Автор: Чернышева Наталья Владиславовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №1 им. Героя Советского Союза П.В. Масленникова ст. Архонская"
Населённый пункт: ст. Архонская, РСО - Алания
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование познавательного интереса и творческой активности младших школьников"
Раздел: начальное образование
«Формирование познавательного интереса и творческой активности
младших школьников»
« Если мы будем учить сегодня так,
как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра».
Джон Дьюи
Современный урок - это урок свободный, характеристики которого
рождаются по велению времени и благодаря усилиям педагога. Сегодня урок
имеет несколько иные приоритеты в своих целях и задачах, потому что у
общества иные требования к ученику.
Сегодня от выпускника школы ожидают не только умения
адаптироваться к реальности, но и осуществлять свои собственные замыслы.
В связи с этим во главу угла на уроке встаёт индивидуальность ученика,
осмысленность и осознанность его действия на уроке, наличие равенства
учителя и ученика. И даже больше - главным на уроке стал ученик, а учитель
только организатор его процесса познания. Хорошо усваивается только то,
чем ученик овладевает как субъект учебной деятельности, действуя
осмысленно и осознанно. А значит, ученик должен каждый урок понимать,
что он будет делать и зачем ему это надо.
При подготовке к уроку необходимо понимать, что показать
актуальность и важность знаний можно следующими способами: возбудить
интерес, пробудить желание, побудить к действию, придумать изюминку
урока.
В связи с этим мы приходим к осознанию необходимости изменить
характер учебного процесса и способы деятельности учащихся, т.к.
методологической основой стандартов второго поколения является
системно-деятельностный подход . В рамках деятельностного подхода
ученик овладевает универсальными действиями, чтобы уметь решать любые
задачи и отвечать за свои результаты.
Работая по новым стандартам, учителя начальной школы отработали
ряд приёмов по формированию универсальных учебных действий, которые
хорошо «прижились» в нашей школе и дают положительный результат.
• Формирование регулятивных учебных действий.
Работу над формированием умения самостоятельно определять тему и задачи
урока, мы начали с 1 класса. На начальной стадии учителя сами сообщали
тему урока, говоря ребятам о том, что в дальнейшем они должны будут
делать это самостоятельно. Постепенно учителя стали только подводить
учащихся к теме, давая им возможность формулировать её самостоятельно.
Далее мы учились определять цели урока. Теперь часть детей уже могут
сделать это без помощи учителя, часть формулируют с помощью наводящих
вопросов.
Умение давать само- и взаимооценку необходимо на любом уроке. Пройдя
тест, дети самостоятельно проверяют и оценивают работу по заданным
критериям. На уроках литературного чтения после чтения наизусть просим
оценить себя (Читал с выражением или без? Допускал ли ошибки? Соблюдал
паузы или торопился?). На основании этого ребёнок оценивает себя.
Учитель соглашается с учеником или нет, аргументируя свою позицию.
Практические работы на уроках окружающего мира, а также вопросы
учителя «Какой вывод можно сделать?», «Почему так получилось?» учат
младших школьников самостоятельно делать выводы.
• Познавательные учебные действия
.
ФГОС вводят новое понятие – учебная ситуация. Для её создания на уроке
мы предлагаем учащимся заполнить таблицу, составить схему или макет.
Прежде чем дать новую информацию, задаём учащимся проблемный вопрос:
«Как вы думаете?», «Как вы решите это задание?». Иногда ставим вопрос до
изучения темы, чтобы послушать предположения детей (выдвинуть
гипотезы) и сравнить свои предположения с итогом работы. Проблемная
ситуация создаётся на основе имеющихся у детей знаний.
Коммуникативная компетенция
– это владение навыками
взаимодействия с окружающими людьми, умение работать в группе,
знакомство с различными социальными ролями, способность личности к
речевому общению.Именно поэтому коммуникативные умения и навыки –
это ключ к успешной деятельности и к успешной жизни в целом. Можно
учиться в коллективе, в котором сильный ученик всегда в выигрыше: он
быстрее «схватывает» новый материал, быстрее его усваивает, и учитель в
большей мере опирается на него. А слабому не хватает времени, чтобы все
четко понять, его характер не позволяет задать учителю вопросы, он не
может быстро и правильно отвечать.
Можно учиться индивидуально, но тогда ученик замыкается на себе, на
своих удачах и неудачах. Его абсолютно не интересуют дела соседа.
А можно учиться по-другому, когда рядом с тобой товарищи, у
которых можно спросить, если что-то не понял, обсудить решение задачи. А
если от тебя зависит успех всей группы, то ты не можешь не осознавать
ответственности и за свои успехи и за успехи товарищей. Вместе учиться не
только легче и интереснее, но и эффективнее. Целью обучения в
сотрудничестве
является не только овладение знаниями, умениями и
навыками
каждым
учеником
на
уровне,
соответствующим
его
индивидуальным особенностям развития. Ребята учатся вместе работать,
учиться, творить, всегда быть готовыми прийти друг другу на помощь.
Способ работы по различным трудностям и проблемам, которые
необходимо устранить, можно организовать так: на первом уроке одна
группа детей (у кого в этом есть потребность) работает над темой «Проверка
корневых безударных гласных», другая группа – над темой «Правописание
парных согласных в конце слова». Как правило, у детей есть возникают
затруднения в изучении данных тем.На следующем уроке эти две группы
делятся каждая пополам, и начинается работа по «взаимообучению» и т. д.
Учитель либо занимает позицию координатора работы групп (консультирует,
оказывает помощь в выполнении заданий), либо руководит работой одной из
групп.
Когда работа завершена, необходимо организовать обсуждение результата
работы групп. Работу в группах организовываем и при изучении нового
материала. Каждая группа самостоятельно по плану изучает часть темы,
которую затем объясняет всему классу.
Основные преимущества использования технологии сотрудничества.
1. Не все ученики готовы задавать вопросы учителю, если они не поняли
новый или ранее пройденный материал. При работе в малых группах, при
совместной деятельности ученики выясняют друг у друга все, что им не ясно.
В случае необходимости не боятся все вместе обратиться за помощью к
учителю.
2. Каждый понимает, что успех группы зависит не только от запоминания
готовых сведений, данных в учебнике, но и от способности самостоятельно
приобретать новые знания и умение их применять в конкретных заданиях.
3. У учащихся формируется собственная точка зрения, они учатся отстаивать
свое мнение.
4. Ребята учатся общаться между собой, с учителями, овладевают
коммуникативными умениями.
5. У учащихся развивается чувство товарищества, взаимопомощи.
При подготовке проектов, так же можно работать в парах или группах.
Самооценка, участие в дискуссии, умение не только высказать, но и отстоять
свою точку зрения нелегко даётся многим ученикам. Они часто дают
односложные ответы, не готовы оспаривать чужое мнение, особенно
учительское, если даже оно неверное. Поэтому вопросы «Почему?», «Кто не
согласен?», «У кого другое мнение?» должны звучать на каждом уроке.
Хотелось бы остановиться на методах интерактивного обучения. Эти
методы являются частью личностно-ориентированного обучения, поскольку
способствуют социализации личности, осознание себя как части коллектива,
своей роли и потенциала.
Интерактивную технологию, такую как «Поиск информации»,
использую для того, чтобы оживить сухой, иногда неинтересный материал.
Для групп разработаны вопросы, ответы на которые можно найти в
различных источниках информации – это раздаточный материал, учебник,
справочные издания. Ученики объединяются в группы.каждый получает
вопрос по теме урока. Определяется время на поиск и анализ информации. В
конце урока заслушиваются сообщения от каждой группы, которые затем
повторяются и расширяются всем классом.
Во время работы над задачами можно использовать технологию «Пресс».
Эта технология учит детей выражать свое мнение, выслушать мнение
одноклассника, учит вести дискуссию.
Виды
деятельности
всегда
должны
чередоваться:
поработали
коллективно, теперь в паре,
а теперь можно и самостоятельно. Для
самостоятельной работы всегда предлагаю 3 уровня сложности. Детям
сообщается
про
степень
сложности
заданий,
а
они
самостоятельно
определяют, что будут выполнять. Некоторые ребята стараются выполнить
все 3 уровня. Это поощряется. Самооценка осуществляется по эталону, по
листам успеха, по карте ученика, можно используя линеечки оценивания Т.
Дембо – С.Рубинштейн и т.д.
Именно
на
этом
этапе
оказывается
содержание
обработанного
материала; подводится черта под знаниями, которые должны быть усвоены, и
устанавливается связь между тем, что уже известно, и тем, что понадобится
ученикам в будущем. Обязательно с детьми коротко повторяем содержание
разработанного;
сравниваем
реальные
результаты
с
ожидаемыми;
анализируем, почему так произошло; устанавливаем связь между новыми
знаниями и ранее приобретенными.
Данные виды деятельности позволяют активизировать познавательную
активность, обеспечивают развитие самоконтроля учащихся.
Какой бы предмет или предметы ни изучали ученики, настоящей
проверкой завтрашней системы образования станет её способность увлечь
учеников процессом обучения и сделать его исключительно радостным для
них. Это подразумевает, что каждый учащийся обретёт ту уверенность в
себе, которая необходима для духовного роста и развития личности.