Автор: Исанбаева Руфина Халитовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ Детский сад № 69 городского округа город Уфа РБ
Населённый пункт: город Уфа
Наименование материала: статья
Тема: Практическое использование ИКТ технологий в формировании элементарных математических представлений у дошкольников.
Раздел: дошкольное образование
Практическое использование ИКТ технологий в формировании
элементарных математических представлений у дошкольников.
Непосредственно образовательная деятельность в детском саду имеет
свою специфику. Она должна быть эмоциональной, яркой, с привлечением
большого количества иллюстративного материала, с использованием
звуковых и видеозаписей. Современные компьютерные технологии
предоставляют огромные возможности для развития процесса
образования. Ещё К. Д. Ушинский заметил: «Детская природа требует
наглядности». Наглядность материала повышает его усвоение, так как.
задействованы все каналы восприятия детей – зрительный, механический,
слуховой и эмоциональный.
Наиболее эффективная форма организации работы с компьютером в
детском саду – проведение НОД с использованием мультимедийных
презентаций. Она дает возможность оптимизировать педагогический
процесс, индивидуализировать обучение детей с разным уровнем
познавательного развития и значительно повысить эффективность
педагогической деятельности. Презентацию можно использовать на
протяжении всего занятия (так как связана с сюжетом) и можно
использовать как часть занятия, например, дидактическая игра, подача
нового материала, проверка знаний, выполнение отдельных заданий,
демонстрация иллюстративного материала. При этом педагогу,
применяющему ИКТ технологии в своей работе с детьми, всегда надо
помнить о чувстве меры. Ведь использование современных компьютерных
технологий в обучении дошкольников – это только дополнительное
средство для реализации целей и задач, поставленных перед воспитателем
детского сада. А ценности непосредственного общения с педагогом
остаются неоспоримыми.
Одним из самых популярных программных средств, используемых
воспитателями ДОУ, на занятиях с использованием информационно-
коммуникационных технологий, является программа компании Microsoft –
Power Point (Microsoft PowerPoint - является программой, которая
применяется при создании и проведении презентаций). Так как на
сегодняшний день проблема внедрения информационных технологий в
процесс обучения является актуальной, то программа Power Point одна из
тех программ, с которой можно начать изучение компьютера. Основное
назначение данной программы – создание иллюстративного материала для
показа с экрана.
Данную программу можно использовать на занятиях по различным
образовательным областям. В практике своей работы программу создания
мультимедийных презентаций я применяю на занятиях по формированию
элементарных математических представлений. Так как огромную роль в
умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет
математическое развитие. Математика обладает уникальным развивающим
эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения,
эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал
личности, способствует формированию и совершенствованию
интеллектуальных способностей: логике мысли, рассуждений и действий,
гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности,
развитию творческого мышления. Математика – один из наиболее трудных
учебных предметов. Обычно, на занятиях по ФЭМП, педагогам приходится
использовать много наглядного материала, который не всегда бывает
нужных размеров и хорошего качества. При проверке заданий,
выполняемых детьми индивидуально, педагоги часто используют меловую
доску или фланелеграф, что тоже вызывает много неудобств.
Поэтому важнейшим средством формирования у дошкольников высокой
математической культуры, активизации обучения математике является
эффективная организация и управление учебной деятельностью
дошкольников в процессе решения различных математических задач.
Подготовка к занятию (НОД) – это продумывание программного
содержания, продумывание форм организации деятельности детей, подбор
разнообразного материала.
Вовремя НОД по ФЭМП решается ряд программных задач:
1) образовательные,
2) развивающие,
3) воспитательные.
При переходе от одной программной задачи к другой очень важно
постоянно возвращаться к пройденной теме. Этим обеспечивается
правильное усвоение материала. Обязательно должен быть сюрпризный
момент, сказочные герои, связь между всеми дидактическими играми.
В дошкольном возрасте программы обучения математики включают
разделы:
• Количество и счет
• Величина
• Формы (геометрические фигуры)
• Ориентировка во времени
• Ориентировка в пространстве
Как и большинство занятий в ДОО занятие по ФЭМП строится на
наглядности.
Воспитатель должен помнить, что наглядность - не самоцель, а средство
обучения. Неудачно подобранный наглядный материал отвлекает внимание
детей, мешает усвоению знаний, правильно подобранный повышает
эффективность обучения.
Наглядный материал должен соответствовать определенным
требованиям – быть разнообразным на одном занятии, динамичным,
удобным, в достаточном количестве. И демонстрационный, и раздаточный
материал должен отвечать эстетическим требованиям: привлекательность
имеет огромное значение в обучении – с красивыми пособиями детям
заниматься интереснее. А чем ярче и глубже детские эмоции, тем полнее
взаимодействие чувственного и логического мышления, тем более
интенсивно проходит занятие, и более успешно усваиваются детьми
знания. Поэтому использование программы Power Point в данном случае –
хороший вариант.
При создании занятия по ФЭМП с использованием мультимедийных
презентаций я соблюдаю следующий план работы:
1. Определение цели и задачей занятия (с учетом возрастных
особенностей детей).
2. Выбор темы занятия.
3. Для написания конспекта необходимо определиться с видом занятия
(это может быть занятие-путешествие, занятие-викторина, занятие -
дидактическая игра и т. п.). Это необходимо для разработки стиля
презентации.
4. Написание конспекта занятия.
В конспекте занятия необходимо прописать: предварительную работу,
используемые материал (демонстрационный раздаточный, ход занятия
(организационная, основная, заключительная часть, физкультминутка).
5. После написания конспекта необходимо приступить к созданию
презентации.
Вся презентация состоит из слайдов. Слайды – это кадры презентации,
где может располагаться заголовок, текст, графика, диаграммы и таблицы и
многое другое. Количество слайдов зависит от количества заданий в
занятии и от творчества педагога, но их не должно быть много. Обычно на
каждое задание создают 1-2 слайда (первый с проблемной ситуацией, а
второй с ее решением-итогом, само решение может быть заключено в
другой форме работы).
Наиболее важную информацию на слайде можно выделить, придав ей
эффект анимации. Анимация – очень важный элемент в презентации.
Движение отдельных частей слайда привлечёт внимание ребенка, и он
заострит свое внимание на анимированной части информации. Таким
образом, все тезисы сообщения воспитателя будут услышаны и увидены.
Всё это повышает интерес к обучению и способствует более качественному
усвоению нового материала, а это и является целью работы воспитателя.
При создании презентации необходимо соблюдать следующие
требования:
Строго соблюдать стиль презентации и подобрать фон (фон не должен
отвлекать от основного задания).
Обработать и оптимизировать иллюстрации, используемые в
презентации.
Применять звуковые эффекты только в том случае, если они не
отвлекают от основного содержания.
Не перезагружайте презентацию эффектами анимации (чтобы не
отвлекать детей от основного задания).
Сочетание элементов презентации с другими формами работы.
Соблюдение санитарно-гигиенических норм.
Использование мультимедийных презентаций позволит сделать процесс
обучения и развития ребёнка достаточно эффективным, откроет новые
возможности обучения не только для самого ребёнка, но и для педагога.
Использование таких презентаций превращает занятия в живое действие,
вызывающее у детей неподдельный интерес, увлеченность изучаемым
материалом. Ребенок не только видит, воспринимает, действует, он
переживает эмоции. Ведь, как известно, только то, что заинтересовало
дошкольника и вызвало эмоциональный отклик, станет его собственным
знанием, послужит стимулом к дальнейшим открытиям.