Автор: Немоляева Валентина Владимировна
Должность: преподаватель народных инструментов
Учебное заведение: МБУ ДО ДШИ г. Мирного
Населённый пункт: г. Мирный Республика Саха Якутия
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Работа над полифонией в младших классах
Раздел: дополнительное образование
Методический доклад преподавателя Немоляевой В.В.
МБУ ДО ДШИ г. Мирный Республика Саха (Якутия)
на тему “Работа над полифонией в младших классах”
В программа для детских музыкальный школа работа над полифоническими
произведениями вводится со второго класса. Это вполне понятно, так как для
исполнения даже самых простейших полифонических пьес, ученик должен уже
обладать определёнными навыками игры на инструменте. И если навыков,
приобретённых учащимся в первом классе, как правило, всегда хватает для
исполнения обычных пьес и этюдов из программы второго класса, то для исполнения
полифонических пьес их порой достаёт не во всем.
Поэтому, включая в программу первого полугодия полифонию, надо обязательно
учитывать его техническую и музыкально-исполнительскую подготовки,
приобретённые им в первом классе.
Наиболее развитым в указанных отношениях ученикам можно сразу включить в
программу полностью полифоническую пьесу, другим же следует начинать с пьесы
лишь с элементами полифонии в пределах нескольких тактов.
С чего же начинать работу над полифонией? Прежде всего – ученик должен иметь
ясное понятие о том, что такое полифония вообще. Как известно, полифония – это
многоголосие, в котором каждый голос имеет самостоятельное значение. Следует это
не только объяснить ученику, но и показать практически. Для этого необходимо
сначала показать ученику движение каждого голоса в нотном тексте, а затем
проиграть их на инструменте. После этого надо исполнить пьесу полностью, чтобы
учащийся имел представление о характере данной пьесы. её элементами?
Приступая непосредственно к разбору полифонического произведения, как и любой
пьесы или этюда, педагогу необходимо, прежде всего, тщательно продумать и
проставить аппликатуру для каждого голоса. Всем хорошо известно, какое большое
значение для достижения поставленной задачи имеет разумно подобранная и
проставленная аппликатура. Следует помнить, что при исполнении полифонического
произведения аппликатура приобретает ещё большую весомость. Особенно это
отмечается в партии левой руки, где ученик до этого привык применять, в основном
только два пальца. По этой причине основные трудности испытывает учащийся при
разучивании басовой партии.
Разбор полифонической пьесы следует проводить только каждой рукой отдельно. На
этом, первоначальном этапе, спешка недопустима. Оттого насколько твёрдо выучит
ученик партии каждой руки отдельности, зависит качество исполнения произведения в
целом в дальнейшем.
Нередко можно услышать на уроках, как ученик пытается играть полифонию обеими
руками, когда даже отдельными сыграть не способен: ставит не те пальцы, сбивается с
ритма, забывает знаки альтерации, делает по несколько ошибок в одном тексте, -
попросту не знает текста. На мой взгляд, подобная игра приносит лишь вред и не
ускоряет, а замедляет разучивание пьесы. Из своего опыта могу сказать, что чем
больше ученик работает над полифонией отдельными руками, тем легче и лучше
удаётся ему в дальнейшем исполнение пьесы. Не берусь утверждать это категорично, а
лучше попробую остановиться на некоторых этапах работ, над полифонической
пьесой.
Итак, первое- аппликатура. Пока учащийся не усвоит её твёрдо, ни о какой игре двумя
руками не должно быть и речи. Особое внимание здесь должно уделяться левой руке,
по уже указанной причине. Обычно я не приступаю к работе ни над чем больше, пока
ученик не будет твёрдо играть текст правильными пальцами. Только после этого
приступаю к работе непосредственно над произведением. Каждый педагог делает это
в той последовательности в какой считает лучше. Поэтому здесь я просто перечисляю
некоторые элементы этой работы, не касаясь их последовательности.
Работа над ритмом, как правило очень сложная и кропотливая. Ведь в первом классе
учащийся привык к почти всегда чёткому аккомпанементу, который проходит в левой
руке. Этот самый чёткий ритм автоматически снимал с учащегося необходимость
постоянно следить за чередованием длительностей в мелодии. Во всяком случае, у
учащегося не было необходимости считать про себя в течении всего исполнения
пьесы. Совсем другое дело получается при исполнении полифонии. Здесь приходится
начинать с азов, со счёта в слух. И тут выясняется, что учащийся, который вроде бы не
страдал раньше аритмией, вдруг оказывается не такой уж “ритмично устойчивый”.
Конечно, особой беды нет здесь, и этот недостаток со временем все же устраним. Но
стоит ли на этом этапе спешить с соединением обеих партий? Во всяком случае, если
ученик дольше обычного будет играть, пусть даже обоими руками, но со счётом вслух,
ему это нисколько не повредит.
Следующий этап работы (а может предыдущий или параллельный) – работа над
фразировкой и сменой меха. И если фразировка в разных голосах полифонии, как
правило, совпадает не всегда, то смена меха, к сожалению, специфике нашего
инструмента, должна совпадать в том и в другом голосе. Поэтому фразировку в одном
из голосов – чаще в басовом – приходится “приносить в жертву” меху и сначала
проставлять в нотах смену движения меха.
Смену меха педагог должен продумать не менее тщательно, чем аппликатуру.
Принцип “два такта- разжим, два такта - сжим” здесь уже не пойдёт. В данном случае
надо учитывать и наименьшее по возможности количество разрывов мехом фраз и нот
в одном из голосов, и физическую силу, и возраст ученика, и технические
возможности имеющегося инструмента. Необходимо самому прежде всего проверить
на инструменте удобство поставленной смены меха при исполнении различных по
динамической силе частей пьесы.
Работу над фразировкой лучше так же проводить отдельными руками, как так начало
и окончание фраз в разных голосах, как уже было сказано, не всегда совпадает. Тем
более, эта работа ведётся при уже поставленной смене меха, и значит есть
возможность добиться наименьшей степени разрыва фразы мехом. Работы над
фразировкой неотделима от работы над динамическими оттенками.
Динамические оттенки в полифонической пьесе, как правило, отличаются большей
гибкость, чем в пьесах, исполнявшихся учащимся ранее. Поэтому здесь следует
кропотливо работать над каждой, даже маленькой фразой, добиваться её развития и
кульминации, и закруглённости. Однако при этом важно не потерять общей линии
развития всего произведения. Надо добиваться, чтобы пьеса звучала не отдельными
самостоятельными, не связанными друг с другом кусками, а была цельным,
завершённым музыкальным произведением. Как добиться точного рецепта дать
невозможно. Здесь всё будет зависеть от способностей ученика, а главное- от умения и
мастерства педагога.
Разрешить ученику играть полифоническую пьесу обеими руками можно, когда он
уже твёрдо будет знать текст, аппликатуру, играть ритмически правильно каждый
голос, в темпе, близком к готовому. Соединять две партии лучше на уроке в классе,
над контролем преподавателя, но не задавать этого на дом в качестве самостоятельной
работы.
Работы над штрихами при разучивании полифонической пьесы мало чем отличается
от этой же работы над обычными пьесами. Поэтому я не стане над этим особо здесь
останавливаться. Следует лишь выделить работу над штрихами в партии левой руки.
Здесь у ученика, как правило, возникают трудности в исполнении штриха нон легато.
В первом классе он привык играть бас, в основном, только короткий, за исключением
тех случаев, когда в пьесе встречались басы, исполнявшиеся на легато. Следует
показать учащемуся, как исполняется на инструменте этот приём, объяснив, что басы
должны выдерживаться всю указанную длительность, но играть не связано, а отдельно
один от другого. При этом необходимо следить, чтобы ученик вёл мех плавно, без
толчков, и смена звуков в левой руке не отражалась бы на равномерном звучании
второго голоса. И последнее, на чём я хочу остановиться, это подбор репертуара. Как
всем известно, непревзойдёнными мастерами полифонии являются такие мировые
классики, как Бах, Гендель, Моцарт, Вивальди и до. Конечно, можно и нужно
включать произведения этих композиторов в учебные программы. Однако лучше,
когда эти пьесы становятся украшением выступлений старшеклассников с их более
развитыми техническими возможностями, а главное – более зрелым музыкальным
мышлением. В младшем классе ученику проще удаются полифонические пьесы
народного склада, такие как “Русская песня” Аглинцовой, “Щебетала пташечка”
Руднева и им подобные, Если же педагог включает в программу менуэт или арию
композитора – классика, надо хотя бы в общих чертах рассказать ученику об этом
композиторе, об эпохе, в которой он жил, о характере его творчества и конкретно о
данной пьесе. Я перечислила лишь несколько моментов работы над полифонией в
младших классах. В основном же каждый педагог должен ориентироваться на свой
собственный опыт наи на индивидуальные способности своих учеников.