Авторы: Сидоренкова Марина Александровна, Куцепина Татьяна Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБУ Школа № 26, структурное подразделение д/с "Тополек"
Населённый пункт: г. Тольятти
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Технологическая карта организации вербальной коммуникации педагога и детей по произведению В. Драгунского "Тайное становится явным"
Раздел: дошкольное образование
Технологическая карта организации вербальной коммуникации
педагога и детей по произведениям художественной литературы
Автор: В.Ю. Драгунский
Произведение: «Тайное становится явным»
Главные герои
Ситуация
взаимодействия
Мотивы
поступков
Эмоции и
чувства героев
Авторские средства
образной
выразительности
Пути
осознанного
влияния на
ситуацию
(рефлексия
ситуации)
Нравственные
понятия,
раскрываемые в
произведении
Ситуация 1
Дениска и мама
«Конфликт».
Мама заставляла
Серёжу есть
манную кашу,
которой он
давился.
Дениска –
стремление к
самоутверждению.
Мама – власть.
Дениска –
упрямство.
Мама –
убеждение.
Эмоционально-
оценочная лексика.
- Посмотри, на кого
ты стал похож!
Вылитый Кощей.
Ешь.
Дениска –
попросить маму
сварить другую
кашу.
Мама – объяснить
Дениске, что
манная каша
очень полезная.
«Послушание»
Ситуация 2.
Милиционер и
мама
«Обвинение».
Милиционер
обвинил маму в
том, что она
вылила «разную
гадость в окно».
Милиционер –
выявление
беспорядка.
Мама –
недоумение.
Милиционер –
возмущение.
Мама –
непонимание.
Ирония. – А ещё
интеллигентный
человек
/милиционер/.
Оправдание - Не
клевещите. Ничего я
не выливаю /мама/.
Мама – прояснить
ситуацию.
Милиционер –
выслушать и
разобраться в
сложивщейся
ситуации.
«Несправедливость»
в обвинении за
несовершённый
поступок.
Ситуация 3
Дяденька и мама.
«Пострадавший».
В комнату вошел
дяденька, облитый
манной кашей.
Дяденька –
наглядный показ
внешнего вида.
Дяденька – обида,
боль.
Мама –
сочувствие.
Умолчание.
- Главное, я иду
фотографироваться…
И вдруг такая
история…Каша…
мм… манная…
Горячая, между
прочим, сквозь
шляпу и то… жжёт…
/дяденька/.
Мама -
извиниться за
поступок
Дениски.
«Сострадание».
Умение сострадать
и оказывать
помощь.
Сравнение.
- …и глаза у неё
стали зелёные, как
крыжовник…
Ситуация 4
Мама и Дениска
«Сожаление».
Дениска понял,
что всё «тайное
становиться
явным».
Признание своей
вины
Мама – грусть.
Дениска – страх,
стыд.
Композиционный
стык.
- Мама смотрела мне
в глаза. Она смотрела
долго-долго…
Мама – попросить
Дениску
объяснить свой
поступок.
Дениска –
извиниться за
свой поступок.
«Ответственность»
за свои поступки.
Вопросы педагога, направленные на ценностно-смысловое понимание детьми произведения
Ситуация 1
Кто является
главными героями
произведения?
Скажите, что
произошло между
мамой и
Дениской? Любил
ли Дениска
манную кашу?
Почему?
Почему Дениске
не понравился
завтрак?
Что испытывал
Дениска, когда
пытался есть
манную кашу?
Как рассказывает
автор о действиях,
которые совершал
Дениска с манной
кашей?
Как бы ты
поступил на месте
Дениски, если бы
тебе дали кашу,
которую не
любишь?
Что нужно было
сделать маме,
чтобы Дениска
всё - таки съел
манную кашу?
Правильно ли
поступил Дениска,
приняв похвалу
мамы за
«съеденный»
завтрак.
Ситуация 2
Кто вошёл в
комнату, где
находились мама
с Дениской?
В чём милиционер
обвинил маму?
Как милиционер
разговаривал с
мамой?
Почему мама не
могла понять, того
в чем её обвиняют?
Какие чувства
испытала мама,
когда её обвинили
в поступке,
который она не
совершала?
Как автор описывает
настроение
милиционера при
исполнении своих
обязанностей?
Как автор говорит о
чувствах мамы?
Чтобы ты сделал в
этой ситуации,
если был бы
милиционером?
Справедливо ли
обвинил маму
милиционер?
Ситуация 3
Кто такой
«пострадавший»?
Как дяденька
оказался в
комнате?
Почему мама
предложила
дяденьке свою
помощь?
Как отреагировала
мама, увидев
дяденьку?
Что испытывал
дяденька,
облитый манной
кашей?
Как описывает автор
внешний вид
дяденьки?
Чтобы вы
сделали, если к
вам обратились за
помощью?
Посочувствовала ли
мама дяденьки?
Ситуация 4
Кто участвовал в
последнем
разговоре?
Что сделал
Дениска, когда
вернулась мама?
Почему мама не
стала наказывать
Дениску за его
поступок?
Почему Дениске
было страшно
взглянуть на
маму?
Что запомнил
Дениска на всю
жизнь?
Чтобы вы
сделали, если
оказались бы на
месте мамы?
Будет ли Дениска
отвечать за свои
поступки?
Почему
надо всегда
отвечать за свои
поступки?