Автор: Бордунова Зульфия Константиновна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Дубковская СОШ Дружба
Населённый пункт: Одинцово
Наименование материала: статья
Тема: Деятельность учителя и учащихся на уроке 21 века.
Раздел: начальное образование
Деятельность учителя и учащихся на уроке 21 века.
Главная задача любого урока и времени - сделать системно- деятельностный подход
основным инструментом педагогического т руда
Проблема качества образования в школе существовала всегда. Какими только методами, и
технологиями не пытались ее решить.
Новые федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) все настойчивее
входят в современную школу, где учителя, учащиеся, родители – участники важного для
жизни школы события.
Основная цель системно - деятельностного подхода в обучении: научить не знаниям, а
умению их добывать.
Данная таблица (традиц и соврем урок) позволяет сделать вывод: различается, прежде всего,
деятельность учителя и учащихся на уроке. Ученик становится главным деятелем. «Нужно,
чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим
самостоятельным процессом и давал для него материал» – слова К.Д. Ушинского
отражают суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно–
деятельностного подхода. Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом
обучения, быть вдохновителем учащихся Но изменилась ли роль учителя?
Учитель-консультант, т.е.владеет способами деятельности, которые указывают путь
решения проблемы.
Учитель-модератор. Модерирование – деятельность направленная на раскрытие
потенциальных возможностей ученика и его способностей.
Учитель-тьютор. Осуществляет педагогическое сопровождение ученика
Технологическая карта современного урока более подробно
раскрывает структуру и содержание урока по ФГОС:
1.
Организация начала занятия
2.
Проверка выполнения домашнего задания
3.
Целеполагание и мотивация (подготовка к основному этапу занятия)
4.
Актуализация знаний учащихся (постановка проблемы)
5.
Усвоение новых знаний и способов действий
6.
Первичная проверка понимания
7.
Первичное закрепление (организация усвоения способов деятельности путём
воспроизведения информации и упражнений для её применения по образцу)
8.
Применение знаний и умений в новой ситуации (творческое применение и добывание
знаний, освоение способов деятельности путём решения проблемных задач,
построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений)
9.
Обобщение и систематизация знаний
10. Контроль и самопроверка знаний
11. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
12. Рефлексия (подведение итогов занятия)
Конечно, было сказано, что ведущая роль теперь у ученика, и все-таки главную роль
на уроке, по-моему, играет учитель. Именно от него зависит, будет ли та или иная
методика работать на ученика или нет. Можно замечательно знать свой предмет,
но не уметь заинтересовать им учащихся.В новых Стандартах сформулированы
требования к современному учителю: это профессионал, который
демонстрирует универсальные и предметные способы действий
инициирует действия учащихся
консультирует и корректирует их действия
находит способы включения в работу каждого ученика
создает условия для приобретения детьми жизненного опыта.
Исходя из перечисленного формируются виды деятельностей учителя и учащихся
на разных этапах урока:
ТРЕБОВАНИЯ К ЗАДАНИЯМ НА УРОКЕ.
1.
Повышенный уровень сложности, задания должны носить проблемный и поисковый
характер.
2.
Задания должны предполагать необходимость комплексного применения знаний из
нескольких разделов предмета или из разных предметов.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКА.
Мобилизующий этап:
1.
Выполняя предложенные учителем задания, частично поискового характера,
определяет тему урока.
2.
Пользуясь опорной схемой, формулирует цели урока, создаёт установку на их
реализацию.
3.
Актуализирует имеющиеся знания, применяя их в практической деятельности.
Этап овладения новыми знаниями:
1.
Сам формулирует задания на основе имеющегося опыта работы с аналогичными
заданиями.
2.
Выполняет задания, комментируя и поясняя свои действия.
3.
Формулирует новое правило на основе анализа предложенного учителем материала.
Этап рефлексии: 1. Вспоминает ход урока. 2. Анализирует свою деятельность или
деятельность товарищей на уроке. 3.Формулирует свои впечатления.
ТРЕБОВАНИЯ К УЧИТЕЛЮ.
1.
Учитель чётко и точно формулирует задания.
2.
Не даёт новые знания в готовом виде.
3.
Не повторяет задание два раза.
4.
Не комментирует ответы учеников и не исправляет их, предлагая это сделать самим
ученикам (взаимоконтроль).
5.
Не повторяет то, что уже сказали ученики.
6.
Предугадывает затруднения учеников и меняет по ходу урока задание, если дети не
смогли его выполнить с первого раза.
7.
Подбирает комплексные задания (возможность посмотреть на задание с разных
сторон и предложить различные варианты решения).
Школа сегодня становится не столько источником информации, сколько учит
учиться; учитель не проводник знаний, а личность, обучающая способом
творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и
усвоение новых знаний.