Напоминание

Методические рекомендации для педагогов для составления конспектов занятий


Автор: Земскова Елена Валерьевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 24 "Солнышко"
Населённый пункт: Нижегородская область,г.Выкса
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Методические рекомендации для педагогов для составления конспектов занятий
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад

№ 24 «Солнышко»

г.о.г. Выкса, ул. Чкалова, здание 32 А, тел. 8(83177)6-26-63

«Методические рекомендации

для педагогов по составлению

конспектов занятий»

Разработала: Земскова.Е.В.

старший воспитатель,1 квал.категория

г.о.г. Выкса,2021 г

Общие подходы к планированию непрерывной

образовательной деятельности в дошкольном учреждении.

ФГОС дошкольного образования внесли существенные изменения в организацию

непрерывной

Образовательной деятельности. Прошло немало времени с выхода документа, но

до сих пор некоторые педагоги не умеют правильно спланировать, организовать и

провести НОД. Это связано с тем, что прежняя модель проведения занятий

существовала долгие годы, и мы к ней привыкли. Многие педагоги пытаются

преобразовать занятие и сделать из него новую НОД. Они берут конспект занятия

«по

старинке»,

включают

вначале

какую-нибудь

проблемную

ситуацию,

продуктивную деятельность и – готово! А сущность не изменилась! Это

происходит потому, что педагоги не совсем понимают суть совместной

деятельности педагога с детьми, не видят, чем непрерывная образовательная

деятельность отличается от занятия.

Чтобы правильно организовать НОД, нужно хорошо разобраться в некоторых

вопросах и выявить разницу между «занятием» и «НОД»…

Отличительные особенности непрерывной образовательной деятельности,

прежде всего:

- в формах еѐ организации,

- в изменении позиции педагога по отношению к детям,

- в обновлении структуры НОД.

Новые подходами к планированию непрерывной образовательной деятельности и

традиционная классификация занятий.

В методике проведения занятий с детьми дошкольного возраста сложилась

традиционная классификация видов занятий:

- комбинированное: в процессе проведения занятия сочетается несколько видов

деятельности (игровая, изобразительная, музыкальная и т.д.) и используются

методы и приемы из разных педагогических методик (методика развития речи,

методика развития ИЗО, методика музыкального воспитания и т.д.);

- тематическое (посвящено конкретной теме)

- комплексное: комплекс - это целостность, образующаяся из отдельных частей

(искусств, видов детской деятельности). Комплексные занятия, как правило,

планируются один раз в квартал вместо музыкального или занятия по

изобразительной деятельности. Комплексное занятие строится на знакомом детям

материале. На таком занятии решаются задачи каждого из видов деятельности.

Например: прежде чем нарисовать букет для мамы, дети поют песню о маме, на

празднике 8 марта, читают стихотворения.

- интегрированное:

включает разнообразные виды детской деятельности,

объединенные каким-либо тематическим содержанием. Оно может состоять из

двух-трех классических занятий, реализующих

Разделы

образовательной

программы,

объединенных

одной

темой,

или

взаимосвязанных

взаимопроникающих

видов

детской

деятельности,

где

тематическое содержание выступает в роли главного. Предполагают более

глубокую

форму

взаимосвязи,

взаимопроникновения

разного

содержания

воспитания и обучения детей. В интеграции один вид деятельности выступает

стержневым, другие помогают более широкому и глубокому осмыслению.

Интегрированное занятие направлена на изучение нового материала. Занятие

планируется по общей теме для нескольких предметов, может проводиться

несколькими воспитателями.

В

практике

современного

дошкольного

образования

уже

накоплен

апробирован опыт работы с использованием новых форм организации НОД:

- занятие «творчество»: словесное творчество детей по технологии ТРИЗ (теория

решения изобретательских задач) «Сочиняем сказки «наизнанку», «Придумаем

несуществующее животное, растение»;

- занятие «посиделки»: приобщение дошкольников к детскому фольклору на

традиционных народных посиделках, предполагающих интеграцию различных

видов деятельности;

- занятие «сказка»:

речевое развитие детей в рамках различных видах

деятельности, объединенных сюжетом хорошо знакомой им сказкой;

-

занятие

«пресс-конференция

журналистов»:

дети

задают

вопросы

«космонавту», героям сказок и другим, реализовывать можно через проектную

деятельность «Юные журналисты»;

- занятие «путешествие»:

организованное путешествие по родному городу,

картинной галерее (экскурсоводами могут быть сами дети);

- занятие «эксперимент»: дети экспериментируют с бумагой, тканью, песком,

снегом;

- занятие «конкурс»:

дошкольники участвуют в конкурсах, проводимых по

аналогии с популярными телевизионными конкурсами «КВН», «Что? Где?

Когда?», «Форд Боярд», «Умники и умницы» и другими;

- занятие «рисунки – сочинения»: сочинение детьми сказок и рассказов по своим

собственным рисункам.

Указания к составлению конспекта занятия

Подготовка к составлению занятия:

1. Определить программное содержание занятия, опираясь на:

-образовательную программу дошкольного образования, программу

воспитания и обучения детей;

-ранее составленный групповой перспективный план воспитательно-

образовательной работы в группе;

-время года, в период которого создается занятие и наличие

приближающихся или недавно закончившихся социальных явлений (праздников,

и т.п.);

-уровень развития детей, входящих в группу;

2. Необходимо сформулировать программное содержание, которое, как и на

всех

видахзанятий

будет включать

в

себя

три

вида основных

задач: образовательная (обучающая),развивающая, воспитательная.

Логичнее начинать формулировать с образовательной:

1.

Образовательные (здесь

мы

можем

расширять знания, обогащать

представления о предметах и явлениях окружающего и др. Удобно начинать

формулировку данных задач со слов: закрепить, обобщить, расширить, уточнить,

систематизировать,

совершенствовать

какие-либо

программные

знания,

умения, навыки. Пример: «Закрепить определения, характеризующие внешний

вид овощей и фруктов».

2.

Развивающие (применительно к дисциплинам «логопедия» и МРР,

развитие характеристик голоса, дыхания, фонематического слуха и др. задачи

развития речи, чаще развивают психические процессы – зрительную, слуховую,

тактильную, двигательную внимание, память, восприятие и пр.).

3.

Воспитательные предполагает воспитание в рамках проводимого

занятия каких-либо нравственных качеств. (Культуру речевого общения,

коллективизм, дисциплину, взаимопомощь, любовьк животным, уважение к

труду.

-Каждая задача начинается с глагола несовершенного вида, то есть, отвечающего

на вопрос «Что делать?» (Н-р: «Развить фонематический слух …».Ошибочный

вариант, «Развивать фонематический слух …» - правильный вариант).

-Задачи формулируем подробно, со всеми необходимыми пояснениями (н-р:

«Развивать фонематический слух»-

ошибочный

вариант,

«Развивать

фонематический слух: умение выделять первый звук в слове» - правильный

вариант).

- Избегать при формулировке задач слов:

«УЧИТЬ», т.к. учить = познакомить + расширить + уточнить + закрепить +

упражнять + совершенствовать + систематизировать + обобщить + и т.д.

Подбираем наиболее точный глагол;

3. Определившись с задачами, которые необходимо решить на занятии, далее

следует подобрать игры, упражнения и задания, которые помогут решить

поставленные задачи. Следует обратить внимание, что обязательно, вначале

составляется программное содержание (на основе учета потребностей ребенка

или

группы детей) и лишь потом, текст конспекта занятия.

4. Следующий шаг - подбор материала, который потребуется для проведения

выбранных игр, упражнений, заданий и достижения ранее определенных задач.

Весь материал необходимо будет указать, перечислить, возможно, деление

материала на демонстрационный и раздаточный.

Перед тем как приступить к проведению занятия необходимо запланировать и

провести предварительную работу, цель которой заключается в выяснении

знаний, умений, навыков детей по выбранной тематике, в систематизации,

уточнении знаний всех или некоторых детей и пр. Как правило, это беседы,

прослушивание различных произведений, их заучивание, рассматривание картин,

экскурсии, наблюдения.

Само занятие начинается с первой (вводной или вступительной) части,

включает в себя:

-

Организационный

момент (привлечение

внимания

детей к

воспитателю, отвлечение от тех видов деятельности, которыми дети были заняты

ранее; напоминание правил дисциплины; приведение в порядок внешнего вида

детей и т.п.).

-

Сюрпризный или заинтересовывающий момент (появление героя,

персонажа, конверта, картины, игрушки, прочтение стихотворения, отгадывание

загадки и др.)

-

Разворачивание сюжета занятия, если он предусмотрен.

-

Сообщение цели занятия.

На одном занятии во вводной части могут присутствовать не все выше

перечисленные компоненты;

очень желательно, чтобы занятие было сюжетным или проходило в игровой

форме;

при оформлении конспекта обязательно отмечать цифрой I начало первой

части, полностью слова «вводная часть» и т.п., указывать не следует.

таким образом, цель данной части занятия – вызвать интерес к занятию, желание,

потребность

в

предстоящей

деятельности,

активизировать

познавательный интерес, соответствующие эмоциональные проявления.

Вторая часть-основная состоит из последовательно сменяющих друг друга

игр и заданий, связанных одним сюжетом или целью. Длительность её

определяется соответственно возрастной группе. (Посчитайте сами, не забудьте

от времени занятия отнять время итоговой и вводной части).

При оформлении конспекта обязательно отмечать цифрой II начало второй

части, полностью слова «основная часть» и т.п., указывать не следует..

Необходимо, чтобы перед каждым заданием воспитатель формировал перед

ребенком мотив для деятельности (поможем Незнайке, расколдуем город,

узнаем, кто из нас самый ловкий, порадуем маму).

Во время хода основной части необходимо предусмотреть смену видов

деятельности противоположных друг другу по степени активности и по

участвующим анализаторам,

По мере утомления детей проводится физкультминутка, которая так же

должна (желательно) согласовываться с темой или сюжетом занятия.

Так же одним из требований к занятию является степень активности детей

– больше делают, думают, догадываются, рассуждают, говорят дети, а не

воспитатель. Воспитатель создает условия, чтобы ребенок почти все смог сделать

сам.

Рекомендуется включение в деятельность как можно большего количества

анализаторов – в данном случае усвоенная ребенком информация будет более

системной, разносторонней и прочной. Например: разучивание артикуляции –

смотрим в зеркало, слушаем что произносим, рукой контролируем силу выдоха

или вибрацию голосовых связок.

Общая цель основной части основной части решить все задачи, поставленные в

программном содержании, и реализовать запланированную индивидуальную

работу с детьми.

Третья часть – итоговая Включает в себя:

- Обобщение - вспоминание что делали, чем занимались, которое в младших

Группах делает воспитатель, а в старших, сами дети, по вопросам воспитателя.

«Что больше всего понравилось… Какое задание было самым трудным… В какую

игру научим дома играть папу…, Что запомнилось,…, Что удивило…?)

Воспитатель обобщает ответы детей. Пример. Восп: «какое задание мы

выполняли первым?». Дети:«Мячик кидали…». Восп.: «Правильно, мячик

кидалиивспоминали названия домашних животных».

-

Общая и поименная оценка детей в виде анализа (то есть не просто

«молодец», а потому что громче всех отвечал, руку поднимал, не выкрикивал и

т.п.). Начиная со старшей группы, детей не только хвалим, но и указываем на

некоторые их недостатки и советуем, как справиться с ними.

-

Создание благоприятного

эмоционального состояния (игра,

художественное

слово,

прослушивание

музыкального

произведения),

вызывающего желание еще раз побывать на таком занятии, пережить подобный

сюжет; устойчивый познавательный интерес к данной тематике, посредством

поручений, рекомендаций, советов.

-

Выход в другой вид деятельности. Например: «К нам сегодня

приходили веселые зайчата, они нам очень понравились, а давайте, чтобы они к

нам еще вернулись, сделаем для них домики из строительного материала».

При оформлении конспекта обязательно отмечать цифрой III начало

третьей части, полностью слова «итоговая часть» и т.п., указывать не следует..

Обобщенная схема конспекта занятия

Краткая структура НОД.

1. В конспекте используется шрифт – TimesNewRoman, кегль 14, межстрочный

интервал – одинарный, выравнивание по ширине листа.

2. Титульный лист конспекта содержит:

Полное наименование организации по уставу (вверху, посередине);

Название

мероприятия:

конспект

или

сценарий

педагогического

мероприятия с детьми старшего дошкольного возраста на тему:…; или конспект

или сценарий непосредственно образовательной деятельности с детьми среднего

дошкольного возраста на тему:…(по центру, по середине);

Конспект

(указать

форму

проведения:

занятие,

наблюдение,

развлечение,

экскурсия, игра и т.д.) по (указывается образовательная область, тема «….») в

___группе (указывается )

3. ФИО педагога, должность, квалификационная категория (если есть)

4. 20-20 учебный год (внизу, по центру).

На втором листе должны быть указаны:

1. Цель. (является конечным результатом работы с детьми; то, чего педагог хочет

достичь, к чему он стремится). Она может быть только одна. Используются

глаголы: совершенствование,воспитание,

сохранение,

систематизация,

обогащение.

2. Программные задачи:

Образовательная

Развивающая

Воспитательная

3.Активизация словаря: расписать новые слова и словосочетания, которые

вводятся в активный словарь детей.

4.Предварительная работа:

Чтение

художественной

литературы

(указать

автора,

наименование

произведения);

Беседы, ситуативные разговоры (указать тему, цель);

Игры (название);

Прослушивание музыкальных произведений (указать название) и др.

5.

Развивающая

предметно-пространственная

среда включает

в

себя:

(оборудование:

демонстрационный

и

раздаточный

материал,

реквизит,

используемые материалы, мизансцены).

6.Используемые технологии (методы):

- ИКТ-технологии

- здоровьесберегающие

-игровые, социоигровые

- ТРИЗ

-проблемное обучение и т.д.

В технологиях расписать методы и приёмы, игры.

I часть. Вводная (организационный, сюрпризный момент, разворачивание

II часть. Основная (последовательное решение всех поставленных задач).

IIIчасть.Заключительная

8. Список литературы писать в соответствии с правилами библиографии.

Список использованных источников. Указываются программы, на основе которых

выбиралось содержание и задачи образовательной деятельности, методические

пособия.

9.Приложение.

Иллюстративные материалы (инфографика,

фото,

видеоматериалы и т.д.)

Структура занятия

1

младшая

группа

2

младшая

группа

Средняя

группа

Старша

я

группа

Подготови-

тельная

групп

а

Вводная часть

1 мин

1,5 мин

2 мин

3 мин

4 мин

Основная часть

8 мин

12,5 мин

17 мин

20 мин

22 мин

Заключительная

часть(рефлексия)

1 мин

1,5 мин

1 мин

2 мин

4 мин



В раздел образования