Автор: Земскова Елена Валерьевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 24 "Солнышко"
Населённый пункт: Нижегородская область,г.Выкса
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Методические рекомендации для педагогов для составления конспектов занятий
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад
№ 24 «Солнышко»
г.о.г. Выкса, ул. Чкалова, здание 32 А, тел. 8(83177)6-26-63
«Методические рекомендации
для педагогов по составлению
конспектов занятий»
Разработала: Земскова.Е.В.
старший воспитатель,1 квал.категория
г.о.г. Выкса,2021 г
Общие подходы к планированию непрерывной
образовательной деятельности в дошкольном учреждении.
ФГОС дошкольного образования внесли существенные изменения в организацию
непрерывной
Образовательной деятельности. Прошло немало времени с выхода документа, но
до сих пор некоторые педагоги не умеют правильно спланировать, организовать и
провести НОД. Это связано с тем, что прежняя модель проведения занятий
существовала долгие годы, и мы к ней привыкли. Многие педагоги пытаются
преобразовать занятие и сделать из него новую НОД. Они берут конспект занятия
«по
старинке»,
включают
вначале
какую-нибудь
проблемную
ситуацию,
продуктивную деятельность и – готово! А сущность не изменилась! Это
происходит потому, что педагоги не совсем понимают суть совместной
деятельности педагога с детьми, не видят, чем непрерывная образовательная
деятельность отличается от занятия.
Чтобы правильно организовать НОД, нужно хорошо разобраться в некоторых
вопросах и выявить разницу между «занятием» и «НОД»…
Отличительные особенности непрерывной образовательной деятельности,
прежде всего:
- в формах еѐ организации,
- в изменении позиции педагога по отношению к детям,
- в обновлении структуры НОД.
Новые подходами к планированию непрерывной образовательной деятельности и
традиционная классификация занятий.
В методике проведения занятий с детьми дошкольного возраста сложилась
традиционная классификация видов занятий:
- комбинированное: в процессе проведения занятия сочетается несколько видов
деятельности (игровая, изобразительная, музыкальная и т.д.) и используются
методы и приемы из разных педагогических методик (методика развития речи,
методика развития ИЗО, методика музыкального воспитания и т.д.);
- тематическое (посвящено конкретной теме)
- комплексное: комплекс - это целостность, образующаяся из отдельных частей
(искусств, видов детской деятельности). Комплексные занятия, как правило,
планируются один раз в квартал вместо музыкального или занятия по
изобразительной деятельности. Комплексное занятие строится на знакомом детям
материале. На таком занятии решаются задачи каждого из видов деятельности.
Например: прежде чем нарисовать букет для мамы, дети поют песню о маме, на
празднике 8 марта, читают стихотворения.
- интегрированное:
включает разнообразные виды детской деятельности,
объединенные каким-либо тематическим содержанием. Оно может состоять из
двух-трех классических занятий, реализующих
Разделы
образовательной
программы,
объединенных
одной
темой,
или
взаимосвязанных
взаимопроникающих
видов
детской
деятельности,
где
тематическое содержание выступает в роли главного. Предполагают более
глубокую
форму
взаимосвязи,
взаимопроникновения
разного
содержания
воспитания и обучения детей. В интеграции один вид деятельности выступает
стержневым, другие помогают более широкому и глубокому осмыслению.
Интегрированное занятие направлена на изучение нового материала. Занятие
планируется по общей теме для нескольких предметов, может проводиться
несколькими воспитателями.
В
практике
современного
дошкольного
образования
уже
накоплен
апробирован опыт работы с использованием новых форм организации НОД:
- занятие «творчество»: словесное творчество детей по технологии ТРИЗ (теория
решения изобретательских задач) «Сочиняем сказки «наизнанку», «Придумаем
несуществующее животное, растение»;
- занятие «посиделки»: приобщение дошкольников к детскому фольклору на
традиционных народных посиделках, предполагающих интеграцию различных
видов деятельности;
- занятие «сказка»:
речевое развитие детей в рамках различных видах
деятельности, объединенных сюжетом хорошо знакомой им сказкой;
-
занятие
«пресс-конференция
журналистов»:
дети
задают
вопросы
«космонавту», героям сказок и другим, реализовывать можно через проектную
деятельность «Юные журналисты»;
- занятие «путешествие»:
организованное путешествие по родному городу,
картинной галерее (экскурсоводами могут быть сами дети);
- занятие «эксперимент»: дети экспериментируют с бумагой, тканью, песком,
снегом;
- занятие «конкурс»:
дошкольники участвуют в конкурсах, проводимых по
аналогии с популярными телевизионными конкурсами «КВН», «Что? Где?
Когда?», «Форд Боярд», «Умники и умницы» и другими;
- занятие «рисунки – сочинения»: сочинение детьми сказок и рассказов по своим
собственным рисункам.
Указания к составлению конспекта занятия
Подготовка к составлению занятия:
1. Определить программное содержание занятия, опираясь на:
-образовательную программу дошкольного образования, программу
воспитания и обучения детей;
-ранее составленный групповой перспективный план воспитательно-
образовательной работы в группе;
-время года, в период которого создается занятие и наличие
приближающихся или недавно закончившихся социальных явлений (праздников,
и т.п.);
-уровень развития детей, входящих в группу;
2. Необходимо сформулировать программное содержание, которое, как и на
всех
видахзанятий
будет включать
в
себя
три
вида основных
задач: образовательная (обучающая),развивающая, воспитательная.
Логичнее начинать формулировать с образовательной:
1.
Образовательные (здесь
мы
можем
расширять знания, обогащать
представления о предметах и явлениях окружающего и др. Удобно начинать
формулировку данных задач со слов: закрепить, обобщить, расширить, уточнить,
систематизировать,
совершенствовать
какие-либо
программные
знания,
умения, навыки. Пример: «Закрепить определения, характеризующие внешний
вид овощей и фруктов».
2.
Развивающие (применительно к дисциплинам «логопедия» и МРР,
развитие характеристик голоса, дыхания, фонематического слуха и др. задачи
развития речи, чаще развивают психические процессы – зрительную, слуховую,
тактильную, двигательную внимание, память, восприятие и пр.).
3.
Воспитательные предполагает воспитание в рамках проводимого
занятия каких-либо нравственных качеств. (Культуру речевого общения,
коллективизм, дисциплину, взаимопомощь, любовьк животным, уважение к
труду.
-Каждая задача начинается с глагола несовершенного вида, то есть, отвечающего
на вопрос «Что делать?» (Н-р: «Развить фонематический слух …».Ошибочный
вариант, «Развивать фонематический слух …» - правильный вариант).
-Задачи формулируем подробно, со всеми необходимыми пояснениями (н-р:
«Развивать фонематический слух»-
ошибочный
вариант,
«Развивать
фонематический слух: умение выделять первый звук в слове» - правильный
вариант).
- Избегать при формулировке задач слов:
✓
«УЧИТЬ», т.к. учить = познакомить + расширить + уточнить + закрепить +
упражнять + совершенствовать + систематизировать + обобщить + и т.д.
Подбираем наиболее точный глагол;
3. Определившись с задачами, которые необходимо решить на занятии, далее
следует подобрать игры, упражнения и задания, которые помогут решить
поставленные задачи. Следует обратить внимание, что обязательно, вначале
составляется программное содержание (на основе учета потребностей ребенка
или
группы детей) и лишь потом, текст конспекта занятия.
4. Следующий шаг - подбор материала, который потребуется для проведения
выбранных игр, упражнений, заданий и достижения ранее определенных задач.
Весь материал необходимо будет указать, перечислить, возможно, деление
материала на демонстрационный и раздаточный.
Перед тем как приступить к проведению занятия необходимо запланировать и
провести предварительную работу, цель которой заключается в выяснении
знаний, умений, навыков детей по выбранной тематике, в систематизации,
уточнении знаний всех или некоторых детей и пр. Как правило, это беседы,
прослушивание различных произведений, их заучивание, рассматривание картин,
экскурсии, наблюдения.
Само занятие начинается с первой (вводной или вступительной) части,
включает в себя:
-
Организационный
момент (привлечение
внимания
детей к
воспитателю, отвлечение от тех видов деятельности, которыми дети были заняты
ранее; напоминание правил дисциплины; приведение в порядок внешнего вида
детей и т.п.).
-
Сюрпризный или заинтересовывающий момент (появление героя,
персонажа, конверта, картины, игрушки, прочтение стихотворения, отгадывание
загадки и др.)
-
Разворачивание сюжета занятия, если он предусмотрен.
-
Сообщение цели занятия.
✓
На одном занятии во вводной части могут присутствовать не все выше
перечисленные компоненты;
✓
очень желательно, чтобы занятие было сюжетным или проходило в игровой
форме;
✓
при оформлении конспекта обязательно отмечать цифрой I начало первой
части, полностью слова «вводная часть» и т.п., указывать не следует.
таким образом, цель данной части занятия – вызвать интерес к занятию, желание,
потребность
в
предстоящей
деятельности,
активизировать
познавательный интерес, соответствующие эмоциональные проявления.
Вторая часть-основная состоит из последовательно сменяющих друг друга
игр и заданий, связанных одним сюжетом или целью. Длительность её
определяется соответственно возрастной группе. (Посчитайте сами, не забудьте
от времени занятия отнять время итоговой и вводной части).
✓
При оформлении конспекта обязательно отмечать цифрой II начало второй
части, полностью слова «основная часть» и т.п., указывать не следует..
✓
Необходимо, чтобы перед каждым заданием воспитатель формировал перед
ребенком мотив для деятельности (поможем Незнайке, расколдуем город,
узнаем, кто из нас самый ловкий, порадуем маму).
✓
Во время хода основной части необходимо предусмотреть смену видов
деятельности противоположных друг другу по степени активности и по
участвующим анализаторам,
✓
По мере утомления детей проводится физкультминутка, которая так же
должна (желательно) согласовываться с темой или сюжетом занятия.
✓
Так же одним из требований к занятию является степень активности детей
– больше делают, думают, догадываются, рассуждают, говорят дети, а не
воспитатель. Воспитатель создает условия, чтобы ребенок почти все смог сделать
сам.
✓
Рекомендуется включение в деятельность как можно большего количества
анализаторов – в данном случае усвоенная ребенком информация будет более
системной, разносторонней и прочной. Например: разучивание артикуляции –
смотрим в зеркало, слушаем что произносим, рукой контролируем силу выдоха
или вибрацию голосовых связок.
Общая цель основной части основной части решить все задачи, поставленные в
программном содержании, и реализовать запланированную индивидуальную
работу с детьми.
Третья часть – итоговая Включает в себя:
- Обобщение - вспоминание что делали, чем занимались, которое в младших
Группах делает воспитатель, а в старших, сами дети, по вопросам воспитателя.
«Что больше всего понравилось… Какое задание было самым трудным… В какую
игру научим дома играть папу…, Что запомнилось,…, Что удивило…?)
Воспитатель обобщает ответы детей. Пример. Восп: «какое задание мы
выполняли первым?». Дети:«Мячик кидали…». Восп.: «Правильно, мячик
кидалиивспоминали названия домашних животных».
-
Общая и поименная оценка детей в виде анализа (то есть не просто
«молодец», а потому что громче всех отвечал, руку поднимал, не выкрикивал и
т.п.). Начиная со старшей группы, детей не только хвалим, но и указываем на
некоторые их недостатки и советуем, как справиться с ними.
-
Создание благоприятного
эмоционального состояния (игра,
художественное
слово,
прослушивание
музыкального
произведения),
вызывающего желание еще раз побывать на таком занятии, пережить подобный
сюжет; устойчивый познавательный интерес к данной тематике, посредством
поручений, рекомендаций, советов.
-
Выход в другой вид деятельности. Например: «К нам сегодня
приходили веселые зайчата, они нам очень понравились, а давайте, чтобы они к
нам еще вернулись, сделаем для них домики из строительного материала».
При оформлении конспекта обязательно отмечать цифрой III начало
третьей части, полностью слова «итоговая часть» и т.п., указывать не следует..
Обобщенная схема конспекта занятия
Краткая структура НОД.
1. В конспекте используется шрифт – TimesNewRoman, кегль 14, межстрочный
интервал – одинарный, выравнивание по ширине листа.
2. Титульный лист конспекта содержит:
Полное наименование организации по уставу (вверху, посередине);
Название
мероприятия:
конспект
или
сценарий
педагогического
мероприятия с детьми старшего дошкольного возраста на тему:…; или конспект
или сценарий непосредственно образовательной деятельности с детьми среднего
дошкольного возраста на тему:…(по центру, по середине);
Конспект
(указать
форму
проведения:
занятие,
наблюдение,
развлечение,
экскурсия, игра и т.д.) по (указывается образовательная область, тема «….») в
___группе (указывается )
3. ФИО педагога, должность, квалификационная категория (если есть)
4. 20-20 учебный год (внизу, по центру).
На втором листе должны быть указаны:
1. Цель. (является конечным результатом работы с детьми; то, чего педагог хочет
достичь, к чему он стремится). Она может быть только одна. Используются
глаголы: совершенствование,воспитание,
сохранение,
систематизация,
обогащение.
2. Программные задачи:
Образовательная
Развивающая
Воспитательная
3.Активизация словаря: расписать новые слова и словосочетания, которые
вводятся в активный словарь детей.
4.Предварительная работа:
Чтение
художественной
литературы
(указать
автора,
наименование
произведения);
Беседы, ситуативные разговоры (указать тему, цель);
Игры (название);
Прослушивание музыкальных произведений (указать название) и др.
5.
Развивающая
предметно-пространственная
среда включает
в
себя:
(оборудование:
демонстрационный
и
раздаточный
материал,
реквизит,
используемые материалы, мизансцены).
6.Используемые технологии (методы):
- ИКТ-технологии
- здоровьесберегающие
-игровые, социоигровые
- ТРИЗ
-проблемное обучение и т.д.
В технологиях расписать методы и приёмы, игры.
I часть. Вводная (организационный, сюрпризный момент, разворачивание
II часть. Основная (последовательное решение всех поставленных задач).
IIIчасть.Заключительная
8. Список литературы писать в соответствии с правилами библиографии.
Список использованных источников. Указываются программы, на основе которых
выбиралось содержание и задачи образовательной деятельности, методические
пособия.
9.Приложение.
Иллюстративные материалы (инфографика,
фото,
видеоматериалы и т.д.)
Структура занятия
1
младшая
группа
2
младшая
группа
Средняя
группа
Старша
я
группа
Подготови-
тельная
групп
а
Вводная часть
1 мин
1,5 мин
2 мин
3 мин
4 мин
Основная часть
8 мин
12,5 мин
17 мин
20 мин
22 мин
Заключительная
часть(рефлексия)
1 мин
1,5 мин
1 мин
2 мин
4 мин