Напоминание

Технология обучения написанию изложения младших школьников


Автор: Павлова Александра Григорьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Ытык -Кюельская СОШ№2 им Д А Петрова "
Населённый пункт: с Ытык-Кюель Таттинского улуса Республики СахаЯкутия
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Технология обучения написанию изложения младших школьников
Раздел: начальное образование





Назад




«Технология обучения написанию изложения младших школьников»

Павлова Александра Григорьевна

Учитель МБОУ « Ытык- Кюельская СОШ №2

им.Д.А. Петрова» Таттинского улуса Республики Саха (Якутия)

Развитие речи – важная задача обучения русскому языку. Речь – основа всякой

умственной деятельности, средство коммуникации. Умение ученика сравнивать,

классифицировать, систематизировать, обобщать формируется в процессе овладения

знаниями через речь и проявляется так же в речевой деятельности. Логически четкая,

доказательная, образная устная и письменная речь ученика - показатель его

умственного развития.

Цель в том, чтобы ученик умел действовать и решать проблемы в любых ситуациях,

используя приоритетные средства – культуру речи и культуру общения. Научиться

хорошо и правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме, уметь

убедительно, ярко говорить и писать необходимо каждому.

В развитии речи нужна долгая, кропотливая работа учащихся и учителей. Задачи

учителя заключаются в том, что необходимо:

- обеспечить хорошую речевую среду для учащихся (восприятие речи взрослых,

чтение книг, просмотр телепередач);

- обеспечить создание речевых ситуаций;

- обеспечить правильное усвоение учащимися достаточного лексического запаса,

грамматических форм, синтаксических конструкций, логических связей,

активизировать употребление слов;

- вести постоянную работу по развитию речи, связывая ее с уроками грамматики,

чтения;

- создавать в классе атмосферу борьбы за высокую русскую культуру речи, за

выполнение требований к хорошей русской речи.

Речевое общение происходит в двух формах - устной и письменной. Они находятся в

сложном единстве и в речевой практике занимают важное и примерно одинаковое

место по своей значимости. В сфере производства, сферах управления, образования,

искусства, в средствах массовой информации имеют место и устная и письменная речь

формы речи. В условиях реальной коммуникации наблюдается их постоянное

взаимодействие и взаимопроникновение. Любой письменный текст может быть

озвучен, т.е. прочитан вслух, а устный - записан при помощи технических средств.

Письмо - это созданная людьми вспомогательная знаковая система, которая

используется для фиксации звукового языка и звуковой речи. В тоже время письмо -

это самостоятельная система коммуникации, которая, выполняя функцию фиксации

устной речи, приобретает ряд самостоятельных функций: письменная речь дает

возможность усвоить знания, накопленные человеком, расширяет сферу

человеческого общения.

Таким образом, говоря о том, что речевое общение происходит в двух формах -

устной и письменной, надо иметь в виду сходство и различия между ними. Сходство

заключается в том, что эти формы речи имеют общую основу - литературный язык и в

практике занимают примерно равное место. Различия сводятся чаще всего к средствам

выражения. Устная речь связана с интонацией и мелодикой, невербаликой, в ней

используется определенное количество и "своих" языковых средств, она привязана

больше к разговорному стилю. Письмо использует буквенные, графические

обозначения, чаще книжный язык со всеми его стилями и особенностями.

Изложение — это письменный пересказ прочитанного или прослушанного и

проанализированного текста

Следует особенно подчеркнуть роль изложения как упражнения, приобщающего

детей к лучшим образца языка. Высокохудожественные тексты, письменно

пересказанные детьми, способствуют формированию правильных речевых навыков,

очищают речь, повышают ее культуру, прививают художественный вкус, развивают

языковое чутье.

Изложение – это письменные пересказы образцовых текстов. Для письменного

изложения важна слуховая память. У каждого ученика память развита по разному : у

кого-то зрительная , а у кого-то слуховая.

Разработанная мною технология по написанию изложения.

Эффективным приемом в формировании умений работать с текстом является

составление памяток, определяющих состав и последовательность выполняемых

операций. Памятки составляю на протяжении многих уроков по мере отработки

отдельных умений.

При подготовке к изложению ребятам даю использовать такую памятку:

Послушай текст. Определи тему и основную мысль.

Найди в тексте опорные слова или глаголы

Составь план. Напиши от каждого предложения по одному слову, желательно

глаголы

Найдите слова, которые нужно проверять.

Подумай, как объяснить их написание.

Еще раз внимательно послушай текст. Обрати внимание на употребление слов и

словосочетаний.

Не забудь проверить свою работу.

Ход подготовительной работы:

А) Чтение текста учителем.

Беседа по содержанию: о ком здесь рассказано? Что сделали мальчики?

Кого можно назвать «добрый мальчик» Почему? (Можно использовать иллюстрацию

по развитию речи).

Вопросы к беседе составляются так, чтобы ответы на них исключали повторение

предложения из образца.

Словарная работа

Б) Чтение текста вторично, составляя план.( во 2 классе план составляют с помощью

учителя, а в 3, 4 классах в начале учебного года самостоятельно. В 4 классе дети уже

могут писать без плана). От каждого предложения пишется одно «главное» слово.

Например :

1) нашли

2) встретились

3) заспорили

4) дает

5) спит

6) не было

7) выпустил

В) Во время третьего чтения ребята по плану пересказывают текст про себя.

Г) Самостоятельная работа, во время которой учитель оказывает индивидуальную

помощь.

Д) Самопроверка или взаимопроверка

Заключение .

1 -Данный способ изложения способствует развитию деления предложения на

главные и второстепенные слова, целого текста на части: выделению начала, конца

высказывания, выяснению важности каждой выделенной части, формированию

лексико-грамматических средств языка, а также развитию произвольного внимания,

памяти, работоспособности, позволяет выделить определенные этапы в овладении

учащимися речевыми умениями.

2 -У ребенка вырабатывается чувство удовольствия, успеха.

3 -Дальнейшее совершенствование системы работы по развитию связной речи.



В раздел образования