Напоминание

Планирование работы с одаренными детьми


Автор: Магомедова Гульнара Рафаилевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 32
Населённый пункт: город Сургут
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Планирование работы с одаренными детьми
Раздел: среднее образование





Назад




Пояснительная записка

Индивидуальная работа учителя русского языка и литературы по

сопровождению одарённых и талантливых детей нацелена на работу с

обучающимися 5-11 классов. Работа направлена на развитие

интеллектуальных умений обучающихся на основе формирования у

ребенка умений управлять процессами творчества: фантазированием,

пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций.

Она дает школьнику возможность раскрыть многие качества, лежащие в

основе творческого мышления. Программа призвана помочь обучающимся

стать более раскованными и свободными в своей интеллектуальной

деятельности по предметам «Русский язык», «Литература».

Программа способствует интеллектуальному, творческому,

эмоциональному развитию школьников, формирует навыки

исследовательской деятельности, предполагает использование методов

активного обучения.

Целью программы является создание системы условий, направленных

на поддержку и развитие одарённых и талантливых обучающихся 5-11

классов в области языкознания.

выявление, обучение, развитие, воспитание и поддержка одарённых

и талантливых детей;

создание условий для оптимального развития одарённых детей, чья

одарённость на данный момент, может быть, ещё не проявилась, а

так же способных детей, в отношении которых есть серьёзная

надежда на развитие способностей.

Задачи:

1.

организация разнообразной творческой и научной деятельности,

способствующей самореализации личности школьника,

совершенствование практического мышления;

2.

выявление и развитие природных задатков и творческого потенциала

каждого ребенка, реализация его склонностей и возможностей;

3.

организация проектной деятельности;

4.

использование инновационных педагогических и информационных

технологий на уроках с целью достижения максимального уровня

развития детей;

5.

проведение различных конкурсов, олимпиад, интеллектуальных игр

и др., позволяющих обучающимся проявить свои способности;

6.

сформировать банк данных «Одарённые дети».

Ожидаемые конечные результаты реализации программы

1.

создание системы взаимодействия с учреждениями дополнительного

образования, родителями обучающихся;

2.

использование системы диагностики для выявления и отслеживания

различных типов одаренности;

3.

развитие потенциала детей;

4.

проведение мероприятий по различным направлениям с одаренными

детьми;

5.

создание условий поддержки и защиты одаренных детей.

Показатели эффективности реализации программы работы с

одаренными и талантливыми детьми

1.

удовлетворенность детей своей деятельностью и увеличение числа

таких детей;

2.

повышение уровня индивидуальных достижений детей в

образовательных областях, к которым у них есть способности;

3.

адаптация детей к социуму в настоящем времени и в будущем;

4.

повышение уровня владения детьми общепредметными и

социальными компетенциями;

5.

увеличение числа таких детей.

Среди современных концепций одаренности самой популярной является

концепция Дж.Фензулли. Согласно его теории, одаренность - это

сочетание 3-х характеристик: интеллектуальные способности,

превышающие средний уровень, креативность (творческие способности)

и настойчивость (мотивация, ориентированная на определенную задачу).

Кроме того, в его теоретической модели учтены знания (эрудиция)

и благоприятная окружающая среда. Раскрывая суть одаренности как

природного явления, эта концепция определенно указывает направления

педагогической работы.

Одарённые дети:

имеют более высокие по сравнению с большинством ровесников

интеллектуальные способности, восприимчивость к учению,

творческие возможности и способы их проявления;

Основные направления реализации программы.

создание благоприятных условий для работы с одарёнными и

талантливыми детьми:

- внедрение передовых образовательных технологий;

- укрепление материально-технической базы;

- нормативно-правовое обеспечение деятельности;

- формирование банков данных по проблеме одарённости.

методическое обеспечение работы с одарёнными и талантливыми

детьми:

- повышение профессионального мастерства педагогов;

- организация обмена опытом учителей, работающих с одарёнными

детьми;

- научно-методическое и информационное обеспечение программы.

мероприятия по работе с одарёнными и талантливыми

детьми: предусматривается участие способных и одарённых детей в

мероприятиях различного уровня (олимпиады, конкурсы, фестивали,

соревнования, выставки).

Этапы и сроки реализации

I. Организационный этап (сентябрь–октябрь)

Данный этап включает в себя программное обоснование работы с

одаренными детьми, анализ банка «Участники олимпиадного движения»,

повышение компетенции педагога в работе с одарёнными детьми через

самообразование.

II. Практический этап (ноябрь–апрель)

Данный этап предполагает: реализацию программы по работе с

одаренными обучающимися; расширение форм работы с одарённым

обучающимся.

III. Обобщающий этап (май)

На данном этапе предполагается: соотнесение результатов реализации

программы с поставленными целями, распространение опыта

работы педагога, проектирование перспектив, путей и способов

дальнейшей работы по поддержке и развитию одаренных обучающихся.

Формы работы с одарёнными и талантливыми обучающимися.

объединения дополнительного образования;

внеурочная деятельность;

конкурсы, марафоны и конференции;

участие в олимпиадах;

индивидуальный подход на занятиях, задания повышенного уровня;

дополнительные занятия с одарёнными детьми в совместной

деятельности;

проектная деятельность;

посещение интеллектуальных и творческих кружков;

экскурсии;

интеллектуальные игры, викторины;

ведение детских портфолио.

Помощь одарённым и талантливым обучающимся в самореализации

их творческой направленности.

cоздание для ученика ситуации успеха и уверенности через обучение

и воспитание;

организация научно-исследовательской деятельности;

организация и участие в интеллектуальных играх, творческих

конкурсах, предметных олимпиадах, научно-практических

конференциях;

разработка и реализация межпредметных научно-исследовательских

проектов;

изготовление компьютерных презентаций, видеороликов,

исследований;

контроль над развитием познавательной деятельности одаренных

школьников;

контроль за обязательным участием одаренных и талантливых детей

в конкурсах разного уровня;

поощрение одаренных детей;

публикация в СМИ, на сайте школы;

награждение.

Методическая работа педагога:

самообразование;

повышение профессионального мастерства;

взаимопосещение занятий;

участие в педагогических чтениях, семинарах, педсоветах,

конференциях, заседаниях МО педагогов;

проведение открытых занятий;

подготовка материалов и заданий к проведению школьных

олимпиад;

занимательно-познавательные мероприятия с обучающимися

объединения.

Работа с родителями.

учитывать одаренность как сложное явление;

учитывать личностные и возрастные способности одаренных детей;

создать условия для формирования у ребенка положительной

«Я-концепции» для полной реализации потенциальных

возможностей;

оказывать помощь в создании семейного микроклимата, в

повышении образовательного уровня семьи;

формировать умение ребенка адаптироваться в социально значимой

среде (семье, среди сверстников, педагогов);

Учителем проводится анализ успехов каждого ученика (желательно

включить и результаты начальной школы) и, опираясь на портфолио

обучающегося, характеристику классного руководителя, переводные

административные работы, составляется банк данных.

БАНК ДАННЫХ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ

№ п/п

Фамилия,

имя

класс

Способности

1

Белянкина

Вероника.

6

По уровню: высокие;

По личностной сфере: умственные (умение

мыслить, анализируя, сопоставляя

факты), творческие (нестандартное мышление и

видение мира); исполнительские.

По общности проявления: общие (активность,

критичность, быстрота, внимание, специальные:

(литературные)

2

Организация работы с одарёнными обучающимися

п/п

Мероприятия

Сроки

проведения

1

Составление банка данных одаренных детей по русскому языку и

литературе.

Сентябрь

2

Изучение интересов и склонностей обучающихся; уточнение

критериев всех видов одарённости: интеллектуальной,

академической, творческой, художественной и т.д.

Сентябрь

3

Создание банка данных одарённых детей.

Сентябрь

4

Проведение работы с родителями одарённых детей. Беседы с

родителями на тему «Как развивать одарённого ребенка».

В течение

года

5

Организация индивидуальной и дифференцированной работы с

одаренными детьми на уроках русского языка и литературы

В течение

года

6

Создание методической копилки (тесты, карточки для

дифференцированной работы, олимпиадные задания, задания

повышенной трудности по русскому языку и литературе.

В течение

года

7

Использование в урочной деятельности различных современных

средств информации: Интернета, электронных энциклопедий.

В течение

года

8

Применение на уроках современных технологий, игровых,

учебно-исследовательских, коммуникативных, проблемно-

В течение

года

Работаю в следующих направлениях:

I - разноуровневый подход к детям,

Использовать разноуровневые задания (обучающие и контролирующие).

Ребенок должен уметь оценивать себя и своих товарищей, знать, что

необходимо уметь на оценку “3”, “4” и “5”.

I уровень - задания на воспроизведение учащимися знаний в том виде,

как они были изложены в учебнике или раскрыты учителем. (оценка “3”)

поисковых и здоровьесберегающих.

9

Использование элементов дифференцированного обучения

направленных на творческий поиск, высокую познавательную

активность, самостоятельную деятельность, а также учебную

мотивацию одаренных учащихся

В течение

года

10

Подготовка к школьному этапу олимпиады (литература, русский

язык).

Сентябрь-

октябрь

11

Подготовка к муниципальному этапу олимпиады (литература,

русский язык).

Октябрь

12

Выполнение олимпиадных заданий по предметам на уроках и

внеурочное время.

Октябрь-

ноябрь

13

Неделя русского языка и литературы. Участие в предметных

мероприятиях.

По плану

работы МО

14

Консультационная работа на уроке и во внеурочное время.

В течение

года

15

Творческие задания, доклады, проекты, индивидуальные

задания.

В течение

года

16

Работа в Интернете по поиску и использованию информации при

выполнении домашних заданий.

В течение

года

17

Подбор заданий повышенного уровня сложности.

В течение

года

18

Вовлечение в активную внеклассную творческую работу.

19

Создание портфолио учащихся «Творческие и исследовательские

работы по русскому языку и литературе».

В течение

года

20

Выставка творческих работ учащихся.

Апрель

21

Участие в различных дистанционных конкурсах и олимпиадах.

В течение

года

22

Дополнительные занятия с одаренными детьми во внеурочной

деятельности.

В течение

года

23

Занятия по составленному плану 3 раза в месяц

В течение

года

24

Расширение банка методической литературы по работе с

одарёнными детьми.

В течение

года

II уровень - задания на применение знаний и умений по образцу в

повторяющейся учебной ситуации. (оценка “4”)

III уровень - задания на творческое применение знаний и умений в новой

учебной ситуации. (оценка “5”).

Использовать разноуровневые задания необходимо не только на уроках,

но и в виде домашнего задания.

II - обучение самостоятельной работе

Учить работать самостоятельно с учебником, с дополнительной

литературой, проводить исследовательскую работу.

III -обучение исследовательской работе.

Использование задач с элементами исследования, развивающие задачи.

Такие задания можно предлагать, как дополнительные(т. е. не

обязательные для выполнения) всему классу, но для одарённых учащихся

эти задания являются обязательными (выполнение таких заданий

оценивается оценкой «5», если учащимся допущена ошибка, то оценка не

выставляется.)

Систематически предлагать учащимся творческие задания: написать

сочинение,репортаж,заметку в газету и т.д.,составить кроссворд, ребус,

анаграмму и т. д. Большую возможность в этом направлении даёт

разработка проектов.

Учить учащихся, как проанализировать полученную информацию,

выделить главное, исключить второстепенное. И, наконец, в каком виде

представить результат. Это может быть электронная презентация или

документ, макет, книжка-раскладушка и т.д.

Но самое главное - это защита. Защита - это венец исследовательской

работы. Она должна быть публичной. В ходе ее ребенок учится излагать

добытую информацию, сталкивается с другими взглядами на проблему,

учится доказывать свою точку зрения.

На первых этапах защита проекта проходит в классе. Самые интересные

и лучшие работы идут на школьную конференцию.

Исследовательская работа активизирует обучение, придает ему

творческий характер и таким образом передает учащимся инициативу в

организации своей познавательной деятельности развития творческих

способностей.

Формы работы:

олимпиады по предметам;

научно-практические конференции;

выступления и доклады;

активная внеклассная работа;

предметные недели;

вечера, конкурсы, олимпиады, КВН, викторины, аукционы;

ролевые игры;

классно-урочная (работа в парах, в малых группах), разноуровневые

задания, творческие задания;

консультирование по возникшей проблеме;

интеллектуальные онлайн - марафоны;

различные конкурсы и викторины;

проекты по различной тематике.

Важнейшей формой работы с одаренными учащимися являются

олимпиады. Работу по подготовке к олимпиадам школьного и

муниципального уровней. Для целенаправленной подготовки учащихся к

участию в олимпиаде необходимо рассматривать на дополнительных

занятиях или предлагать для самостоятельного обучения по

дополнительной литературе, различные типы олимпиадных задач

Одна из главнейших задач учителя – научить учащихся думать, делать

открытия. Именно поэтому исследовательская деятельность учащихся

является одной из самых удачных форм внеклассной работы с учащимися

по предмету.

Список использованной литературы:

1.Теплов Б. М. Способности и одарённость. // Психология

индивидуальных различий. Тексты. М.: изд-во Моск. Ун-та, 1982, с. 136.

2.Гильбух Ю. З. Внимание: одаренные дети / Ю. З. Гильбух. – М. :

Знание, 1991.

3.Психологические особенности работы с одаренными детьми: учебное

пособие / сост. А. В. Кайсарова. – Чебоксары : Чуваш.гос. пед. ун-т, 2013.–

80 с.

4.Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н. С. Лейтеса.

– М. : Издательский центр «Академия», 2014. – 416 с.

Савенков А. И. Одаренный ребенок дома и в школе / А. И. Савенков. –

М., 2013.– 89 с.



В раздел образования