Напоминание

"Учреждение дополнительного образования как развивающая среда, образовательное пространство и воспитательная система"


Автор: Крапивина Ольга Анатольевна
Должность: педагог-организатор
Учебное заведение: МАУ ДО ДДТ "РАДУГА"
Населённый пункт: г. Екатеринбург
Наименование материала: Статья
Тема: "Учреждение дополнительного образования как развивающая среда, образовательное пространство и воспитательная система"
Раздел: дополнительное образование





Назад




«Учреждение дополнительного образования как развивающая среда,

образовательное пространство, воспитательная система. Дополнительное

образование ...»

Учреждение дополнительного образования

как развивающая среда, образовательное пространство,

воспитательная система.

Дополнительное образование является важнейшей составляющей единого

образовательного

пространства,

сложившегося

в

современном

российском

обществе. Оно социально востребовано и рассматривается как образование,

органично сочетающее в себе воспитание, обучение, развитие личности ребенка,

что нашло отражение в Национальной доктрине образования в Российской

Федерации, Федеральной программе развития образования. У дополнительного

образования особенная технология, особенная образовательная методика, прежде

всего, оно практико-ориентировано, способно быстро и мобильно реагировать на

изменения в социальной среде, на разнообразие потребностей и мотивов социума,

способности детей.

Дополнительное образование – это структурная единица воспитательной

системы, выполняющая широчайший спектр воспитательных функций, призванная

решать ряд педагогических задач, которые стоят перед основным образованием и

образовательным учреждением в целом.

Если школа сегодня дает общее образование, согласно стандартам, то

дополнительное образование многообразно, разнонаправлено, вариативно: ведь

дети выбирают то, что близко их природе, что отвечает их потребностям,

удовлетворяет интересам. Дети, которые посещают учреждения дополнительного

образования, занимаясь в объединениях по своим интересам, получают не только

дополнительные

знания,

но

и

раскрепощаются,

учатся

анализировать

и

высказывать свое мнение, развивают свое внутреннее «Я».

Занятия в дополнительном образовании построены таким образом, что

обучающиеся не только получают определенный багаж дополнительных знаний и

умений, но и совместно с педагогом работают на равных. Это определяется в том,

что осуществляется взаимосвязь между педагогом и ребенком, путем совместных

действий, обменом идей, рассуждением о теме между собой, т.е. общение на

равных. Ведь ребенок приходит на занятия, прежде всего, для того, чтобы

содержательно и эмоционально пообщаться со значимым для него взрослым.

Дети добиваются определенных успехов в творческой деятельности, на этой

основе повышают свою самооценку, самовыражаются, самоутверждаются в

коллективе сверстников, повышают свой статус в глазах педагогов, родителей,

ближайшего окружения. Занятость обучающихся во внеурочной деятельности

способствует

укреплению

самодисциплины,

самоорганизованности,

умению

планировать свое время. Участие детей в праздниках, творческих днях, фестивалях,

спортивных состязаниях, тематических днях приобщает их к процессу появления

традиций,

формированию

особенной

индивидуальной

атмосферы

в

дополнительном образовании.

Для того чтобы дополнительное образование могло в полной мере

реализовать заложенный в нем потенциал, необходима четкая и слаженная работа

развивающей среды, образовательного пространства и воспитательной системы

образовательного учреждения.

В поиск путей совершенствования системы дополнительного образования

детей включились ведущие учёные и педагоги страны. В последние годы активно

занимались изучением отдельных проблем дополнительного образования детей

В.В. Белова, В.А. Березина, Р.У. Богданова, А.К. Бруднов, В.А. Горский, О.Е.

Лебедев, Е.Е. Чепурных. Осмысление ценности дополнительного образования

детей с точки зрения психологии проведено В.И. Слободчиковым, В.И. Пановым.

А.Г. Асмолов рассматривает дополнительное образование как зону ближайшего

развития образования в России.



В раздел образования