Автор: Замира Нальбиевна Куижева
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ГКОУ РА "Школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"
Населённый пункт: Республика Адыгея, Шовгеновский район.аул Хакуринохабль
Наименование материала: статья
Тема: Логопедическое сопровождение детей с ОВЗ в инклюзивной образовательной среде
Раздел: среднее профессиональное
Логопедическое сопровождение детей с ОВЗ в инклюзивной образовательной среде.
«Новая школа это школа для всех. В любой школе будет обеспечиваться успешная
социализация, детей с ОВЗ и детей - инвалидов». Д.А.Медведев Национальная
образовательная инициатива «НАША НОВАЯ ШКОЛА»
В современных социально- экономических условиях в нашей стране сложилось стойкая
тенденция к интенсивному росту числа детей с ОВЗ – с ограниченными возможностями
здоровья –различного генеза. Соответственно, на повестку дня ставятся вопросы оказания
квалифицированной психолого -педагогической помощи, способствующей полноценному
развитию ребенка, в различных образовательных условиях.
Тенденция сегодняшнего дня – интеграция и инклюзия детей с ограниченными
возможностями здоровья (ОВЗ) в образовательную среду нормально развивающихся
сверстников.
Это связано с переосмыслением обществом и государством своего отношения к людям с
ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), признанием их прав на предоставление
равных с другими людьми возможностей в разных областях жизни, включая образование.
Инклюзия, т.е. включение, присоединение, согласно Саламанкской декларации,
предполагает вовлечение в образовательный процесс каждого ребенка с помощью
образовательной программы, которая соответствует его возможностям, а также
удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей, обеспечение
специальных условий для детей с ОВЗ.
Инклюзивное образование – совместное обучение и воспитание детей с ОВЗ и детей, не
имеющих ограничений. Как показывает опыт, при инклюзивном подходе выигрывает все
дошкольники, поскольку он делает образование индивидуализированным для всех
субъектов образовательных отношений.
Наряду с инклюзивным рассматриваются модели интегрированного (от лат.- соединение,
восстановление) обучения которое представляет собой объединение в единое целое ранее
разрозненных частей и элементов системы на основе их взаимозависимости и
взаимодополняемости.
Понятия «инклюзия» и «интеграция» характеризуют разную степень включенности детей
с ОВЗ в образовательную систему. Интеграция предполагает, что, находясь в системе
общего образования, учащиеся с ОВЗ должны в полной мере овладеть программой
общеобразовательной школы. Инклюзия является социальной концепцией, которая
предполагает понимания цели- гуманизация общественных отношений и принятия права
лиц с ограниченными возможностями на качественное совместное образование. Развитие
инклюзивного образования – не создание новой системы, а качественное и планомерное
изменение системы образования в целом.
Интеграция и инклюзия возвращают учащихся с ОВЗ в систему общего образования, так
как до этого этапа эти дети преимущественно обучались только в системе специального
(коррекционного) образования.
Задача современного образования- обеспечить качество и доступность образовательных
услуг для всех категорий детей.
Любая школа, детский сад должны быть доступны для всех без возможностей здоровья,
проблем развития. Однако для достижения качества инклюзивного образования
дошкольников с ОВЗ необходимо создать в ДОО специальные условия, важнейшее из
которых – взаимодействие педагогов в процесс организации образовательной
деятельности ребенка.
Сегодня существует специализированные (коррекционные) образовательные учреждения,
в общеобразовательных школах введено обучение по программеVIII вида, созданы классы
компенсирующего и коррекционного обучения. Проблема- обучение детей, нуждающихся
в длительном лечении, детей- инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут
посещать образовательные организации, их обучение по общеобразовательным
программам организуется на дому или в медицинских организациях. На практике
учащиеся оказываются изолированными от социума, лишенными коррекционной ,
реабилитационной и психологической помощи.
Образовательный процесс обучения детей на дому нужно организовывать с учетом
особенностей психофизического развития, здоровья и возможностей обучающихся. Для
детей с ОВЗ может быть увеличен срок освоения образовательных программ, изменена
форма занятий (занятия могут проводиться в учреждениях, на дому и комбинированно).
Просто интегрировать таких детей в класс нельзя.
Сопровождение ребенка – инвалида по классам о помощь в организации учебно-
воспитательного процесса осуществляется родителями и тьютером, в роли которого
выступает учитель. Учащиеся с ОВЗ постепенно (1-2 урока в неделю) включается в
общий образовательно – воспитательный процесс. Частичная инклюзия со временем
может перейти в полную при соответственном интеллектуальном и физическом развитии
ребенка- инвалида. Существенную роль в реализации данной программы играют педагог-
дефектолог и учитель - логопед.
Проведенные исследования показали, что большая часть учащихся с ОВЗ имеют
нарушения в развитии речи. Это естественно негативно отражается на всех сферах
жизнедеятельности ребенка. При инклюзии в обучении у данной категории детей
появляется возможность получения квалифицированной логопедической помощи в стенах
учреждения.
Логопедическое сопровождение.
Чаще всего речевое недоразвитие определено первичным дефектом двигательной сферы,
что обуславливает наличие дизартрического компонента в речи. Коррекционная работа
насыщена различными двигательными упражнениями для различных мышечных групп
разного характера и сложности. Это упражнения и для общей моторики, мелкой
мускулатуры рук и органов речи. Занятия нацелены на развитие силы, работоспособности,
подвижности органов, скоординированности движений, адекватности мышечных усилий,
выработку контроля и самоконтроля.
Основным условием успешности коррекционных мероприятий с детьми – инвалидами
служат первоначальная индивидуализация процесса обучения, коррекция и дальнейшее
постепенное их введение в группу сверстников. Например, на этапе постановки звука
занятия должны быть строго индивидуальными, а на этапе автоматизации полезны
упражнения в парах и подгруппах. Инклюзия на логопедических занятиях способствует
дополнительной мотивации и активации речевой функции, демонстрирует положительные
примеры речепроизводства, дает возможность соревновательного момента и т.д.
Работа учителя-логопеда в условиях инклюзивного образования имеет ряд
особенностей
1. В первую очередь, прежде чем приступить к коррекционной работе, учитель-логопед,
как и в случае с обычными учениками, путем тщательного специального обследования
выясняет характер нарушения речевой деятельности ребенка при помощи специальных
методик.
2. На основе диагностики логопеда, совместно с другими специалистами, с учетом
особенностей ребенка, составляется план индивидуального развития, определяется
образовательный маршрут, вырабатываются стратегии и меры по устранению или
предотвращению причин неуспеваемости детей с особыми образовательными
потребностями.
3. Специфика работы учителя-логопеда логопункта предполагает оказание помощи
разным категориям детей с ОВЗ и проводится с учетом личности ребенка, как ее
отрицательных сторон, так и положительных, которые используются в процессе
компенсации, т.е. используется привлечение здоровых анализаторов для компенсации
деятельности неполноценных.
4. В центре внимания логопедической работы все время остается наиболее пострадавший
компонент речи.
Так, например, при алалии—словарь, при тугоухости – фонематическое восприятие, при
дизартрии - звукопроизношение и т. д.
5. В зависимости от этапов речевого развития логопед должен изменять свои целевые
методические установки.
В связи с этим может использоваться модульное планирование.
Например, планирование коррекционно – развивающего обучения детей СНР состоит из
трех модулей:
Формирование фонетической стороны речи.
Совершенствование лексико - грамматических представлений.
Развитие навыков звуко - слогового анализа и синтеза, обучение грамоте.
Удобство данного подхода в том, что если ребенок с какой – то задачей справляется легко,
то количество часов на изучение данной темы можно сократить, а для выполнения более
сложной задачи увеличить. Благодаря чему больше внимания уделяется пробелам в
развитии речи детей, сокращается процесс коррекционно – логопедического обучения.
6. Организация, форма работы, привлекаемый материал должны соответствовать возрасту
логопата: в работу со школьником быстрее включаем программный материал, а с
дошкольником используем в основном игровые формы, но все же строим свою работу в
виде организованных и плановых занятий.
7. Большинство детей с ОВЗ, как правило, имеют проблемы в развитии восприятия,
внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную степень моторного развития и
сенсорных функций, наблюдается повышенная утомляемость. Чтобы заинтересовать
учащихся, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы, инновационные
технологии.
Добиться высоких результатов в логопедической работе позволят:
тщательный отбор дидактического и наглядного материала к занятиям;
оптимальное распределение времени на каждый этап занятия;
компетентная, научно-обоснованная подача учебного материала;
использование разнообразных форм и методов логопедического воздействия;
использование компьютерных технологий и технических средств обучения и т.д.
Результаты инклюзивного образования обучающихся на дому.
Как показали наблюдения, модель инклюзивного образования для детей, обучающихся на
дому, т.е. для тех детей – инвалидов, свидетельствуют о следующих результатах:
- компенсация особых потребностей детей – инвалидов и детей с ОВЗ происходит
успешно: дети посещают школу ежедневно, индивидуально занимаются с учителем по
основным предметам, остальные предметы по выбору посещают в классе. Дети с
двигательными нарушениями получают необходимую помощь специалиста ЛФК, в
результате которой самостоятельно могут передвигаться по школе; дети с речевыми
нарушениями посещают логопедические занятия, что делает речь разборчивой и
доступной для понимания окружающими; психологическая программа реабилитации,
компенсирующая интеллектуальные стороны развития, эмоционально – волевую сферу,
позволяет детям вести себя адекватно ситуации, адоптироваться в предложенных
обстоятельствах.
- улучшилось качество обученности детей с ОВЗ;
- отмечаются позитивные изменения в формировании регулятивных универсальных
учебных действий;
- сформировались положительное отношение к деятельности, навыки организации и
самоорганизации учебного процесса, дети учатся планировать и оценивать свою
деятельность;
- развиваются коммуникативные универсальные учебные действия ( вовлеченность детей
с ОВЗ в среду сверстников в учебное и внеучебное время обеспечивает сотрудничество и
развитие навыков коммуникации обеих сторон: дети с ОВЗ свободно без стеснения могут
общаться с ровесниками, здоровые одноклассники не удивляются особенностям детей –
инвалидов);
- формируются различные образовательные компетентности (поиск информации в
библиотеке, работа у доски, выступление перед сверстниками);
- всестороннему развитию способностей детей - инвалидов и детей с ОВЗ способствуют
доступность образовательной среды: музыка, компьютерная грамотность, рисование,
труд.
Грамотные интеграция и инклюзия детей с ОВЗ в среду сверстников результативны не
только в образовательном, но и в коррекционном процессе.
Нас трое: ты, я и болезнь
Если ты объединишься с болезнью,
То я ничего не смогу сделать для тебя.
Если же объединимся ты и я, то вместе мы победим болезнь.
Гиппократ.
Используемая литература:
Журнал «Логопед»-№4/2014
Журнал «Логопед»-№4/2015
Научно –методический журнал «Практический психолог и логопед» №3(7), 2014
Научно –методический журнал «Коррекционная педагогика» №4(62), 2014