Автор: Елена Васильевна Герасименко
Должность: преподаватель русского языка и литературы
Учебное заведение: государственного автономного профессионального образовательного учреждения Краснодарского края "Ленинградского социально-педагогического колледжа"
Населённый пункт: Краснодарский край станица Ленинградская
Наименование материала: мастер - класс
Тема: "Качественное преподавание Родного русского языка в ССУЗ"
Раздел: среднее профессиональное
В своей работе я поделюсь необычными приемами формами и приемами
работы, которые активно использую в преподавании Родного (русского) языка.
Надеюсь, что мой опыт поможет в организации деятельности преподавателей
гуманитарного цикла, а также позволит выработать стратегию развития как
среднего профессионального образования по укрупненной группе профессий и
специальностей «Образование и педагогические науки», так и преподавания
данного предмета в школе.
Когда в образовательном пространстве появилась весть о новом предмете
(родной (русский) язык), преподаватели и педагоги были в некотором
недоумении и не могли понять отличие нового предмета от традиционного –
русский язык. Прошло совсем немного времени и каждый, открывший для себя
цели и стратегии преподавания родного (русского) языка, ясно представляет
приоритеты.
Все
мои
педагогические
искания
обусловлены
поиском
эффективных методов
и приемов работы, направленных на реализацию
требований ФГОС.
Для эффективной организации работы определила главное в преподавании
учебного предмета «Родной (русский) язык»:
- уважительное отношение к родному языку, к родной культуре;
- формирование познавательного интереса к родному (русскому) языку;
-осознание себя как языковой личности, формирование представлений о
речевом идеале;
- осознание ответственности за сохранение культуры народа.
Современное образование побуждает педагогов к поиску новых и
эффективных методов и приемов преподавания, создаваемыми условиями.
Именно ими определяется качество образовательной деятельности, достижение
более высоких результатов в своей работе. Какие же методы и приемы работы с
учащимися должен реализовывать преподаватель, чтобы сформировать у
обучающихся
готовность
и
способность
творчески
мыслить,
находить
нестандартные решения, уметь анализировать, «проводить параллели» между
изучаемыми явлениями? На этот вопрос нет и не может быть однозначного
ответа, т.к каждый преподаватель от урока к уроку, совершенствуя его, делая
более
интересным
и
понятным
для
обучающихся,
формирует
новую
эффективную
систему
работы,
формируя
образовательные
компетенции
обучающихся.
Педагогическая интуиция подсказала, что предмет Родной (русский) язык
является инструментом познания национальной культуры, поэтому тщательный
отбор материала, используемого на занятиях, – основа полноценной реализации
предмета. Возникла необходимость создать эффективную систему обучения,
развивающую
аналитическое
мышление
и
формирующую
предметные
компетенции обучающихся на уроках родного (русского) языка. В основе
проводимых мною уроков лежит реализация текстообразующей задачи, отбор
же художественных произведений (в качестве дидактического материала)
должен
регулироваться
целями
урока,
изучаемым
материалом,
целесообразностью и актуальностью и, самое главное, основа выбора теста –
родная (русская) литература. Такие уроки закрепляют изученное, обобщают,
систематизируют, расширяют филологические знания учащихся. На основе
текстов художественных произведений, уделяя пристальное внимание и
трепетное
отношение
к
каждому
художественному
слову,
развиваю
предметные компетенции (лингвистическую, культурологическую, языковую).
Считаю, что текстоорганизующая основа урока – одна из эффективных форм
работы в рамках ФГОС, и не только на уроках родного (русского) языка.
Так как это работа, которая занимает лишь часть урока, то в ней я выделяю
определенные этапы: поиск в тексте «отправного» слова через коммуникацию;
создание проблемной ситуация; поиск аргументационной базы (из текста);
эвристика и осознание возможности овладеть новыми знаниями. Эти этапы
определяют и возможность реализовать межпредметную модель урока.
При отсутствии учебников по родному (русскому) языку для СПО,
возникла необходимость разработки материалов к урокам. Опираясь на УМК
под редакцией Ольги Макаровны Александровой, Ольги Владимировны
Загоровской (5-9 классов общеобразовательных организаций), составляю
раздаточный материал к урокам, чтобы сохранить преемственность с ОУ.
Придерживаюсь намеченных авторами учебника этапов ознакомления с
материалом: «Лингвистические заметки», «Диалог культур», «Моя Россия», и,
конечно же, «Орфографический и пунктуационный практикум», который и
позволяет мне подобрать тексты, позволяющие формировать познавательный
интерес, уважительное отношение к родному языку, к родной культуре,
осознавать ответственность за сохранение культуры народа (те аспекты, о
которых говорила выше).
Предлагаю Вашему вниманию форму работы с текстом.
Текст в рамках практикума.
1.Прочитайте
два
стихотворения
И.Бунина.
Спишите,
вставьте
пропущенные буквы, расставьте знаки препинания в первом стихотворении.
Определите стиль, тип речи, основную мысль и тему произведений, обратив на
особенности
лексики.
Вспомните
русские
классические
прозаические
произведения, где есть описание леса, бора, рощи.
(каково может быть название?)
Чем жарче день тем слад..стней в б..ру
Дышать сухим см..листым ар…матом
И весел… мне было (по)утру
Бр..дить по этим солнеч..ным ..алатам.
(По)всюду блеск (по)всюду яркий свет
Песок как ш..лк….
Пр..льну к сосне корявой
И чу..ствую мне только десять лет,
А ствол (г..гант) тяж..лый в..личавый.
Кора груба м..рщиниста красна
Но так тепла так со…нцем вся прогрета
И кажет..ся что пахн..т (не, ни) сосна
А зной и сух..сть солнеч..ного лета.
(«Детство»)
(каково может быть название?)
Тропинкой темною лесною,
Где колокольчики цветут,
Под тенью легкой и сквозною
Меня кустарники ведут.
Здесь полусвет и запах пряный
Сухой листвы, а вдалеке
Лес расступается поляной
К долине мирной и реке.
(«В лесу»)
Работа с текстом. Что объединяет эти стихотворения? Какие любимые и
родные русские места описывает нам Иван Бунин в своих стихах? Назовите их
(бор, лес).
Слово
Слово из текста: БОР, ЛЕС
Поищи в
тексте
Коммуникация :
-эти слова синонимы?
-чем они отличаются (докажите свои мысли, ссылаясь на тексты)
-почему в первом стихотворении Бунин употребляет фразу «ствол –
гигант», а во втором стихотворении появляется «легкая тень кустарников»?
Подумай
Проблемный?
-так чем БОР отличается от ЛЕСА? (экосистема, где главной жизненной
формой являются деревья)?
Порас-
суждай
Аргумент :
- определите лексическое значение слов?
-лес – это …(экологическая система, в которой главной жизненной формой
являются деревья)
(«бор»-1.химический элемент, 2.бог
в скандинавской мифологии,
3.растение семейства злаковых, 4.хвойный (чаще сосновый) лес)
Обобщи
Эвристика :
-эти слова синонимы.
Бор это название не столько научное сколько народное. Именно так издавна
называют сосновый лес, находящийся на песчаной почве. Основная часть
лесов прорастает на болотистой местности и имеет смешанный тип, то есть
состоит из разных видов деревьев. Иногда так называют и хвойные леса.
Развивайся
Ориентир на развитие :
-Есть ли в Краснодарском крае бор, лес, роща. Установите лексическое
родство этих слов, приведите примеры, обосновывая свою точку зрения.
Культура. Искусство.
1)
Найдите
лексическую
ошибку,
очень
часто допускаемую в речи. Исправьте ее,
как называется такая ошибка.
Иван Иванович Шишкин «Утро в сосновом
бору» (1880)
2)
Установите точное авторство картины. ( И. И. Шишкин,
К. А. Савицкий)
3)
В каком неправдоподобном факте, с точки зрения зоологии,
обвиняли И.И.Шишкина.
Установите имя и фамилию художника, автора данных работ. Запишите точное название
полотен и место их хранения.
Корабельная роща
Государственный Русский
музей
Лесной пейзаж с
цаплями
Государственный Русский
музей
В роще
Государственный
Русский музей
И.И.Шишкин
Я приверженец интегративной модели урока, поэтому для меня работа с
текстом, словом – это возможность расширить круг познания обучающихся в
разных сферах жизни. На мой взгляд, для профессий педагогической
направленности - это архинеобходимо. Данный урок, благодаря текстам Ивана
Бунина позволил расширить знания не только в области родного языка, его
культуры, истории, но и позволил выстроить ориентиры дальнейшего познания
окружающей русской действительности, что особо важно в рамках искусства
(аспект «выпадающий» в плане развития будущих специалистов в области
образования).
На уроках русского языка (традиционного) лексическую работу и работу
по обобщающему повторению выстраиваю интегративно с родным (русским)
языком, устанавливая временную взаимосвязь языковых явлений.
Формирование знаний в области родного языка не может быть ограничено
рамками одного предмета. Знать родной язык и владеть им – вот основная цель,
на мой взгляд, всех гуманитарных дисциплин. Предложенная работа с текстом
отвечает такой цели. Студенты педагогических специальностей через несколько
лет придут в школы, где должны будут осуществлять преподавание предмета
Родной (русский) язык. Они должны владеть нормами, знаниями в области
родного языка, а «знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями
своей мысли, а не только памятью» (Л.Толстой). На мой взгляд, формировать
предметные
компетенции
необходимо
в
тесной
связи
с
развитием
аналитического мышления, именно «мыслительный путь» обучающегося к
ответу ценен. Обучающийся должен постигать языковые нормы на таком
материале, который является образцовым, эталонным: на примерах текстов
русской
художественной
литературы.
Именно
они
помогают
нам,
преподавателям, так построить свою работу, чтобы не только рассмотреть
языковые явления, постичь глубину мысли написанного, сказанного, но и
заставить
студентов
мыслить,
рассуждать,
анализировать,
оформлять
собственную речь (используя со временем «не словарь улицы», а «словарь
языка художественной литературы).