Напоминание

Технологическая карта организации вербальной коммуникации педагога и детей по произведению В. Драгунского "Синий кинжал"


Авторы: Куцепина Татьяна Викторовна, Сидоренкова Марина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБУ Школа № 26, структурное подразделение д/с "Тополек"
Населённый пункт: г. Тольятти
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Технологическая карта организации вербальной коммуникации педагога и детей по произведению В. Драгунского "Синий кинжал"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Технологическая карта организации вербальной коммуникации

педагога и детей по произведениям художественной литературы

Автор: В. Драгунский

Произведение: «Синий кинжал»

Главные

герои

Ситуация

взаимодействия

Мотивы

поступков

Эмоции и

чувства героев

Авторские средства

образной

выразительности

Пути

осознанного

влияния на

ситуацию

(рефлексия

ситуации)

Нравственные

понятия,

раскрываемые

в произведении

Ситуация 1

Учительница

Раиса

Ивановна

Левка

«Оценка за

календарь»

Раиса Ивановна

поставила Левке

тройку за

календарь.

Раиса Ивановна -?

Левка -

самолюбие

Левка - обида на

плохую оценку

«Наляпано и

поставила тройку».

"А когда наступила

перемена, Левка

остался сидеть за

партой. У него был

довольно-таки

невеселый вид»

Левке нужно было

переделать работу

и получить

хорошую оценку.

Левке нужно было

понять, почему

именно учитель

поставил такую

оценку

Левке нужно было

не расстраиваться,

постараться в

другой раз.

Уважительное

отношение ко

взрослому, его

оценке.

Умение

анализировать

свою

деятельность

Ситуация 2

Левка

«Ссора»

Левка не понял, что

герой рассказа

хотел поддержать

его и ударил

пеналом по голове.

Левка-

непонимание

Левка - обида,

злость

« У него был

довольно-таки

невеселый вид»

«Я хотел его

развеселить, потому

что мы с ним

дружим»

«— Эх ты, Ляпа!

Герою рассказа

надо было

объяснить Левке,

что хотел

развеселить, а не

дразнить.

Левке надо было

Умение

поддержать

друга в трудную

минуту.

Герой

рассказа

Герой рассказа -

дружеская забота

Герой рассказа -

желание

поддержать

друга

И состроил ему косые

глаза»

«И тут Левка ни с

того ни с сего как

даст мне пеналом по

затылку. Вот когда я

понял, как искры из

глаз летят. Я страшно

разозлился на Левку»

не обижаться на

героя рассказа,

беречь дружбу.

Ситуация 3

Герой

рассказа

«Подготовка к

мести»

Герой рассказа

решил убить своего

друга, за то, что он

его ударил по

голове.

Герой рассказа -

задето самолюбие

Герой рассказа -

месть, злость

«И тогда я решил

Левку убить. После

школы я целый день

сидел дома и готовил

оружие»

« я все точил и все

думал, как я приду

завтра в класс и мой

верный синий кинжал

блеснет перед

Левкой, я занесу его

над Левкиной

головой, а Левка

упадет на колени и

будет умолять меня

даровать ему жизнь»

Герою рассказа

надо было

объясниться,

поговорить с

Левкой.

Левке надо было

извиниться за то

что ударил героя

рассказа по голове

пеналом и

помериться.

Ценностное

отношение к

жизни человека.

Ситуация 4

Герой

рассказа

«Мир»

Мальчик боится

зайти в класс для

выполнения мести.

Левка дарит гильзу

и герой романа

забывает про месть.

Нравственный

мотив

Мотив

установления и

сохранения

Герой рассказа

- страх

«..не мог войти, так

сильно билось

сердце»:

«Но все-таки я себя

переборол, толкнул

дверь»: «опять

стукнет меня пеналом

или чем-нибудь еще,

Надо было Левке

перебороть страх

и поговорить,

простить друга

Левку.

Умение

сглаживать

конфликты и

решать споры

мирным путем,

насколько важно

умение

договариваться,

Левка

положительных

взаимоотношений

с другими детьми.

Левка-дружба

и стал еще быстрее

расстегивать»

«как-то затоптался на

месте, а потом вдруг

наклонился ко мне

близко-близко и

сказал:

— На!

И он протянул мне

золотую стреляную

гильзу»

«…просто я вдруг

совершенно забыл,

что хотел его убить,

как будто и не

собирался никогда,

даже удивительно»

прощать, не

затаивать обид и

находить общий

язык с людьми

Вопросы педагога, направленные на ценностно-смысловое понимание детьми произведения

Ситуация 1

О ком

говориться в

рассказе

«Синий

кинжал?»

Чем занимались

дети на уроке

труда? Кому

поставила

учительница

хорошую оценку?

Кому поставила

Раиса Ивановна

тройку и за что?

Почему

расстроился

Левка?

Почему у героя

рассказа было

хорошее

настроение, а у

Левки нет?

Что

почувствовал

Левка когда ему

поставили

тройку? Что он

сделал?

Какими словами

автор описывает

чувства Левки?

Чтобы вы

почувствовали,

если бы вам

поставили тройку?

Чтобы вы сделали

на месте Левки?

Стоило ли

обижаться на

учителя?

Почему?

Ситуация 2

Кто пытался

развеселить

Левку?

Что сделал герой

рассказ, когда

увидел грустного

Левку?

Почему Левка не

понял своего

друга?

Зачем герой

Почему себя так

повел герой

рассказа, когда

увидел

Как пытался

развеселить друга

герой рассказа?

Как отреагировал

Как бы вы

поступили, если

бы ваш товарищ

был расстроен?

Почему нужно

прощать, уметь

договариваться

друг с другом?

Почему Левка

ударил своего

друга?

Что в ответ сделал

герой рассказа?

рассказа ударил

его промокашкой?

расстроенного

друга?

Какие чувства

испытал Левка

когда увидел

своего

товарища?

Левка?

Как еще можно

успокоить друга?

Ситуация 3

Что решил герой

рассказа после

ссоры с другом?

Как герой рассказа

собирался

отомстить Левке?

Почему он решил

мстить?

Что чувствовал

мальчик, когда

точил нож?

Какими словами

автор описывает

подготовку героя

рассказа к мести?

Как представлял себе

«заслуженную кару»?

Как бы ты

поступил, если

тебя сильно кто-то

обидел?

Какой мирный

выход можно

предложить

мальчикам?

Стоит ли герою

рассказа таить

обиду?

Почему нельзя

так поступать,

как решил

отомстить герой

рассказа?

Почему говорят,

что жизнь дана

на добрые дела?

Ситуация 4

Как друзья

помирились?

Почему Левка

неловко топтался

на месте когда

дарил гильзу?

Что почувствовал

герой рассказа,

когда ему Левка

подарил гильзу?

Что чувствовал

герой рассказа,

подойдя к

классу?

Как описывает автор

состояние главного

героя перед дверью в

класс?

Как говорится в

рассказе о том,

почему перехотел

мстить своему другу

мальчик?

Как бы вы

поступили, если

кого-то обидели?

А если бы Левка

не принес гильзу,

чтобы было по

вашему мнению?

Почему?

Согласны ли вы,

что дружбой

надо дорожить?

Согласны ли вы с

пословицей

«

Лучше

выслушать

упрёки друга,

чем потерять

его»



В раздел образования