"Такая важная необходимость - регулярное живое общение родителей с детьми"
Автор: Мироненко Наталья Петровна Должность: воспитатель Учебное заведение: ГБОУ Школа №853 Населённый пункт: Зеленоград Наименование материала: статья Тема: "Такая важная необходимость - регулярное живое общение родителей с детьми" Раздел: дошкольное образование
"Такая важная необходимость - регулярное живое общение
родителей с детьми"
Одной из важнейших задач дошкольного образования является социализация
ребенка, воспитание полноценного члена общества.
Семья - первая социальная общность, которая закладывает основы
личностных
качеств
ребёнка,
которую
не
могут
дублировать
общественные
воспитательные
институты
в
способности
давать
ребёнку
ощущение
психологической
защищенности,
«эмоционального
тыла»
(термин
чешского
ученого З.Матейчека), поддержки, безусловного и безоценочного принятия. В
этом непреходящее значение семьи для человека вообще, и для дошкольника в
особенности.
Доказано, что, именно, в общении с родителями происходит начальный
период становления индивида, что для ребенка любого возраста это является
жизненной необходимостью, поскольку, в общении осуществляется реализация
всей системы отношений человека.
Современная экономическая и политическая ситуация в стране расшатывает
институт семьи. Родители вынуждены осуществлять воспитательную функцию в
условиях
возрастания
социально-психологической
неуверенности
в
своём
будущем. Поэтому ребенок, зачастую, остается наедине со своими заботами и
интересами,
а
то
и
бедами.
А
детям
трудно
примириться
с
родительским
невниманием.
Как правило, они прямо формулируют просьбу маме или папе "посидеть",
"поиграть", "погулять", и нередко получают отказ. И вот тогда они находят более
верный
способ
привлечь
внимание:
непослушание.
То
сын
за
компьютером
просидит полдня, то свои вещи разбросает, то огрызнется. Родители отвлекаются
от своих дел, сыплют замечаниями: "Почему опять...", "Сколько раз тебе...".
Нельзя сказать, что это уж очень приятно, но внимание все-таки получено.
Лучше такое, чем никакого.
По мнению доктора психологических наук А.Б.Орлова, современная семья
становится
своеобразной
экспериментальной
лабораторией
человеческих
отношений, где люди экспериментируют на своих собственных жизнях и жизнях
своих детей. Ни для кого не секрет, что характер эмоционального благополучия
или неблагополучия ребенка определяется его эмоциональными отношениями со
взрослыми в семье. Неблагополучие ребенка возникает там, где эти отношения
дефицитны или искажены.
Психолого-педагогические исследования показали, что длительный дефицит
эмоционально созвучного общения даже между одним из родителей и ребенком
порождает у последнего неуверенность в положительном отношении к нему
взрослых вообще. Ребенку трудно понять, любим ли он, всегда любим или
только когда хороший, когда заслужил. Это вызывает у него тревогу и ощущение
эмоционального дискомфорта.
Причинами этого явления могут быть:
-
засилье
телевизионных
программ
и
новых
компьютерных
игр,
интернет
(интернет – зависимость как у детей, так и у родителей: Если ребенок, особенно
очень
много
времени
проводит
за
компьютером,
это
может
быть
показателем проблем в семье. Дети «уходят» в компьютер, прячась от семейных
неурядиц,
компенсируя
собственное
одиночество.
Родители
не
должны
оставлять без внимания своих детей, постоянно общаться, рассказывать ребенку,
как правильно поступать и реагировать на действия других людей в Интернете.
Если же интернет-зависимые родители, то у них не остается времени ни на что -
ни на общение, ни на хозяйственные дела);
- трудная материальная жизнь семьи (команда исследователей университета
Миссури
под
руководством
профессора
Густаво
Карло
обнаружила,
что
те
родители,
которые
испытывают
финансовые
затруднения,
имеют
меньшую
эмоциональную связь со своими детьми, а их дети, в свою очередь, менее
склонны к проявлению социально направленного поведения, такого как помощь
другим или добровольное участие в чем-либо);
-
отсутствие
общих
интересов
и
точек
соприкосновения
у
членов
семьи
(родителям следует искренне интересоваться жизнью своего ребенка, уважать
его увлечения, серьезно относиться к тому, что имеет большое значение для
ребенка, даже если на их взгляд это не заслуживает внимания вообще);
- неумение и нежелание взрослых организовать совместный семейный труд и
отдых (родители могут привлечь ребёнка к своим увлечениям или разделить его
увлечения,
так
как,
именно
совместная
деятельность
облегчает
контакт
и
рождает
духовную
близость;
в
совместных
занятиях
не
только
родителям
открывается характер ребёнка, но и дети лучше узнают своих родителей);
- чрезмерная занятость родителей (родители стремятся обеспечить чадо всеми
материальными благами, но не уделяют внимания духовному воспитанию, не
обеспечивают столь необходимой детско-родительской связи; это приводит к
тому, что дети предоставлены сами себе, лишены родительского внимания и
контроля, чувствуют эмоциональную отверженность со стороны родителей и
подвергаются опасности в поисках недостающего тепла и ласки вне дома).
Данные многочисленных опросов показывают, что причина дефицита
общения кроется не столько в отсутствии времени у родителей, сколько в том,
что взрослые не осознают истинную ценность живого общения с ребенком, а
осознавшие - не умеют его организовать.
Семья
сильна
прежде
всего
своими
эмоциональными,
интимными
отношениями, которые наиболее доступны для маленького ребёнка. Здесь он
обучается жить подлинно социальной жизнью, общей с др. людьми. Делить горе
и радость, сострадать, ощущать единство с родными людьми. Здесь же у него
возникает чувство доверия к окружающему миру, к близким людям, а уже на
этой
почве
появляются
любопытство,
любознательность,
познавательная
активность и многие др. личностные качества
В то же время эмоциональная холодность в семье самым неблагоприятным
образом сказывается на психическом развитии ребёнка и, прежде всего, на его
творческих способностях, на эффективности обучения, общении.
В современных психолого-педагогических исследованиях в области семьи и
детско-родительских
отношений
обращается
внимание
на
повышенную
потребность многих родителей в «хорошем ребенке». Ребенок, который дает
родителю ощущение комфорта - это хороший, легкий ребенок. Если же малыш
заявляет о своих желаниях и предъявляет их взрослому, а они противоречат
желаниям родителей - он упрямый, несносный, избалованный.
Современный ребёнок уже научился мириться и сосуществовать с оценочной
позицией педагога по отношению к нему. Но, по-прежнему, каждый ребёнок
сегодня, как и во все времена, ожидает от своей матери, отца, бабушки, дедушки,
сестры безоговорочной любви. Чтобы его любили не за хорошее поведение и
оценки, а просто так и таким, какой он есть, и за то, что он просто есть!
Привязанность ребенка к взрослым необходима для полноценного детского
развития, она «питает» их подражательность. Дети без этой привязанности -
тревожны, слабовольны, капризны. И родителям эту привязанность еще надо
заслужить. Ведь маленький ребёнок готов сделать всё, чтобы удержать любовь и
внимание
значимых
для
него
взрослых.
Подчас
он
становится
мастером
распознавания желаний, чувств своих домочадцев, приспосабливается к ним,
нередко ценой утраты своего собственного «я».
Данные научных исследований показывают, что неустойчивость, слабая
выраженность
эмоциональных
связей
в
детско-родительских
отношениях
приводит
к
тому,
что
ребёнка
полностью
подчиняют
в
семье
настроениям
взрослых, отрицая его права на собственные переживания и настроения.
Ученые установили, что основой полноценного социально-личностного
развития ребёнка является его положительное самоощущение, уверенность в
своих возможностях. Но это самоощущение у детей не возникает само по себе.
Оно
появляется
в
результате
эмоционально-наполненных,
доверительных
контактов с родными и близкими.
Поэтому при воспитании ребёнка в семье родители должны вести себя так,
чтобы ребёнок постоянно видел, чувствовал, что его любят и о нем заботятся. А
для этого надо почаще улыбаться, ласково и нежно разговаривать с детьми и не
скупиться на тактильный контакт (гладить по голове, обнимать, целовать и т.д.).
Родителям необходимо знать, что они всегда должны откликаться на
потребность ребёнка в общении, а в случае необходимости доброжелательно
мотивировать свой отказ. Внимание и заинтересованность родителей должны
быть направлены на вопросы, которые задает ребёнок, его просьбы и жалобы.
При этом родители должны уметь успокоить, вселить в малыша уверенность в
том, что плохой поступок никак не отразится на отношении к нему мамы и папы.
Любые, даже незначительные, успехи ребёнка, его стремление чему-то
научиться должны всячески поддерживаться родителями. Только в дошкольном
детстве
ребёнок
полностью
раскрыт
для
личностного
общения
с
мамой.
И
научиться общаться со своим ребёнком ей надо до школы, т.к. в 9 лет ребёнку
уже больше нужен сверстник для общения.
Так, на вопрос анкеты: «В каких совместных играх проходит ваше общение с
ребёнком дома?».
52% родителей ответили – настольных, 28 % - оставили
вопрос без ответа, а 20% - под игровым общением понимали различные виды
занятий с детьми (рисование, знакомство с буквами и т.п.). Ответы на вопросы,
адресованные детям 4 - 6 лет по поводу того, кто из взрослых выступает чаще
игровым партнером ребёнка дома, показывают, что чаще всего играют с детьми
матери, бабушки или сёстры (братья). А реже всего – отцы (60% - никогда).
Сотрудничество во всем - вот необходимая позиция родителей и детей.
Вместе играть, рисовать, общаться - все это очень важно для личностного
развития. Известно, что дети получают огромное количество информации. Но
усваивается только та, которую ребенок осмыслил, «пропустил через себя», т. е.
выразил ее во внешней форме - это мысли «вслух» (речевая форма) и рисунки
(графическая).
Между тем, ребенок должен понимать, что у родителей есть определенные
обязанности по работе и по дому, которые необходимо выполнять. Он должен
уяснить, что каждый человек имеет право на отдых и любимое занятие. И если
родители не будут хотя бы немного отдыхать, они могут серьезно заболеть.
Родителям же необходимо стараться понять своего ребенка, а не оценивать
только
его
поступки.
Так
закладывается
основа
взаимного
доверия
между
родителями и детьми. Несмотря на занятость, им следует каждый день выделять
время для полноценного общения с ребенком. При этом ценность общения будет
измеряться не количеством времени, проведенного вместе, а его качественными
характеристиками, которые выражаются во внимании, уважении, понимании.
Родителям можно порекомендовать проведение семейных досугов, которые
способствуют
комплексному
решению
всех
задач
всестороннего
развития
дошкольников.
Досуговые
занятия
с
детьми
дома
являются
сильнейшим
средством
содержательного
и
эмоционального
общения
и
могут
иметь
различные
формы
(чтение
художественной
литературы,
изобразительное
и
музыкальное творчество, театрализованные постановки, совместный труд, игры,
конкурсы, походы, клубы по интересам, проведение праздников и встреча гостей
с соблюдением семейных традиций, посещение музеев, театров, выставок и т.
д.).
Многие семьи насчитывают три и даже четыре поколения. Гармоничное
общение
представителей
всех
поколений
одной
семьи
представляет
собой
огромный
воспитывающий
потенциал
для
ребенка.
Проведение
совместных
семейных досугов весьма этому содействует.
Т. о., успешность семейной социализации дошкольника зависит от взрослого,
а точнее от того, ощущает ли ребёнок любовь и внимание своих близких,
чувствует ли себя принятым своими родителями. Задача взрослых - создать
необходимые
условия
и
помочь
ребенку
усвоить
огромное
количество
информации, обрести уверенность в своих силах, стать достойным гражданином
своей страны. А это возможно лишь при наличии духовного контакта с детьми,
что выражается в формуле: «Не рядом, а вместе». И каждый раз это новые
усилия не только ума, но и сердца!
Рекомендуемая литература:
1.
Антонова Т.В. Актуальные проблемы социального развития в дошкольном
возрасте // Как помочь ребёнку войти в современный мир?/Под
ред.Т.В.Антоновой - М., 1995.
2.
Арнаутова Е.П. Педагог и семья.-М., 2001.
3.
Арушанова А.Г., Дурова Н.В., Иванкова Р.А., Рычагова Е.С. Истоки
диалога: Книга для воспитателей / Под ред.А.Г. Арушановой.-М., 2003.
4.
Баздырев Н.Н. Единственный ребёнок. -М., 1983.
5.
Беннетт Стив, Беннетт Рут Литтерль. 365 игр для детей и взрослых. -М.,
2006.
6.
Воспитатели и родители / Под ред.Л.В.Загик, В.М.Ивоновой. - М., 1985.
7.
Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребёнком. Как? - М., 1997.
8.
Зверева О.Л. Школа для родителей.//Дошкольное воспитание. -М., 1994. -
№3
9.
Играют взрослые и дети: из опыта работы дошк. образоват. учреждений
России / сост.Т.Н.Доронова.-М., 2006.
10. Матейчек З. Родители и дети /Пер. с чешск. -М., 1992.
11. Общение детей в детском саду и семье./Под ред.Т.А.Репиной,
Р.П.Стеркиной. - М., 1990.
12. Популярная психология для родителей./Под ред.А.С.Спиваковской. - СПб.,
1997.
13.
Спиваковская А.С. Как быть родителями (о психологии родительской
любви). - М., 1986.