Автор: Гаврильева Марианна Валериановна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ Телигинская СОШ имени А.А.Пахомова
Населённый пункт: Телиги, Республика Саха Якутия
Наименование материала: Методическая статья
Тема: Игровые формы обучения как один из способов формирования коммуникативной компетенции на уроках английского языка у младших школьников
Раздел: среднее образование
Игровые формы обучения как один из способов формирования
коммуникативной компетенции на уроках английского языка у младших
школьников
учитель
английского языка Гаврильева Марианна
Валериановна
МБОУ
Телигинская СОШ им.А.П.Пахомова
В соответствии с концепцией модернизации российского образования вопросы
коммуникативного обучения английскому языку приобретают особое значение,
т.
к.
коммуникативная
компетенция
выступает
как
интегративная,
ориентированная
на достижение
практического
результата
в овладении
английским языком, а также на образование, воспитание и развитие личности
школьника.
Происходящие сегодня изменения в общественных отношениях, средствах
коммуникации (использовании новых информационных технологий) требуют
повышения коммуникативной компетенции школьников. Формирование и
совершенствование
иноязычной
коммуникативной
компетентности
в
совокупности всех ее составляющих:
речевой компетенции
языковой компетенции
компенсаторной компетенции
учебно-познавательной компетенции
Использование
игры,
игровых
приемов
и
информационно-коммуникативного
сопровождения урока снимет часть вопросов и позволит значительно эффективнее
спланировать работу по формированию коммуникативной компетенции.
В учебном процессе, имеющем своей целью развитие у учащихся способностей к
общению, необходимо обучать школьников умению не просто говорить, читать и писать,
а обучение этим видам речевой деятельности должно осуществляться взаимосвязано,
дифференцированно и личностно-ориентированно.
Существует много приемов и методов повышения творческой активности учащихся.
Эмоциональные и игровые приемы являются необходимыми элементами в решении
познавательных, воспитательных задач в обучении иностранным языкам в школе.
Многие современные учебники как отечественные,
так и зарубежные, широко
используют методику в обучении детей иностранным языкам.
Проблема игры, по одной из концепций, возникла, как слагаемое проблемы
свободного времени и досуга людей в силу многих тенденций религиозного, социально-
экономического и культурного развития общества. В древнем мире игры были
средоточием общественной жизни, им придавалось религиозно-политическое значение.
Древние греки считали, что боги покровительствуют игрокам, и поэтому Ф. Шиллер
утверждал, что античные игры божественны и могут служить идеалом любых
последующих видов досуга человека. В Древнем Китае праздничные игры открывал
император и сам в них участвовал. Прежде всего следует учитывать, что игра как
средство общения, обучения и накопления жизненного опыта является сложным
социокультурным феноменом.
Сложность определяется многообразием форм игры, способов участия в них
партнеров и алгоритмами проведения игры. Социокультурная природа игры очевидна,
что делает ее незаменимым элементом обучения.
в процессе игры:
-осваиваются правила поведения и роли социальной группы класса (минимодели
общества), переносимые затем в "большую жизнь";
-рассматриваются возможности самих групп, коллективов-аналогов предприятий, фирм,
различных типов экономических и социальных институтов в миниатюре; -приобретаются
навыки совместной коллективной деятельности,
отрабатываются индивидуальные
характеристики учащихся, необходимые для достижения поставленных целей;
-накапливаются культурные традиции, внесенные в игру участниками, учителями,
привлеченными дополнительными средствами наглядными пособиями, учебниками,
компьютерными технологиями.
Теории игры
В отечественной педагогике и психологии проблему игровой деятельности
разрабатывали К.Д. Ушинский, П.П. Блонский, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин.
Различные исследователи и мыслители зарубежья наrpомождают одну теорию игры на
другую - К. Гросс, Ф. Шиллер, Г. Спенсер, К. Бюлер, З.Фрейд, Ж. Пиаже и др.
Игра как метод обучения
Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреативными
возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она
способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих
отношений и проявлений в труде.
Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит
по следующим основным направлениям:
- дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
- учебная деятельность подчиняется правилам игры;
- учебный материал используется в качестве ее средства;
- в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит
дидактическую задачу в игровую;
- успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Игра способствует развитию интереса, росту эмоциональных и умственных сил,
умению принимать решения, работать в парах и группах, учит сотрудничеству.
Ключевым моментом являются обучающие возможности игры. С одной стороны
игра для ученика – это своего рода отдых, развлечение, с другой – игра является
важнейшим средством обучения. Игра усиливает познавательную и мыслительную
деятельность учащихся, облегчает процесс запоминания и заучивания. Именно в игре
дети всесторонне развиваются, так как игра несёт положительные эмоции. А где эмоции,
там развиваются память и воображение, работает мышление, появляются интерес и
внимание.
Использование игрового метода обучения способствует выполнению следующих
задач:
- облегчение усвоения лексического и грамматического материала,
- формирование речевых навыков и умений,
- обучение сотрудничеству, взаимопомощи,
- формирование позитивной мотивации,
- создание психологически - комфортной обстановки на уроке.
Игра помогает учителю создать такие языковые условия, которые способствуют
естественному общению учащихся. При выборе игровой ситуации необходимо
принимать во внимание возраст детей, их психоэмоциональные особенности, уровень
владения языком и, конечно, интересы учащихся. При этом учитель должен чётко
представлять себе задачи, которые решает игровой метод обучения, его методическую
цель. При таких условиях учебно-речевая игровая ситуация помогает ученикам получать
знания, формировать необходимые речевые умения и навыки.
Виды учебно-речевых игр:
1.игры на работу со звуками
2. игры на работу с лексикой
3. игры на работу с грамматикой
4. игры на работу с текстом
Существует шесть основных целей использования игр на уроках иностранного
языка:
1. формирование определенных навыков;
2. развитие определенных речевых умений;
3. обучение уметь общаться;
4. развитие необходимых способностей и психических функций;
5. познание (в сфере становления собственно языка);
6. запоминание речевого материала.
Исходя из данных целей, имеется несколько групп игр, развивающих интеллект,
познавательную активность ребенка.
- Грамматические игры
Цель данного вида – научить учащихся употреблению речевых образцов, содержащих
определенные
грамматические
трудности,
создать
естественную
ситуацию
для
употребления данного речевого образца, развить речевую творческую активность и
самостоятельность учащихся.
Примеры игр:
1 игра:
Глагол to have хорошо усваивается в игре “Button”. Все ученики держат ладони
лодочкой. Ведущий кладет пуговицу в руки одного из них, а другой ведущий должен
угадать, у кого она находится. Второй ведущий обращается к ученику: “Button, button!
Have you a button? No”, слышит он в ответ и обращается с этим же вопросом к другому
ученику. Игра продолжается до тех пор, пока ведущий не угадает, у кого в руках
пуговица; при этом он может задать только три вопроса. Эта игра готовит учащихся к
диалогической речи.
2 игра:
Для обработки более сложных фраз с глаголом to have может быть использована игра
«Скорый поезд». Предлагается умеренный темп проговаривания фразы, например: “I
have a book in my hand”. Через некоторое время предупреждаю, что поезд набирает
скорость и ускоряет темп проговаривания фразы. Все учащиеся спешат проговорить
фразу, чтобы «не отстать от поезда».
-Лексические игры
Данный вид игр преследует цели – тренировать учащихся в употреблении лексики в
ситуациях, приближенных к естественной обстановке, знакомство с сочетаемостью слов,
активизировать речемыслительную деятельность, развивать речевую реакцию учащихся.
1 игра «Выучи слова, используя рифмовку»
1) Очень любит манку обезьянка – monkey
2) В английском я вершин достиг! Свинья, я знаю, будет – pig
3) Каждый из ребят поймет: птица – по-английски bird
4) Имеет пышный рыжий хвост проказница лисица – fox
2 игра «Спортивная тренировка»
Один ученик показывает действие, не называя его, например play tennis. Остальные
должны сказать это действие по-английски.
3 игра “Touchfaster!” (прикоснись быстрее!)
Учитель просит детей встать, затем быстро командует: Touch your eyes! Touch your nose!
Touch your feet! Touch your ears! Выбывает ученик, либо не выполнивший команду, либо
выполнивший ее неверно или последним.
- Фонетические игры
Они практикуют и развивают произносительные навыки: интонацию предложений,
фонемы. Можно использовать игру под названием Intonation Game.
1 игра: (Игра-загадка)
- Какой звук я задумала? Называется ряд слов, в которых встречается один и тот же звук.
Отгадавший первым получает право загадать свою загадку.
2 игра: (игра с предметом)
Назови слово. Ведущий бросает участникам по очереди мяч, называя слово в котором
слышится этот звук.
3 игра «I spy»
Учитель: I spy with my little eye.
Something beginning with [b].
Дети называют известные им слова, начинающиеся со звука [b]: bear, big, ball…
победителем считается ученик, назвавший последнее слово.
Театрализованные уроки и внеклассные мероприятия на английском являются одной из
форм
обучения,
предполагающей
использование
приемов
драматизации
и
инсценирования
для
интенсивности
процесса
овладения
иностранным
языком.
Поскольку непременным условием являются выступления перед сверстниками, обучение
речевой деятельности происходит как в форме говорения (для выступающих), так и в
форме аудирования (для зрителей). Постановка спектакля позволяет индивидуальным
способностям детей развиваться в коллективной форме обучения. Творческий характер
заданий, предлагаемых в ходе спектаклей, способствует лучшему запоминанию и
усвоению различных грамматических явлений, расширению лексического запаса,
развитию
монологической
и
диалогической
речи,
а
также
открывает
широкие
возможности для индивидуальной работы школьника. Кроме того, при участии в
театрализованных постановках у учеников формируется интерес как к самому предмету,
так и к культурным традициям, литературе страны изучаемого языка.