РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Автор: Омутова Светлана Тапиевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МДОУ "Детский сад "Буратино" г. Надыма" Населённый пункт: г.Надым, ЯНАО Наименование материала: Статья Тема: РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА Раздел: дошкольное образование
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Одно
из
важных
направлений
работы
педагога
-
развитие познавательного интереса ребенка, которое в раннем
возрасте
проходит
преимущественно
в
процессе
детского
экспериментирования.
В
свободной
исследовательской
деятельности
ребенок
получает
новую,
порой
неожиданную
для
него
информацию,
устанавливает
практические
связи
между
собственными
действиями и явлениями окружающего мира, совершает своего
рода открытия.
Задача воспитателя - поддержать познавательную активность детей, побудить к
самостоятельному экспериментированию:
Обеспечить соответствующие условия. В группе оборудуется специальный «уголок» для
детского
экспериментирования:
игр
с
водой,
сыпучими,
пластическими
материалами,
интересными для исследования и наблюдения предметами.
Создать ситуацию неопределенности. Предъявление ребенку специальных «загадочных»
предметов,
обладающих
рядом
свойств. Они должны быть новыми и неопределенными.
Высокая степень неопределенности требует большого разнообразия познавательных действий
ребенка. Такие предметы должны быть достаточно сложными для ребенка. Чем более сложной
и
загадочной
будет
игрушка,
тем
больше
вероятность
того,
что
она
вызовет
различные
исследовательские действия. Это могут быть развивающие игрушки: музыкальные шкатулки,
калейдоскоп, игрушки с разнообразными пусковыми механизмами, детский бинокль, лупа.
Воспитатель может и сам изготовить «игрушку с секретом»: положить ее в прозрачную
коробочку (для духов, сувениров, дискет) или в футляр для очков.
Организовать экспериментирование , демонстрируя яркие необычные эффекты, с зеркалом,
магнитом, электрическим фонариком (пускать солнечных зайчиков, прикладывать магнит к
игрушкам из различных материалов, освещать фонариком разные предметы и т.п.).
Организовывать игры с водой, красками, песком, бумагой. Они не только увлекательны для
малышей,
но
и
полезны
для
установления
физических
закономерностей,
овладения
представлениями
об
объеме,
форме,
изменениях
веществ
и
для
познания
свойств
и
возможностей того или иного материала (переливание воды из одной посуды в другую,
проверка, тонут или плавают игрушки, пускание корабликов, подкрашивание воды пищевыми
красителями и красками, создание пены, пускание мыльных пузырей).
Лепка из теста (мука, соль, вода) «пирожков», фигурок, колбасок, крендельков и др.
Пересыпание фасоли или гороха из чашки в миску, насыпание ложкой в чашку крупу
(развитие представлений: «полный», «пустой», «много», «мало» и др.)
Игры с изобразительными материалами. Смешивание красок, мазки на бумаге пальчиками,
кистью, печатками, черкание карандашом, фломастером, мелком (знакомятся со свойствами
различных
веществ
и
материалов,
получают
быстрый
эффект
от
собственных
действий,
радуются открытиям).
Экспериментирование
со
звуковыми
предметами, музыкальными
игрушками
(колокольчиками,
бубнами,
барабанами,
металлофонами,
гармошками,
шарманками,
дудочками, свистульками, трещотками, пианино и пр.) способствует формированию интереса
детей к миру звуков, способности их дифференцировать, развитию мелкой моторики рук и
артикуляционного аппарата.
Поощрение исследовательского интереса ребенка . Удивляться, радоваться вместе с ним его
открытиям, хвалить. Не ругать, если он из интереса разобрал или нечаянно сломал игрушку,
налил воды на пол, насорил, испачкался.
Отвечать
на
все
его
вопросы ,
стараясь
формулировать
ответы
в
доступной
форме,
спрашивать о том, что он делает, что у него получилось.
Подготовил: Омутова С.Т., воспитатель МДОУ «Детский сад «Буратино» г. Надыма»