Автор: Шишова Наталья Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЗАТО г. Североморск
Населённый пункт: г. Североморск
Наименование материала: Сценарий образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений старших дошкольников
Тема: "Спасение Королевы Математики"
Раздел: дошкольное образование
Сценарий образовательной
деятельности
по формированию
элементарных
математических
представлений
старших дошкольников
«Спасение Королевы
Математики»
Составила: воспитатель Шишова Н.В.,
МБДОУ д/с №17
г.Североморск
Задачи:
Продолжать учить соотносить число с его обозначением;
учить
детей
элементарным
навыкам
алгоритмической
культуры
мышления, навыкам работы по заданной схеме;
Продолжать формировать навыки ориентировки на плоскости;
Развивать предпосылки логического мышления: закрепить умение
группировать фигуры по признакам, обобщать и находить лишнее;
развивать пространственное воображение.
Материалы:
Блоки Дьенеша на каждого ребенка;
карточки маршрута на каждого ребенка;
палочки Кюизенера – по одной коробке на стол;
домики (4) и человечки;
мяч с цифрами 5,4,2;
таблица с геометрическими фигурами, плоскостной Гномик;
обручи – по два (желтый и синий) на пару детей и карточки - символы;
карточки с цифрами от 1 до 5.
Ход образовательной деятельности:
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, кто такие сыщики? Я не зря вас об этом
спросила, потому что в стране Математики злой волшебник похитил
Королеву и спрятал ее в одной из своих пещер.
(Обращение внимания детей на доску или слайд, где изображена схема
маршрута)
Воспитатель: Я предлагаю вам ее разыскать. А для этого нам необходимо
собрать правильный маршрут из геометрических фигур, и мы сможем найти
дорогу к пещере.
(Перед детьми на столах маршруты – пустые клеточки, которые надо
заполнить геометрическими фигурами)
5
4
3
2
1
Воспитатель: Готовы? Тогда в путь на поиски фигур и спасения Королевы.
Начинаем обратный отсчет (от 10 до 1).
Игра с палочками Кюизенера «Рассели жильцов»
Воспитатель:
Мы с вами оказались на «Цветной» улице. Здесь живут
веселые человечки, нам надо расселить их по домикам. Если мы правильно
выполним задание, мы найдем первую фигуру-подсказку. А цветные палочки
на домике подскажут нам, сколько жильцов должно поселиться в каждый
дом. Подумайте, какое число обозначает палочка на домике, и поселите в
него столько человечков.
Вопросы к детям:
Сколько человечков ты поселил в домик с желтой
палочкой? Почему ты поселил 4 человечка в домик с красной палочкой?
Какое
число
обозначает
голубая
палочка?
Какого
цвета
палочка,
обозначающая число 2?
Воспитатель: Веселые человечки благодарят вас и дают первую подсказку –
это синяя фигура. Положите в первую нижнюю клеточку в маршруте синюю
фигуру.
Предлагаю отправиться дальше на поиски Королевы.
(под ритмичную музыку дети передвигаются на коврик, встают в круг)
Игра с мячом «Назови число»
Воспитатель: На улице «Чисел» мы с вами найдем следующую подсказку.
Будьте внимательными, думайте и отвечайте на вопросы, которые для вас
приготовили числа. Какие цифры изображены на мячике? (5, 4, 2). Вопросы
от числа 5: Назови число на единицу больше пяти, меньше, впереди стоящее,
предыдущее, последующее, какое число стоит между числами 5 и 3? и.т.п., в
конце игры вопрос от числа 2: назовите число, больше числа 2 на единицу. А
какая фигура имеет три угла? (треугольник).
Я, кажется, догадалась! Это следующая подсказка на нашем маршруте –
треугольник. Положите ее во вторую клеточку. Вы нашли уже две подсказки,
вы - настоящие сыщики!
Предлагаю найти следующую фигуру, отправляемся!
(Под ритмичную музыку дети передвигаются дальше)
Игра с блоками Дьенеша «Гусеницы»
(На полу лежат на каждую пару детей два пересекающихся обруча —
жёлтый и синий, коробка с блоками. Внутри каждого обруча - символ,
обозначающий одно из свойств фигуры).
Воспитатель: Мы с вами оказались на улице «Геометрической». Здесь живут
маленькие Гусеницы, но они очень грустные. Злой волшебник сделал их
бесцветными и неяркими. Поможем им, украсим их цветными фигурами. Для
вас есть подсказки – карточки с символами. Будьте внимательны, подумайте,
какими фигурами вы украсите голову гусеницы (желтый обруч), тело (синий
обруч), а какие фигуры вы выберете для украшения головы и тела
одновременно (пересечение обручей)?
Гусеницы стали яркими, красивыми. За правильно выполненное
задание вы получаете подсказку – большую квадратную фигуру. Положите
ее клеточку с цифрой 3.
Воспитатель: Отправляемся дальше на поиски Королевы.
(Под ритмичную музыку дети идут и садятся за столы)
Игра для ориентировки на плоскости «Где спрятался Гномик Умняша?»
Воспитатель: Мы попали на улицу «Правая – Левая» и житель этой улицы –
Гномик Умняша любит играть в прятки. Он прячется за геометрическими
фигурами. Если мы найдем его, он отдаст нам подсказки для нашего
маршрута. Гномик спрятался за фигурой, которая находится в правом
верхнем углу. Какая эта фигура? В левом нижнем углу? Посередине? Между
желтым треугольником и синим кругом? И.т.п.
Вы справились с этим заданием и Гномик дает вам сразу две фигуры
для маршрута. В четвертую клеточку положите красный круг, следующая
фигура – маленький прямоугольник.
Воспитатель: Вот у нас и получилась подсказка – правильный маршрут.
Давайте пройдем его вместе, помогая друг другу, и у нас получится спасти
Королеву!
Рассматривая каждую фигуру, мы должны определить соответствует ли
она знакам-символам на дорожке. Если да – делаем шаг вперед, если нет –
возвращаемся назад. Посмотрите на начало движения (обращение внимания
детей на схему на доске или слайде). На какое свойство фигуры указывает
этот знак? (цвет). Какая по цвету должна быть первая фигура? Поставьте
пальчик на первую фигуру. Перед нами три дороги. Куда мы пойдем?
Налево, направо или прямо? на какое свойство фигуры указывает следующий
знак? (форма). Какая по форме должна быть вторая фигура? Делаем шаг
вперед. И.т.д.
Это было трудное испытание. Посмотрим, правильно ли мы выбрали
маршрут, удалось ли нам найти Королеву? (Пещера исчезает, там
Королева). А вот и Королева, вышла вас поприветствовать и поблагодарить,
и предлагает поиграть в свою любимую игру «Живые числа».
Предлагаю разделиться на две команды. Каждому из вас я даю
карточку с цифрой. Под музыку вы будете двигаться по группе, как только
музыка закончится, каждая команда должна выстроиться по порядку от 1 до
5. Задание понятно? Поменялись карточками, игра повторяется.
Молодцы! Королева Математики очень рада и награждает вас
«пятерками» (медали).
Дорогие сыщики, мы выполнили задание и спасли Королеву, нам пора
возвращаться. Начинаем обратный отсчет (5-1).
Подведение итога - вопросы к детям: Какое задание для вас было
самое интересное? Какое самое трудное? Вы сегодня упражнялись в
нахождении
чисел,
научились
работать
со
схемами (индивидуальные
поощрения).