Напоминание

"СПЕЦИФИКА РАБОТЫ НАД ТЕХНИКОЙ В КЛАССЕ БАЛАЛАЙКИ ДПОП "НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ"


Автор: Иванова Ирина Владимировна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МАУ ДО АДШИ им. К.М. Щедрина
Населённый пункт: город Алексин
Наименование материала: Методическое сообщение
Тема: "СПЕЦИФИКА РАБОТЫ НАД ТЕХНИКОЙ В КЛАССЕ БАЛАЛАЙКИ ДПОП "НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ"
Раздел: дополнительное образование





Назад




МАУ ДО АДШИ им. К.М. Щедрина

ОБЛАСТНОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ

«Технический минимум музыканта как первый шаг к достижению успеха»

МЕТОДИЧЕСКОЕ СООБЩЕНИЕ на тему:

«СПЕЦИФИКА РАБОТЫ НАД ТЕХНИКОЙ В КЛАССЕ БАЛАЛАЙКИ ДПОП

«НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»

Подготовил:

Преподаватель МО народных инструментов

МАУ ДО АДШИ им. К.М. Щедрина,

И.В. Иванова,

руководитель ансамбля балалаечников «ИВАНЫ»

Слайд 1. Добрый день!

Музыкальная педагогика рассматривает формирование исполнительского

мастерства музыканта как комплексный творческий процесс, все элементы

которого находятся в неразрывном органическом единстве. Тем не менее,

основной

задачей

музыкальная

педагогика

ставит

совершенствование

исполнительского аппарата как средства достижения высокой культуры

игровых движений.

История

исполнительства

на

балалайке

сравнительно

молода.

Методической литературы для обучения игре на этом инструменте мало. В

вопросе о значении игры гамм и упражнений можно опереться лишь на

положения современной педагогики.

В педагогической практике на всех стадиях обучения балалаечника – от

детской музыкальной школы до вуза – используются различные виды

упражнений. Их цель – постепенное развитие моторики, работа над сменой

позиций, над особо трудными местами в пьесах и т.д.

С этой целью широко используются, в частности простейшие упражнения

из трех нот, на основе которых создана целая система тренажа.

полтона + тон

тон + полтона

полтона + полтона

полтона + полтора тона

тон + тон

полтора тона + полтона

Рассмотрим на примере 1 различные варианты предлагаемой работы.

Её ведут следующим образом.

1. Предложенную последовательность звуков играют вверх и вниз, причем

различными ритмическими фигурациями.

2. Используют различные аппликатурные варианты (пример 8)

3. Применяют многочисленные динамические варианты

4. Исполняют в различных темпах (от медленного до предельно быстрого).

Каждое упражнение рекомендуется играть от шести до восьми раз. Примеры

5 и 6 особенно полезны для развития и укрепления третьего и четвертого

пальцев, как правило, самых слабых.

Последовательность используемых в приведенных упражнениях трех нот

обязательно

следует

варьировать,

сочетая

каждый

из

вариантов

с

разнообразной динамикой и аппликатурой, а также проигрывая все это в

самых различных комбинациях.

Специальной, хорошо систематизированной работе над

развитием

моторики

исполнителя-инструменталиста

придавал

большое

значение профессор Киевской консерватории М. М. Гелис, учеником которого

является

Е.

Г.

Блинов.

В

классе

М.

М.

Гелиса,

например,

широко

применялась работа над гаммаобразными последовательностями из четырех

нот (тетрахордами). Такие тетрахорды можно строить следующим образом:

тон + тон + полтона (первый тетрахорд)

тон + полтона + тон (второй)

полтона + тон + тон (третий)

тон + тон + тон (четвертый)

полтона + полтона + полтона (пятый)

полтона + полтора тона + полтона (шестой)

При

работе

над

тетрахордами

в

первую

очередь

нужно

обращать

внимание на следующее:

- Начинать

игру

можно

от

любого

звука,

с

той

позиции, в

которой

пальцы свободно и непринужденно располагаются на ладах.

- Необходимо научиться исполнять их быстро и непринужденно как в

восходящем, так и в нисходящем порядке.

- При игре четвертого и шестого тетрахордов снизу вверх пальцы с грифа

не снимать.

- Научиться соединять одноименные тетрахорды в разных позициях. -

Исполнив в одной позиции, спокойно перенести руку и сыграть этот же

тетрахорд в другой. Играть сначала медленно, потом быстро.

- Научиться соединять разноименные тетрахорды (сначала в одной, затем

в разных позициях).

- Переход из позиции в позицию постепенно ускорять.

- Следить за

тем, чтобы в местах соединения полутонов пальцы

становились плотнее друг к другу.

- Научиться соединять тетрахорды на разных струнах.

- Разнообразить динамику тетрахордов. За счет этого исполнитель может

выработать единое ощущение

нажима

на

струну, чувство

объема

возможностей

всего

инструмента,

при

контрастной

динамике

и

филировке

Гелисовская система тетрахордовых упражнений подверглась в классе

Е.Г. Блинова целому ряду различных усложнений:

Мышечная свобода, легкость, взаимодействие всех частей рук, упругость,

экономичность движений – все это формируется путем систематического

выполнения

комплекса

упражнений.

Именно

поэтому,

техническому

развитию следует уделять время ежедневно.

Подходы к овладению техническими приемами и навыками игры на

балалайке меняются в зависимости от задач, которые ставит преподаватель

перед учащимся, а также от того, на каком этапе освоения игры на

инструменте находится учащийся в данный момент.

Профессором Евгением Григорьевичем Блиновым на этот счет

разработана целая система, которую по праву можно определить как

подлинную энциклопедию совершенствования художественно-технического

мастерства исполнителя.

Также в развитии техники балалаечника успешно можно применять

упражнения Г. Шрадика.

Такие

упражнения

исключительно

полезны

для

развития

и

координации

взаимодействия

пальцев,

ощущения

грифа.

Исполнитель

должен научиться играть все тетрахорды легко и непринужденно, в быстром

темпе.

Огромное значение в совершенствовании исполнительского мастерства

балалаечника придается в классе Блинова смене позиций. Он нередко

вспоминает слова известного скрипача Л. С. Ауэра по этому поводу: "Игра

только в одной позиции — вещь настолько элементарная, что с трудом может

оправдать употребление термина «техника» в наиболее распространенном

смысле этого слова. Я начинаю рассмотрение техники левой руки лишь с

перемены позиции...».

Частая смена позиций особенно характерна для балалайки. Двухоктавная

гамма,

например,

изложена

в

четырех

позициях.

Следовательно,

при

ее

исполнении приходится три раза менять позиции. Нечеткая их смена влечет

за

собой

всевозможные

погрешности:

несвязные

соединения,

ненужные

акценты, неточные переходы и т.д.

Существуют три разновидности смены позиций.

Смена позиции пальца.

В данном примере переход от ми к фа осуществляется за счет

скольжения первого пальца. Кисть и предплечье неподвижны.

Смена позиций за счет движения кисти.

Предплечье неподвижно, большой палец остается на месте.

Смена позиций за счет движения предплечья.

Смену позиций исполняют следующим образом.

Рука мгновенно скользит вдоль грифа в направлении скачка (вверх

или вниз).

Во время скольжения нажим на струну минимальный.

Большой палец без лишних усилий скользит вдоль грифа.

Рука скользит, имея в качестве опоры тот палец, который брал ноту

до тех пор, пока следующий палец не окажется над нужным ладом.

Для вдумчивой, систематической работы над скачками полезно играть

соединения тетрахордов в разных позициях. Именно такая смена происходит

при игре гамм и арпеджио.

Значительных успехов в овладении скачками позволяет достичь очень

большое разнообразие вариантов, которые возможны в этой работе:

а) упражнения, основанные на третьем тетрахорде:

Именно такая смена происходит при игре гамм и арпеджио.

б) соединение различных тетрахордов:

Игра гамм и арпеджий не требует от музыканта решения

высокохудожественных задач, в связи, с чем позволяет сосредоточить его

внимание на более узких, но не менее важных проблемах. При работе над

гаммами отрабатываются двигательно-игровые навыки, взаимодействие всех

основных частей рук, координация движений, развивается физическая

выносливость.

Нельзя сказать, что, занимаясь гаммами, все стразу станут виртуозами, -

это во многом зависит от индивидуальных способностей ученика. Но играть

их необходимо, причем осмысленно, формальная работа бесполезна и даже

может принести вред.

Внимание исполнителя должно быть направлено на мышечную свободу,

легкость, ловкость, упругость, экономичность движений, на умение сочетать

в работе различные штрихи, динамику и ритмику.

Одним из важных элементов работы над гаммами является применение

сочетаний различных метроритмических группировок. Учащийся развивает

при

этом

чувство

ритма,

пространственные

представления

скорости

движения групп, преодолевает ряд сопутствующих сложностей.

В методической литературе для балалайки элементарные группировки в

виде дуолей, триолей, квартолей встречаются, а более сложные сочетания не

практикуются.

Все группировки играются от одной до двенадцати нот, это однозначные

последовательности. Конечно, возможно исполнение группировок и более

12ти, но они составляются из более мелких групп, да и в произведениях для

балалайки почти не встречаются.

В качестве одного из образцов приведу ниже группировку гаммы из девяти

нот:

Гамму необходимо безостановочно играть до тех пор, пока

акцентированное начало группы совпадет с началом гаммы, с основным

звуком.

Следует отметить, что для успешного формирования музыкально-

исполнительских,

технических

навыков

балалаечника

особенно

важна

последовательность: упражнения-гаммы-этюды.

Уже с первых шагов освоения данного инструмента, необходимо

прививать учащимся осознание важности технического развития, как одного

из успешного этапа в становлении личности исполнителя. Ведь как здорово

слушать на концерте виртуозов.. сколько восхищения вызывает их техника,

качество звука….

Здесь стоит отметить и сказать огромное спасибо Архиповскому, чьи

концерты мы регулярно посещаем с учащимися класса. Все ребята

возвращаются

домой

под

огромным

незабываемым

впечатлением,

с

удовольствием и еще большим азартом берутся за балалайку… Наглядный

живой пример, является стимулом к обучению, повышению мотивации и

главное: выводит балалайку как инструмент на современный «модный»

исполнительский пьедестал.

Завершая

свое

выступление,

хочется

предостеречь

молодых

преподавателей… Нельзя допускать, чтобы работа над техникой сводилась к

нагромождению большого количества упражнений и механическому их

проигрыванию. Нужно всегда следить за качеством звука, вырабатывая в

процессе исполнения упражнений ровный, певучий и в то же время

разнообразный по колориту звук. Надо всегда помнить о конечной цели

занятий – играть, казалось бы, сухие и элементарные последовательности

звуков так, как будто это фрагменты музыкальных произведений. Здесь

хорошо, когда на помощь приходит концертмейстер, способный раскрасить

скучные

упражнения

яркой

палитрой

различных

гармоний

в

аккомпанементе.

Хочется вспомнить слова Герхарда Гауптмана немецкого писателя,

драматурга:

«Всякая музыка идет от сердца и должна вновь дойти до сердца »

И пожелать всем удачи в успешном освоении любимого инструмента.

Спасибо за внимание!



В раздел образования