Автор: Бородкина Юлия Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ Стрелицкий детский сад "Лебедь"
Населённый пункт: пос. Стрелица Воронежской области Семилукского района
Наименование материала: Статья
Тема: Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности.
Раздел: дошкольное образование
Особенности формирования грамматического строя речи у детей.
Грамматический строй речи — это взаимодействие слов между собой в
словосочетаниях и предложениях, умение владеть приемами словоизменения и
словообразования, а так же умение составлять предложения, грамматически
верно сочетать слова в предложении, правильно использовать предлоги.
Грамматический строй в процессе становления детской речи усваивается
благодаря подражанию речи окружающих. Основой для его формирования
является повседневное общение ребенка с близкими взрослыми, совместная
деятельность с ними.
Происходит это постепенно, начиная с 1,5 – 2-х лет, когда у ребенка
появляются первые фразы, а следовательно, необходимость смыслового
соподчинения слов внутри них.
На третьем году жизни в речи ребенка появляются грамматические
формы, выражающие его отношение к предмету, пространству и времени. Как
правило, с начало появляются родительный падеж, затем дательный,
творительный, предложный. Фразы ставятся многословными, появляются
придаточные предложения, соединительные союзы и местоимения. Дети часто
задают вопрос: “Что это!”. Ребенок способен узнавать и называть знакомые
предметы, изображенные на картинке называть действия (“Птичка летит”), но
развернутые фразы, как правило еще далеко не всегда правильны. К концу года
ребенок овладевает в такой степени, что свободно может рассказать о том, что
видел, что нового узнал от взрослых, но его речь носит ситуативный характер.
Четвертый год жизни. Это возраст “почемучек”, бесконечных вопросов.
Совершенствуется речь ребенка. Он начинает высказывать простейшие
“суждения” о предметах и явлениях его действительности, устанавливать
зависимость между ними, делать умозаключение. В речи детей этого возраста,
кроме существительных и глаголов все чаще встречаются другие части речи:
местоимения, наречия, появляются числительные, прилагательные,
указывающие на отвлеченные признаки и качества предметов (холодный,
горячий, хороший, твердый). К концу года они не редко используют в своей
речи притяжательные прилагательные (“папина шапка, мамин цветок”).
Одновременно с обогащением словаря дети интенсивнее овладевают
грамматическим строем речи. В предложениях используются однородные
члены (“Там играют Катя и Лиза”). Дети этого возраста допускают
грамматические ошибки: неправильно согласуют слова, особенно
существительные среднего рода с прилагательными; неправильно употребляют
падежные окончания (“Бабушка посуды моет”); наблюдается частные ошибки в
употреблении несклоняемых имен существительных (“А у меня на “пальте”
пуговица оторвалась”). Отмечаются некоторые несовершенства фразовой речи:
не всегда правилен порядок слов в предложениях, нарушается оформление
связей слов (“один машина”).
Пятый год жизни - заключительная фаза в развитии языка, но детское
словотворчество еще продолжается. В речи детей этого возраста все чаще
появляются прилагательные, которыми они пользуются для обозначения
признаков и качеств предметов, отражение временных и пространственных
отношений (при определении цвета ребенок, кроме основных цветов, называет
дополнительные - синий, темный), начинают появляется притяжательные
прилагательные (лисий хвост, заячья избушка). Все шире использует ребенок
наречия, личные местоимения. В этом возрасте дети начинают овладевать
монологической речью. В их речи впервые появляются предложения с
однородными обстоятельствами. Они усваивают и правильно согласовывают
прилагательные с существительными в косвенных падежах; пользуются более
усложненной и распространенной фразой.
Шестой год жизни. На этом возрастном этапе продолжается
совершенствование всех сторон речи ребенка. Фраза становится, более
развернутой, точнее высказывания. Ребенок выделяет существительные
признаки в предметах и явлениях, начинает устанавливать причинно-
следственные связи между ними, временные и другие отношения. На шестом
году ребенок практически овладевает грамматическим строем и пользуется им
достаточно свободно. Все реже допускает ошибки в согласовании слов, в
падежных окончаниях существительных и прилагательных; часто правильно
употребляет родительный падеж существительных во множественном числе.
Он легко образует существительное, и другие части речи при помощи
суффиксов, прилагательные и существительных (ключ из железа - железный).
Дети способны устанавливать и отражать в речи причинно-следственные связи;
обобщать, анализировать и систематизировать. Однако, в речи встречаются
грамматические ошибки: неправильное образование формы родительного
падежа множественного числа некоторых существительных (“грушев”,
”деревов”), изменение по падежам несклоняемых существительных (“на
пианине стоят часы”).
В количественном и качественном отношении речевая сторона речи
детей седьмого года жизни достигает высокого уровня. Характерным является
дифференцированный подход к обозначению предметов (машина грузовая и
легковая, одежда летняя и зимняя). Ребенок чаще начинает употреблять в своей
речи отвлеченные понятия, сложные слова (длинноногий жираф), пользоваться
эпитетами, понимать метафоры (солнце смеется, тучка плачет). У детей
складываются представления о многозначности слов (чистый воздух, чистая
кофта). Он может точно подбирать слова при сравнении предметов или
явлений, метко подбирая в них сходства и различия (белый как снег).
Грамматическое развитие ребенка должно осуществляться через организацию
специальной совместной со взрослым деятельности (рассматривание картин,
вопросы-задания, художественные тексты, магнитофонные записи). Но самым
главным и очень эффективным видом совместной деятельности ребенка и
взрослого, является игра (драматизация, дидактическая, речевая).
Существует большое количество игр, помогающих развивать грамматическую
сторону речи ребенка. Вот лишь некоторые из них: «Один-много», «Назови
ласково», «Чего не стало», «Сосчитай до 5», «Из чего какой», «Чей хвост,
чьи уши, чья голова», «Жадина и щедрый».
ЛИТЕРАТУРА.
1.
Арушанова А.Г. Формирование грамматического строя речи - М.: Академия, 2009.
2.
Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста:
Учеб.-метод. Пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений - М.:
ВЛАДОС, 2010.
3.
Лалаева
Р.И.,
Серебрякова
Н.В.
Коррекция
общего
недоразвития
речи
у
дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). — СПб.: СОЮЗ, 1999.
4.
Новиковская О.А. Логопедическая грамматика. - СПб.: КОРОНА принт, 2004.
5. Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. - М.:
ГНОМ и Д, 2001.