Напоминание

"Обучение творческому рассказыванию дошкольников"


Автор: Семушева Елена Федоровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ Д/С № 104
Населённый пункт: Калининградская область, город Калининград
Наименование материала: Консультация для педагогов
Тема: "Обучение творческому рассказыванию дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для педагогов на тему:

«Обучение творческому рассказыванию дошкольников»

Автор разработки: Семушева Е.Ф.

Среди всех видов связной монологической речи творческое рассказывание

является наиболее сложным.

Современная педагогика называет творческими такие рассказы детей, в ко-

торых ими придуманы, вымышлены определенные образы или действия.

Подобные рассказы составляются на основе детского воображения, которое,

данным психологов, предполагает значительную аналитико-синтетическую

деятельность мозга Основная функция воображения - преобразование полу-

ченного опыта вследствие различных комбинаций пережитых впечатлений.

Возможность составлять полноценные творческие рассказы возникает у ре-

бенка только в старшем дошкольном возрасте. В этот период запас знаний и

сведений об окружающей действительности, могущий стать содержанием

словесного творчества дошкольника, существенно возрастает. Фонетическая

и грамматическая стороны языка и речи оказываются, в основном, сфор-

мированными.

Помимо речевой готовности к словесному творчеству, в возрасте 5-6 лет у

дошкольника формируются определенные предпосылки: возрастает актив-

ность, интеллектуальность и внутренняя опосредованность внимания; произ-

вольность и образность памяти; логика и понятийность мышления; управляе-

мость воображения и т.д. Отправным моментом в обучении составления

творческих рассказов служит сюжетная картина.

Почему?

1. Дети любят рассматривать такие картины; с одной картиной педагог может

работать несколько занятий (картина, воздействуя на эмоции детей, вызыва-

ет у них мотивацию к занятиям, интерес, побуждает говорить даже молчали-

вых и застенчивых).

2. Сюжетная картина обеспечивает наглядную опору, которая является осно-

вой для активного, продолжительного диалога взрослого и ребенка, что поз-

воляет стимулировать различные аспекты речевой и мыслительной деятель-

ности ребенка.

3. Рассматривая сюжетную картину, ребенок 5-6 лет легко составляет исход-

ный рассказ. А затем, по заданию взрослого, пользуясь той же картиной, до-

школьник может произвести некоторые трансформации сюжета в своем во-

ображении и составить новый рассказ, подобный исходному. Выполнить это

задание с наглядной опорой ребенку гораздо легче, чем и речи оказываются,

в основном, придумать историю целиком.

Для рассматривания и составления рассказа нужно выбрать такие картины,

которые вызывали бы у детей яркую эмоциональную реакцию; побуждали к

размышлению; стимулировали воображение; способствовали заинтересо-

ванному общению ребенка и взрослого.

Использование сюжетных картин в качестве наглядной опоры предполагает

работу по 10 видам творческого рассказывания.

Составление рассказа с добавлением последующих событий;

Составление рассказов с заменой объекта;

Составление рассказа с заменой действующего лица;

Составление рассказа с добавлением предшествующих событий;

Составление рассказа с добавлением предшествующих и последующих

событий;

Составление рассказа с добавлением объектов;

Составление рассказа с добавлением действующего лица;

Составление рассказа с добавлением объектов и действующего лица; .

Составление рассказа с изменением результата действия;

Составление рассказа со сменой времени действия.

Работа по сюжетной картине состоит из 6 этапов:

I.

Aнализ содержания картины

. Начальный этап работы по картине

включает в себя установление места действия, времени действия,

свойств объекта и предметов, целей действия каждого персонажа,

причинно-следственных связей между объектами и явлениями.

II.

Активизация психических процессов, необходимых для творческого

рассказывания. Большое значение для воспитания навыков творческо-

го рассказывания имеет подготовка психологической базы, а именно,

развитие интереса, внимания, памяти, инициативности, воображения,

мышления.

III.

Составление исходного рассказа по картине.

Цель данного этапа на

доступном материале выработать, закрепить, либо улучшить у ребенка

навык составления связного рассказа, чтобы затем перенести этот на-

вык на творческий рассказ. Благодаря наглядной опоре в виде сюжет-

ной картины, ребенку немного проще составить исходный рассказ, чем

творческий. (Во время формулирования предложений рассказа взрос-

лый при необходимости помогает ребенку, исправляет неточности, до-

бавляет слова и выражения).

IV.

Планирование творческого рассказа.

От успеха на данном этапе дости-

жение главной цели по воспитанию навыков творческого рассказыва-

ния. Эта работа заключается в:

- трансформации сюжета в соответствии с видом творческого расска-

зывания;

- обсуждение замысла;

- построение плана изложения (можно в графическом изображении);

-выбор зачина, кульминации, развязки истории;

-составление «предикативной» цепочки;

- установление объекта для прямой речи;

-придумывание заголовка к рассказу.

V.

Составление творческого рассказа с учетом всех необходимых язы

-

ковых средств. Качество речи при составлении творческого рассказа

определяется слов, образных сравнений, грамотных наличием точных

четких предложений, связей предложений и частей рассказа, вырази-

тельности, интонирования, акцентирования наиболее значимых слов,

плавности речи, фонетической четкости каждой фразы. (Следует

уточнить слова, с которых ребенок начнет рассказ. Затем необходимо

обсудить финальные слова, в которых определяется мораль, либо

основной смысл высказывания. При работе над связностью детского

рассказа взрослому желательно уточнить слова для связи предложе-

ний).

VI.

Анализ и оценка творческого рассказа.

При анализе рассказов для ребенка очень важны такт, корректность,

доброжелательность оценки взрослого. Для оценки следует использо-

вать такие слова: «хорошо», «очень хорошо», «следует поучиться».

В дальнейшей работе по развитию творческого рассказывания у до-

школьников можно использовать следующий стимульный материал:

-пиктограммы;

- опорные сигналы;

-фигурки от киндер сюрпризов;

-настольные игрушки;

-предметы-заменители;

-предметные картинки.



В раздел образования