Автор: Семушева Елена Федоровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ Д/С № 104
Населённый пункт: Калининградская область, город Калининград
Наименование материала: Консультация для педагогов
Тема: "Обучение творческому рассказыванию дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
Консультация для педагогов на тему:
«Обучение творческому рассказыванию дошкольников»
Автор разработки: Семушева Е.Ф.
Среди всех видов связной монологической речи творческое рассказывание
является наиболее сложным.
Современная педагогика называет творческими такие рассказы детей, в ко-
торых ими придуманы, вымышлены определенные образы или действия.
Подобные рассказы составляются на основе детского воображения, которое,
данным психологов, предполагает значительную аналитико-синтетическую
деятельность мозга Основная функция воображения - преобразование полу-
ченного опыта вследствие различных комбинаций пережитых впечатлений.
Возможность составлять полноценные творческие рассказы возникает у ре-
бенка только в старшем дошкольном возрасте. В этот период запас знаний и
сведений об окружающей действительности, могущий стать содержанием
словесного творчества дошкольника, существенно возрастает. Фонетическая
и грамматическая стороны языка и речи оказываются, в основном, сфор-
мированными.
Помимо речевой готовности к словесному творчеству, в возрасте 5-6 лет у
дошкольника формируются определенные предпосылки: возрастает актив-
ность, интеллектуальность и внутренняя опосредованность внимания; произ-
вольность и образность памяти; логика и понятийность мышления; управляе-
мость воображения и т.д. Отправным моментом в обучении составления
творческих рассказов служит сюжетная картина.
Почему?
1. Дети любят рассматривать такие картины; с одной картиной педагог может
работать несколько занятий (картина, воздействуя на эмоции детей, вызыва-
ет у них мотивацию к занятиям, интерес, побуждает говорить даже молчали-
вых и застенчивых).
2. Сюжетная картина обеспечивает наглядную опору, которая является осно-
вой для активного, продолжительного диалога взрослого и ребенка, что поз-
воляет стимулировать различные аспекты речевой и мыслительной деятель-
ности ребенка.
3. Рассматривая сюжетную картину, ребенок 5-6 лет легко составляет исход-
ный рассказ. А затем, по заданию взрослого, пользуясь той же картиной, до-
школьник может произвести некоторые трансформации сюжета в своем во-
ображении и составить новый рассказ, подобный исходному. Выполнить это
задание с наглядной опорой ребенку гораздо легче, чем и речи оказываются,
в основном, придумать историю целиком.
Для рассматривания и составления рассказа нужно выбрать такие картины,
которые вызывали бы у детей яркую эмоциональную реакцию; побуждали к
размышлению; стимулировали воображение; способствовали заинтересо-
ванному общению ребенка и взрослого.
Использование сюжетных картин в качестве наглядной опоры предполагает
работу по 10 видам творческого рассказывания.
Составление рассказа с добавлением последующих событий;
Составление рассказов с заменой объекта;
Составление рассказа с заменой действующего лица;
Составление рассказа с добавлением предшествующих событий;
Составление рассказа с добавлением предшествующих и последующих
событий;
Составление рассказа с добавлением объектов;
Составление рассказа с добавлением действующего лица;
Составление рассказа с добавлением объектов и действующего лица; .
Составление рассказа с изменением результата действия;
Составление рассказа со сменой времени действия.
Работа по сюжетной картине состоит из 6 этапов:
I.
Aнализ содержания картины
. Начальный этап работы по картине
включает в себя установление места действия, времени действия,
свойств объекта и предметов, целей действия каждого персонажа,
причинно-следственных связей между объектами и явлениями.
II.
Активизация психических процессов, необходимых для творческого
рассказывания. Большое значение для воспитания навыков творческо-
го рассказывания имеет подготовка психологической базы, а именно,
развитие интереса, внимания, памяти, инициативности, воображения,
мышления.
III.
Составление исходного рассказа по картине.
Цель данного этапа на
доступном материале выработать, закрепить, либо улучшить у ребенка
навык составления связного рассказа, чтобы затем перенести этот на-
вык на творческий рассказ. Благодаря наглядной опоре в виде сюжет-
ной картины, ребенку немного проще составить исходный рассказ, чем
творческий. (Во время формулирования предложений рассказа взрос-
лый при необходимости помогает ребенку, исправляет неточности, до-
бавляет слова и выражения).
IV.
Планирование творческого рассказа.
От успеха на данном этапе дости-
жение главной цели по воспитанию навыков творческого рассказыва-
ния. Эта работа заключается в:
- трансформации сюжета в соответствии с видом творческого расска-
зывания;
- обсуждение замысла;
- построение плана изложения (можно в графическом изображении);
-выбор зачина, кульминации, развязки истории;
-составление «предикативной» цепочки;
- установление объекта для прямой речи;
-придумывание заголовка к рассказу.
V.
Составление творческого рассказа с учетом всех необходимых язы
-
ковых средств. Качество речи при составлении творческого рассказа
определяется слов, образных сравнений, грамотных наличием точных
четких предложений, связей предложений и частей рассказа, вырази-
тельности, интонирования, акцентирования наиболее значимых слов,
плавности речи, фонетической четкости каждой фразы. (Следует
уточнить слова, с которых ребенок начнет рассказ. Затем необходимо
обсудить финальные слова, в которых определяется мораль, либо
основной смысл высказывания. При работе над связностью детского
рассказа взрослому желательно уточнить слова для связи предложе-
ний).
VI.
Анализ и оценка творческого рассказа.
При анализе рассказов для ребенка очень важны такт, корректность,
доброжелательность оценки взрослого. Для оценки следует использо-
вать такие слова: «хорошо», «очень хорошо», «следует поучиться».
В дальнейшей работе по развитию творческого рассказывания у до-
школьников можно использовать следующий стимульный материал:
-пиктограммы;
- опорные сигналы;
-фигурки от киндер сюрпризов;
-настольные игрушки;
-предметы-заменители;
-предметные картинки.