Напоминание

"Нетрадиционные подходы в преподавании Родного русского языка"


Автор: Елена Васильевна Герасименко
Должность: преподаватель русского языка и литературы
Учебное заведение: государственного автономного профессионального образовательного учреждения Краснодарского края "Ленинградского социально-педагогического колледжа"
Населённый пункт: Краснодарский край станица Ленинградская
Наименование материала: статья, обобщение пдагогического опыта
Тема: "Нетрадиционные подходы в преподавании Родного русского языка"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Главная задача каждого учителя не только дать учащимся определенную сумму знаний, но и

развить у них интерес к учению, творчеству. Ведь интерес – это инструмент, побуждающий

учеников к более глубокому познанию предмета, развивающий их способности. Интерес к предмету

вырабатывается тогда, когда учащемуся понятно то, о чем говорит преподаватель, когда интересны

по содержанию задачи и упражнения, которые побуждают ученика к творчеству, способствуют

проявлению самостоятельности при овладении учебным материалом, учат делать выводы и

обобщения, видеть перспективу применения полученных знаний на уроке, развивают их

индивидуальные особенности. Вот почему учитель должен стремиться к обновлению системы

преподавания.

Одним из путей такой новизны я вижу разработку и применение различных видов

дидактического материала, создание которого позволяет восполнить ограниченность в заданиях

учебников, разнообразить формы обучения, повышающие творческую активность учащихся.

Что такое дидактический материал. Моисеев В.Б. дает такое определение. Дидактический

материал — особый вид пособий для учебных занятий, использование которых способствует

активизации познавательной деятельности обучаемых, экономии учебного времени. Некоторые

педагоги считают, что это особый тип наглядного учебного пособия, раздаваемый учащимся для

самостоятельной работы в классе или дома или демонстрируемый учителем перед всем классом.

Дидактический материал, являясь весьма простым по своему содержанию, оформлению и

технологии изготовления, может быть подготовлен на каждый урок. Особенно важна роль

дидактического материала на тех предметах, для которых не разработаны авторские рекомендации,

УМК не совсем полный.

Дидактические материалы — это вспомогательные материалы, используемые в процессе

обучения. Такими помощниками на уроке Родного (русского) языка для меня стали индивидуальные

карточки, карточки-задания, которым отводится роль обучающей работы тренировочного характера.

Они могут быть различными по своей структуре. Цель применения таких карточек – не контроль, а

тренировка, активная работа учащихся по приобретению умений и навыков. Увлекаясь, ученики не

замечают, что они учатся, познают, запоминают новое, проявляют творчество.

Учащиеся, не имея собранных в одном пособии всех необходимых им сведений, в поисках нужной

информации чаще обращаются к преподавателю, чем к учебнику или грамматическому справочнику.

Таким образом, возникает необходимость в создании специальных дидактических материалов,

предназначенных для самостоятельной работы учащихся.

Когда в образовательном пространстве появилась весть о новом предмете (родной (русский) язык),

преподаватели и педагоги были в некотором недоумении и не могли понять отличие нового предмета от

традиционного – русский язык. Прошло совсем немного времени и каждый, открывший для себя цели и

стратегии

преподавания

родного

(русского)

языка,

ясно

представляет

приоритеты.

Все

мои

педагогические искания обусловленны поиском эффективных форм и приемов работы, направленных на

реализацию требований ФГОС.

Педагогическая интуиция подсказала, что предмет Родной (русский) язык является инструментом

познания национальной культуры, поэтому тщательный отбор материала, используемого на занятиях, –

основа полноценной реализации предмета. Возникла необходимость создать эффективную систему

обучения,

развивающую

аналитическое

мышление

и

формирующую

предметные

компетенции

обучающихся на уроках родного (русского) языка.

Создавая для учащихся дидактический материал к урокам, сохраняя рубрики: ««Лингвистические

заметки», «Диалог культур», «Моя Россия», уделяю особое внимание подбору текстов, с которыми буду

осуществлять не только работу в рамках «Орфографического и пунктуационного практикума», но и

шестиэтапную работу, позволяющую формировать познавательный интерес, уважительное отношение к

родному языку, к родной культуре, осознавать ответственность за сохранение культуры народа (те

аспекты, о которых говорила выше).

Образец авторского дидактического материал по Родному (русскому) языку

для учащихся школ и ССУЗ.

Учитель: Герасименко Елена Васильевна

Из истории русского языка. О происхождении слов, об изменениях значений общеупотребительных

слов.

Величайшее богатство народа – его язык! Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в

слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта.

Михаил Александрович Шолохов

Словарь: родной язык, государственный язык, язык межнационального общения, языковая картина мира.

I. Из истории русского языка.

Заполните кластер с учетом анализа инодоевропейского языкового древа.

В первом тысячелетии до нашей эры один из диалектов европейского языка дал начало языку - предку

всех славянских языков.

Праславянский язык

Лингвистические заметки.

Общий восточнославянский язык назывался древнерусским.

Такова родословная разговорного

русского языка: она непрерывна, и начало её теряется в исторической дали. Поэтому ответить на вопрос:

«Сколько лет русскому языку?» – вряд ли возможно.

Первым литературным языком, общим для всех славян, стал язык первых переводов священных

христианских книг – старославянский.

На нём написаны древнейшие памятники Х-ХI

вв. Со второй

половины XI в. под влиянием живых славянских языков формируются национальные изводы (варианты)

литературного языка. Язык памятников этого времени принято называть церковнославянским. И только в

XVIII столетии появляется собственно русский литературный язык.

Язык: письма и речи. Какое явление получило развитие раньше? Порассуждайте.

Мог ли литературный язык сформироваться без письменности? Докажите.

Кто стоял у истоков славянской письменности?

Моя Россия.

Измаил Иванович Срезневский

(1812- 1880) - русский филолог-славист,

этнограф, палеограф.

Академик Петербургской академии

наук. Составитель «Словаря

древнерусского языка», материалы

собраны по письменным памятникам,

представляют собой монументальный труд по

истории русского языка.

Василий Осипович Ключевский

(1841- 1911) - русский историк,

ординарный профессор Московского

университета, заслуженный профессор

Московского университета, академик

Императорской Санкт-Петербургской

академии наук по истории и

древностям русским, председатель Императорского

Общества истории и древностей российских при

Московском университете, тайный советник.

Интерпретируйте слова, используя их, создайте небольшое связное высказывание:

родной язык, ценность, пользоваться языком, показатель культуры, человек, личные качества, узнать

человека, прислушаться, говорит, нравственные качества, следить за речью.

Прочитайте фрагмент книги Д.С.Лихачева «Земля родная». О чем рассуждает автор? К какой

проблеме он хочет привлечь внимание? Актуальна ли она для Вас?

Самая большая ценность народа - это язык, язык, на котором он пишет, говорит, думает. Думает! Это

надо понять досконально, во всей многозначности и многозначительности этого факта. Ведь это значит, что

вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык. Эмоции, ощущения - только окрашивают

то, что мы думаем, или подталкивают мысль в каком-то отношении, но мысли наши все формулируются

языком.

Вернейший способ узнать человека - его умственное развитие, его моральный облик, его характер -

прислушаться к тому, как он говорит. Есть язык народа, как показатель его культуры, и язык отдельного

человека, как показатель его личных качеств, качеств человека, который пользуется языком народа. Ведь

бывает и так, что человек не говорит, а «плюется словами». Для каждого расхожего понятия у него не

обычные слова, а жаргонные выражения.

Язык человека - это его мировоззрение и его поведение. Как говорит, так, следовательно и думает.

«Земля родная». Какими словами можно заменить это словосочетание. (Родина -«родился»,

отечество «отец»).

Диалог культур.

Творческое отношение народа к своему языку отчетливо проявляется при сравнении языков Носители

разных языков могут называть одни и те же предметы, явления и понятия по разным признакам и на основе

разных образов-представлений. Например русскому слову «отечество» («земля отцов», «отеческая земля»), в

английском языке соответствует слово motherland, соотносимое с представлением о «материнской земле».

II. О происхождении слов, об изменениях значений общеупотребительных слов.

Этимология – раздел науки о языке, который изучает происхождение слов.

Этимологией также называют само происхождение слова.

Этимология слов раскрывается в этимологических словарях.

При помощи таких словарей выполняется этимологический анализ слова.

Название этого раздела науки происходит от греческого «этимо» − «истинное значение слова» и «логос»

− «учение». Этимология поясняет, откуда появилось слово, как оно выглядело и что обозначало раньше.

Даже если состав слова изменился за годы, изначальный корень может быть виден.

Определите значение слов, не прибегая к помощи этимологического словаря.

Земляника, черника , ежевика, синица, медведь, снегирь, обед, окно, перчатка, рукавица, невеста, свекровь.

Заполните таблицу, дав этимологическое пояснение славянским названиям месяцев.

Январь – просинец

Февраль – сечень

Март – сухий

Апрель – березень

Май – травень

Июнь – изок

Июль – липец

Август – зарев

Сентябрь – рюин

Октябрь – листопад

Ноябрь – груден

Декабрь – студен

Иногда есть несколько версий происхождения слова.

Вот, например, слово подушка. Основная версия

гласит, что корень этого слова связан с корнем «дуть», то есть подушка – это нечто надутое. А вот Владимир Даль

выдвинул более простое объяснение

...

(подумайте какое?)

Но происхождение некоторых слов может вызвать у нас вопросы: каникулы, кожа, окоём

Для определения происхождения слова необходимо обратиться к этимологическому словарю.

С течением времени часто изменяется не только звуковой облик слова, но и его смысл.

Подумайте над происхождением слова «простыня».

Объясните значение в контексте: в одном из памятников XI века можно найти такое странное

выражение: «простынею и послушанием украшена...»; а в другом древнерусском памятнике XVI

века (эпоха Ивана Грозного) читаем о человеке, который просил и «получил простыню... за

многочисленные свои грехи».

Подумайте над происхождением слова «позор, позорище».

Объясните значение в контексте: «Величествен и грустен был позор Пустынных вод, лесов, долин и

гор» (Е.Баратынский); «Но между тем какой позор Являет Киев осажденный?» (А.Пушкин)

Орфографический и пунктуационный практикум.

Мес…ность вид окрес..ность (в)месте со всею з..млею в..дою и небом называли в народе общим

словом пр..рода. Кому (не)понятно, что по кр..соте она разная в разных м..стах? Тут ра..кинулись

б..лота с чахлыми сос..нками там вздымают..ся р..скошные холмы ..бросшие мощ..ными соснами. В

одной стороне нет даже малой реч..шки воду достают из коло..цев а в другой река и оз..ро да еще (не)

одно да и еще и на разных уровнях как в (Ф,ф)ерапонтове. Природная красота и эстетические

природные особенности той или другой волости (на)верняка влияли на обыч..ные чу..ства людей. Но

никогда и нигде не зависело от них чу..ство родины. Ощущение родного гн..зда (в)месте с восторгом

младенческих де..ких и отроческих вп..чатлений рождает..ся стихийно. Родная природа как родная

мать бывает только в единстве(н,нн)ом числе. Все чудеса и красоты мира (не)могут зам..нить

какой(нибудь) (не)взрачный пр..горок с реч..ной излучиной где р..стет б..реза или верба. Пословица

по этому случ..ю говорит кратко Не (по)хорошему мил а по милу хорош. (В.Белов «Родное гнездо»)

Зафиксируйте задания для самостоятельной внеаудиторной работы

В качестве наиболее значимых принципов обучения, реализуемых при разработке дидактических

материалов, внимание уделялось таким, как:

1.принцип доступности (дидактические материалы подбираются учителем согласно достигнутого уровня

учащихся);

2.принцип самостоятельной деятельности (работа с дидактическими материалами осуществляется

самостоятельно);

3.принцип индивидуальной направленности (работа с дидактическими материалами осуществляется в

индивидуальном темпе, сложность и вид материалов может подбираться также индивидуально);

4.принципы наглядности и моделирования (поскольку наглядно-образные компоненты мышления играют

исключительно важную роль в жизни человека, использование их в обучении оказывается чрезвычайно

эффективным);

5.принцип прочности (память человека имеет избирательный характер: чем важнее, интереснее и

разнообразнее материал, тем прочнее он закрепляется и дольше сохраняется, поэтому практическое

использование полученных знаний и умений, являющееся эффективным способом продолжения их

усвоения, в условиях игровой (моделирующей) компьютерной среды способствует их лучшему

закреплению);

6.принцип познавательной мотивации;

7.принцип проблемности (в ходе работы учащийся должен решить конкретную дидактическую проблему,

используя для этого свои знания, умения и навыки; находясь в ситуации, отличной от ситуации на уроке,

в новых практических условиях он осуществляет самостоятельную поисковую деятельность, активно

развивая при этом свою интеллектуальную, мотивационную, волевую, эмоциональную и другие сферы).



В раздел образования