Авторы: Лачугин Михаил Геннадьевич, Михаил Геннадьевич Лачугин
Должность: моу "агаповская сош №1 имени п. а. скачкова
Учебное заведение: МОУ "Агаповская СОШ №1 имени П. А. Скачкова"
Населённый пункт: Челябинская область Агаповский район с. Агаповка
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Методические рекомендации для учителей физической культуры по лапте.
Раздел: среднее образование
Методические рекомендации для учителей физической культу-
ры по проблеме организации работы игровой деятельности (рус-
ская лапта) в образовательном учреждении.
Игра - это основной вид деятельности ребенка, это средство общения,
накопления опыта, выражения эмоций и формирования отношений.
Лапта – старинная народная игра и на Руси пользовалась особой попу-
лярностью. В нее играли и взрослые и дети. Эта игра приносила людям весе-
лье, радость, воспитывала удаль, смелость, находчивость, ловкость, реши-
тельность, выдержку, взаимоуважение между соперниками, развивала бы-
строту и выносливость, укрепляла здоровье играющих.
Игру " лапта" можно и нужно применять и на уроках физической
культуры, и во внеурочное время - как универсальное средство для развития
культуры физических качеств, здоровьясбережения и социальной адаптации
учащихся.
Особая ценность этой игры в том, что начинать заниматься ею можно с
младшего школьного возраста и продолжать эти занятия в течение многих
лет жизни. Кроме того, для игры не нужны дорогостоящий инвентарь, специ-
альная спортивная форма и оснащенные технической аппаратурой игровые
площадки. Даже в условиях средней школы в лапту можно играть круглого-
дично.
Существует несколько видов лапты:
пляжная лапта
русская лапта
мини-лапта
мини-лапта в помещении
Организация игровой деятельности в образовательном учреждении.
Организацию игровой деятельности в школе можно проводить следую-
щим образом: сначала внутри класса (между мальчиками и девочками
отдельно и друг с другом, затем смешанными командами). Затем проводить
соревнования в трех возрастных группах: 5-6 классов, 7-8 классов, 9-11
классов отдельно среди мальчиков и девочек. Игра позволяет проводить со-
стязания смешанными командами, в состав которых входят и девочки, и
мальчики, причем во многих случаях девочки проявляют себя активнее маль-
чиков.
Соревнования проводятся после уроков, по системе розыгрыша пропи-
санном в положении о данном соревновании. Награждение победителей и
призёров осуществляется так же согласно положения о соревнованиях.
После освоения учащимися основных правил, техники и тактики игры,
все желающие и наиболее способные дети приглашаются продолжить заня-
тия по овладению навыками игры лапта в спортивную секцию.
Игра в лапту ведётся при помощи приёмов выполняемых с битой, с мя-
чом и без мяча. В арсенале игроков: бег с максимальной и с переменной ско-
ростью; по прямой и со сменой направления; обычный бег, бег спиной
вперёд и боком; броски мяча на дальность, по неподвижной и двигающейся
цели; передачи мяча на точность и ловля мяча, летящего на различной высо-
те с различной скоростью; финты, уклонения и падения; удары по мячу би-
той. Совокупность всех этих приёмов составляет технику игры.
Техническая подготовка.
Техническая подготовка – это процесс обучения учащихся технике движений
и действиям, служащим средством ведения борьбы, приобретение ими специ-
альных знаний и навыков, необходимых для участия в соревнованиях.
Основной задачей технической подготовки детей является овладение основ-
ными приёмами техники: перемещениями, ловлей, передачами, подачей
мяча, осаливанием, ударами битой по мячу. Приёмами, позволяющими избе-
гать осаливания. Изучение их ведётся на основе владения основными спосо-
бами их выполнения.
В основе технической подготовки лежит развитие способности выполнять
изученные приёмы в сочетании с различными способами перемещений (бег,
прыжки, изменение направления движения и т.д.). Эти сочетания не должны
включаться ни одновременно, ни последовательно большого количества
приёмов.
На начальном этапе обучения необходимо учитывать, во-первых, что игроки
в лапту должны овладеть рациональной, более целесообразной техникой; во-
вторых, что эта техника должна быть доступной для занимающихся, т.е. со-
ответствовать их возможностям. Дети младшего школьного возраста хорошо
воспринимают новые упражнения, однако чаще всего выделяют наиболее за-
поминающиеся основные детали, поэтому при обучении технике предпочти-
тельнее использовать целостный метод. Это позволит обучающимся освоить
главное содержание технического элемента.
Тактическая подготовка.
Тактическая подготовка – это процесс формирования системы способов веде-
ния игры.
Тактическое мастерство основано на умениях и навыках, позволяющих игро-
ку действовать индивидуально и взаимодействовать с партнёрами.
Тактическая подготовка предусматривает овладение индивидуальными,
групповыми и командными действиями, умение правильно воспринимать и
анализировать игровую ситуацию и принимать быстрое решение для выбора
технического действия, предвидеть форму взаимодействия с партнёрами.
Избрав тактический рисунок игры или систему тактических взаимодействий,
исходя из возможностей учащихся, определяют задачи каждого игрока в за-
щите и нападении. И только после этого начинают освоение основных взаи-
модействий, тактических вариантов и комбинаций, учат принимать самостоя-
тельные тактические решения.
Обучение нужно начинать с защитных взаимодействий, а затем переходить к
тактическим взаимодействиям в нападении.
Последовательность обучения.
1.
Рассказ истории игры и общих правил.
2.
Демонстрация основных приёмов игры.
3.
Подброс мяча.
4.
Обучение хвату мяча.
5.
Бросок мяча (в стену).
6.
Ловля мяча.
7.
Передача и ловля мяча в парах.
8.
Удар битой сверху и ловля мяча после удара.
9.
Игра по упращённым правилам (ввод мяча в игру броском, а не ударом
биты).
10. Вынос мяча и выбегание при выносе мяча.
11. Взаимодействие игроков защиты при выбегании соперника при выно-
се мяча.
12. Игра по упращённым правилам с битой, но без аутов и штрафной
зоны.
13. Игра по правилам.
14. Взаимодействие игроков защиты при осаливании на линии кона.
15. Взаимодействие игроков защиты при осаливании на линии города.
16. Действие игрока защиты при выбегании 2-х и более игроков соперника
с линии кона и взаимодействие игроков нападения в этой ситуации.
17. Действия и взаимодействия игроков нападения при последнем ударе.
Игра в лапту ведётся при помощи приёмов выполняемых с битой, с мячом и
без мяча. В арсенале игроков: бег с максимальной и с переменной скоростью;
по прямой и со сменой направления; обычный бег, бег спиной вперёд и бо-
ком; броски мяча на дальность, по неподвижной и двигающейся цели; пере-
дачи мяча на точность и ловля мяча, летящего на различной высоте с различ-
ной скоростью; финты, уклонения и падения; удары по мячу битой. Совокуп-
ность всех этих приёмов составляет технику игры.
Подброс мяча. Подброс мяча выполняется игроком команды иг-
рающей в нападении, который располагается в зоне подброса мяча. Мяч на-
ходится на раскрытой ладони, пальцы кисти выпрямлены, одноимённая с ру-
кой нога немного выставлена вперёд. Игрок немного приседает на двух но-
гах, затем выпрямляя ноги с одновременным движением руки с мячом стро-
го вертикально вверх, подбрасывает мяч на указанную бьющим игроком вы-
соту. После того как мяч оторвался от ладони подающий игрок одновремен-
но опускает руку вниз и делает шаг назад впереди стоящей ногой.
Стойка игрока. Стойка игрока это поза максимальной готовности к выпол-
нению предстоящих действий. Высокая скорость выполнения отдельных
приёмов, быстрота реакции игроков, измеряемая десятыми и сотыми долями
секунды – непременное условие игры в лапту, от которого часто зависит
успех всей игры. Стойка игрока, готовящегося к выполнению перебежки, со-
ответствует технике высокого старта
Стойка игрока в защите (“в поле”)
напоминает стойку
волейболиста. Она должна создавать удобное стартовое положение, из кото-
рого легко выполнить передвижение в нужном направлении для ловли или
остановки катящегося мяча. Принимая стойку, игрок ставит ступни парал-
лельно на ширине плеч на одной линии или выставляя любую ногу вперёд.
Ноги согнуты, туловище немного наклонено вперёд, тяжесть тела равномер-
но распределена на обе ноги, руки согнуты пред грудью в удобном положе-
нии для ловли мяча.
Передвижения игроков. Основой всех передвижений при игре в спортивную
лапту является бег. Особенность его состоит в том, что игрокам приходится
быстро и часто переключаться с одной его разновидности на другую. Здесь и
обычный бег по прямой с максимальной скоростью, и бег с резкими сменами
направления, остановки, бег боком приставными и скрестными шагами, бег
спиной вперёд, бег с одновременным уклонением от брошенного мяча. По-
этому кроме скоростных качеств, игрок должен обладать высокими коорди-
национными качествами.
Удары по мячу битой.
Допустимые
размеры биты для игры в спортивную лапту регламентируются действующи-
ми правилами. Длина биты 60-110 см., диаметр бьющей части - 5 см, ручки –
3 см. на конце ручки обязательно утолщение. Длина бьющей части и ручки
может быть различной и определяется индивидуально в соответствии с ан-
тропометрическими данными,
обеспечивающей наилучшую биомеханику
удара. По способу нанесения удара они могут быть подразделены на удары
сверху, сбоку и снизу. Каждый из них, в свою очередь, может различаться по
силе удара, высоте траектории полёта мяча и направлению в определённый
сектор площадки.
Удары сбоку.
Готовясь к такому удару, бью-
щий игрок располагается сбоку от места, над которым подбрасывается мяч.
Замах производится от плеча. Удар начинается с движения ног, а затем пово-
рота плеч вокруг своей оси, после этого подключаются руки. Бита должна
двигаться вперёд-вверх с ускорением и максимальным усилием в завершаю-
щей фазе.
Удары снизу. Используя его можно достичь наибольшей силы удара и
даль-
ности полёта мяча. Кроме того легко изменять высоту траектории полёта
мяча, меняя угол наклона биты в момент удара.
Перед ударом бьющий
игрок располагается сзади круга. Ноги шире плеч, параллельно друг другу и
согнуты в коленях. Бита держится согнутыми в локтях руками расположен-
ными между ног. Туловище наклонено вперёд. Бита прижата к ягодицам. При
выполнении удара ноги выпрямляются, руки двигаются вперёд-вверх за голо-
ву в одной плоскости с опускающимся мячом. За счёт этого вероятность по-
падания по мячу резко увеличивается.
Удары сверху.
Они используются чаще
для произведения точного удара в ближние углы площадки. Перед ударом
бьющий игрок размещается позади круга. Одна нога выставлена вперёд, руки
с битой находятся за головой. Удар начинается с толчка ноги или шага ногой
вперёд с последующим сгибанием туловища вперёд и выпрямления рук в мо-
мент удара по мячу. Бита так же движется в одной плоскости с мячом. Удар
производится над головой, в верхней точке траектории полёта подброшенно-
го мяча.
Ловля мяча.
Используется при передачах мяча между партнёрами в “поле” или для овла-
дения мячом после удара битой игроком команды защиты. Ловля мяча при
игре в лапту выполняется одной и двумя руками. Различают ловлю мячей, ле-
тящих на средней высоте (на уровне груди и плеч), ловлю высоко летящих
(выше головы) и низко летящих мячей (ниже колен), а также катящихся и от-
скакивающих от площадки. Все виды ловли мяча могут выполняться на ме-
сте и в движении.
Основными способами являются: ловля мяча, летящего на средней высоте и
ловля мяча, летящего сверху вниз после удара битой.
При выполнении
этого приёма игрок выпрямляет слегка расслабленные руки навстречу летя-
щему мячу. Кисти раскрыты в виде полусферы, в которой большие пальцы
направлены друг к другу, а остальные расставлены вперёд-вверх. Как только
мяч коснётся пальцев, игрок плотно захватывает его и сгибает руки, гася ско-
рость полёта.
Для ловли мяча, летящего низко, игрок сильно сгибает
ноги, несколько наклоняется вперёд, опускает руки вниз и раскрывает кисти
навстречу мячу. Большие пальцы направлены вперёд и немного в стороны
друг от друга, остальные опущены вниз. При соприкосновении мяча с паль-
цами игрок захватывает мяч.
Для ловли мяча после отскока от земли кисти с широко расставленными
пальцами раскрыты вниз так, что большие пальцы находятся сверху и
направлены друг к другу, остальные вниз - в стороны. Мяч встречается рука-
ми при начале отскока. Остановка и ловля мяча, катящегося по земле, осуще-
ствляется одновременно при помощи рук и ног. Остановка мяча ногой вы-
полняется стопой или голенью, обычно внутренней стороной. По отношению
к мячу делается уступающее движение, чтобы он, замедлив движение остано-
вился или откатился несколько вперёд или в сторону.
Ловля мяча одной
рукой более сложна и используется довольно редко. Её преимущество в том,
что мяч можно поймать в более высокой точке или значительно удалённой от
игрока. Применяется для овладения мячом, летящим высоко, в стороне от иг-
рока или катящимся по земле.
Передачи мяча.
Основной технический приём, с помощью которого осуще-
ствляется взаимодействие между партнёрами в “поле”. Выполняется одной
рукой на месте или в движении. Основные требования, предъявляемые к
передаче – точность и своевременность.
Броски мяча в цель.
Они применяются для осаливания игроков противника. Игрок в лапту дол-
жен уметь точно поражать и неподвижную, и, главным образом, двигающую-
ся цель с различного расстояния, находясь при этом в движении и на места.
Финты, уклонения. Это обманные или отвлекающие действия. Выполняют-
ся движениями ног, рук, головы, туловища. В качестве обманных движений и
действий может использоваться большинство технических приёмов или их
сочетание, для того чтобы или отвлечь внимание противника или спровоци-
ровать его на желаемые действия, запутать его, заставить допускать ошибки,
как технические, так и тактические. Уклонения, прыжки вверх, падения и
приседания применяются для избегания осаливания брошенным мячом.
Вывод.
Игра лапта доступна всем, так как включает в себя естественные двига-
тельные действия и не требует от игроков специальной подготовки.
Лапта выступает как средство совершенствования навыка, выполняемо-
го в изменяющихся ситуациях. Игровые поединки безопасны и достаточно
просты в организации. Они не требуют от занимающихся специальной под-
готовки и могут проводиться в условиях спортивного зала или открытой
спортивной площадки с любым покрытием.
На мой взгляд, реализация содержания образования должна происхо-
дить не только через разработку новых образовательных программ, но и че-
рез создание спортивного духа, богатой разносторонней спортивной среды. В
достижении этих целей особую роль могут выполнить народные подвижные
игры, каковой является лапта. Это наиболее доступный и экономически вы-
годный путь.
Игровая деятельность ориентирована не столько на результат, сколько на сам
процесс, поэтому обучающиеся не боятся, не переживают из-за того, что у
них что-то не получается. Они полностью отдаются игре, так как игра имеет
одну важную особенность, играющий осуществляет реальное действие и
многие моменты этой деятельности носят условный характер, что позволяет
отвлечься от реальной ситуации, действовать в воображаемой обстановке.
Лапта носит как чисто оздоровительный, так и спортивный характер,
предусматривая спортивное совершенствование молодежи. Использование
лапты как средства физической культуры в оздоровительных целях, несо-
мненно способствует формированию и совершенствованию жизненно важ-
ных двигательных умений и навыков, повышению функциональных возмож-
ностей всех систем и органов организма занимающихся, формированию по-
требности в общении со своими сверстниками и ориентации играющих на
здоровый образ жизни, формированию личностных качеств и позитивных
черт характера. Кроме того, надо полагать, что лапта повышает анаэробные
возможности человека, от которых зависят качества, необходимые для его
выживания в экстремальных ситуациях.
Игра на свежем воздухе, особенно в весенне-осенние периоды, без со-
мнения, повышает устойчивость организма к простудным и инфекционным
заболеваниям, а также вредным влияниям неблагоприятной внешней среды
нашего региона.
Игра воспитывает у детей чувства солидарности, товарищества и ответ-
ственности за действие друг друга. Правила игры способствуют воспитанию
сознательной дисциплины, честности, выдержки, умению "взять себя в руки"
после сильного возбуждения, сдерживать свои эгоистические порывы.
Оценивая все "за" и не имея ничего против, можно сделать вывод, что "
лапта" является универсальным средством для развития двигательных ка-
честв, оздоровления и социальной адаптации учащихся.
В процессе интегрирования народной игры лапта в учебный процесс
выигрывают обе стороны такой интеграции:
учащиеся, развивая свои двигательные качества, укрепляют здоровье и
приобретают опыт адаптации в коллективе;
возрастает популяризация игры, за счет привлечения различных соци-
альных слоев населения.
Опыт старших поколений помогает использовать такие виды физическо-
го воспитания и развития, которые зачастую не укладываются в рамки тради-
ционных представлений о "спорте высоких достижений", ориентированного
в первую очередь на определение одного лучшего из многих, а не на вовлече-
ние в занятия физическими упражнениями максимально широких слоев насе-
ления.
Это, по меньшей мере, несправедливо по отношению к сотням тысяч и
миллионам наших сограждан - как детям, так и взрослым - которые не имеют
физических либо финансовых возможностей для занятий официально при-
знанными направлениями спорта. Именно поэтому в каждом районе и дворе,
школе, поселке необходимо создавать возможности для развития народных
видов спорта, лапта - один из них.
Учащиеся, которые занимаются лаптой, имеют положительную динами-
ку состояния здоровья и развития двигательных качеств. Также улучшается
микроклимат в классных коллективах. Таким образом, игра в лапту является
универсальным средством для развития двигательных качеств, оздоровления
и социальной адаптации учащихся.
Литература
1. Р.М. Валиахметов, Л.Г. Гусев, А.Ю. Костырев, В.И. Щемелинин. Народная игра
лапта
2 .А.Ю. Костарев, Л.Г.Гусев, В.И. Щемелинин. Лапта (техническая и тактическая
подготовка игроков).
3. Д.Х. Дорош Мини-лапта правила соревнований.
4. Р.М. Валиахметов, Л.Г. Гусев, А.Ю. Костырев. Русская лапта: Примерная програм-
ма спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ.