Напоминание

Логопедическое сопровождение детей с ОВЗ в инклюзивной образовательной среде


Автор: Замира Нальбиевна Куижева
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ГКОУ РА "Школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"
Населённый пункт: Республика Адыгея, Шовгеновский район.аул Хакуринохабль
Наименование материала: статья
Тема: Логопедическое сопровождение детей с ОВЗ в инклюзивной образовательной среде
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Логопедическое сопровождение детей с ОВЗ в инклюзивной образовательной среде.

«Новая школа это школа для всех. В любой школе будет обеспечиваться успешная

социализация, детей с ОВЗ и детей - инвалидов». Д.А.Медведев Национальная

образовательная инициатива «НАША НОВАЯ ШКОЛА»

В современных социально- экономических условиях в нашей стране сложилось стойкая

тенденция к интенсивному росту числа детей с ОВЗ – с ограниченными возможностями

здоровья –различного генеза. Соответственно, на повестку дня ставятся вопросы оказания

квалифицированной психолого -педагогической помощи, способствующей полноценному

развитию ребенка, в различных образовательных условиях.

Тенденция сегодняшнего дня – интеграция и инклюзия детей с ограниченными

возможностями здоровья (ОВЗ) в образовательную среду нормально развивающихся

сверстников.

Это связано с переосмыслением обществом и государством своего отношения к людям с

ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), признанием их прав на предоставление

равных с другими людьми возможностей в разных областях жизни, включая образование.

Инклюзия, т.е. включение, присоединение, согласно Саламанкской декларации,

предполагает вовлечение в образовательный процесс каждого ребенка с помощью

образовательной программы, которая соответствует его возможностям, а также

удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей, обеспечение

специальных условий для детей с ОВЗ.

Инклюзивное образование – совместное обучение и воспитание детей с ОВЗ и детей, не

имеющих ограничений. Как показывает опыт, при инклюзивном подходе выигрывает все

дошкольники, поскольку он делает образование индивидуализированным для всех

субъектов образовательных отношений.

Наряду с инклюзивным рассматриваются модели интегрированного (от лат.- соединение,

восстановление) обучения которое представляет собой объединение в единое целое ранее

разрозненных частей и элементов системы на основе их взаимозависимости и

взаимодополняемости.

Понятия «инклюзия» и «интеграция» характеризуют разную степень включенности детей

с ОВЗ в образовательную систему. Интеграция предполагает, что, находясь в системе

общего образования, учащиеся с ОВЗ должны в полной мере овладеть программой

общеобразовательной школы. Инклюзия является социальной концепцией, которая

предполагает понимания цели- гуманизация общественных отношений и принятия права

лиц с ограниченными возможностями на качественное совместное образование. Развитие

инклюзивного образования – не создание новой системы, а качественное и планомерное

изменение системы образования в целом.

Интеграция и инклюзия возвращают учащихся с ОВЗ в систему общего образования, так

как до этого этапа эти дети преимущественно обучались только в системе специального

(коррекционного) образования.

Задача современного образования- обеспечить качество и доступность образовательных

услуг для всех категорий детей.

Любая школа, детский сад должны быть доступны для всех без возможностей здоровья,

проблем развития. Однако для достижения качества инклюзивного образования

дошкольников с ОВЗ необходимо создать в ДОО специальные условия, важнейшее из

которых – взаимодействие педагогов в процесс организации образовательной

деятельности ребенка.

Сегодня существует специализированные (коррекционные) образовательные учреждения,

в общеобразовательных школах введено обучение по программеVIII вида, созданы классы

компенсирующего и коррекционного обучения. Проблема- обучение детей, нуждающихся

в длительном лечении, детей- инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут

посещать образовательные организации, их обучение по общеобразовательным

программам организуется на дому или в медицинских организациях. На практике

учащиеся оказываются изолированными от социума, лишенными коррекционной ,

реабилитационной и психологической помощи.

Образовательный процесс обучения детей на дому нужно организовывать с учетом

особенностей психофизического развития, здоровья и возможностей обучающихся. Для

детей с ОВЗ может быть увеличен срок освоения образовательных программ, изменена

форма занятий (занятия могут проводиться в учреждениях, на дому и комбинированно).

Просто интегрировать таких детей в класс нельзя.

Сопровождение ребенка – инвалида по классам о помощь в организации учебно-

воспитательного процесса осуществляется родителями и тьютером, в роли которого

выступает учитель. Учащиеся с ОВЗ постепенно (1-2 урока в неделю) включается в

общий образовательно – воспитательный процесс. Частичная инклюзия со временем

может перейти в полную при соответственном интеллектуальном и физическом развитии

ребенка- инвалида. Существенную роль в реализации данной программы играют педагог-

дефектолог и учитель - логопед.

Проведенные исследования показали, что большая часть учащихся с ОВЗ имеют

нарушения в развитии речи. Это естественно негативно отражается на всех сферах

жизнедеятельности ребенка. При инклюзии в обучении у данной категории детей

появляется возможность получения квалифицированной логопедической помощи в стенах

учреждения.

Логопедическое сопровождение.

Чаще всего речевое недоразвитие определено первичным дефектом двигательной сферы,

что обуславливает наличие дизартрического компонента в речи. Коррекционная работа

насыщена различными двигательными упражнениями для различных мышечных групп

разного характера и сложности. Это упражнения и для общей моторики, мелкой

мускулатуры рук и органов речи. Занятия нацелены на развитие силы, работоспособности,

подвижности органов, скоординированности движений, адекватности мышечных усилий,

выработку контроля и самоконтроля.

Основным условием успешности коррекционных мероприятий с детьми – инвалидами

служат первоначальная индивидуализация процесса обучения, коррекция и дальнейшее

постепенное их введение в группу сверстников. Например, на этапе постановки звука

занятия должны быть строго индивидуальными, а на этапе автоматизации полезны

упражнения в парах и подгруппах. Инклюзия на логопедических занятиях способствует

дополнительной мотивации и активации речевой функции, демонстрирует положительные

примеры речепроизводства, дает возможность соревновательного момента и т.д.

Работа учителя-логопеда в условиях инклюзивного образования имеет ряд

особенностей

1. В первую очередь, прежде чем приступить к коррекционной работе, учитель-логопед,

как и в случае с обычными учениками, путем тщательного специального обследования

выясняет характер нарушения речевой деятельности ребенка при помощи специальных

методик.

2. На основе диагностики логопеда, совместно с другими специалистами, с учетом

особенностей ребенка, составляется план индивидуального развития, определяется

образовательный маршрут, вырабатываются стратегии и меры по устранению или

предотвращению причин неуспеваемости детей с особыми образовательными

потребностями.

3. Специфика работы учителя-логопеда логопункта предполагает оказание помощи

разным категориям детей с ОВЗ и проводится с учетом личности ребенка, как ее

отрицательных сторон, так и положительных, которые используются в процессе

компенсации, т.е. используется привлечение здоровых анализаторов для компенсации

деятельности неполноценных.

4. В центре внимания логопедической работы все время остается наиболее пострадавший

компонент речи.

Так, например, при алалии—словарь, при тугоухости – фонематическое восприятие, при

дизартрии - звукопроизношение и т. д.

5. В зависимости от этапов речевого развития логопед должен изменять свои целевые

методические установки.

В связи с этим может использоваться модульное планирование.

Например, планирование коррекционно – развивающего обучения детей СНР состоит из

трех модулей:

Формирование фонетической стороны речи.

Совершенствование лексико - грамматических представлений.

Развитие навыков звуко - слогового анализа и синтеза, обучение грамоте.

Удобство данного подхода в том, что если ребенок с какой – то задачей справляется легко,

то количество часов на изучение данной темы можно сократить, а для выполнения более

сложной задачи увеличить. Благодаря чему больше внимания уделяется пробелам в

развитии речи детей, сокращается процесс коррекционно – логопедического обучения.

6. Организация, форма работы, привлекаемый материал должны соответствовать возрасту

логопата: в работу со школьником быстрее включаем программный материал, а с

дошкольником используем в основном игровые формы, но все же строим свою работу в

виде организованных и плановых занятий.

7. Большинство детей с ОВЗ, как правило, имеют проблемы в развитии восприятия,

внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную степень моторного развития и

сенсорных функций, наблюдается повышенная утомляемость. Чтобы заинтересовать

учащихся, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы, инновационные

технологии.

Добиться высоких результатов в логопедической работе позволят:

тщательный отбор дидактического и наглядного материала к занятиям;

оптимальное распределение времени на каждый этап занятия;

компетентная, научно-обоснованная подача учебного материала;

использование разнообразных форм и методов логопедического воздействия;

использование компьютерных технологий и технических средств обучения и т.д.

Результаты инклюзивного образования обучающихся на дому.

Как показали наблюдения, модель инклюзивного образования для детей, обучающихся на

дому, т.е. для тех детей – инвалидов, свидетельствуют о следующих результатах:

- компенсация особых потребностей детей – инвалидов и детей с ОВЗ происходит

успешно: дети посещают школу ежедневно, индивидуально занимаются с учителем по

основным предметам, остальные предметы по выбору посещают в классе. Дети с

двигательными нарушениями получают необходимую помощь специалиста ЛФК, в

результате которой самостоятельно могут передвигаться по школе; дети с речевыми

нарушениями посещают логопедические занятия, что делает речь разборчивой и

доступной для понимания окружающими; психологическая программа реабилитации,

компенсирующая интеллектуальные стороны развития, эмоционально – волевую сферу,

позволяет детям вести себя адекватно ситуации, адоптироваться в предложенных

обстоятельствах.

- улучшилось качество обученности детей с ОВЗ;

- отмечаются позитивные изменения в формировании регулятивных универсальных

учебных действий;

- сформировались положительное отношение к деятельности, навыки организации и

самоорганизации учебного процесса, дети учатся планировать и оценивать свою

деятельность;

- развиваются коммуникативные универсальные учебные действия ( вовлеченность детей

с ОВЗ в среду сверстников в учебное и внеучебное время обеспечивает сотрудничество и

развитие навыков коммуникации обеих сторон: дети с ОВЗ свободно без стеснения могут

общаться с ровесниками, здоровые одноклассники не удивляются особенностям детей –

инвалидов);

- формируются различные образовательные компетентности (поиск информации в

библиотеке, работа у доски, выступление перед сверстниками);

- всестороннему развитию способностей детей - инвалидов и детей с ОВЗ способствуют

доступность образовательной среды: музыка, компьютерная грамотность, рисование,

труд.

Грамотные интеграция и инклюзия детей с ОВЗ в среду сверстников результативны не

только в образовательном, но и в коррекционном процессе.

Нас трое: ты, я и болезнь

Если ты объединишься с болезнью,

То я ничего не смогу сделать для тебя.

Если же объединимся ты и я, то вместе мы победим болезнь.

Гиппократ.

Используемая литература:

Журнал «Логопед»-№4/2014

Журнал «Логопед»-№4/2015

Научно –методический журнал «Практический психолог и логопед» №3(7), 2014

Научно –методический журнал «Коррекционная педагогика» №4(62), 2014



В раздел образования