Напоминание

Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности.


Автор: Бородкина Юлия Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ Стрелицкий детский сад "Лебедь"
Населённый пункт: пос. Стрелица Воронежской области Семилукского района
Наименование материала: Статья
Тема: Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Особенности формирования грамматического строя речи у детей.

Грамматический строй речи — это взаимодействие слов между собой в

словосочетаниях и предложениях, умение владеть приемами словоизменения и

словообразования, а так же умение составлять предложения, грамматически

верно сочетать слова в предложении, правильно использовать предлоги.

Грамматический строй в процессе становления детской речи усваивается

благодаря подражанию речи окружающих. Основой для его формирования

является повседневное общение ребенка с близкими взрослыми, совместная

деятельность с ними.

Происходит это постепенно, начиная с 1,5 – 2-х лет, когда у ребенка

появляются первые фразы, а следовательно, необходимость смыслового

соподчинения слов внутри них.

На третьем году жизни в речи ребенка появляются грамматические

формы, выражающие его отношение к предмету, пространству и времени. Как

правило, с начало появляются родительный падеж, затем дательный,

творительный, предложный. Фразы ставятся многословными, появляются

придаточные предложения, соединительные союзы и местоимения. Дети часто

задают вопрос: “Что это!”. Ребенок способен узнавать и называть знакомые

предметы, изображенные на картинке называть действия (“Птичка летит”), но

развернутые фразы, как правило еще далеко не всегда правильны. К концу года

ребенок овладевает в такой степени, что свободно может рассказать о том, что

видел, что нового узнал от взрослых, но его речь носит ситуативный характер.

Четвертый год жизни. Это возраст “почемучек”, бесконечных вопросов.

Совершенствуется речь ребенка. Он начинает высказывать простейшие

“суждения” о предметах и явлениях его действительности, устанавливать

зависимость между ними, делать умозаключение. В речи детей этого возраста,

кроме существительных и глаголов все чаще встречаются другие части речи:

местоимения, наречия, появляются числительные, прилагательные,

указывающие на отвлеченные признаки и качества предметов (холодный,

горячий, хороший, твердый). К концу года они не редко используют в своей

речи притяжательные прилагательные (“папина шапка, мамин цветок”).

Одновременно с обогащением словаря дети интенсивнее овладевают

грамматическим строем речи. В предложениях используются однородные

члены (“Там играют Катя и Лиза”). Дети этого возраста допускают

грамматические ошибки: неправильно согласуют слова, особенно

существительные среднего рода с прилагательными; неправильно употребляют

падежные окончания (“Бабушка посуды моет”); наблюдается частные ошибки в

употреблении несклоняемых имен существительных (“А у меня на “пальте”

пуговица оторвалась”). Отмечаются некоторые несовершенства фразовой речи:

не всегда правилен порядок слов в предложениях, нарушается оформление

связей слов (“один машина”).

Пятый год жизни - заключительная фаза в развитии языка, но детское

словотворчество еще продолжается. В речи детей этого возраста все чаще

появляются прилагательные, которыми они пользуются для обозначения

признаков и качеств предметов, отражение временных и пространственных

отношений (при определении цвета ребенок, кроме основных цветов, называет

дополнительные - синий, темный), начинают появляется притяжательные

прилагательные (лисий хвост, заячья избушка). Все шире использует ребенок

наречия, личные местоимения. В этом возрасте дети начинают овладевать

монологической речью. В их речи впервые появляются предложения с

однородными обстоятельствами. Они усваивают и правильно согласовывают

прилагательные с существительными в косвенных падежах; пользуются более

усложненной и распространенной фразой.

Шестой год жизни. На этом возрастном этапе продолжается

совершенствование всех сторон речи ребенка. Фраза становится, более

развернутой, точнее высказывания. Ребенок выделяет существительные

признаки в предметах и явлениях, начинает устанавливать причинно-

следственные связи между ними, временные и другие отношения. На шестом

году ребенок практически овладевает грамматическим строем и пользуется им

достаточно свободно. Все реже допускает ошибки в согласовании слов, в

падежных окончаниях существительных и прилагательных; часто правильно

употребляет родительный падеж существительных во множественном числе.

Он легко образует существительное, и другие части речи при помощи

суффиксов, прилагательные и существительных (ключ из железа - железный).

Дети способны устанавливать и отражать в речи причинно-следственные связи;

обобщать, анализировать и систематизировать. Однако, в речи встречаются

грамматические ошибки: неправильное образование формы родительного

падежа множественного числа некоторых существительных (“грушев”,

”деревов”), изменение по падежам несклоняемых существительных (“на

пианине стоят часы”).

В количественном и качественном отношении речевая сторона речи

детей седьмого года жизни достигает высокого уровня. Характерным является

дифференцированный подход к обозначению предметов (машина грузовая и

легковая, одежда летняя и зимняя). Ребенок чаще начинает употреблять в своей

речи отвлеченные понятия, сложные слова (длинноногий жираф), пользоваться

эпитетами, понимать метафоры (солнце смеется, тучка плачет). У детей

складываются представления о многозначности слов (чистый воздух, чистая

кофта). Он может точно подбирать слова при сравнении предметов или

явлений, метко подбирая в них сходства и различия (белый как снег).

Грамматическое развитие ребенка должно осуществляться через организацию

специальной совместной со взрослым деятельности (рассматривание картин,

вопросы-задания, художественные тексты, магнитофонные записи). Но самым

главным и очень эффективным видом совместной деятельности ребенка и

взрослого, является игра (драматизация, дидактическая, речевая).

Существует большое количество игр, помогающих развивать грамматическую

сторону речи ребенка. Вот лишь некоторые из них: «Один-много», «Назови

ласково», «Чего не стало», «Сосчитай до 5», «Из чего какой», «Чей хвост,

чьи уши, чья голова», «Жадина и щедрый».

ЛИТЕРАТУРА.

1.

Арушанова А.Г. Формирование грамматического строя речи - М.: Академия, 2009.

2.

Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста:

Учеб.-метод. Пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений - М.:

ВЛАДОС, 2010.

3.

Лалаева

Р.И.,

Серебрякова

Н.В.

Коррекция

общего

недоразвития

речи

у

дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). — СПб.: СОЮЗ, 1999.

4.

Новиковская О.А. Логопедическая грамматика. - СПб.: КОРОНА принт, 2004.

5. Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. - М.:

ГНОМ и Д, 2001.



В раздел образования