Автор: Свищева Виктория Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 83
Населённый пункт: город Ростов-на-Дону
Наименование материала: статья
Тема: Подвижные игры как метод воспитания физической культуры ребенка
Раздел: дошкольное образование
Подвижные игры как метод воспитания физической культуры ребенка
Свищева Виктория Михайловна, воспитатель
МБДОУ № 83
город Ростов-на-Дону Ростовской области
Рассматривая подвижные игры в системе воспитания физической культуры
ребенка, необходимо исследовать понятие «метод воспитания», определить, имеются ли
различия с понятием «средство воспитания».
«Метод» с греческого языка означает путь, способ познавательной, практической
деятельности людей. Под методом О. Беспалько понимает «кратчайший путь достижения
оптимальных результатов, соответствующих поставленным целям» [1]. Метод является
инструментом воспитания.
Существуют
различные
подходы
как
к
определению
термина
«методы
воспитания», так и к их классификации. В частности, Н. Заверико рассматривает методы
воспитания как пути и способы совместной, взаимосвязанной деятельности социального
педагога и клиента (воспитанника), направленные на достижение цели и решение
поставленных задач. Б. Ковбас и В. Костив трактуют это понятие как совокупность
наиболее
общих
способов
решения
воспитательных
задач
и
осуществления
воспитательных взаимодействий, способов взаимосвязанной деятельности воспитателя и
воспитанников,
направленных
на
достижение
целей
воспитания;
совокупность
специфических способов и приемов воспитательной работы, которые используются в
процессе формирования личностных качеств учащихся для развития их сознания,
мотивационной сферы и потребностей, для выработки навыков и привычек поведения и
деятельности, а также их коррекции и совершенствования. Ю. Грицай дает такое
определение категории «метод воспитания» - это средства, с помощью которых
осуществляется целенаправленное педагогическое воздействие на сознание, поведение
школьников, на формирование у них необходимых качеств, на обогащение их опыта
полезной
деятельности
и
разнообразных
отношений
(трудовых,
нравственных,
эстетических и т.д. Как видим, одного общего определения метода воспитания нет, как
нет четкого разграничения между методом, приемом и средством [2].
Таким образом, рассматривая подвижные игры, можно определить, что это метод и
средство воспитания ребенка.
В соответствии с Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 одной из
основных задач осуществления дошкольного образования является охрана и укрепление
физического здоровья детей [3]. В целях решения данной задачи согласно пункта 2.6
вышеуказанного ФГОС содержание программы дошкольного образования должно
обеспечивать развитие личности, мотивации и способности детей в различных видах
деятельности и охватывать наряду с другими такую структурную единицу как физическое
развитие.
Подвижные игры несомненно направлены на решение задач в области физического
воспитания, определенных федеральным государственным образовательным стандартом
дошкольного образования.
Подвижная игра — незаменимое средство пополнения ребенком знаний и
представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки,
ценных
морально-волевых
качеств.
При
проведении
подвижной
игры
имеются
неограниченные возможности комплексного использования разнообразных методов,
направленных на формирование личности ребенка [5].
Одной из важнейших проблем теории и практики физической культуры является
формирование основных движений у детей дошкольного возраста. Ее изучение
неотделимо от всей проблематики развития произвольных движений в онтогенезе
человека. Сопровождая ребенка с раннего детства, основные движения естественны и
содействуют оздоровлению организма, а также всестороннему совершенствованию его
личности.
Методологическая основа научного изучения основных движений заложена в
фундаментальных физиологических исследованиях, проведенных И. М. Сеченовым, И. П.
Павловым, А. А. Ухтомским, В. М. Бехтеревым, Л. А. Орбели, а также их учениками и
последователями. Е. А. Аркин отмечал, что под воздействием упражнений в основных
движениях совершенствуется не только строение тела, функциональные возможности
организма, но и изменяется характер ребенка. Свободные, раскрепощенные движения
порождают свободу личности, воспитывают смелость и решительность, раскованность и
активность поведения, доброжелательные отношения со сверстниками. Правильно
организованные основные движения укрепляют как тело, так и душу ребенка, учат
владеть собственным поведением, эмоциями, чувствами, что, по мнению Е.А. Аркина,
является одним из высших проявлений воли.
Свободу действий дошкольник реализует в подвижных играх, которые являются
ведущим методом формирования физической культуры. В педагогической науке
подвижные игры рассматриваются как важнейшее средство всестороннего развития
ребенка. Глубокий смысл подвижных игр в их полноценной роли в физической и
духовной жизни, существующей в истории и культуре каждого народа. Подвижную игру
можно назвать важнейшим воспитательным институтом, способствующим как развитию
физических способностей, так и освоению нравственных норм, правил поведения,
этических ценностей общества [4].
Подвижные игры являются одним из условий развития культуры ребенка. В них он
осмысливает и познает окружающий мир, в них развивается его интеллект, фантазия,
воображение, формируется социальные качества. Подвижные игры всегда являются
творческой деятельностью, в которой проявляется естественная потребность ребенка в
движении, необходимость найти решение двигательной задачи.
Играя, ребенок не только познает окружающий мир, но и преображает его.
Основные движения требуют понимания ребенком сущности выполняемых двигательных
действий, умения выполнять их правильно и осознанно. Таким образом, играя и реализуя
различные формы активности, дети познают окружающий мир, себя, свое тело,
изобретают, творят, при этом развиваются гармонично и целостно [5].
Исследования влияния подвижных игр на физическое развитие детей на
современном этапе продолжаются. В связи с этим была определена цель исследования.
Цель исследования: выявить влияние подвижных игр на воспитание физической культуры
у детей старшего дошкольного возраста. В ходе первого диагностического этапа была
использована методика М.А. Руновой для определения уровней развития быстроты, силы,
ловкости
и
координационные
способности.
Таким
образом,
проведенная
в
констатирующем
эксперименте
диагностическая
работа
показала,
что
с
детьми
дошкольного возраста и их родителями необходимо вести планомерную работу по
формированию положительного отношения к физической культуре и по развитию
основных движений. По результатам констатирующего этапа исследования было
разработано тематическое планирование проведения занятий и подвижных игр на
формирующем этапе эксперимента. Было всего 14 подвижных игр в помещении и на
воздухе во время проведения прогулок. Таким образом, на занятиях у детей улучшились
такие двигательные навыки как ловкость, гибкость, точность и чувство ритма, приемы
прыжка и координация движений, интерес к спорту, организованность. После проведения
формирующего этапа исследования по совершенствованию двигательных умений и
навыков детей старшего дошкольного возраста с целью подтверждения эффективности
проведенного опытно-экспериментального исследования был проведен контрольный
эксперимент.
Контрольный
эксперимент
был
представлен
сравнительно-
сопоставительным анализом начальных и итоговых показателей физического развития.
Таким
образом,
уровень
развития
ловкости
и
координации
у
детей
экспериментальной группы после проведения формирующего воздействия в среднем
повысился на 40 %, тогда как у детей контрольной группы, не принимавших участие в
формирующем эксперименте, повысился незначительно. Дети экспериментальной группы
достигли оптимального уровня развития двигательных навыков. Всегда проявляется
эмоционально-нравственная отзывчивость, направленность на дело (эмоционально-
ценностный критерий). Их умения и навыки носят творческий характер, соответствуют
нормам, развиваются и рефлексируются.
Список литературы:
1.
Безпалько О.В. Социальная педагогика в схемах. К.: Центр начальной
литературы, 2003. 134 с.
2.
Дереш
В.С.
Использование
методов
воспитания
при
формировании
личности в семье // СПС «КонсультантПлюс».
3.
Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
(Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384) // СПС «КонсультантПлюс».
4.
Аркин Е.А. Дошкольный возраст. М.: Словис, 2016. 489 с.
5.
Детские народные подвижные игры / Сост. А.В. Кенеман, Т.И. Осокина. М.:
Просвещение, 2015. 224 с.