Напоминание

Подвижные игры как метод воспитания физической культуры ребенка


Автор: Свищева Виктория Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 83
Населённый пункт: город Ростов-на-Дону
Наименование материала: статья
Тема: Подвижные игры как метод воспитания физической культуры ребенка
Раздел: дошкольное образование





Назад




Подвижные игры как метод воспитания физической культуры ребенка

Свищева Виктория Михайловна, воспитатель

МБДОУ № 83

город Ростов-на-Дону Ростовской области

Рассматривая подвижные игры в системе воспитания физической культуры

ребенка, необходимо исследовать понятие «метод воспитания», определить, имеются ли

различия с понятием «средство воспитания».

«Метод» с греческого языка означает путь, способ познавательной, практической

деятельности людей. Под методом О. Беспалько понимает «кратчайший путь достижения

оптимальных результатов, соответствующих поставленным целям» [1]. Метод является

инструментом воспитания.

Существуют

различные

подходы

как

к

определению

термина

«методы

воспитания», так и к их классификации. В частности, Н. Заверико рассматривает методы

воспитания как пути и способы совместной, взаимосвязанной деятельности социального

педагога и клиента (воспитанника), направленные на достижение цели и решение

поставленных задач. Б. Ковбас и В. Костив трактуют это понятие как совокупность

наиболее

общих

способов

решения

воспитательных

задач

и

осуществления

воспитательных взаимодействий, способов взаимосвязанной деятельности воспитателя и

воспитанников,

направленных

на

достижение

целей

воспитания;

совокупность

специфических способов и приемов воспитательной работы, которые используются в

процессе формирования личностных качеств учащихся для развития их сознания,

мотивационной сферы и потребностей, для выработки навыков и привычек поведения и

деятельности, а также их коррекции и совершенствования. Ю. Грицай дает такое

определение категории «метод воспитания» - это средства, с помощью которых

осуществляется целенаправленное педагогическое воздействие на сознание, поведение

школьников, на формирование у них необходимых качеств, на обогащение их опыта

полезной

деятельности

и

разнообразных

отношений

(трудовых,

нравственных,

эстетических и т.д. Как видим, одного общего определения метода воспитания нет, как

нет четкого разграничения между методом, приемом и средством [2].

Таким образом, рассматривая подвижные игры, можно определить, что это метод и

средство воспитания ребенка.

В соответствии с Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 одной из

основных задач осуществления дошкольного образования является охрана и укрепление

физического здоровья детей [3]. В целях решения данной задачи согласно пункта 2.6

вышеуказанного ФГОС содержание программы дошкольного образования должно

обеспечивать развитие личности, мотивации и способности детей в различных видах

деятельности и охватывать наряду с другими такую структурную единицу как физическое

развитие.

Подвижные игры несомненно направлены на решение задач в области физического

воспитания, определенных федеральным государственным образовательным стандартом

дошкольного образования.

Подвижная игра — незаменимое средство пополнения ребенком знаний и

представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки,

ценных

морально-волевых

качеств.

При

проведении

подвижной

игры

имеются

неограниченные возможности комплексного использования разнообразных методов,

направленных на формирование личности ребенка [5].

Одной из важнейших проблем теории и практики физической культуры является

формирование основных движений у детей дошкольного возраста. Ее изучение

неотделимо от всей проблематики развития произвольных движений в онтогенезе

человека. Сопровождая ребенка с раннего детства, основные движения естественны и

содействуют оздоровлению организма, а также всестороннему совершенствованию его

личности.

Методологическая основа научного изучения основных движений заложена в

фундаментальных физиологических исследованиях, проведенных И. М. Сеченовым, И. П.

Павловым, А. А. Ухтомским, В. М. Бехтеревым, Л. А. Орбели, а также их учениками и

последователями. Е. А. Аркин отмечал, что под воздействием упражнений в основных

движениях совершенствуется не только строение тела, функциональные возможности

организма, но и изменяется характер ребенка. Свободные, раскрепощенные движения

порождают свободу личности, воспитывают смелость и решительность, раскованность и

активность поведения, доброжелательные отношения со сверстниками. Правильно

организованные основные движения укрепляют как тело, так и душу ребенка, учат

владеть собственным поведением, эмоциями, чувствами, что, по мнению Е.А. Аркина,

является одним из высших проявлений воли.

Свободу действий дошкольник реализует в подвижных играх, которые являются

ведущим методом формирования физической культуры. В педагогической науке

подвижные игры рассматриваются как важнейшее средство всестороннего развития

ребенка. Глубокий смысл подвижных игр в их полноценной роли в физической и

духовной жизни, существующей в истории и культуре каждого народа. Подвижную игру

можно назвать важнейшим воспитательным институтом, способствующим как развитию

физических способностей, так и освоению нравственных норм, правил поведения,

этических ценностей общества [4].

Подвижные игры являются одним из условий развития культуры ребенка. В них он

осмысливает и познает окружающий мир, в них развивается его интеллект, фантазия,

воображение, формируется социальные качества. Подвижные игры всегда являются

творческой деятельностью, в которой проявляется естественная потребность ребенка в

движении, необходимость найти решение двигательной задачи.

Играя, ребенок не только познает окружающий мир, но и преображает его.

Основные движения требуют понимания ребенком сущности выполняемых двигательных

действий, умения выполнять их правильно и осознанно. Таким образом, играя и реализуя

различные формы активности, дети познают окружающий мир, себя, свое тело,

изобретают, творят, при этом развиваются гармонично и целостно [5].

Исследования влияния подвижных игр на физическое развитие детей на

современном этапе продолжаются. В связи с этим была определена цель исследования.

Цель исследования: выявить влияние подвижных игр на воспитание физической культуры

у детей старшего дошкольного возраста. В ходе первого диагностического этапа была

использована методика М.А. Руновой для определения уровней развития быстроты, силы,

ловкости

и

координационные

способности.

Таким

образом,

проведенная

в

констатирующем

эксперименте

диагностическая

работа

показала,

что

с

детьми

дошкольного возраста и их родителями необходимо вести планомерную работу по

формированию положительного отношения к физической культуре и по развитию

основных движений. По результатам констатирующего этапа исследования было

разработано тематическое планирование проведения занятий и подвижных игр на

формирующем этапе эксперимента. Было всего 14 подвижных игр в помещении и на

воздухе во время проведения прогулок. Таким образом, на занятиях у детей улучшились

такие двигательные навыки как ловкость, гибкость, точность и чувство ритма, приемы

прыжка и координация движений, интерес к спорту, организованность. После проведения

формирующего этапа исследования по совершенствованию двигательных умений и

навыков детей старшего дошкольного возраста с целью подтверждения эффективности

проведенного опытно-экспериментального исследования был проведен контрольный

эксперимент.

Контрольный

эксперимент

был

представлен

сравнительно-

сопоставительным анализом начальных и итоговых показателей физического развития.

Таким

образом,

уровень

развития

ловкости

и

координации

у

детей

экспериментальной группы после проведения формирующего воздействия в среднем

повысился на 40 %, тогда как у детей контрольной группы, не принимавших участие в

формирующем эксперименте, повысился незначительно. Дети экспериментальной группы

достигли оптимального уровня развития двигательных навыков. Всегда проявляется

эмоционально-нравственная отзывчивость, направленность на дело (эмоционально-

ценностный критерий). Их умения и навыки носят творческий характер, соответствуют

нормам, развиваются и рефлексируются.

Список литературы:

1.

Безпалько О.В. Социальная педагогика в схемах. К.: Центр начальной

литературы, 2003. 134 с.

2.

Дереш

В.С.

Использование

методов

воспитания

при

формировании

личности в семье // СПС «КонсультантПлюс».

3.

Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении

федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

(Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384) // СПС «КонсультантПлюс».

4.

Аркин Е.А. Дошкольный возраст. М.: Словис, 2016. 489 с.

5.

Детские народные подвижные игры / Сост. А.В. Кенеман, Т.И. Осокина. М.:

Просвещение, 2015. 224 с.



В раздел образования