своего

рода товаром, который

человек может продавать

на рынке труда. Причём,

товаром, который

пользуется спросом, за

который другие люди готовы

платить. То есть

профессиональная

деятельность может служить

источником доходов

человека.

Чем профессионал отличается от

любителя и дилетанта?

Чем профессионал отличается от

любителя и дилетанта?

Профессионал – это квалифицированный человек,

продающий результаты своего труда.

Профессионал – это квалифицированный человек,

продающий результаты своего труда.

Дилетант – это человек, характеризующийся

отсутствием требуемого стандартного уровня

профессиональной квалификации.

Дилетант – это человек, характеризующийся

отсутствием требуемого стандартного уровня

профессиональной квалификации.

Любитель – это человек, занимающийся каким-

либо видом трудовой деятельности не ради

заработка, а для собственного удовольствия.

Любитель – это человек, занимающийся каким-

либо видом трудовой деятельности не ради

заработка, а для собственного удовольствия.

С кем можно поговорить о профессиях?

С кем можно поговорить о профессиях?

С психологом профконсультантом;

С преподавателем профессионального

учебного заведения;

Со специалистами тех профессий, которые

Вас интересуют;

С родителями, родственниками и

знакомыми.

Стоит ли поработать самому?

Стоит ли поработать самому?

Собственный

опыт работы

по профессии

является

наиболее

точным и

правильным.

Собственный

опыт работы

по профессии

является

наиболее

точным и

правильным.

Вы приобретёте:

- жизненный и трудовой опыт;

- деловые связи и знакомства;

- материальную основу для

дальнейшего профессионального

роста.

Вы приобретёте:

- жизненный и трудовой опыт;

- деловые связи и знакомства;

- материальную основу для

дальнейшего профессионального

роста.

Однако

Однако

собственный опыт – это наиболее дорогая и

длительная форма знакомства с профессией.

собственный опыт – это наиболее дорогая и

длительная форма знакомства с профессией.

Характеристики профессий

Характеристики профессий

Технологические характеристики:

Технологические характеристики:

Предмет труда: другие люди, техника, информация, искусство или природа.

Цели труда: материальное производство, создание каких – либо духовных

ценностей, обслуживание и уход за людьми, техникой и природой.

Средства трудовой деятельности: ручные, механизированные,

автоматизированные.

Трудовые операции.

Действия: умственные, физические, социальные.

Рабочее место специалиста: помещение, кабинет, открытый воздух.

Климатические условия; на одном месте или разъезжать; в коллективе или

индивидуально.

Рабочее время: свободный режим, жесткий режим: посменно, ночное время,

вахты.

Как часто специалист вынужден работать в нерабочее время, без перерывов,

в вынужденном темпе, неритмично – с паузами и простоями?

Каковы бывают ошибки в трудовой деятельности?

К каким последствиям они могут приводить?

Какими причинами они могут вызываться?

Предмет труда: другие люди, техника, информация, искусство или природа.

Цели труда: материальное производство, создание каких – либо духовных

ценностей, обслуживание и уход за людьми, техникой и природой.

Средства трудовой деятельности: ручные, механизированные,

автоматизированные.

Трудовые операции.

Действия: умственные, физические, социальные.

Рабочее место специалиста: помещение, кабинет, открытый воздух.

Климатические условия; на одном месте или разъезжать; в коллективе или

индивидуально.

Рабочее время: свободный режим, жесткий режим: посменно, ночное время,

вахты.

Как часто специалист вынужден работать в нерабочее время, без перерывов,

в вынужденном темпе, неритмично – с паузами и простоями?

Каковы бывают ошибки в трудовой деятельности?

К каким последствиям они могут приводить?

Какими причинами они могут вызываться?

Экономические характеристики:

Экономические характеристики:

В каких отраслях используется данная

профессия?

Каков спрос на данную профессию на

рынке труда

В каких пределах изменяется оплата труда

среди специалистов данной профессии?

В каких отраслях используется данная

профессия?

Каков спрос на данную профессию на

рынке труда

В каких пределах изменяется оплата труда

среди специалистов данной профессии?

Педагогические характеристики:

Педагогические характеристики:

Какие требования предъявляет профессия к

уровню и содержанию образования?

Какие учебные заведения осуществляют

подготовку по данной профессии?

Какие знания и навыки необходимы для

успешной профессиональной

деятельности?

Какие требования предъявляет профессия к

уровню и содержанию образования?

Какие учебные заведения осуществляют

подготовку по данной профессии?

Какие знания и навыки необходимы для

успешной профессиональной

деятельности?

Медицинские характеристики:

Медицинские характеристики:

Какой уровень здоровья требуется для

данной профессии?

Какие медицинские противопоказания

существуют для данной профессии?

Какие неблагоприятные условия труда

присущи данной профессии? (см.

диагностику)

Какой уровень здоровья требуется для

данной профессии?

Какие медицинские противопоказания

существуют для данной профессии?

Какие неблагоприятные условия труда

присущи данной профессии? (см.

диагностику)

Психологические характеристики:

Психологические характеристики:

Какие требования предъявляет профессия к различным

психологическим особенностям человека:

- к его органам чувств, зрительному, слуховому,

осязательному восприятию;

- к двигательным качествам: силе и выносливости,

скорости и точности движений, подвижности;

- к умственным способностям: сосредоточению

внимания, запоминанию, пониманию,

пространственному воображению, логическим

рассуждениям;

- к чертам характера: общительности,

самостоятельности, сдержанности, решительности,

настойчивости, ответственности.

Какие требования предъявляет профессия к различным

психологическим особенностям человека:

- к его органам чувств, зрительному, слуховому,

осязательному восприятию;

- к двигательным качествам: силе и выносливости,

скорости и точности движений, подвижности;

- к умственным способностям: сосредоточению

внимания, запоминанию, пониманию,

пространственному воображению, логическим

рассуждениям;

- к чертам характера: общительности,

самостоятельности, сдержанности, решительности,

настойчивости, ответственности.

Все профессии делятся на два класса по

характеру труда.

Все профессии делятся на два класса по

характеру труда.

профессии

исполнительского

класса

профессии

исполнительского

класса

профессии

творческого

класса

профессии

творческого

класса

Профессии исполнительского класса

Профессии исполнительского класса

связаны с выполнением

решений, работой по

заданному образцу,

соблюдением имеющихся

правил и нормативов,

следованием

инструкциям,

стереотипным подходом к

решению проблем. В

большинстве случаев

профессии этого класса

не требуют высшего

образования.

связаны с выполнением

решений, работой по

заданному образцу,

соблюдением имеющихся

правил и нормативов,

следованием

инструкциям,

стереотипным подходом к

решению проблем. В

большинстве случаев

профессии этого класса

не требуют высшего

образования.

Агент, медсестра,

продавец,

приёмщик заказов,

социальный работник,

машинист, оператор,

станочник, плотник,

кассир, телефонист,

парикмахер,

озеленитель

И др.

Агент, медсестра,

продавец,

приёмщик заказов,

социальный работник,

машинист, оператор,

станочник, плотник,

кассир, телефонист,

парикмахер,

озеленитель

И др.

Профессии творческого класса

Профессии творческого класса

связаны с анализом,

исследованием, испытанием,

контролем, планированием,

организацией и управлением,

конструированием,

проектированием, разработкой

новых образцов, принятием

нестандартных решений, требуют

независимого и оригинального

мышления, высокого уровня

умственного развития и, как

правило, высшего образования

связаны с анализом,

исследованием, испытанием,

контролем, планированием,

организацией и управлением,

конструированием,

проектированием, разработкой

новых образцов, принятием

нестандартных решений, требуют

независимого и оригинального

мышления, высокого уровня

умственного развития и, как

правило, высшего образования

Врач, менеджер,

референт, психолог,

учитель, юрист,

инженер, экономист,

математик,

архитектор, физик

и др.

Врач, менеджер,

референт, психолог,

учитель, юрист,

инженер, экономист,

математик,

архитектор, физик

и др.

Психологические типы профессий

Психологические типы профессий

1.

“Человек-человек”

2.

“Человек-техника”

3.

“Человек - знаковая система”

4.

“Человек - художественный образ”

5.

“Человек-природа”

“человек-человек”

“человек-человек”

связанные с

медицинским

обслуживанием

обучением и

воспитанием

бытовым

обслуживанием

правовой защитой

врач, медсестра,

санитарка

воспитатель, няня,

учитель,

преподаватель,

тренер

продавец,

проводник,

официант

юрист,

следователь,

участковый

инспектор

Профессии этого типа предъявляют высокие требования к таким качествам

работника как умение устанавливать и поддерживать деловые контакты,

понимать состояние людей, оказывать влияние на других, проявлять выдержку,

спокойствие и доброжелательность, речевые способности.

“человек-техника”

“человек-техника”

связанные с созданием,

монтажом, сборкой и

наладкой технических

устройств

эксплуатацией

технических средств

ремонтом техники

каменщик, монтажник,

сварщик, инженер-

конструктор

водитель, кочегар,

крановщик, токарь,

швея-мотористка

слесарь-ремонтник,

механик, электромонтёр

по ремонту

оборудования

Этот тип профессий требует от работника высокого уровня развития наглядно-

образного мышления, пространственных представлений, технической

осведомленности и сообразительности, хороших двигательных навыков,

ловкости.

“человек - знаковая система”

“человек - знаковая система”

Профессии,

связанные с

текстами

Профессии,

связанные с

цифрами,

формулами и

таблицами

Профессии,

связанные с

чертежами,

картами, схемами

Профессии,

связанные со

звуковыми

сигналами

корректор,

машинистка,

переводчик,

библиотекарь

программист,

экономист,

бухгалтер, кассир

штурман,

чертёжник

радист,

телефонист

Профессии этого типа требуют от человека способности к отвлечённому

мышлению, оперированию числами, длительному и устойчивому

сосредоточению внимания, усидчивости.

“человек - художественный образ”

“человек - художественный образ”

профессии, связанные с созданием,

проектированием, моделированием

художественных произведений

профессии, связанные

с воспроизведением, изготовлением

различных изделий по эскизу,

образцу

художник, журналист, модельер,

композитор

ювелир, актёр, закройщик,

реставратор, столяр-краснодеревщик,

цветовод-декоратор

От человека в профессиях этого типа требуется развитый художественный вкус,

высокая эстетическая чувствительность, богатое и яркое воображение.

“человек-природа”

“человек-природа”

профессии, связанные с

изучением живой и

неживой природы

профессии, связанные с

уходом за растениями и

животными

с профилактикой и

лечением заболеваний

растений и животных

микробиолог, агрохимик,

геолог

лесовод, овощевод,

зоотехник

ветеринар

Этот тип профессий предполагает наличие у человека хорошей

наблюдательности, способности ориентироваться в условиях

непредсказуемости и отсроченности результатов, менять цели в зависимости

от условий, выносливости и терпеливости к недостатку комфорта.

Формула выбора профессии

Формула выбора профессии

«ПРОФЕССИЯ» =

«ХОЧУ»

+

«МОГУ»

+

«НАДО».

«ПРОФЕССИЯ» =

«ХОЧУ»

+

«МОГУ»

+

«НАДО».

“ХОЧУ” отвечает за интерес и

привлекательность.

“ХОЧУ” отвечает за интерес и

привлекательность.

“МОГУ” отвечает за доступность и

посильность.

“МОГУ” отвечает за доступность и

посильность.

“НАДО” отвечает за спрос профессии на

рынке труда

“НАДО” отвечает за спрос профессии на

рынке труда

Какие новые профессии появляются в

наши дни?

Сегодня быстрыми темпами развивается сфера торговли, управления и

информационного обслуживания и максимальное количество новых

профессий появляется именно в этих областях.

коммерческий агент, рекламный агент,

агент по недвижимости, агент по

ценным бумагам, туристический агент, менеджеры: по персоналу, по

маркетингу, по продажам, по рекламе, по проектам, офис-менеджер,

финансовый менеджер.

В области информационного проектирования и обеспечения:

- менеджер информационных систем, сетевой администратор,

специалист по сетям и коммуникациям, инженер – системотехник,

системный аналитик, специалист по компьютерному дизайну,-веб-

дизайнер

Как выбрать профессию, чтобы потом не

сожалеть?

Как выбрать профессию, чтобы потом не

сожалеть?

Знать и очень хорошо представлять себе,

чего ты хочешь от жизни.

Помнить, что невозможно сделать выбор раз

и навсегда, что нужно быть готовым к

постоянным изменениям.

Разные пути ведут к одной и той же цели, и

даже препятствия можно превратить в

инструмент для тренировок.

Работа – это важная, но все-таки только часть

жизни.

Знать и очень хорошо представлять себе,

чего ты хочешь от жизни.

Помнить, что невозможно сделать выбор раз

и навсегда, что нужно быть готовым к

постоянным изменениям.

Разные пути ведут к одной и той же цели, и

даже препятствия можно превратить в

инструмент для тренировок.

Работа – это важная, но все-таки только часть

жизни.

Какие самые востребованные профессии сегодня?

Советуем присмотреться к техническим специальностям, на которые

существует настоящий дефицит.

Прогноз специалистов: лидерами по привлечению новых сотрудников

окажутся производственные компании, а самым “горячим” рынком будет

недвижимость. Сейчас рынок недвижимости на пике и спрос на

квалифицированные кадры значительно вырос.

В недвижимости наиболее значительно растут зарплаты специалистов всех

квалификаций.

Другая востребованная группа профессий – технические специалисты. Уже

сейчас компании готовы платить своим сотрудникам зарплаты, значительно

превышающие их реальную стоимость на рынке труда. В особом дефиците

сейчас инженеры и главные инженеры, а также простые и главные

технологи. Хороший главный технолог может зарабатывать, как директор

завода (сегодня в пищевой промышленности, где важны международные

стандарты качества).

Вопросы.

Как правильно выбрать ВУЗ?

Что надо выяснить до подписания

договора на платное образование?

Какой ВУЗ предпочесть:

государственный или

негосударственный?

Как прорваться в ВУЗ?

Американский психолог Джон Голланд

считает, что каждому типу личности

соответствует определённый тип

профессий. Если человек выбирает

профессию, соответствующую его типу

личности, обеспечивающую реализацию

его ценностей, то он сможет достичь в ней

наибольших успехов.

Американский психолог Джон Голланд

считает, что каждому типу личности

соответствует определённый тип

профессий. Если человек выбирает

профессию, соответствующую его типу

личности, обеспечивающую реализацию

его ценностей, то он сможет достичь в ней

наибольших успехов.

СДЕЛАЙ

ПРАВИЛЬНЫЙ ВЫБОР

В ЖИЗНИ!

СДЕЛАЙ

ПРАВИЛЬНЫЙ ВЫБОР

В ЖИЗНИ!



В раздел образования