Напоминание

Урок русского языка во 2 классе "Введение понятий приставка и суффикс"


Автор: Елена Юрьевна Летун
Должность: маоу "средняя школа №3 г.окуловка"
Учебное заведение: МАОУ "Средняя школа №3 г.Окуловка"
Населённый пункт: г.Окуловка Новгородская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Урок русского языка во 2 классе "Введение понятий приставка и суффикс"
Раздел: начальное образование





Назад




Урок русского языка во 2 классе.

УМК «Гармония»

Тема: Введение понятий приставка и суффикс. («Знакомься: другие части

слов»)

Автор учебника: Соловейчик М.С.

Тип урока: урок открытия нового знания

Прогнозируемые результаты:

Личностные:

-учить проверять себя

-учить давать оценку своим действиям

-учить работать в группе, чувствовать свой вклад в общую работу

Предметные:

-вспомнить понятие однокоренные и родственные слова;

-учить находить в слове приставку и суффикс.

Метапредметные:

- понимать, принимать, коллективно ставить и сохранять учебную задачу

-учить находить наиболее оптимальный алгоритм действий

Дидактические средства: учебник, карточки с заданиями для групповой

работы.

Ход урока

I Мотивация к учебной деятельности (организационный)

-Сегодня мы продолжаем путешествие к тайнам нашего языка. Что вы ждёте

от урока?

- Назовите главного работника в языке.

-Слово.

- Почему?

- Словами мы всё называем, указываем на что-то, выражаем свои мысли

и чувства, общаемся.

-У нас с вами сегодня, впрочем, как и все уроки, урок общения. Назовите

правила общения на уроке.

-Когда один говорит, другие слушают.

- Слушай внимательно.

-Не перебивай собеседника, хочешь сказать, подними руку и т.д.

-Молодцы! Вижу, что вы знаете правила общения и конечно умеете их

соблюдать.

Девиз урока:

На уроке будь старательным,

Будь спокойным и внимательным.

Всё пиши не отставая,

Слушай, не перебивая.

Говорите чётко, внятно,

Чтобы всё было понятно.

(выделенные буквы на доске, по ходу урока обращаемся к ним)

II Актуализация опорных знаний и способов действий

-Прочитайте главный вопрос раздела, по которому начали работать?

- Как устроены слова?

-Какие части слова знаете?

-Корень, окончание.

-Что такое корень? Его условное обозначение?

-Корень – это общая часть родственных слов

-Что такое окончание? Его условное обозначение?

-Окончание – это изменяемая часть слова, которая служит для связи

слов в предложении.

(на доске несколько условных обозначений, из которых дети выбирают

нужное: знаки корня, суффикса, приставки, окончания, круг, треугольник,

волнистая линия).

-Как найти в слове корень?

-Чтобы найти корень, надо подобрать родственные слова и выделить

общую часть.

-Как найти окончание?

- Чтобы найти окончание, надо слово изменить по числам или командам

других вопросов.

- Прочитайте задание к упражнению 509. Закончите мысль: «подснежники».

Сложите это слово из частей, как из деталей конструктора, запишите (один –

на доске)

- Почему цветы так называют? От какого слова образовалось? Как называют

такие слова?

-Обозначьте известные вам части слов. Скажите об их работе.

- Подснежники. Чтобы найти окончание, изменю слово по числам -

подснежник, значит, окончание –и. Чтобы найти корень, подберу

родственные слова – снег, снежный, снеговик, корень – снеж.

- О чём напоминают авторы учебника? (сообщение в рамке о чередовании

букв г-ж, к-ч, д-ж, ж-ш, ц-ч).

III Выявление места и причины затруднения.

-Итак, что мы знаем о строении слова?

-В словах есть корень и окончание.

-Понаблюдай за словом, которое записали, есть ли другие части слова?

Обоснуй своё мнение.

-Есть. В слове подснежники перед корнем есть часть слова под-, а после

корня –снеж- есть часть слова –ник.

-Знаете ли вы, как называются эти части слова?

-Значит, чего мы не знаем? На какой вопрос будем искать ответ?

-Есть ли другие части слова кроме корня и окончания, как они

называются и для чего нужны?

IV Проблемное объяснение нового знания.

-Как думаете, зачем в слове «подснежники» части под – и –ник?

- А если бы её не было?

-Если бы не было этих частей, то было бы слово снеж (снег), а добавили

эти части, стало слово подснежник. Получилось новое слово.

-А где находятся эти части слова?

-Перед корнем и после корня.

-Что нового узнали о строении слова?

-Кроме корня и окончания в словах есть другие части, они стоят перед

корнем и после корня. Служат для образования новых слов.

-На какую часть вопроса не ответили?

-Как называются эти части слова и как их выделять.

- Какие «ключи» к открытию знаний мы используем?

-Где можно узнать эту информацию?

- В учебнике, в энциклопедии, словаре, спрашиваем у родителей, ищем в

Интернете.

-Сегодня на уроке я предлагаю вам обратиться к учебнику. Читайте (стр.106),

ищите ответ на вопрос.

-Какое научное название этим частям слова дали учёные?

-Приставка и суффикс.

-А как отличить, где приставка, а где суффикс?

-Приставка стоит перед корнем, а суффикс - после корня.

- Ребята, эти научные слова пришли в наш язык из древнего иностранного

языка – латинского. В переводе на русский язык они значат: приставка –

«приставленный спереди», а суффикс – «подставленный».

-Какими условными знаками будем выделять? Выберите из предложенных.

- Дети выбирают условные знаки для выделения приставки и суффикса и

располагают в схему (приставку перед корнем, суффикс после корня).

-Что узнали о строении слова?

-В словах кроме корня и окончания есть приставка и суффикс.

Приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит

для образования новых слов. Суффикс – это часть слова, которая стоит

после корня и служит для образования новых слов.

V Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

-Прочитайте тему урока, вставьте пропущенные слова. (На доске запись

«Знакомство с понятиями _____ и ___»)

-Ученики вставляют слова «приставка» и «суффикс».

-Как вы думаете, чему будем учиться на уроке?

-Находить в словах приставки и суффиксы. Образовывать с их помощью

новые слова.

-Запиши слово «школа». Найди корень и окончание.

- Ученик у доски записывает слово, находит окончание (по

вышеуказанному алгоритму).

-Давайте попробуем образовать новые слова с помощью следующих частей

слова (на доске записи до, ник, при, -ный).

Дети предлагают слова и записывают их: школьник, дошкольник,

пришкольный.

-Какие части слова помогли вам образовать новые слова? Как их найти?

-Приставка. Стоит перед корнем. Найду корень, найду приставку.

-Суффикс. Стоит после корня. Найду корень и окончание, найду суффикс.

-Почему важно уметь образовывать новые слова? Ваши мысли?

-Высказывания детей.

Физкультминутка.

Из-за парт мы выйдем дружно,

Но шуметь совсем не нужно,

Встали прямо, ноги вместе,

Поворот кругом, на месте.

Хлопнем пару раз в ладошки.

И потопаем немножко.

А теперь представим, детки,

Будто руки наши – ветки.

Покачаем ими дружно,

Словно ветер дует южный.

Ветер стих. Вздохнули дружно.

Нам урок продолжить нужно.

Подравнялись, тихо сели

И в тетрадку посмотрели.

VI Организация самостоятельной работы.

Самостоятельная работа.

Печатная т. стр.5 упр.11

-Прочитай задание.

(Замени словосочетание одним словом. Слова, которые получатся, запиши,

обозначь все части слова записанных слов, корень в словах уже выделен.

Например, детёныш тигра – (тигрёнок), маленький дуб – (дубок) и т.д.)

-Читают задание. Обсуждают. Выполняют (несколько человек у доски,

у каждого по одному слову, закончив работу у доски, продолжают в

печатной тетради).

- Самопроверка.

- Сверяют с доской, если не согласны, обосновывают своё мнение.

-Какая часть слова помогла нам образовать новые слова? Как её найти?

-Суффикс. Стоит после корня. Найду корень и окончание, найду суффикс.

-Научились находить в слове суффикс и приставку?

-Оцените свою работу на шкале успешности.

VII Включение в систему знаний и повторение.

Работа в группах постоянного состава (по 4 человека) «Словесный

конструктор».

-У каждого из вас есть карточка, на которой записана одна часть слова. Ваша

задача – собрать из этих частей слово, сверху выделить эту часть и

полученное слово поместить на доску.

Взаимопроверка.

- Обсуждают, составляют слово, выделяют части.

- Обсуждают работы друг друга, анализируют свои работы, почему

допустил ошибку, если допустил.

VIII Рефлексия учебной деятельности.

- Вспомните цель нашего урока. Можем сказать, что мы её достигли?

- Какие трудности были?

-Где и когда мы сможем поработать над ними?

(на следующих уроках и при выполнении домашнего задания)

- Закончи предложения

На уроке я узнал, что …

Мне понравилось …

Испытывал затруднения …

Я учился ...

Мне удалось …

Я могу похвалить себя за.. …

Информация о домашнем задании

Всем – учебник стр.106 правило.

На выбор – учебник стр.106 упр.514 или печатная тетрадь стр.7 упр.512.

По желанию – более трудное задание стр.7-8 упр.513-печатная тетрадь.



В раздел образования