Автор: Елена Юрьевна Летун
Должность: маоу "средняя школа №3 г.окуловка"
Учебное заведение: МАОУ "Средняя школа №3 г.Окуловка"
Населённый пункт: г.Окуловка Новгородская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Урок русского языка во 2 классе "Введение понятий приставка и суффикс"
Раздел: начальное образование
Урок русского языка во 2 классе.
УМК «Гармония»
Тема: Введение понятий приставка и суффикс. («Знакомься: другие части
слов»)
Автор учебника: Соловейчик М.С.
Тип урока: урок открытия нового знания
Прогнозируемые результаты:
Личностные:
-учить проверять себя
-учить давать оценку своим действиям
-учить работать в группе, чувствовать свой вклад в общую работу
Предметные:
-вспомнить понятие однокоренные и родственные слова;
-учить находить в слове приставку и суффикс.
Метапредметные:
- понимать, принимать, коллективно ставить и сохранять учебную задачу
-учить находить наиболее оптимальный алгоритм действий
Дидактические средства: учебник, карточки с заданиями для групповой
работы.
Ход урока
I Мотивация к учебной деятельности (организационный)
-Сегодня мы продолжаем путешествие к тайнам нашего языка. Что вы ждёте
от урока?
- Назовите главного работника в языке.
-Слово.
- Почему?
- Словами мы всё называем, указываем на что-то, выражаем свои мысли
и чувства, общаемся.
-У нас с вами сегодня, впрочем, как и все уроки, урок общения. Назовите
правила общения на уроке.
-Когда один говорит, другие слушают.
- Слушай внимательно.
-Не перебивай собеседника, хочешь сказать, подними руку и т.д.
-Молодцы! Вижу, что вы знаете правила общения и конечно умеете их
соблюдать.
Девиз урока:
На уроке будь старательным,
Будь спокойным и внимательным.
Всё пиши не отставая,
Слушай, не перебивая.
Говорите чётко, внятно,
Чтобы всё было понятно.
(выделенные буквы на доске, по ходу урока обращаемся к ним)
II Актуализация опорных знаний и способов действий
-Прочитайте главный вопрос раздела, по которому начали работать?
- Как устроены слова?
-Какие части слова знаете?
-Корень, окончание.
-Что такое корень? Его условное обозначение?
-Корень – это общая часть родственных слов
-Что такое окончание? Его условное обозначение?
-Окончание – это изменяемая часть слова, которая служит для связи
слов в предложении.
(на доске несколько условных обозначений, из которых дети выбирают
нужное: знаки корня, суффикса, приставки, окончания, круг, треугольник,
волнистая линия).
-Как найти в слове корень?
-Чтобы найти корень, надо подобрать родственные слова и выделить
общую часть.
-Как найти окончание?
- Чтобы найти окончание, надо слово изменить по числам или командам
других вопросов.
- Прочитайте задание к упражнению 509. Закончите мысль: «подснежники».
Сложите это слово из частей, как из деталей конструктора, запишите (один –
на доске)
- Почему цветы так называют? От какого слова образовалось? Как называют
такие слова?
-Обозначьте известные вам части слов. Скажите об их работе.
- Подснежники. Чтобы найти окончание, изменю слово по числам -
подснежник, значит, окончание –и. Чтобы найти корень, подберу
родственные слова – снег, снежный, снеговик, корень – снеж.
- О чём напоминают авторы учебника? (сообщение в рамке о чередовании
букв г-ж, к-ч, д-ж, ж-ш, ц-ч).
III Выявление места и причины затруднения.
-Итак, что мы знаем о строении слова?
-В словах есть корень и окончание.
-Понаблюдай за словом, которое записали, есть ли другие части слова?
Обоснуй своё мнение.
-Есть. В слове подснежники перед корнем есть часть слова под-, а после
корня –снеж- есть часть слова –ник.
-Знаете ли вы, как называются эти части слова?
-Значит, чего мы не знаем? На какой вопрос будем искать ответ?
-Есть ли другие части слова кроме корня и окончания, как они
называются и для чего нужны?
IV Проблемное объяснение нового знания.
-Как думаете, зачем в слове «подснежники» части под – и –ник?
- А если бы её не было?
-Если бы не было этих частей, то было бы слово снеж (снег), а добавили
эти части, стало слово подснежник. Получилось новое слово.
-А где находятся эти части слова?
-Перед корнем и после корня.
-Что нового узнали о строении слова?
-Кроме корня и окончания в словах есть другие части, они стоят перед
корнем и после корня. Служат для образования новых слов.
-На какую часть вопроса не ответили?
-Как называются эти части слова и как их выделять.
- Какие «ключи» к открытию знаний мы используем?
-Где можно узнать эту информацию?
- В учебнике, в энциклопедии, словаре, спрашиваем у родителей, ищем в
Интернете.
-Сегодня на уроке я предлагаю вам обратиться к учебнику. Читайте (стр.106),
ищите ответ на вопрос.
-Какое научное название этим частям слова дали учёные?
-Приставка и суффикс.
-А как отличить, где приставка, а где суффикс?
-Приставка стоит перед корнем, а суффикс - после корня.
- Ребята, эти научные слова пришли в наш язык из древнего иностранного
языка – латинского. В переводе на русский язык они значат: приставка –
«приставленный спереди», а суффикс – «подставленный».
-Какими условными знаками будем выделять? Выберите из предложенных.
- Дети выбирают условные знаки для выделения приставки и суффикса и
располагают в схему (приставку перед корнем, суффикс после корня).
-Что узнали о строении слова?
-В словах кроме корня и окончания есть приставка и суффикс.
Приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит
для образования новых слов. Суффикс – это часть слова, которая стоит
после корня и служит для образования новых слов.
V Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
-Прочитайте тему урока, вставьте пропущенные слова. (На доске запись
«Знакомство с понятиями _____ и ___»)
-Ученики вставляют слова «приставка» и «суффикс».
-Как вы думаете, чему будем учиться на уроке?
-Находить в словах приставки и суффиксы. Образовывать с их помощью
новые слова.
-Запиши слово «школа». Найди корень и окончание.
- Ученик у доски записывает слово, находит окончание (по
вышеуказанному алгоритму).
-Давайте попробуем образовать новые слова с помощью следующих частей
слова (на доске записи до, ник, при, -ный).
Дети предлагают слова и записывают их: школьник, дошкольник,
пришкольный.
-Какие части слова помогли вам образовать новые слова? Как их найти?
-Приставка. Стоит перед корнем. Найду корень, найду приставку.
-Суффикс. Стоит после корня. Найду корень и окончание, найду суффикс.
-Почему важно уметь образовывать новые слова? Ваши мысли?
-Высказывания детей.
Физкультминутка.
Из-за парт мы выйдем дружно,
Но шуметь совсем не нужно,
Встали прямо, ноги вместе,
Поворот кругом, на месте.
Хлопнем пару раз в ладошки.
И потопаем немножко.
А теперь представим, детки,
Будто руки наши – ветки.
Покачаем ими дружно,
Словно ветер дует южный.
Ветер стих. Вздохнули дружно.
Нам урок продолжить нужно.
Подравнялись, тихо сели
И в тетрадку посмотрели.
VI Организация самостоятельной работы.
Самостоятельная работа.
Печатная т. стр.5 упр.11
-Прочитай задание.
(Замени словосочетание одним словом. Слова, которые получатся, запиши,
обозначь все части слова записанных слов, корень в словах уже выделен.
Например, детёныш тигра – (тигрёнок), маленький дуб – (дубок) и т.д.)
-Читают задание. Обсуждают. Выполняют (несколько человек у доски,
у каждого по одному слову, закончив работу у доски, продолжают в
печатной тетради).
- Самопроверка.
- Сверяют с доской, если не согласны, обосновывают своё мнение.
-Какая часть слова помогла нам образовать новые слова? Как её найти?
-Суффикс. Стоит после корня. Найду корень и окончание, найду суффикс.
-Научились находить в слове суффикс и приставку?
-Оцените свою работу на шкале успешности.
VII Включение в систему знаний и повторение.
Работа в группах постоянного состава (по 4 человека) «Словесный
конструктор».
-У каждого из вас есть карточка, на которой записана одна часть слова. Ваша
задача – собрать из этих частей слово, сверху выделить эту часть и
полученное слово поместить на доску.
Взаимопроверка.
- Обсуждают, составляют слово, выделяют части.
- Обсуждают работы друг друга, анализируют свои работы, почему
допустил ошибку, если допустил.
VIII Рефлексия учебной деятельности.
- Вспомните цель нашего урока. Можем сказать, что мы её достигли?
- Какие трудности были?
-Где и когда мы сможем поработать над ними?
(на следующих уроках и при выполнении домашнего задания)
- Закончи предложения
На уроке я узнал, что …
Мне понравилось …
Испытывал затруднения …
Я учился ...
Мне удалось …
Я могу похвалить себя за.. …
Информация о домашнем задании
Всем – учебник стр.106 правило.
На выбор – учебник стр.106 упр.514 или печатная тетрадь стр.7 упр.512.
По желанию – более трудное задание стр.7-8 упр.513-печатная тетрадь.