Напоминание

Приобщение дошкольников к художественной литературе


Автор: Ковалевская Юлия Борисовна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 165
Населённый пункт: г.Новосибирск
Наименование материала: Статья
Тема: Приобщение дошкольников к художественной литературе
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Новосибирска

«Средняя общеобразовательная школа № 165 имени В.А.Бердышева»

Дошкольное отделение «Полянка»

ПРОЕКТ

«Читать – это модно»

по приобщению дошкольников к детской художественной

литературе как эффективного средства, развития личности,

обучения и воспитания, как залога жизненного успеха

Авторы:

Руководитель ДО: Ракунова Наталья Ивановна

Старший воспитатель: Ковалевская Юлия Борисовна

Новосибирск 2021

СТРУКТУРА

1

п/

п

Название раздела

№ страницы

1

Краткая аннотация

2

2

Информационная справка об учреждении

4

3

Постановка проблемы

5

4

Актуальность

6

5

Паспорт проекта

8

6

Аналитическое обоснование

11

7

Этапы реализации проекта

15

8

Технологическая часть

23

9

Ожидаемые результаты

24

10

Оценка эффективности проекта

25

11

Ресурсы проекта

27

12

Функционал

28

12

Факторы риска

29

13

Литература

30

15

Приложения

31

«Если с детства у ребенка

не воспитана любовь к книге,

если чтение не стало его

духовной потребностью на всю жизнь -

в годы отрочества душа подростка

будет пустой, на свет божий выползает,

как будто неизвестно откуда взявшееся плохое»

В.А. Сухомлинский

1.

КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ

ПРОЕКТ «ЧИТАТЬ – ЭТО МОДНО» -

это разработанная система

мероприятий, направленных на формирование в обществе активной читательской

среды и на самоорганизацию родителей для повышения воспитательного и

развивающего потенциала печатного слова, на повышение уровня читательской

грамотности с привлечением родительского, педагогического и библиотечного

сообществ.

Основным механизмом реализации проекта является деятельность

педагогов в возрастных группах в соответствии с разработанными мероприятиями и

подпроектами.

2

Проект внедряется в течение учебного года, состоит из цепочки

спланированных событий, объединенных общим делом, носит проблемный характер

и включают во взаимодействие всех участников образовательного процесса:

педагогов – детей – родителей. Особенностью внедрения проекта является то, что он

реализуется, начиная с самых маленьких воспитанников дошкольного учреждения.

Это позволяет эффективно приобщить ребенка к книге как можно раньше, привлечь

внимание родительской общественности к проблеме чтения, возродить культуру

семейного чтения.

В результате реализации проекта произойдет:

обновление методов и форм работы с детьми, приумножение традиций;

формирование компетенций «грамотного» читателя у ребенка-дошкольника

для последующего успешного обучения в школе;

обогащение предметно-развивающей среды, создание мини-библиотеки в

ДО;

внедрение новых форм сотрудничества с семьей, приобщение родительской

общественности к проблеме ранней читательской грамотности, возрождение

культуры совместных чтений в семье;

повышение уровня профессионального мастерства педагогов.

Надеемся, что данная система работы вызовет практический интерес и

послужит справочным материалом для других ДОУ, педагогов, родителей,

позволяющая доступно разъяснить формы и методы работы в данном направлении.

Реализация проекта будет выполняться коллективом образовательного

учреждения, родителями (законными представителями), детьми, социальными

партерами.

Проект

имеет

социальную

практическую

направленность.

Данный

инновационный

проект

может

быть

полезен

воспитателям

дошкольных

учреждений, заинтересованным и внимательным родителям. Авторы проекта

оставляют за собой право вносить изменения и дополнения в содержание проекта с

учетом возможных законодательных изменений, финансовых корректировок и на

основе анализа хода реализации мероприятий.

3

2.

ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА ОБ УЧРЕЖДЕНИИ

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

города

Новосибирска «Центр развития ребенка – детский сад № 487 «Полянка» (далее

ДОУ) построено в 1988 году и сразу передано на баланс управления строительства

«Сибакадемстрой».

В 1995 году передано на баланс РОНО Советского района. В

2020 году учреждение реорганизовано путем присоединения к МБОУ СОШ № 165

им. Героя В.А.Бердышева.

Юридический адрес:

630057, город Новосибирск, ул. Бердышева 15

Фактический адрес:

630057, город Новосибирск, ул. Печатников 9а

Телефон/ факс 326 00 86,

e-mail ds

_487_

nsk

@

nios

.

ru

Режим работы ДОУ: пятидневная рабочая неделя с пребыванием

детей с 07.00 до 19.00 часов.

Общее количество воспитанников – 152 ребенка.

Возраст детей, посещающих ДОУ – 2 - 7 лет.

Количество групп – 6 (общеразвивающие)

Деятельность ДОУ строится на основе нормативно - правовых документов

федерального, регионального, муниципального уровней и в соответствии с уставом,

локальными

актами,

программой

развития,

годовым

планом,

здоровьесберегающими технологиями, целевыми программами.

Дошкольное

учреждение

полностью

укомплектовано

педагогическими

кадрами и техническим персоналом. На данный момент в учреждении работают 14

педагогов.

Содержание воспитательно-образовательного процесса в группах детей

дошкольного возраста определяется программой «От рождения до школы» под

4

редкцией

Н.Е.Вераксы,

Т.С.Комаровой,

М.А.Васильевой.

Ведущие

цели

Программы — создание благоприятных условий для полноценного проживания

ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности,

всестороннее развитие психических, физических качеств в соответствии с

возрастными

и

индивидуальными

особенностями,

подготовка

к

жизни

в

современном обществе, формирование предпосылок к учебной деятельности,

обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

3.

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ.

Основной целью образовательного процесса в ДОО согласно ФГОС ДО

является развитие личности дошкольника. В контексте приобщения дошкольников к

книге в научно методической литературе в настоящее время используются понятия

«литературное развитие» и «читательское развитие». Под литературным развитием

применительно к дошкольному возрасту понимается процесс, направленный на

приобщение детей к литературе как искусству слова и совершенствование их

способностей в разных видах художественно-речевой деятельности (эмоционально-

эстетическом восприятии произведения, понимании произведения, выразительном

чтении, пересказе, инсценировании, словесном творчестве на основе произведения).

К сожалению, в наше время телевидение и Интернет существенно снизили

престиж чтения книг. В домашнем досуге книга всё чаще заменяется просмотром

телепередач,

видеоиграми,

редкостью

становятся

домашние

библиотеки.

Национальная программа поддержки и развития чтения говорит о том, что «Россия

подошла к критическому пределу пренебрежения чтением, и на данном этапе можно

говорить о начале необратимых процессов разрушения ядра национальной

культуры».

В

истории

человечества

периодически

происходит

смена

коммуникативных технологий. Это естественный процесс, просто сейчас мы

находимся в самом его начале. Поменялась сенсорная модальность — дети уже не

читают, а смотрят. Во время чтения вы должны воображать, то есть представлять все

то, о чем читаете. А когда вы смотрите, воображение не нужно. Сигнал идет

непосредственно в затылочную кору головного мозга, это другое восприятие. Дети

5

уже принадлежат к новой коммуникативной культуре. Чтобы современный ребенок

был подготовлен к жизни необходимо воспитывать в нём грамотного читателя. Не

читая, человек не развивается, не совершенствует свой интеллект, память, внимание,

воображение, не усваивает и не использует опыт предшественников, не учится

думать,

анализировать,

сопоставлять,

делать

выводы.

Поэтому

сегодня,

в

меняющейся ситуации, перед нашим дошкольным учреждением стоит проблема

поиска эффективных путей приобщения дошкольников к книге, воспитания

будущего юного читателя с учетом современных требований ФГОС ДО.

Коллектив ДОУ считает, что должна быть создана система по привлечению

детей к чтению. Не какая-то единичная акция, а длительная системная работа

над тем, чтобы чтение книги стало неотъемлемой частью жизни любого ребёнка.

4.

АКТУАЛЬНОСТЬ

Сегодня весь мир стоит перед проблемой сохранения интереса к книге.

Президент РФ Владимир Путин, выступая перед литераторами на Российском

литературном собрании, заявил, что Россия утратила статус самой читающей страны

в мире. Одна из главных причин этого - развитие цифровых технологий, считает

Путин. "Главная и, уверен, общая тревога - это сегодняшнее падение интереса к

книге, особенно среди молодежи. Люди раньше находили ответы на интересующие

их вопросы именно в книге, а сейчас есть другие возможности. А раньше

практически только там учились мыслить, анализировать, чувствовать и, конечно

же, правильно говорить. Поскольку именно в литературном тексте живет и создается

язык", - сказал Путин. Он пояснил, что прививать вкус к чтению нужно с ранних лет.

Не читая, человек не развивается, не совершенствует свой интеллект, память,

внимание, воображение, не усваивает и не использует опыт предшественников, не

учится думать, анализировать, сопоставлять, делать выводы. Поэтому книга должна

как можно раньше войти в жизнь ребенка, сделать его мир интересным, полным

необычных открытий. Ведь именно последующее его знакомство с огромным

литературным наследием будет опираться на тот фундамент, который закладывается

в дошкольном возрасте.

6

В связи с этим возникла педагогическая необходимость разработки проекта по

формированию

у

детей

дошкольного

возраста

интереса

к

художественной

литературе.

Книгу не зря называют источником знаний. Люди, которые много

читают, - интересные собеседники, обладающие хорошей памятью, большим

словарным запасом, развитым воображением.

Книги оказывают огромное влияние на умственное, нравственное и

эстетическое развитие детей, на формирование у них образной, грамматически

правильной речи. Ни для кого не секрет, что проблема приобщения ребенка к

чтению в современном обществе требует повышенного внимания. Как известно,

современные дети все чаще проводят большую часть своего времени у телевизора и

компьютера и все реже читают книги. Учитывая это, задачи педагогов и родителей

– направить детей на правильный выбор источника информации, а также повышать

среди подрастающего поколения престиж чтения и статус «читающего человека».

О необходимости приобщения детей к красоте родного слова указывали

педагоги,

психологи,

лингвисты

(К.Д.Ушинский, Е.И.Тихеева,

Е.А.Флёрина,

Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, А.В.Запорожец, А.А.Леонтьев и др.). Работа над

словом

начиналась

с

раннего

возраста

детей.

Всеми

любимые

песенки,

колыбельные, прибаутки, потешки широко использовались с самого рождения

малыша. На них воспитывали, развивали, приобщали к культуре, учили говорить.

Воспитание грамотного читателя – процесс длительный, состоящий из ряда

этапов, каждому из которых соответствуют свои задачи. Исключить из этого

процесса период дошкольного детства невозможно, поскольку он связан с

последующими ступенями литературного образования и во многом определяет их.

Понятие «грамотный читатель» условно для дошкольного детства, так как сам

ребенок в этот период не умеет читать и является слушателем читаемого ему.

Каковы цели и задачи литературного воспитания ребенка в детском саду?

На этот вопрос мы можем ответить, обратившись к Федеральному государственному

образовательному стандарту дошкольного образования, где приобщение детей к

художественной литературе рассматривается как часть двух направлений развития:

«Речевое развитие» и «Художественно – эстетическое развитие», и определяется

как:

7

- знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов

различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-

синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

- формирование элементарных представлений о видах художественной литературы и

фольклора (как искусства);

- стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;

реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной,

конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Таким образом, знакомство дошкольников с книжной культурой, детской

литературой в детском саду, согласно ФГОС дошкольного образования, является

средством речевого развития детей и способствует обогащению активного словаря

дошкольников, связной диалогической и монологической речи, развития речевого

творчества.

Ребенок – слушатель – это уже читатель. Только читательская судьба ребенка

зависит от взрослых, которые берут в руки книгу и становятся посредниками

между писателем и слушателем. Именно поэтому мы считаем, что проблема

приобщения ребенка к чтению сегодня особенно актуальна и значима. Задача

детского

сада

заключается

в

подготовке

к

долгосрочному

литературному

образованию, которое начинается в школе.

5. ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Наименование

«Читать – это модно»

по

приобщению

дошкольников

к

детской

художественной литературе как эффективного средства,

развития личности, обучения и воспитания, как залога

жизненного успеха

Тип проекта

Информационно –практико-ориентированный

Основания

для

разработки

Конституция Российской федерации

Федеральный закон «Об образовании в Российской

Федерации»

от

29.12.2012г.

273-ФЗ

принят

Государственной Думой РФ;

Приказ

Минобрнауки

РФ

«Об

утверждении

федерального

государственного

образовательного

8

стандарта дошкольного образования» от 17.10.2013г.

№1155;

Источники

финансирования

Попечительский Совет ДОУ

Бюджетные поступления в виде субсидий и субвенций.

Внебюджетное финансирование

Сроки

и

этапы

реализации

1

этап.

Организационно-подготовительный

(Аналитико-прогностический) сентябрь 2020

2

этап. Внедренческий (Деятельностный) сентябрь –

апрель 2021

3

этап. Реализация и оценка эффективности

(Рефлексивный) апрель 2021

Целевые

группы

проекта

- Педагогический коллектив

- Воспитанники

- Родители (законные представители) воспитанников

Объект исследования

Воспитательно-образовательный

процесс

по

приобщению

дошкольников

к

художественной

литературе

Предмет

исследования

Развитие интереса у детей к художественной литературе

к книжной культуре

Гипотеза проекта

Успешное

литературное

развитие

дошкольников

произойдет если: создана предметно-развивающая среда,

воспитательно-образовательный процесс будет наполнен

разнообразными методами и приемами, организована

совместная

деятельность

ДОУ

и

социума,

взаимодействие с семьей.

Цель

Успешное литературное развитие воспитанников через

приобщение

детей

к

книжной

культуре,

детской

литературе и пониманию на слух текстов различных

жанров детской литературы.

Задачи

1.

Повысить

компетенцию

семьи

в

вопросах

читательской

грамотности,

возродить

традиции

домашнего чтения.

2.

Повысить компетенцию педагогического персонала в

рамках проекта.

3.

Обновить

традиционные

и

внедрить

новые

педагогические

приемы

и

формы

работы

по

формированию читательской грамотности у детей;

9

4.

Расширять практические возможности интеграции

образовательного

процесса

через

взаимодействие

воспитателя

со

специалистами

ДОУ

а

также

с

социальными партнерами.

5.

Воспитывать

бережное

отношение

к

книге

как

результату труда многих людей.

Степень

распространения

проекта

-консультации по содержанию проекта на педагогических

часах в ДОУ, на родительских собраниях;

-размещение материалов по проекту на сайте ДОУ;

-участие в МО города и района

-организация публикаций в СМИ, электронная газета

«Интерактивное образование"

-конкурсное движение

6.

АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ

В дошкольном учреждении созданы все необходимые условия, позволяющие в

полной мере эффективно осуществлять образовательный процесс в основных и

приоритетных направлениях деятельности учреждения:

совершенствование содержания и технологий воспитания и обучения;

здоровьесбережение;

экологическое образование;

духовно – нравственное и патриотическое воспитание;

Кадровый потенциал

Педагогический процесс в ДОУ обеспечивают специалисты:

Руководитель структурного подразделения

Старший воспитатель

Музыкальный руководитель

Инструктор по физической культуре

Воспитатели -12 чел.

10

В ДОУ работает стабильный, слаженный высококвалифицированный коллектив

единомышленников. Со дня основания детским садом руководит Ракунова Наталья

Ивановна, руководитель высшей квалификационной категории с 1999 года,

отличник

просвещения,

она

обладает

высокой

профессиональной

компетентностью,

владеет

знанием

современного

содержания

принципов

дидактики, инновационных технологий обучения и воспитания дошкольников,

методикой формирования передового опыта, развития творческой инициативы

педагогических кадров. Умело использует научно-исследовательскую работу в

совершенствовании и обновлении содержания педагогического процесса в ДОУ.

Атмосфера психологического комфорта позволяет решать поставленные годовые

задачи и помогает выстроить доверительные отношения с семьями воспитанников.

Дошкольное учреждение полностью укомплектовано педагогическими

кадрами и техническим персоналом. Можно говорить о достаточном благополучии

в плане методического и кадрового обеспечения педагогического процесса. В

дошкольном учреждении на сегодняшний день работают опытные, творческие

педагоги, которые в системе ведут воспитательно-образовательную деятельность.

Из 14 педагогов 5 человек (33 %) с высшим образованием; имеют высшую

квалификационную

категорию

5

человек

(33

%)

,

9

человек

первую

квалификационную категорию.

В соответствии с Концепцией дошкольного воспитания отношения педагогов

и детей строятся на основе личностно-ориентированной модели общения, в

атмосфере эмоционального благополучия и комфорта, как для ребенка, так и для

взрослых.

Педагогами реализуется программа «От рождения до школы», современные

образовательные технологии.

Педагоги детского сада неоднократно являются участниками и победителями

городских,

всероссийских

и

международных

конкурсов

профессионального

мастерства. Ежегодно представляют многочисленные доклады и сообщения,

содержащие опыт практической работы на методических объединениях городского

и районного уровня.

11

За добросовестный труд, профессионализм и творческий подход педагоги

ДОУ награждены грамотами различного уровня. Один педагог имеет отраслевую

награду.

Вывод:

Анализ кадрового потенциала показал, что педагогический

коллектив готов к совершенствованию и обновлению содержания педагогического

процесса в ДОУ, к работе в поиске эффективных форм работы по приобщению

детей к чтению, увлекая этим дошкольников и их родителей.

РППС

В основу развивающей среды нашего сада заложено:

конструктивное партнерство семьи, педагогического коллектива и самих

детей в укреплении здоровья, развитии творческого потенциала;

обеспечение активной позиции детей в процессе получения знаний.

Материально-техническое обеспечение:

библиотека ДОУ

просторный музыкальный зал;

костюмерная с широким разнообразным ассортиментом костюмов для

мальчиков и девочек;

фонотека: файлы с записями детских произведений

видеотека:

видеозаписи сказок русских и зарубежных писателей «Три

поросенка», «Цветик-семицветик», «Снежная королева», «Приключения

Буратино» и т.д., познавательные фильмы о родном крае;

книжный уголок в групповых комнатах;

настольные игры, оборудование для сюжетно-ролевых игр;

уголок для театрализованной деятельности (настольный, теневой,

кукольный, пальчиковый театры и т.п.);

уголок изодеятельности, в котором, кроме изобразительных материалов,

находятся книжки- раскраски по темам художественных произведений

иллюстрации к любимым произведениям, репродукции известных картин

художников, иллюстраторов.

Методическое обеспечение:

12

демонстрационный материал: серия сюжетных картин;

тематические картотеки «стихи», «загадки», «сказки»;

биографии детских писателей, портреты, методические рекомендации по

организации различных форм работы с детьми по творчеству писателей;

конспекты образовательной деятельности из опыта работы педагогов;

сценарии литературных праздников, викторин, КВН, турниров;

детская художественная литература;

детская познавательная литература.

Технические средства обучения:

Проектор

Экран

Ноутбук

Компьютеры

МФУ

Магнитофоны

Телевизоры

Вывод:

развивающая предметно – пространственная среда по приобщению к

художественной литературе в группах ДОУ находится в процессе развития и

формируется с учётом ФГОС ДО, и даёт возможность развивать каждого ребёнка, с

учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Во всех возрастных группах

дошкольного учреждения ДОУ отмечаются разнообразные подходы воспитателей к

организации РППС в соответствии требований ФГОС ДО и реализуемой ООП ДОУ.

Педагогами проведена большая творческая работа по оформлению игрового и

развивающего пространства.

Сотрудничество с семьей

Педагогический коллектив строит свою работу по воспитанию и обучению

детей в тесном контакте с семьей. В рамках данного взаимодействия ведется

изучение потребности родителей на образовательные услуги для определения

перспектив развития учреждения, содержания работы и форм организации,

вовлечение родителей в образовательный процесс, просвещение родителей с целью

повышения правовой и педагогической культуры, которая играет важную роль для

13

усиления их ответственности и формирование сознательного отношения к

воспитанию детей.

В работе с семьями удачно зарекомендовали себя такие формы, как:

анкетирование

общие и групповые родительские собрания

Газета ДОУ

консультации специалистов

и

педагогов ДОУ

по вопросам

воспитания и обучения детей, имеющих проблемы в развитии

открытые занятия с детьми по разным видам детской деятельности

совместное создание предметно-развивающей среды для детей

участие в подготовке и проведении детских праздников и развлечений

мастер-классы

совместное творчество родителей, детей и специалистов

дни открытых дверей

Конкурентные преимущества детского сада.

Социальное окружение и удобное расположение ДОУ;

Отсутствие текучести педагогических кадров, стабильный педагогический

коллектив;

Достаточно высокий квалификационный уровень педагогов и специалистов

ДОУ.

Результативное участие педагогов и воспитанников ДОУ в конкурсах

различного уровня.

Анализ готовности коллектива по созданию условий для успешного

литературного развития воспитанников через приобщение детей к книжной

культуре, показал достаточный уровень. Использование проектного метода будет

способствовать активизации деятельности, обучению педагогов моделировать свой

собственный педагогический опыт, самосовершенствованию педагогического

мастерства. Результат организации полноценной, эмоционально насыщенной

жизнедеятельности ребенка, обеспечит высокие достижения воспитанников ДОУ.

7.ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

14

Наименование

мероприятия

Краткое описание содержания

мероприятия

срок

ответственны

е

Ожидаемый

продукт

Организационный этап

1.

Проблемно-

ориентированный

анализ

- оценка возможностей коллектива в

реализации проекта (анкетирование);

-изучение условий для реализации

проекта

(анкетирование, наблюдение);

-выявление уровня сенсорного развития

воспитанников

(диагностика)

-выявление заинтересованности

родителей в данном проекте

(собрание, анкетирование)

Август-

сентябрь 2020

Заведующий,

старший

воспитатель

воспитатели

Аналитическая

справка

2.

Сбор информации,

материала для

реализации

-Подбор и анализ методической

литературы и интернет- ресурсов по теме

Август-

сентябрь 2020

Заведующий,

старший

воспитатель

15

идеи

проекта.

- Изучение инновационных технологий

- Составление плана работы над

проектом.

воспитатели

3.

Информационный

лист для родителей о

проекте с

рекомендациям и по

сенсорному развитию

ознакомлению детей в

соответствии возраста.

Разработка информационного листа для

сайта ДОУ

Август-

сентябрь 2020

старший

воспитатель

Информационн

ый лист

4.

Разработка групповых

проектов

в соответствии с возрастом воспитанников

Август-

сентябрь 2020

Заведующий,

старший

воспитатель

воспитатели

План проекта

5.

Разработка

показателей

эффективности

проекта

Разработка

механизма

реализации

проекта,

разработка критериев оценки

эффективности

внедрения

проектной

технологии, факторы возможных рисков

Август-

сентябрь 2020

Заведующий,

старший

воспитатель

План проекта

Основной этап

6.

Повышение

Разработка методических рекомендаций

На протяжении

Старший

Методические

16

компетентности

педагогов -

консультация:

«Технология развития

интереса к

художественной

литературе у детей

дошкольного

возраста»,

Провести

семинары-

практикумы,

консультации для

педагогов с целью

повышения

профессиональной

компетенции в

приобщении детей к

художественной

литературе.

для педагогов, презентации

реализации

всего проекта

воспитатель

рекомендации

17

7.

Реализация групповых

проектов

Деятельность по

реализации проектов:

-непрерывная

систематическая

работа по

приобщению детей к

художественной

литературе

-возможность детям

реализовать свои

творческие

способности

разнообразить

познавательную

активность -

способствование

успешной

социализации

- разработка

конспектов занятий,

создание картотек

Группа № 2

«Любимые русские народные сказки»

использование

сказки,

как

средства

приобщения

детей

к

художественной

литературе.

Группа № 3

«Ладушки –ладошки»

приобщение

к

художественной

литературе

через использование малого фольклора.

Группа № 4

«Сундучок домовенка Кузи»

Художественная литература, как средство

нравственно-патриотического воспитания

детей дошкольного возраста.

Группа № 5

«Волшебные картинки»

Использование приемов мнемотехники в

приобщении

детей

к

художественной

литературе

Группа № 6

«Праздник к нам приходит»

Приобщение

к

художественно-

На протяжении

реализации

всего проекта

Педагоги

родители

Пополнение

методического

материала.

18

литературному

творчеству

через

проведение календарных праздников.

(Осень)

Общий проект

«В гости в книжную страну»

Приобщение к чтению через знакомство с

библиотекой

(старший дошкольный возраст)

Организация

и

совершенствование

развивающей

предметно-

пространственной

среды

Организация специальных уголков,

приобретение детской литературы, игр,

расходные материалы

В течение

проекта

Руководител

ь ДОУ

Попечительс

кий совет

Обновление и

пополнение

РППС

Работа с социальными

партнерами:

библиотека,

музыкальная

школа,

театральные

коллективы города и

т.д.

Обогащение познавательной сферы детей,

организация совместных мероприятий

В течение

проекта

Старший

воспитатель

Создание

единого

образовательно

го

пространства

Сотрудничество

с

родителями

Работа семейными клубами «Мамина

школа», «Бабушкины посиделки

В течение

реализации

Старший

воспитатель

Обеспечение

психолого-

19

(организация консультаций, мастер-

классов, выставок и т.д), распространение

семейного опыта воспитания.

проекта

педагоги

педагогической

поддержки

семьи и

повышение

компетентност

и родителей в

вопросах

развития и

образования

Работа литературного

кружка

Углубленное знакомство воспитанников с

детской литературой и книгой

В течение

реализации

проекта

Старший

воспитатель

педагоги

Раскрытие

нравственно-

эстетических

ценностей

Заключительный этап

8.

Мониторинг

участия

родителей, педагогов,

сотрудников,

общественности

в

реализации проекта

Подведение итогов реализации проектов

Апрель 21

Старший

воспитатель

педагоги

Получение

оперативной,

достоверной

информации о

реализации

проекта

9.

Анализ

результатов

проектной

деятельности.

Самооценка

всех

членов

педагогического

коллектива,

участвующих

в

реализации

Диагностика удовлетвор

е

нности всех

участников результатами проекта.

Сравнительный анализ полученных

результатов с ожидаемыми

Апрель 21

Старший

воспитатель

Педагоги

Аналитическая

справка

20

10.

Проведение

городского МО в

рамках УчСиб 2021

Презентация опыта педагогов по

реализации проекта

Апрель 21

Старший

воспитатель

воспитатели

Презентация

проекта в

педагогическом

сообществе

11.

Презентация

результатов работы по

реализации проекта на

общем

родительском

собрании,

сайте

учреждения, СМИ

Награждение родителей

благодарственными письмами

Апрель 21

Старший

воспитатель

воспитатели

Трансля ция

результа

тивной

деятельн ости

всех участни

ков проекта

на сайте ОО,

СМИ

Активное

конкурсное

движение

различного

уровня

участников

образовательного

процесса в ДОУ

Творческие работы, конспекты

мероприятий

В течение

реализации

проекта

Старший

воспитатель

воспитатели

Трансля ция

результа

тивной

деятельн ости

Круглый стол.

Оценка эффективности проекта.

Определение перспективы на будущее:

введение системы работы по развитию

конструктивной деятельности.

Апрель-май 21

Руководитель

Старший

воспитатель

воспитатели

Протокол

21

8.ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Методы и приемы работы с детьми

Результативность процесса обучения зависит от методов. Методы определяют

творчество

воспитателя,

эффективность

его

работы,

усвоение

материала

и

формирование качеств личности ребенка. Выбор метода обучения зависит, прежде

всего, от цели и содержания предстоящего занятия.

Метод

Приемы

Наглядный

Показ иллюстраций, картинок, игрушек

Элементы инсценировки

Движение пальцами, руками

Схемы

Алгоритмы

Просмотр

видеофильмов,

диафильмов,

видеоматериалов

Оформление выставки

Словесный

Чтение произведений по книге или наизусть

Чтение с продолжением

Рассказывание

Словесное рисование

Вопросы к детям по содержанию произведений

Пересказ произведения

Заучивание наизусть

Выразительное чтение

Практическ

ий

Графическое рисование

Составление картинного плана текста

Составление модельного плана

Рассказывание по ролям

Рассказывание от лица героя

Инсценирование

Игры-драматизации

Дидактические игры

Формы работы

Традиционные формы работы:

Традиция ежедневного чтения.

Оформление книжного уголка в группе.

22

Оформление тематических выставок и выставок, посвящённых творчеству поэтов

и писателей.

Создание и функционирование "Книжкиной больницы".

Просмотр мультфильмов и сказок по художественным произведениям.

Сюжетные игры: «Театр», «Концерт», где дети читают стихи, произведения

устного народного фольклора.

Театрализованная деятельность (пальчиковый, настольный, кукольный театр,

игры – драматизации).

Конкурсы чтецов на уровне ДОУ, города.

Конкурсы детского творчества на уровне ДОУ, города.

НООД по знакомству с художественной литературой, образовательные ситуации.

Нетрадиционные формы работы:

Презентации.

(Знакомство

с

творчеством

писателей

и

поэтов,

образами

литературных героев и др.).

Выставка – иллюстрация. (Выставка с рисунками читателей. Они могут быть: по

определенной теме, к произведениям одного автора, по конкретной книге. Ее

отличие от выставки - витрины в том, что рядом с рисунками размещаются

цитаты из книг, к которым сделаны иллюстрации, стихи (если выставка

тематическая).

Выставка – викторина. (Вместе с литературой и оформлением, готовятся вопросы

викторины, ответы на которые можно найти в материалах выставки. Вопросы

могут быть составлены как ко всей выставке в целом, так и отдельно к каждому

разделу).

Создание детьми книг-самоделок с детскими рисунками, стихами, загадками,

сказками и историями. Одно дело - прочитать книгу, и совсем другое - сделать ее

самому. Можно составлять книги по произведениям детских писателей, но есть и

такие, которые дети придумывали сами.

Неделя детской книги (книги-юбиляры, авторы-юбиляры, «Наши любимые

сказки и т.д.)

Осуществление совместной проектной деятельности.

Макеты по любимым сказкам.

Вечера загадок, сказок.

Литературные викторины и интеллектуальные марафоны по художественным

произведениям.

Мероприятия, организованные в библиотеке ДОУ.

Мероприятия, организованные в районной библиотеке детской библиотеке.

Создание в группе мини-музея книги.

Флэшмоб (Массовое чтение на определенную тему, одного жанра, автора).

9.ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

У воспитанников:

Осознанное желание слушать произведения художественной литературы,

чтение вызывает положительные эмоции.

23

Обогащенные (по сравнению с начальным этапом работы над темой)

представления детей об окружающем мире.

Сформированность у детей знаний о жанрах литературы, умение их определять

и различать.

Способность понимать и чувствовать настроение произведения.

Обогащение словарного запаса.

Стабильный интерес к заучиванию потешек, прибауток, стихотворений.

Стремление и умение пересказывать произведения, додумывать, творчески

преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить

непредвиденные ситуации.

Сформированность

потребности

общения

с

книгой,

культуры

чтения,

бережного отношения к книге.

По отношению к себе, как к педагогу:

Повышение педагогических компетенций в вопросах формирования у детей

интереса к книге и потребности в чтении, обобщение и трансляция опыта работы.

В отношении родителей:

Расширение представление родителей о детской литературе.

Способность родителей понимать важность семейного чтения.

Проявление интереса к данной теме как способу развития у воспитанников

речи,

любознательности,

воображения,

желания

изучать

и

исследовать

окружающий мир.

Стремление участвовать в мероприятиях, организованных для успешной

работы

в

данном

направлении,

инициатива

в

организации

и

проведении

мероприятий.

10.

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЕКТА

Оценка эффективности данного проекта будет осуществляться по следующим

направлениям: дети, родители, педагоги ДОУ.

КРИТЕРИЙ

ИНСТРУМЕНТАРИЙ

СРОК

ОТВЕТСТВЕНН

ЫЕ

Воспитанники

1.

Уровни

сформированности

интереса к книге и

чтению

Диагностика

(динамика уровня

развития)

Положительна

динамика

Январь, март

2021

Педагоги

24

развития детей

2.

Показатели уровня

социальной успешности

участников

Анализ участия в

творческих

конкурсах

В течение

реализации

проекта

Педагоги

Родители

3.

Количественные и

качественные показатели:

посещение

родителями

собраний, участие в

совместных

мероприятиях,

акциях

Анкеты, беседы

В течение

реализации

проекта

Педагоги

4.

Показатели социальной

адаптации

Анализ участия в

конкурсах

В течение

реализации

проекта

Педагоги

Педагоги

5.

Показатели

общественного мнения

популярность

проекта

В течение

реализации

проекта

Старший

воспитатель

6.

Количественные и

качественные показатели:

Сбор

информации

В течение

реализации

Старший

воспитатель

Методические

пособия,

материалы, оборудование

проекта

7.

Мониторинг планов

реализации

Текущий

контроль

(справка)

В течение

реализации

проекта

Старший

воспитатель

8.

Показатели

профессиональной

компетентности

Анализ участия в

конкурсах,

портфолио

В течение

реализации

проекта

Старший

воспитатель

9

Удовлетворенность

партнерским

взаимодействием

участников

инновационной

деятельности

Анкетирование,

наблюдение

во

время

участия

родителей

в

совместных

мероприятиях,

интервьюировани

е

В течение

реализации

проекта

Старший

воспитатель

25

9.

Расширение связей с

социальными

партнерами.

Презентации,

фото, видео

материалы,

анализ анкет и

отзывов.

В течение

реализации

проекта

Заведующи

й

Старший

воспитатель

Распространение

педагогического опыта

Участие членов

педагогического

коллектива –

участников

инновационной

деятельности в

семинарах,

конференциях и

других научно-

практических

мероприятиях по

теме проекта;

-подготовка и

публикация

учебных и

методических

пособий, статей,

тезисов докладов

по результатам

инновационной

деятельности;

В течение

реализации

проекта и по

результатам

Заведующи

й

Старший

воспитател

ь

11.

РЕСУРСЫ ПРОЕКТА.

Ресурс имеющиийся

Обеспечение

1.

Нормативно -правовой

СанПин,

ФГОС,

разработка

нормативной

базы реализации проекта, внесение изменений

в локальные акты.

2.

Научно – методический

Создание банка методических материалов,

оснащение педагогов пособиями, литературой,

методическими рекомендациями.

3.

Кадровый

Условия для повышения квалификации,

создание творческих групп

26

4.

Информационный

Статистические данные по ДОУ,

педагогическое и родительское просвещение,

сайт ДОУ

5.

Материально – технический

Согласно имеющихся условий

12.

ФУНКЦИОНАЛ. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЯЗАННОСТЕЙ

Должность

Функциональные обязанности

Руководитель

– руководит реализацией проекта,

-координирует

деятельность

сотрудников

по

реализации

проекта;

- осуществляет контроль за ходом реализации проекта;

-

обеспечивает материально – техническое, финансово -

правовое обеспечение проекта, рациональное использование

бюджетных средств и средств, проступающих их других

источников.

Старший

воспитатель

-выполняет

функции

методической

поддержки

и

консультирования по своему направлению работы;

- организует

работу

методической

работы

в

ДОУ:

методических

объединений,

повышения

педагогического

мастерства, семинаров, мастер-классов, круглых столов и

др.;

- координирует

создание

развивающей

предметно-

пространственной среды, выполнения плана взаимодействия с

семьями воспитанников, социальными партнерами;

-анализирует, контролирует этапы реализации проекта;

-

занимается информационным сопровождением проекта:

поиск и подбор информационных ресурсов в сети Интернет,

27

периодической печати, литературе;

- обеспечивает

систематическую

связь

посредством

электронной почты, сайта ДОУ

- осуществляют регистрацию педагогов в сетевых сообществах.

Воспитатели

Создают РППС в группе

Взаимодействует с родителями; Организует воспитательно-

образовательную деятельность; Внедряют новые формы работы

с детьми и родителями

Осуществляют апробацию содержания проекта;

Музыкальный

руководитель

Взаимодействует со специалистами; Взаимодействует с

родителями; Подбирает музыкальный репертуар к

литературным праздникам, викторинам, КВН; Разрабатывает

сценарии театрализованных постановок.

13.ФАКТОРЫ РИСКА

Среди основных факторов, способных повлиять на результаты реализации проекта,

нами выделены следующие:

Фактор риска

Возможные пути их разрешения

Отсутствие достаточного

финансирования

Привлечение внебюджетных средств

Отсутствие мотивации участников

проекта из - за отсутствия материальной

поддержки и системы стимулирования

их труда в ДОУ

Выплаты из фонда стимулирования за

внедрение инновационной деятельности

Недостаточность учебно –методических

пособий

Использование

современных

электронных носителей информации,

использование Интернета

Эпидобстановка, невозможность

проводить массовые мероприятия

Разобщение

детского

коллектива,

проведение

онлайн

трансляций,

28

закрепление

за

группой

детей

отдельного помещения. Соблюдение

санитарных норм и правил с учетом

обстановки.

12. ЛИТЕРАТУРА

1.

Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному

языку дошкольников. – М., 2007.

2.

Ахтырская Ю.В. Современные аспекты формирования интереса к книге у

детей.

Личность

и

общество:

актуальные

проблемы

педагогики

и

психологии»: материалы международной заочной научно-практической

конференции, 27.11.2012 г.

3.

Белоусова Л. Е. Научиться пересказывать? Это просто! — М., 2009.

4.

Гербова, В. В. Приобщение детей к художественной литературе. Программа

и методические рекомендации / В. В. Гербова. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. –

80 с.

5.

Гриценко З.А. Положи твое сердце у чтения - М.: Просвещение, 2000г.

6.

Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи… Методика приобщения детей к

чтению. - М.: Линка-Пресс, 2003.

7.

Гурович

Л.

М.

О

теоретических

основах

методики

ознакомления

дошкольников с художественной литературой // Герценовские чтения.

Дошкольное воспитание: Научные доклады. - Л., 1976.

8.Гурович Л.М., Береговая Л.Б., Логинова В.И. Ребенок и книга. – М.:

Просвещение, 1992 г.

9.Зябкина В.В., Микляева Н.В. и др. Развитие способностей средствами

ознакомления дошкольников с художественной литературой: метод. пособие

/ под ред. Н.В. Микляевой. - М.: УЦ «Перспектива», 2010.

10.Иванова О.А. Учимся читать художественную литературу.

11.Коган Л.Н. Художественная культура и художественное воспитание.

М.: Знание, 1979.

12.Конина

М.М.

Роль

художественной

литературы

в

нравственном

и

эстетическом воспитании детей дошкольного возраста // Хрестоматия по

теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / сост. М.М.

Алексеева, В.И. Яшина. – М., 2009. – С. 485 – 497.

13.Короткова Н. Художественная литература в образовательной работе с

детьми старшего дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. - 2001. -

№ 8.

14.От

рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа

дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т.К. Комаровой, М.А.

Васильевой. -3-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014

15.Пантелеева, Н. Г. Приобщение дошкольников к литературному искусству как

одно из условий реализации ФГОС дошкольного образования / Н. Г.

Пантелеева // Современное дошкольное образование. – 2015. – №8. – С. 52-

60.

29

16.Развитие

способностей

средствами

ознакомления

дошкольников

с

художественной литературой. Методическое пособие / Под ред. Н. В.

Микляевой – М.: УЦ «Перспектива», 2010. – 64 с.

17.Ушакова О.С. «Знакомим с литературой детей 5-7 лет» -М.: -2010 г.

18.Федеральный

Государственный

образовательный

стандарт

дошкольного образования [Текст]: утвержден Приказом Министерства

образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 /

Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2013г.

19.Фишер, В. Я. Литературное развитие детей дошкольного возраста в условиях

обновленного образования / В. Я. Фишер, М. А. Кухар // Вестник ТГПУ –

2014 – №11 – С. 147-153

15. ПРИЛОЖЕНИЯ:

1.

групповые проекты

2.

сводная таблица диагностических методик по усвоению раздела программы

приобщение к Художественной литературе»;

3.

мониторинг

образовательной

области

приобщение

к

Художественной

литературе;

4.

анкета и советы для родителей;

5.

консультации для педагогов;

6.

Картотека дидактических игр;

7.

Конспекты НОД.

30



В раздел образования