Напоминание

"От проблемы до идеи индивидуального проекта. Материалы для проведения учебного занятия по дисциплине "Основы проектной деятельности"


Автор: Овсянникова Анастасия Мирзатовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: БПОУ УР "Глазовский технический колледж"
Населённый пункт: г. Глазов
Наименование материала: статья
Тема: "От проблемы до идеи индивидуального проекта. Материалы для проведения учебного занятия по дисциплине "Основы проектной деятельности"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




От проблемы до идеи индивидуального проекта.

Материалы для проведения учебного занятия по дисциплине

«Основы проектной деятельности»

В соответствии с требованиями ФГОС индивидуальный проект представляет собой особую

форму организации деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект).

Индивидуальный

проект

является

обязательной

частью

основной

профессиональной

образовательной программы подготовки специалистов среднего звена по специальности,

формируемой участниками образовательного процесса, в том числе и при планировании

внеурочной деятельности. Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно

под руководством преподавателя (тьютора) по выбранной теме в рамках одной изучаемой учебной

дисциплины в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебно-

исследовательской, социальной, художественно-творческой, иной).

Индивидуальный проект носит практическую направленность проводимых исследований.

Его результаты выполнения индивидуального проекта должны отражать:

сформированность навыков коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности,

критического мышления;

сформированность

навыков

проектной

деятельности,

а

также

самостоятельного

применения приобретенных знаний и способов действий при решении различных задач, используя

знания одной или нескольких учебных дисциплин или предметных областей;

сформированность

навыков

разработки,

реализации

и

общественной

презентации

обучающимися результатов исследования, индивидуального проекта, направленного на решение

научной, личностно и (или) социально значимой проблемы;

способность

к

инновационной,

аналитической,

творческой,

интеллектуальной

деятельности;

способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования

работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации

результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов.

Реализация указанных целей индивидуального проекта осуществляется как в рамках

самостоятельной работы студентов, так и на индивидуальных консультациях с преподавателями-

кураторами. Теоретическая поддержка написания индивидуального проекта происходит в рамках

изучения учебной дисциплины «Основы проектной деятельности».

Несмотря на всестороннюю помощь студентам в написании проекта, результаты их работы

невысокие. Главные минусы работ: формальный подход, использование уже готовых работ

(копирование, покупка), отсутствие творческого подхода. Выбор тем, не дающих в качестве

результата ни нового знания, ни продукта, ни решения какой-либо проблемы. Однако, настоящий

образовательный процесс начинается в тот момент, когда обучающийся становится активным

субъектом

учебной

деятельности.

Написание

проекта

это

проявление

максимальной

познавательной активности и самостоятельности.

Опрос среди студентов показал, что только примерно половина студентов ищут тему для

индивидуального проекта действительно интересную для них. Остальные берут тему или из

интернета, или получают готовую тему от преподавателя, без учетов их интересов.

Данная проблема привела к мысли, что в учебном курсе дисциплины «Основы проектной

деятельности» необходимо тщательно подойти к проработке вопроса выбора темы, поскольку,

если студенты будут владеть техниками поиска идеи для проекта, то это выведет реализацию

индивидуальных проектов по ФГОС в учебном заведении на качественно новый уровень. Выбор

действительно интересной темы, отвечающей актуальным запросам, является залогом успеха в

работе над индивидуальным проектом на уровне старта работы, так как придает осмысленность

действиям студента, поддерживает высокий уровень мотивации.

Методы и приемы выбора темы в курсе Основы проектной деятельности рассматривается в

рамках занятия «Планирование индивидуального проекта». В ходе занятия студенты ставят перед

собой цель – найти опробовать способы поиска идей для индивидуального проекта.

На занятии мы намеренно используем термин «идея», а не «тема», так как в последующем

ходе работы над проектом, в процессе поиска информации, постановки гипотез, проработки

содержания проекта, формулировка темы может изменяться, уточняться, корректироваться. Таким

образом, мы изначально работаем над идеей, а тема выкристаллизовывается позднее.

Цель преподавателя на занятии не довести каждого студента до идеи его проекта, а дать

инструменты для последующей самостоятельной работы. Поэтому выбирается групповая форма

работы, так как в группе легче пробовать новые виды деятельности.

Рассмотрим использование методов и техник поиска проблемы и идеи проекта в рамках

примерной структуры учебного занятия.

Этап занятия

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

1 Организационный этап

Приветствие

Организация

деления

студентов на подгруппы.

Знакомство

с

правилами

работы в группе, правилами

проведения

мозговых

штурмов.

Приветствие

Студенты делятся на мини-

группы в зависимости от той

предметной

области,

по

которой

они

пишут

индивидуальный проект.

2. Мотивационный этап

Знакомство

студентов

с

результатами опроса студентов

прошлого года по поводу их

удовлетворенности работы над

проектом.

Обсуждение вопроса: как вы

думаете,

почему

студенты

неудовлетворены

своей

работой, почему работа шла

тяжело

Вопрос:

Как

сделать

интересной работу?

Форма работы групповая.

Выдвигают идеи.

Главная мысль: чтобы работа

была

более

эффективной,

субъект деятельности должен

быть замотивирован в первую

очередь

внутренними

мотивами, такими как интерес

и польза от деятельности.

Метод – беседа.

3. Постановка учебной задачи

Познакомить

студентов

с

методами

поиска

идей

для

проектной работы

Выдвигает проблему: в ходе

групповой

работы,

каждая

группа

должна

выдвинуть

несколько

идей

индивидуальных

проектов,

отвечающих требованиям

Опробовать

в

мини-группах

методы

поиска

идей

для

проектной работы

2.

Открытие

нового знания

(способа действия)

Знакомство

с

материалом:

откуда

брать

проблемы

и

противоречия. Учимся видеть

проблемы:

2.

Знакомство

с

методом

проработки

проблемы.

«5

почему»

3.

Знакомство

с

методом

поиска

проблемы

«Дерево

проблемы»

4. Знакомство с методом «Пять

вопросов»:

Что

мы

хотим

изменить?

Что

мы

хотим

видеть?

Чья

это

проблема?

Каковы причины проблемы?

Что

мы

хотим

видеть

в

результате?

5.

Знакомство

с

методом:

«Диаграмма Венна»

Обсудить в группе каждый из

способов.

Воспользоваться

поиском в интернете. Провести

опрос среди преподавателей,

администрации.

Данная

работа

может

быть

реализована еще до учебного

задания,

чтобы

студенты

пришли с набором вариантов,

подобранных

в

ходе

предварительного

самостоятельного поиска

2.

Студенты

прорабатывают

выбранную проблему – через

технику «5 почему»

3. Студенты составляют дерево

проблемы

по

выбранной

проблеме. Ствол – это сама

проблема.

Корни

это

причины (Этой проблемы бы

не было, если…). Ветви – это

последствия неразрешенности

проблемы

По каждому корню подумать.

Можно ли повлиять на него.

Выбрать

тот

корень

(ту

причину

проблемы,

на

которую можно повлиять хотя

бы частично)

4.

Применяют

метод

к

выбранной проблеме

5. Работа по заполнению этих

тех кругов

Составление

группового

списка

«Я

люблю,

мне

нравится…». Ранжирование

Составление

группового

списка

«Я

умею».

Преподаватель

предлагает

сделать несколько вариантов

таких идей. Так как некоторые

идеи

могут

отпасть

из-за

невозможности реализации из-

за

ограниченности

ресурсов

или времени.

Ранжирование

В

третий

круг

выписать

проблемы, выбранные ранее

На

стыке

трех

кругов

сформулировать идею проекта.

Идея

должна

отражать

реальную проблему и отвечать

интересам и умениям группы.

Студенты

проводят

презентации своих идей. Идеи

обсуждаются

всей

учебной

группы

с

точки

зрения

возможности их реализации

Включение нового знания в

систему

знаний

и

умений

студентов

Организует

проблему

для

домашнего

задания:

Индивидуально

каждому

студенту

проанализировать

сферы «Я хочу» и «Я могу»,

обсудить

с

преподавателем,

курирующим индивидуальный

проект проблемы в выбранной

предметной

области

и

определиться

с

идеями

индивидуального проекта.

Выполняют домашнее задание

индивидуально,

используя

полученные инструменты

Осмысление

Организует

рефлексию

студентов: инсайты, трудности

Осуществляют рефлексию по

мини-группам:

инсайты,

трудности

Таким образом, в ходе использования методов поиска идеи и работе в мини-группе,

студенты получают инструменты для самостоятельного поиска идеи для индивидуального

проекта.

Инструкции к предлагаемым техникам поиска идеи проекта

1. Мозговой штурм. Главные принципы:

Работа в мини-группе, статус каждого в ней равен.

Принцип «Да, и…» (нет критики идей)

Визуализировать свои идеи

Когда высказывается один человек, его не перебивают

Держать фокус на поставленной теме

Стремиться к максимальному количеству идей (желательно – не менее 10 от

каждого члена команды)

Важна не хорошая идея, а хорошие возможности.

Позитивный настрой

Дивергентная фаза (создание альтернатив) и конвергентная (выбор из альтернатив)

2. Как найти проблему в предметной области или сфере общественных отношений

Проблема может исходить от заказчика (в учебном заведении это могут быть как

студенты и педагоги, так и администрация). Проверить наличие проблемы можно, изучив целевую

аудиторию.

Проблема может быть обнаружена в анализе ситуации в определенной локации

(например,

регионе)

через

поиск

в

интернете,

например,

на

сайте

администрации

муниципального образования

Проблему можно увидеть, изучив технологические и социальные тренды (поиск в

интернете)

Идеи для проблемы можно почерпнуть из государственных или частных инициатив

(в будущем своей проектной работе можно присоединиться к инициативе, стать её частью)

3. Метод «Пять почему»

«Пять почему» – метод обсуждения проблемной ситуации, позволяющий добраться до

первоисточника с помощью последовательных ответов на вопрос «Почему?» Он получил свою

популярность благодаря компании «Тойота», являющейся образцово-показательной в применении

принципов бережливого производства. Данный метод позволяет добраться до корня проблемы,

который может быть скрыт при первичном анализе.

Пример разбора ситуации по технике:

Почему мы не отправили информационный бюллетень вовремя?

Обновления не были реализованы до указанного срока.

Почему обновления не были реализованы вовремя?

Потому что разработчики все еще работали над новыми функциями.

Почему разработчики все еще работали над новыми функциями?

Один из новых разработчиков не знал процедур.

Почему новый разработчик не был знаком со всеми процедурами?

Его не обучили должным образом.

Почему его не обучили должным образом?

Потому что технический директор считает, что новым сотрудникам не нужно тщательное

обучение и они должны учиться во время работы.

В итоге мы видим, что основная причина оказалась совершенно иной, чем могло

показаться на первый взгляд. То, что изначально воспринималось как проблема, вызванная

забывчивостью или безответственностью сотрудника, на самом деле оказалось проблемой

процесса и системы в целом. Это существенно меняет подход к ее решению.

4. Метод «Дерево проблем»

Под деревом проблем подразумевается схема, система, в которой отражены актуальные

трудности, причины их появления и следствия, которые могут последовать за ними. Термин

«дерево» в данном контексте употреблено не случайно. Дело в том, что, как и живое растение,

иерархическая система состоит из трех основных компонентов: Корень. Первоначальный уровень

дерева. Здесь под корневой системой подразумеваются причины сложившихся ситуаций.

Устранение корней у живого дерева ведет к его неминуемой гибели. Игнорирование корней (читай

– причин) при построении иерархической системы приводит к невозможности решения главной

проблемы (т.к. не определено, почему именно она возникла). Ствол. Центральным элементом

иерархической структуры является его главная проблема. Она питается причина (корнями)

возникновения и постепенно переходит в следствия (т.е. в крону) Крона. Завершающий уровень

системы. Он подразумевает под собой следствия, которые вытекают из основного проблемного

запроса. Резко обрубить крону можно. Но это не означает, что она перестанет существовать – со

временем на стволе начнут появляться новые ветви и листки. Точно также происходит и с

рассматриваемой иерархической структурой – игнорирование возможных следствий вовсе не

означает их отсутствие. Таким образом, дерево основывается на трех пластах: причины - основной

проблемный запрос - следствия, вытекающие из главной проблемы. Часто бывает так, что

первоначальное видение ключевой проблемной ситуации ошибочно, и реальное «зло» (с которым

и следует бороться) находится в области корней (т.е. причин). Отражение всех трех уровней

помогает разглядеть вопрос со всех возможных сторон и подобрать наиболее верный в

конкретном случае путь его решения.

5. Диаграмма Венна

Диаграмма Венна — это графический способ выразить связи между разными элементами,

событиями и чем угодно, что надо между собой сравнить. Понятия изображают в кругах. В рамках

поиска идеи для проекта кругами являются: 1 – «Я хочу», «Мне интересно»; 2 – «Я могу»; 3 -

список выбранных проблем.

Область пересечения трех кругов, то есть нечто, что одновременно и интересно студенту, и

он обладает умениями в этой сфере, и решает какую-либо общественную проблему, будет идеей

для индивидуального проекта



В раздел образования