Напоминание

Методические рекомендации для учителей физической культуры по лапте.


Авторы: Лачугин Михаил Геннадьевич, Михаил Геннадьевич Лачугин
Должность: моу "агаповская сош №1 имени п. а. скачкова
Учебное заведение: МОУ "Агаповская СОШ №1 имени П. А. Скачкова"
Населённый пункт: Челябинская область Агаповский район с. Агаповка
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Методические рекомендации для учителей физической культуры по лапте.
Раздел: среднее образование





Назад




Методические рекомендации для учителей физической культу-

ры по проблеме организации работы игровой деятельности (рус-

ская лапта) в образовательном учреждении.

Игра - это основной вид деятельности ребенка, это средство общения,

накопления опыта, выражения эмоций и формирования отношений.

Лапта – старинная народная игра и на Руси пользовалась особой попу-

лярностью. В нее играли и взрослые и дети. Эта игра приносила людям весе-

лье, радость, воспитывала удаль, смелость, находчивость, ловкость, реши-

тельность, выдержку, взаимоуважение между соперниками, развивала бы-

строту и выносливость, укрепляла здоровье играющих.

Игру " лапта" можно и нужно применять и на уроках физической

культуры, и во внеурочное время - как универсальное средство для развития

культуры физических качеств, здоровьясбережения и социальной адаптации

учащихся.

Особая ценность этой игры в том, что начинать заниматься ею можно с

младшего школьного возраста и продолжать эти занятия в течение многих

лет жизни. Кроме того, для игры не нужны дорогостоящий инвентарь, специ-

альная спортивная форма и оснащенные технической аппаратурой игровые

площадки. Даже в условиях средней школы в лапту можно играть круглого-

дично.

Существует несколько видов лапты:

пляжная лапта

русская лапта

мини-лапта

мини-лапта в помещении

Организация игровой деятельности в образовательном учреждении.

Организацию игровой деятельности в школе можно проводить следую-

щим образом: сначала внутри класса (между мальчиками и девочками

отдельно и друг с другом, затем смешанными командами). Затем проводить

соревнования в трех возрастных группах: 5-6 классов, 7-8 классов, 9-11

классов отдельно среди мальчиков и девочек. Игра позволяет проводить со-

стязания смешанными командами, в состав которых входят и девочки, и

мальчики, причем во многих случаях девочки проявляют себя активнее маль-

чиков.

Соревнования проводятся после уроков, по системе розыгрыша пропи-

санном в положении о данном соревновании. Награждение победителей и

призёров осуществляется так же согласно положения о соревнованиях.

После освоения учащимися основных правил, техники и тактики игры,

все желающие и наиболее способные дети приглашаются продолжить заня-

тия по овладению навыками игры лапта в спортивную секцию.

Игра в лапту ведётся при помощи приёмов выполняемых с битой, с мя-

чом и без мяча. В арсенале игроков: бег с максимальной и с переменной ско-

ростью; по прямой и со сменой направления; обычный бег, бег спиной

вперёд и боком; броски мяча на дальность, по неподвижной и двигающейся

цели; передачи мяча на точность и ловля мяча, летящего на различной высо-

те с различной скоростью; финты, уклонения и падения; удары по мячу би-

той. Совокупность всех этих приёмов составляет технику игры.

Техническая подготовка.

Техническая подготовка – это процесс обучения учащихся технике движений

и действиям, служащим средством ведения борьбы, приобретение ими специ-

альных знаний и навыков, необходимых для участия в соревнованиях.

Основной задачей технической подготовки детей является овладение основ-

ными приёмами техники: перемещениями, ловлей, передачами, подачей

мяча, осаливанием, ударами битой по мячу. Приёмами, позволяющими избе-

гать осаливания. Изучение их ведётся на основе владения основными спосо-

бами их выполнения.

В основе технической подготовки лежит развитие способности выполнять

изученные приёмы в сочетании с различными способами перемещений (бег,

прыжки, изменение направления движения и т.д.). Эти сочетания не должны

включаться ни одновременно, ни последовательно большого количества

приёмов.

На начальном этапе обучения необходимо учитывать, во-первых, что игроки

в лапту должны овладеть рациональной, более целесообразной техникой; во-

вторых, что эта техника должна быть доступной для занимающихся, т.е. со-

ответствовать их возможностям. Дети младшего школьного возраста хорошо

воспринимают новые упражнения, однако чаще всего выделяют наиболее за-

поминающиеся основные детали, поэтому при обучении технике предпочти-

тельнее использовать целостный метод. Это позволит обучающимся освоить

главное содержание технического элемента.

Тактическая подготовка.

Тактическая подготовка – это процесс формирования системы способов веде-

ния игры.

Тактическое мастерство основано на умениях и навыках, позволяющих игро-

ку действовать индивидуально и взаимодействовать с партнёрами.

Тактическая подготовка предусматривает овладение индивидуальными,

групповыми и командными действиями, умение правильно воспринимать и

анализировать игровую ситуацию и принимать быстрое решение для выбора

технического действия, предвидеть форму взаимодействия с партнёрами.

Избрав тактический рисунок игры или систему тактических взаимодействий,

исходя из возможностей учащихся, определяют задачи каждого игрока в за-

щите и нападении. И только после этого начинают освоение основных взаи-

модействий, тактических вариантов и комбинаций, учат принимать самостоя-

тельные тактические решения.

Обучение нужно начинать с защитных взаимодействий, а затем переходить к

тактическим взаимодействиям в нападении.

Последовательность обучения.

1.

Рассказ истории игры и общих правил.

2.

Демонстрация основных приёмов игры.

3.

Подброс мяча.

4.

Обучение хвату мяча.

5.

Бросок мяча (в стену).

6.

Ловля мяча.

7.

Передача и ловля мяча в парах.

8.

Удар битой сверху и ловля мяча после удара.

9.

Игра по упращённым правилам (ввод мяча в игру броском, а не ударом

биты).

10. Вынос мяча и выбегание при выносе мяча.

11. Взаимодействие игроков защиты при выбегании соперника при выно-

се мяча.

12. Игра по упращённым правилам с битой, но без аутов и штрафной

зоны.

13. Игра по правилам.

14. Взаимодействие игроков защиты при осаливании на линии кона.

15. Взаимодействие игроков защиты при осаливании на линии города.

16. Действие игрока защиты при выбегании 2-х и более игроков соперника

с линии кона и взаимодействие игроков нападения в этой ситуации.

17. Действия и взаимодействия игроков нападения при последнем ударе.

Игра в лапту ведётся при помощи приёмов выполняемых с битой, с мячом и

без мяча. В арсенале игроков: бег с максимальной и с переменной скоростью;

по прямой и со сменой направления; обычный бег, бег спиной вперёд и бо-

ком; броски мяча на дальность, по неподвижной и двигающейся цели; пере-

дачи мяча на точность и ловля мяча, летящего на различной высоте с различ-

ной скоростью; финты, уклонения и падения; удары по мячу битой. Совокуп-

ность всех этих приёмов составляет технику игры.

Подброс мяча. Подброс мяча выполняется игроком команды иг-

рающей в нападении, который располагается в зоне подброса мяча. Мяч на-

ходится на раскрытой ладони, пальцы кисти выпрямлены, одноимённая с ру-

кой нога немного выставлена вперёд. Игрок немного приседает на двух но-

гах, затем выпрямляя ноги с одновременным движением руки с мячом стро-

го вертикально вверх, подбрасывает мяч на указанную бьющим игроком вы-

соту. После того как мяч оторвался от ладони подающий игрок одновремен-

но опускает руку вниз и делает шаг назад впереди стоящей ногой.

Стойка игрока. Стойка игрока это поза максимальной готовности к выпол-

нению предстоящих действий. Высокая скорость выполнения отдельных

приёмов, быстрота реакции игроков, измеряемая десятыми и сотыми долями

секунды – непременное условие игры в лапту, от которого часто зависит

успех всей игры. Стойка игрока, готовящегося к выполнению перебежки, со-

ответствует технике высокого старта

Стойка игрока в защите (“в поле”)

напоминает стойку

волейболиста. Она должна создавать удобное стартовое положение, из кото-

рого легко выполнить передвижение в нужном направлении для ловли или

остановки катящегося мяча. Принимая стойку, игрок ставит ступни парал-

лельно на ширине плеч на одной линии или выставляя любую ногу вперёд.

Ноги согнуты, туловище немного наклонено вперёд, тяжесть тела равномер-

но распределена на обе ноги, руки согнуты пред грудью в удобном положе-

нии для ловли мяча.

Передвижения игроков. Основой всех передвижений при игре в спортивную

лапту является бег. Особенность его состоит в том, что игрокам приходится

быстро и часто переключаться с одной его разновидности на другую. Здесь и

обычный бег по прямой с максимальной скоростью, и бег с резкими сменами

направления, остановки, бег боком приставными и скрестными шагами, бег

спиной вперёд, бег с одновременным уклонением от брошенного мяча. По-

этому кроме скоростных качеств, игрок должен обладать высокими коорди-

национными качествами.

Удары по мячу битой.

Допустимые

размеры биты для игры в спортивную лапту регламентируются действующи-

ми правилами. Длина биты 60-110 см., диаметр бьющей части - 5 см, ручки –

3 см. на конце ручки обязательно утолщение. Длина бьющей части и ручки

может быть различной и определяется индивидуально в соответствии с ан-

тропометрическими данными,

обеспечивающей наилучшую биомеханику

удара. По способу нанесения удара они могут быть подразделены на удары

сверху, сбоку и снизу. Каждый из них, в свою очередь, может различаться по

силе удара, высоте траектории полёта мяча и направлению в определённый

сектор площадки.

Удары сбоку.

Готовясь к такому удару, бью-

щий игрок располагается сбоку от места, над которым подбрасывается мяч.

Замах производится от плеча. Удар начинается с движения ног, а затем пово-

рота плеч вокруг своей оси, после этого подключаются руки. Бита должна

двигаться вперёд-вверх с ускорением и максимальным усилием в завершаю-

щей фазе.

Удары снизу. Используя его можно достичь наибольшей силы удара и

даль-

ности полёта мяча. Кроме того легко изменять высоту траектории полёта

мяча, меняя угол наклона биты в момент удара.

Перед ударом бьющий

игрок располагается сзади круга. Ноги шире плеч, параллельно друг другу и

согнуты в коленях. Бита держится согнутыми в локтях руками расположен-

ными между ног. Туловище наклонено вперёд. Бита прижата к ягодицам. При

выполнении удара ноги выпрямляются, руки двигаются вперёд-вверх за голо-

ву в одной плоскости с опускающимся мячом. За счёт этого вероятность по-

падания по мячу резко увеличивается.

Удары сверху.

Они используются чаще

для произведения точного удара в ближние углы площадки. Перед ударом

бьющий игрок размещается позади круга. Одна нога выставлена вперёд, руки

с битой находятся за головой. Удар начинается с толчка ноги или шага ногой

вперёд с последующим сгибанием туловища вперёд и выпрямления рук в мо-

мент удара по мячу. Бита так же движется в одной плоскости с мячом. Удар

производится над головой, в верхней точке траектории полёта подброшенно-

го мяча.

Ловля мяча.

Используется при передачах мяча между партнёрами в “поле” или для овла-

дения мячом после удара битой игроком команды защиты. Ловля мяча при

игре в лапту выполняется одной и двумя руками. Различают ловлю мячей, ле-

тящих на средней высоте (на уровне груди и плеч), ловлю высоко летящих

(выше головы) и низко летящих мячей (ниже колен), а также катящихся и от-

скакивающих от площадки. Все виды ловли мяча могут выполняться на ме-

сте и в движении.

Основными способами являются: ловля мяча, летящего на средней высоте и

ловля мяча, летящего сверху вниз после удара битой.

При выполнении

этого приёма игрок выпрямляет слегка расслабленные руки навстречу летя-

щему мячу. Кисти раскрыты в виде полусферы, в которой большие пальцы

направлены друг к другу, а остальные расставлены вперёд-вверх. Как только

мяч коснётся пальцев, игрок плотно захватывает его и сгибает руки, гася ско-

рость полёта.

Для ловли мяча, летящего низко, игрок сильно сгибает

ноги, несколько наклоняется вперёд, опускает руки вниз и раскрывает кисти

навстречу мячу. Большие пальцы направлены вперёд и немного в стороны

друг от друга, остальные опущены вниз. При соприкосновении мяча с паль-

цами игрок захватывает мяч.

Для ловли мяча после отскока от земли кисти с широко расставленными

пальцами раскрыты вниз так, что большие пальцы находятся сверху и

направлены друг к другу, остальные вниз - в стороны. Мяч встречается рука-

ми при начале отскока. Остановка и ловля мяча, катящегося по земле, осуще-

ствляется одновременно при помощи рук и ног. Остановка мяча ногой вы-

полняется стопой или голенью, обычно внутренней стороной. По отношению

к мячу делается уступающее движение, чтобы он, замедлив движение остано-

вился или откатился несколько вперёд или в сторону.

Ловля мяча одной

рукой более сложна и используется довольно редко. Её преимущество в том,

что мяч можно поймать в более высокой точке или значительно удалённой от

игрока. Применяется для овладения мячом, летящим высоко, в стороне от иг-

рока или катящимся по земле.

Передачи мяча.

Основной технический приём, с помощью которого осуще-

ствляется взаимодействие между партнёрами в “поле”. Выполняется одной

рукой на месте или в движении. Основные требования, предъявляемые к

передаче – точность и своевременность.

Броски мяча в цель.

Они применяются для осаливания игроков противника. Игрок в лапту дол-

жен уметь точно поражать и неподвижную, и, главным образом, двигающую-

ся цель с различного расстояния, находясь при этом в движении и на места.

Финты, уклонения. Это обманные или отвлекающие действия. Выполняют-

ся движениями ног, рук, головы, туловища. В качестве обманных движений и

действий может использоваться большинство технических приёмов или их

сочетание, для того чтобы или отвлечь внимание противника или спровоци-

ровать его на желаемые действия, запутать его, заставить допускать ошибки,

как технические, так и тактические. Уклонения, прыжки вверх, падения и

приседания применяются для избегания осаливания брошенным мячом.

Вывод.

Игра лапта доступна всем, так как включает в себя естественные двига-

тельные действия и не требует от игроков специальной подготовки.

Лапта выступает как средство совершенствования навыка, выполняемо-

го в изменяющихся ситуациях. Игровые поединки безопасны и достаточно

просты в организации. Они не требуют от занимающихся специальной под-

готовки и могут проводиться в условиях спортивного зала или открытой

спортивной площадки с любым покрытием.

На мой взгляд, реализация содержания образования должна происхо-

дить не только через разработку новых образовательных программ, но и че-

рез создание спортивного духа, богатой разносторонней спортивной среды. В

достижении этих целей особую роль могут выполнить народные подвижные

игры, каковой является лапта. Это наиболее доступный и экономически вы-

годный путь.

Игровая деятельность ориентирована не столько на результат, сколько на сам

процесс, поэтому обучающиеся не боятся, не переживают из-за того, что у

них что-то не получается. Они полностью отдаются игре, так как игра имеет

одну важную особенность, играющий осуществляет реальное действие и

многие моменты этой деятельности носят условный характер, что позволяет

отвлечься от реальной ситуации, действовать в воображаемой обстановке.

Лапта носит как чисто оздоровительный, так и спортивный характер,

предусматривая спортивное совершенствование молодежи. Использование

лапты как средства физической культуры в оздоровительных целях, несо-

мненно способствует формированию и совершенствованию жизненно важ-

ных двигательных умений и навыков, повышению функциональных возмож-

ностей всех систем и органов организма занимающихся, формированию по-

требности в общении со своими сверстниками и ориентации играющих на

здоровый образ жизни, формированию личностных качеств и позитивных

черт характера. Кроме того, надо полагать, что лапта повышает анаэробные

возможности человека, от которых зависят качества, необходимые для его

выживания в экстремальных ситуациях.

Игра на свежем воздухе, особенно в весенне-осенние периоды, без со-

мнения, повышает устойчивость организма к простудным и инфекционным

заболеваниям, а также вредным влияниям неблагоприятной внешней среды

нашего региона.

Игра воспитывает у детей чувства солидарности, товарищества и ответ-

ственности за действие друг друга. Правила игры способствуют воспитанию

сознательной дисциплины, честности, выдержки, умению "взять себя в руки"

после сильного возбуждения, сдерживать свои эгоистические порывы.

Оценивая все "за" и не имея ничего против, можно сделать вывод, что "

лапта" является универсальным средством для развития двигательных ка-

честв, оздоровления и социальной адаптации учащихся.

В процессе интегрирования народной игры лапта в учебный процесс

выигрывают обе стороны такой интеграции:

учащиеся, развивая свои двигательные качества, укрепляют здоровье и

приобретают опыт адаптации в коллективе;

возрастает популяризация игры, за счет привлечения различных соци-

альных слоев населения.

Опыт старших поколений помогает использовать такие виды физическо-

го воспитания и развития, которые зачастую не укладываются в рамки тради-

ционных представлений о "спорте высоких достижений", ориентированного

в первую очередь на определение одного лучшего из многих, а не на вовлече-

ние в занятия физическими упражнениями максимально широких слоев насе-

ления.

Это, по меньшей мере, несправедливо по отношению к сотням тысяч и

миллионам наших сограждан - как детям, так и взрослым - которые не имеют

физических либо финансовых возможностей для занятий официально при-

знанными направлениями спорта. Именно поэтому в каждом районе и дворе,

школе, поселке необходимо создавать возможности для развития народных

видов спорта, лапта - один из них.

Учащиеся, которые занимаются лаптой, имеют положительную динами-

ку состояния здоровья и развития двигательных качеств. Также улучшается

микроклимат в классных коллективах. Таким образом, игра в лапту является

универсальным средством для развития двигательных качеств, оздоровления

и социальной адаптации учащихся.

Литература

1. Р.М. Валиахметов, Л.Г. Гусев, А.Ю. Костырев, В.И. Щемелинин. Народная игра

лапта

2 .А.Ю. Костарев, Л.Г.Гусев, В.И. Щемелинин. Лапта (техническая и тактическая

подготовка игроков).

3. Д.Х. Дорош Мини-лапта правила соревнований.

4. Р.М. Валиахметов, Л.Г. Гусев, А.Ю. Костырев. Русская лапта: Примерная програм-

ма спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ.



В раздел образования