Напоминание

Практическое использование ИКТ технологий в формировании элементарных математических представлений у дошкольников.


Автор: Исанбаева Руфина Халитовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ Детский сад № 69 городского округа город Уфа РБ
Населённый пункт: город Уфа
Наименование материала: статья
Тема: Практическое использование ИКТ технологий в формировании элементарных математических представлений у дошкольников.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Практическое использование ИКТ технологий в формировании

элементарных математических представлений у дошкольников.

Непосредственно образовательная деятельность в детском саду имеет

свою специфику. Она должна быть эмоциональной, яркой, с привлечением

большого количества иллюстративного материала, с использованием

звуковых и видеозаписей. Современные компьютерные технологии

предоставляют огромные возможности для развития процесса

образования. Ещё К. Д. Ушинский заметил: «Детская природа требует

наглядности». Наглядность материала повышает его усвоение, так как.

задействованы все каналы восприятия детей – зрительный, механический,

слуховой и эмоциональный.

Наиболее эффективная форма организации работы с компьютером в

детском саду – проведение НОД с использованием мультимедийных

презентаций. Она дает возможность оптимизировать педагогический

процесс, индивидуализировать обучение детей с разным уровнем

познавательного развития и значительно повысить эффективность

педагогической деятельности. Презентацию можно использовать на

протяжении всего занятия (так как связана с сюжетом) и можно

использовать как часть занятия, например, дидактическая игра, подача

нового материала, проверка знаний, выполнение отдельных заданий,

демонстрация иллюстративного материала. При этом педагогу,

применяющему ИКТ технологии в своей работе с детьми, всегда надо

помнить о чувстве меры. Ведь использование современных компьютерных

технологий в обучении дошкольников – это только дополнительное

средство для реализации целей и задач, поставленных перед воспитателем

детского сада. А ценности непосредственного общения с педагогом

остаются неоспоримыми.

Одним из самых популярных программных средств, используемых

воспитателями ДОУ, на занятиях с использованием информационно-

коммуникационных технологий, является программа компании Microsoft –

Power Point (Microsoft PowerPoint - является программой, которая

применяется при создании и проведении презентаций). Так как на

сегодняшний день проблема внедрения информационных технологий в

процесс обучения является актуальной, то программа Power Point одна из

тех программ, с которой можно начать изучение компьютера. Основное

назначение данной программы – создание иллюстративного материала для

показа с экрана.

Данную программу можно использовать на занятиях по различным

образовательным областям. В практике своей работы программу создания

мультимедийных презентаций я применяю на занятиях по формированию

элементарных математических представлений. Так как огромную роль в

умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет

математическое развитие. Математика обладает уникальным развивающим

эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения,

эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал

личности, способствует формированию и совершенствованию

интеллектуальных способностей: логике мысли, рассуждений и действий,

гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности,

развитию творческого мышления. Математика – один из наиболее трудных

учебных предметов. Обычно, на занятиях по ФЭМП, педагогам приходится

использовать много наглядного материала, который не всегда бывает

нужных размеров и хорошего качества. При проверке заданий,

выполняемых детьми индивидуально, педагоги часто используют меловую

доску или фланелеграф, что тоже вызывает много неудобств.

Поэтому важнейшим средством формирования у дошкольников высокой

математической культуры, активизации обучения математике является

эффективная организация и управление учебной деятельностью

дошкольников в процессе решения различных математических задач.

Подготовка к занятию (НОД) – это продумывание программного

содержания, продумывание форм организации деятельности детей, подбор

разнообразного материала.

Вовремя НОД по ФЭМП решается ряд программных задач:

1) образовательные,

2) развивающие,

3) воспитательные.

При переходе от одной программной задачи к другой очень важно

постоянно возвращаться к пройденной теме. Этим обеспечивается

правильное усвоение материала. Обязательно должен быть сюрпризный

момент, сказочные герои, связь между всеми дидактическими играми.

В дошкольном возрасте программы обучения математики включают

разделы:

• Количество и счет

• Величина

• Формы (геометрические фигуры)

• Ориентировка во времени

• Ориентировка в пространстве

Как и большинство занятий в ДОО занятие по ФЭМП строится на

наглядности.

Воспитатель должен помнить, что наглядность - не самоцель, а средство

обучения. Неудачно подобранный наглядный материал отвлекает внимание

детей, мешает усвоению знаний, правильно подобранный повышает

эффективность обучения.

Наглядный материал должен соответствовать определенным

требованиям – быть разнообразным на одном занятии, динамичным,

удобным, в достаточном количестве. И демонстрационный, и раздаточный

материал должен отвечать эстетическим требованиям: привлекательность

имеет огромное значение в обучении – с красивыми пособиями детям

заниматься интереснее. А чем ярче и глубже детские эмоции, тем полнее

взаимодействие чувственного и логического мышления, тем более

интенсивно проходит занятие, и более успешно усваиваются детьми

знания. Поэтому использование программы Power Point в данном случае –

хороший вариант.

При создании занятия по ФЭМП с использованием мультимедийных

презентаций я соблюдаю следующий план работы:

1. Определение цели и задачей занятия (с учетом возрастных

особенностей детей).

2. Выбор темы занятия.

3. Для написания конспекта необходимо определиться с видом занятия

(это может быть занятие-путешествие, занятие-викторина, занятие -

дидактическая игра и т. п.). Это необходимо для разработки стиля

презентации.

4. Написание конспекта занятия.

В конспекте занятия необходимо прописать: предварительную работу,

используемые материал (демонстрационный раздаточный, ход занятия

(организационная, основная, заключительная часть, физкультминутка).

5. После написания конспекта необходимо приступить к созданию

презентации.

Вся презентация состоит из слайдов. Слайды – это кадры презентации,

где может располагаться заголовок, текст, графика, диаграммы и таблицы и

многое другое. Количество слайдов зависит от количества заданий в

занятии и от творчества педагога, но их не должно быть много. Обычно на

каждое задание создают 1-2 слайда (первый с проблемной ситуацией, а

второй с ее решением-итогом, само решение может быть заключено в

другой форме работы).

Наиболее важную информацию на слайде можно выделить, придав ей

эффект анимации. Анимация – очень важный элемент в презентации.

Движение отдельных частей слайда привлечёт внимание ребенка, и он

заострит свое внимание на анимированной части информации. Таким

образом, все тезисы сообщения воспитателя будут услышаны и увидены.

Всё это повышает интерес к обучению и способствует более качественному

усвоению нового материала, а это и является целью работы воспитателя.

При создании презентации необходимо соблюдать следующие

требования:

Строго соблюдать стиль презентации и подобрать фон (фон не должен

отвлекать от основного задания).

Обработать и оптимизировать иллюстрации, используемые в

презентации.

Применять звуковые эффекты только в том случае, если они не

отвлекают от основного содержания.

Не перезагружайте презентацию эффектами анимации (чтобы не

отвлекать детей от основного задания).

Сочетание элементов презентации с другими формами работы.

Соблюдение санитарно-гигиенических норм.

Использование мультимедийных презентаций позволит сделать процесс

обучения и развития ребёнка достаточно эффективным, откроет новые

возможности обучения не только для самого ребёнка, но и для педагога.

Использование таких презентаций превращает занятия в живое действие,

вызывающее у детей неподдельный интерес, увлеченность изучаемым

материалом. Ребенок не только видит, воспринимает, действует, он

переживает эмоции. Ведь, как известно, только то, что заинтересовало

дошкольника и вызвало эмоциональный отклик, станет его собственным

знанием, послужит стимулом к дальнейшим открытиям.



В раздел образования