Напоминание

Особенности коммуникации детей с расстройствами аутистического спектра РАС


Автор: Карамышева Ирина Андреевна
Должность: тьютор
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №21"
Населённый пункт: Белгородская область, город Старый Оскол
Наименование материала: статья
Тема: Особенности коммуникации детей с расстройствами аутистического спектра РАС
Раздел: начальное образование





Назад




Особенности коммуникации детей с расстройствами аутистического

спектра (РАС)

Способность к коммуникации у детей с РАС развивается иначе, чем у

нейротипичных сверстников: обычно начинается позже и происходит

медленнее или неравномерно, с опережением или отставанием в разных

аспектах. Поэтому возникают трудности в общении и поиск замещающих

паттернов поведения. Иногда кажется, что ребенок «не слышит», когда к

нему обращаются, реагирует только на часть высказывания, воспринимает

все буквально.

У некоторых детей с РАС слова и выражения звучат не для того, чтобы

вступить в диалог, а являются повторением услышанных ранее фрагментов

речи

(например,

высказываний

других

людей,

фраз

из

рекламы,

мультфильмов, знакомых стихов или рассказов). Это называется эхолалия, и

она часто не является коммуникацией.

Также могут возникать трудности в развитии невербальной коммуникации

(например, ребенок не смотрит на собеседника, использует меньше жестов

или не использует их вовсе, с трудом интерпретирует жесты и выражения

лиц других людей). Некоторые дети с аутизмом могут хорошо произносить

звуки, но при этом говорят слишком тихо или слишком громко. Ребенку с

аутизмом может быть крайне трудно начать диалог, продолжить общение,

подобрать слова, сформулировать мысль, поделиться эмоциями.

Ранее мы отмечали, что у типично развивающихся детей формирование

разных коммуникативных функций происходит в процессе общения. Детям с

РАС для их развития нередко может понадобиться специальная помощь.

Например, ребенок успешно просит объекты/активности, используя слова

или картинки, но при этом для выражения протеста пока использует более

незрелые формы общения – крик или плач. Другим примером могут быть

трудности с ответами на вопросы, которые нередко возникают у людей с

РАС (многие дети с большей вероятностью повторят вопрос, нежели ответят

на него). У некоторых детей с аутизмом возникают значительные трудности

с использованием местоимений и предлогов.

Серьезные дефициты в области коммуникации у детей с РАС приводят к

фрустрации и нежелательному поведению (когда ребенок не может выразить

свое желание или нежелание, он злится, может бросить предмет или ударить

человека). Если не научить ребенка тому, как вежливо привлекать внимание

других людей, он будет делать это доступными ему способами: капризами,

протестом и истериками.

Снизить

уровень

тревоги

и

фрустрации

можно,

обучив

ребенка

альтернативным способам коммуникации – при помощи картинок или

жестов. Однако ребенку важно дать понять, что коммуникация должна быть

взаимной, а для этого ему нужна дополнительная мотивация.

Некоторым

детям

с

РАС

нелегко

передавать

сообщения

о

чем-то

абстрактном и не присутствующем в поле зрения; они с трудом различают

события прошлого и будущего. Им может понадобиться дополнительная

помощь, чтобы рассказать в данной конкретной ситуации о другой ситуации.

В таких случаях хорошо работают зрительные подсказки-напоминания.

Социальная коммуникация, как один из ключевых дефицитов, одинаково

трудна для всех людей с РАС, включая тех, у кого хорошо развиты речевые

навыки. Выражение чувств и понимание точки зрения других людей требуют

обучения в специальных игровых ситуациях («Представь, что ты...»). Людям

с РАС может быть трудно вести легкую светскую беседу; они чаще

сосредоточиваются на сборе информации или нагружают собеседника

рассказами о своих особых интересах.

Ключевое условие успешной коммуникации – умение говорить по очереди,

которое также нередко приходится отрабатывать на примере различных

ситуаций. Необходимо научить ребенка вести вежливую взаимную беседу, а

не утомлять собеседника вопросами или бесконечными монологами.

Дети, испытывающие трудности в общении, могут уходить от социальных

ситуаций

или

использовать

социально

неприемлемое

(часто

очень

эффективное) поведение, чтобы донести свои мысли до других. Осознание

подобных сложностей и использование стратегий поддержки и развития

рецептивного и экспрессивного языка помогут снизить уровень тревоги и

поддержать устойчивое эмоциональное состояние ребенка.



В раздел образования