Автор: Захарова Елена Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБУСОН РО СП "Огонек"
Населённый пункт: р.п.Каменоломни, Октябрьский район,Ростовская область
Наименование материала: Проект
Тема: "Волшебная сила искусства"
Раздел: дополнительное образование
«
»
Проект
Волшебная сила искусства
Разработчик : воспитатель Захарова Е.М.
ГБУ СОН РО СП «Огонек» - 2021 г.
Актуальность проблемы
«В каждом человеке есть солнце.
Только дайте ему светить» -
говорил Сократ
Много лет в приюте работает программа дополнительного образования- детский фольклорный театр
«Забавушка». Знание фольклора осознается современным обществом ,как непременная составляющая
духовности, самобытный фактор преемственности поколений, приобщения к национальной культуре.
Данный проект ориентирован на детей младшего и среднего школьного возраста, для развития общей и
эстетической культуры детей, художественных способностей и склонностей, предусматривает возможность
творческого развития, творческой импровизации.
Детство талантливо своей свободой, свежестью восприятия непосредственностью взглядов на жизнь, смелостью
помыслов и действий. Между тем, мир детства – неотделимая часть культуры социальной жизни современного
общества, испытывающего глубокий духовный кризис. Во время занятий театральной деятельностью
происходит становление личностного самосознания, формируется культура чувств, способность к общению,
овладение собственным телом, голосом, пластической выразительностью движений, воспитывается чувство
меры и вкус, необходимые человеку для успеха в любой сфере деятельности. Театрально-эстетическая
деятельность, органично включенная в образовательный процесс, универсальное средство развития личности.
Коллективная театрализованная деятельность направлена на целостное воздействие на личность ребёнка,
его раскрепощение, самостоятельное творчество,
и именно эта деятельность
способствует самопознанию и
самовыражению личности; создаёт условия для социализации, усиливая адаптационные способности,
корректирует коммуникативные качества, помогает осознанию чувств удовлетворения, радости, успешности.
Данный проект актуален поскольку театральная деятельность является способом самовыражения, инструментом
решения характерологических конфликтов и средством снятия психологического напряжения.
Театральная игра должна стать для детей и удовольствием, и развлечением, и инструментом решения
конфликтов, способствующим взаимопониманию.
Цель проекта:
1. Основным предназначением театральной деятельности в приюте является воспитание
творчески активной и гармонично развитой личности.
2.
раскрытие
его
творческой
индивидуальности,
возможности
самореализации
и
самоопределения
Задачи проекта:
- коррекция психологических комплексов, адаптация детей и подростков к современным
социальным условиям;
-формирование через активные виды деятельности устойчивого интереса к театру как виду
художественной культуры;
-развитие творческих способностей школьников;
- знакомство учащихся со спецификой театрального искусства;
-организация мероприятий согласно разработанному плану.
СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Проект «Волшебная сила искусства» рассчитан на период с сентября 2021 г. по май 2022 г.
УЧАСТНИКИ И СОЦИАЛЬНЫЕ ПАРТНЕРЫ ПРОЕКТА
1.
Воспитанники приюта школьного возраста(7- 12ЛЕТ)
2.
Воспитатели и специалисты по работе с детьми
3. Администрация приюта «Огонек»
4.
Администрация и сотрудники Драматического театра «Пласт» г. Шахты, ДК п. Каменоломни
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
•
развитие эмоционально-положительного отношения к театру, формирование устойчивого
интереса к театрализованной деятельности;
•
обогащение речи за счет образных выражений, словарного запаса, совершенствование
навыков диалогической и монологической речи, развитие эмоциональной выразительности
речи;
•
совершенствование способности детей поддерживать целеустремленность в развитии
индивидуальности, творческого самовыражения.
•
Участие театра в конкурсах и фестивалях.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
1.
Подготовительный
Сентябрь 2021г.
Определить сущность и специфику самодеятельного театра-студии как социально-
педагогического явления, влияющего на творческое развитие детей.
Теоретический анализ литературных источников по проблемам творческого развития
участников самодеятельных коллективов и методики работы специалистов
2.
Организационный
Октябрь
Рассмотреть художественно-педагогические условия, обеспечивающие эффективность
творческого развития детей и подростков
Разработка программы для занятий в театральной студии.
Заключение договора с театром
Посещение театра
3.
Опытно-экспериментальный
Ноябрь
Осуществить подбор форм, методов, приемов и средств, обеспечивающих творческое
развитие участников проекта
Наблюдения за творческим развитием участников самодеятельного театрального коллектива
в процессе подготовки и реализации постановочных работ
Показ спектакля «Репка».
4.
Диагностический
Декабрь
Проверить эффективность воздействия театра-студии на развитие творческих способностей
детей
Проведение исследований по методикам:
- «Направленность на творчество»;
Подготовка и проведение Новогоднего праздника.
5.
Завершающий
Подготовка и проведение праздников и спектаклей по праздничным датам каждого месяца
По отдельному плану.
Январь 2022г.
Февраль
Март
Апрель
Май
ВЫВОДЫ
Таким образом, проект направлен на совместное планирование работы по активному и
эффективному взаимодействию театра и приюта.
Проект выполняет воспитательную, образовательную и культурологическую функцию.
Знакомит детей со спецификой театрального искусства. Способствует развитию творческих
способностей воспитанников приюта.
Раскрыта сущность и специфика самодеятельного театра, как социально-педагогического
явления влияющего на всестороннее развитие детей. Рассмотрены педагогические условия,
выявлена эффективность методов и приемов воздействия школьного театра на развитие
творческих способностей детей и подростков, способствующих приобщению их к изучению,
возрождению и развитию контактов с окружающей социальной средой.
Одна из главных задач, которую ставит перед собой и решает наш театр, состоит в
социализации досуга, предоставлении необходимых условий для творческих занятий
воспитанников. Чтобы максимально реализовать эти условия, нужно всесторонне изучить
каждого студийца, его потребности, интересы, ведущие мотивы поведения, трудности,
конфликты, ориентация и многое другое.
Проект позволяют сделать вывод, что сценические средства искусства позволяют влиять на
конкретную творческую деятельность студийцев, наполняют ее духовным содержанием
только в определенных педагогических условиях. К ним относятся общая и частичные
методики работы с самодеятельным театральным коллективом, с помощью которых
происходит самосовершенствование и самоорганизация личности в ее творческом развитии.
Здесь актуальным является степень целесообразности и использования тех или иных методов
и приемов в создании театрализованной программы. Методика работы с участниками студии
предусматривала стремление выслушать ребенка, помочь ему, если он в этом нуждается,
порадоваться за него, доверять ему решать многие вопросы (как организаторские, так и
театральные) под регулярным контролем за их деятельностью. Конкретным результатом
деятельности педагога в этом направлении стало устойчивое продвижение к закреплению
основных составляющих элементов творческого потенциала участников театра как в учебно-
репетиционной, так и внестудийной работе, а именно:
•
интереса и активного стремления к участию в творческих делах театрального коллектива;
•
умения переносить приобретенные знания, творческие умения и навыки на новые и часто
неожиданные ситуации, возникающие в ходе постановочного процесса;
•
степени развития у детей творческой фантазии, способствующей созданию в коллективе
благоприятного психологического климата, атмосферы эмоционального подъема и
раскрепощенности.
В перспективе театральная студия в приюте должна превратиться в постоянно действующее
звено принципиально новой, интеграционной системы творческого развития ребенка,
системы, которая закладывает единство интеллектуальной, духовной и эмоциональной
культуры юного человека. Наконец, очень важна организация и проведение регулярных
конкурсов искусств по различным жанрам. Эти акции поощряют и активизируют детское
творчество, способствуют раннему выявлению талантов, формируют соответствующие круги
общения, стимулирование творческого отношения к жизни не только школьников, но и
взрослого населения.
ИМЕЮЩИЕСЯ И НЕОБХОДИМЫЕ РЕСУРСЫ
Материально-технические:
Сценическая выгородка
Аудио установка
Видео установка
Видеокамера
Элементы театральных декораций
Элементы костюмов
Персональный компьютер для обработки сценарного и музыкального материала.
ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ПРОЕКТА
Финансирование осуществляется за счет местных внебюджетных источников.
МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Основным механизмом реализации проекта является регулярная организация занятий по
театральному мастерству для воспитанников приюта с целью постановки спектакля на сцене
музыкального зала приюта, для сотрудников и детей и других объектах социальной сферы т.е. СРО и ЦСО
Театр - зрелище и школа для народа,
Будить сердца людей - вот в чем его природа!
На путь неправедный он не дает свернуть,
Он к свету нас ведет, открыв нам правый путь.
Волнуя и смеша, он заставляет снова
Обдумать прошлое и смысл пережитого.
На сцене увидав правдивый облик свой,
Смеяться будешь ты , иль плакать над собой.
Узнаешь: жизнь твоя светла, иль непроглядна,
Вот это верно в ней, а это в ней неладно.
Развить захочешь ты достойные черты -
Так новой мудростью обогатишься ты.
И если ты хорош - то только лучше станешь,
А если ты дикарь - из темноты воспрянешь.
В театре рангов нет, в нем так заведено:
Ты господин иль раб - театру все равно!
Он чист и величав, влечет он к светлым весям,
Свободен и широк, он свят и независим.
Он - благонравья храм, он- знания дворец.
Наставник для умов, целитель для сердец.
Но следует ему блюсти одно условье:
Родной народ учить с терпеньем и с любовью,
И с древа мудрости срывать тогда лишь плод,
Когда он красоту и зрелость обретет.
Участники проекта Агитбригада «Непоседы»
Список литературы:
1. Диагностика и развитие актерской одаренности. - Сб. научн. труд. Изд. Л., ЛГИТМИК,
1986.- (Отв. ред. Колчин Е. Е., Рождественская Н. В.);
2. Клековкин А. Ю. Режиссерский тренинг. - Методич. указания для студентов института
культуры. - Киев, 1987;
3. Кроник А. А., Кроник Е. А. В главных ролях; Вы, Мы, Он, Ты, Я: Психология значимых
отношений. - М.: Мысль, 1989;
4. Лук. А. Н. Юмор, остроумие, творчество. М., Искусство, 1977;
5. Резерв успеха - творчество. /Под ред. Г. Нойнера, В. Калвейта, X, Клейна.: Пер. с нем. - М.:
Педагогика, 1989;
6. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т. 1. - М.; Педагогика,