Напоминание

Педагогический проект из опыта работы


Автор: Иванова Анна Александровна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 70 "Лучик"
Населённый пункт: города Смоленска
Наименование материала: "Сотрудничество детского сада и семьи в рамках социально-коммуникативного развития детей"
Тема: Педагогический проект из опыта работы
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 70 «Лучик» города Смоленска

Педагогический проект

«Ребенок-педагог-родитель»

(направление: «Сотрудничество детского

сада и семьи в рамках социально-коммуникативного

развития детей»)

Автор проекта:

старший воспитатель

Иванова Анна Александровна

2019

ФГОС

ДО,

утвержденный

приказом

Минобрнауки

России

от

17.10.2013

№1155

определяет

современные

ориентиры

построения

взаимоотношений дошкольной образовательной организации с семьей. К

важнейшим

задачам,

решаемым

ФГОС

ДО,

относятся

обеспечение

психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности

родителей в вопросах развития, образования, охраны и укрепления здоровья

детей. Эти задачи по-новому определяют работу ДОУ с семьей: от

традиционной

помощи

семье

в

процессе

воспитания

детей

-

к

формированию компетентного родителя и осознанного родительства -

основных факторов успешной социализации ребенка.

У педагогов и родителей дошкольников - единые цели и задачи:

- сделать все, чтобы дети росли счастливыми, здоровыми, активными,

жизнелюбивыми, общительными;

-

чтобы они в будущем успешно учились в школе и смогли

реализоваться как личности.

Правовой основой взаимодействия ДОУ с родителями являются

следующие документы:

1.Декларация прав ребенка — это первый международный документ,

в котором родители призываются к признанию и соблюдению прав детей на

образование, физическое, умственное, нравственное и духовное развитие в

условиях свободы и достоинства;

2. Конвенция о правах ребенка — признает за каждым ребенком

юридическое право на воспитание, развитие, защиту, активное участие в

жизни общества; увязывает права ребенка с правами и обязанностями

родителей и других лиц, несущих ответственность за жизнь детей, их

развитие, защиту, и предоставляет ребенку право на участие в принятии

решений, затрагивающих его настоящее и будущее;

3. Конституция РФ, п. 4, ст. 43 — право ребенка-дошкольника на

образование гарантируется государством;

4.

Семейный кодекс РФ, ст. 63:

в нем оговариваются права и

обязанности родителей по воспитанию и образованию детей; подчеркивается

ответственность за воспитание, здоровье, физическое, психическое, духовное

и нравственное развитие ребенка. В нем указано, что обеспечение интересов

детей должно быть предметом основной заботы их родителей;

5.

Закон «Об образовании в РФ»:

в нем указано, что родители

являются первыми педагогами ребенка-дошкольника и именно они обязаны

заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития

его личности;

6. Закон «Об основных гарантиях прав ребенка Российской Фе-

дерации», где изложены основные гарантии прав ребенка.

Взаимодействие педагогов с родителями предполагает взаимопомощь,

взаимоуважение и взаимодоверие, знание и учет педагогами условий

семейного воспитания, а родителями - условий воспитания в детском саду.

Также оно подразумевает обоюдное желание родителей и педагогов

поддерживать контакты друг с другом.

Цель

взаимодействия

установление

партнерских

отношений

участников педагогического процесса, приобщение родителей к жизни

детского сада.

Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями

воспитанников

в

рамках

социально-коммуникативного

развития

представлены

в

содержательном

разделе

основной

образовательной

программы дошкольного образования МБДОУ «Детский сад № 70 «Лучик»

г.Смоленска. Взаимодействие с семьями в процессе реализации программы -

значимое направление работы детского сада наряду с непосредственно-

образовательной

деятельностью

и

деятельностью,

осуществляемой

в

режимные моменты.

Работа детского сада с семьей была и остается одним из наиболее

важных и вместе с тем сложных аспектов педагогической деятельности

практически в каждом дошкольном учреждении.

Это объясняется рядом причин:

- низким уровнем социально-психологической культуры участников

взаимодействия (родителей и воспитателей), а значит, неумением общаться,

налаживать деловое и личное сотрудничество;

- неумением родителей анализировать собственную воспитательную

деятельность;

- непониманием воспитателями того, что в определении содержания,

форм и методов работы детского сада с семьей социальными заказчиками

выступают семья, родители, а не дошкольное учреждение;

- недостаточной информированностью родителей об особенностях

жизни и деятельности детей в дошкольном учреждении, а воспитателей - об

условиях и особенностях семейного воспитания каждого ребенка.

Принципы взаимодействия ДОУ с семьями по социально-

коммуникативному развитию:

Принцип гуманизации обеспечивает установление подлинно

человеческих, равноправных и партнерских отношений в системе «ДОУ –

семья».

Принцип индивидуализации

ориентирован на глубокое изучение

особенностей семей воспитанников, а так же создание управляемой системы

форм и методов индивидуального взаимодействия;

Принцип открытости

предполагает, что родители могут иметь

возможность свободно, по своему усмотрению, в удобное для них время

знакомиться с деятельностью ребенка в детском саду, стилем общения

воспитателя с дошкольниками, включаясь в жизнь группы.

Принцип психологической комфортности заключается в снятии всех

стрессовых факторов образовательно-воспитательного процесса, в создании в

детском саду эмоционально-благоприятной атмосферы.

Требования ФГОС ДО к организации работы с родителями:

В соответствии с ФГОС ДО дошкольная организация обязана:

информировать

родителей

(законных

представителей) и

общественность относительно целей

дошкольного

образования,

общих

для всего образовательного пространства Российской Федерации, а также о

Программе;

обеспечить открытость дошкольного образования;

создавать

условия

для

участия

родителей

(законных

представителей) в образовательной деятельности;

поддерживать

родителей

(законных

представителей)

в

воспитании детей, охране и укреплении их здоровья;

обеспечить

вовлечение

семей в

непосредственно

образовательную деятельность, в

том

числе

посредством

создания

образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления

потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;

создавать условия для взрослых по поиску, использованию

материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в

информационной среде, а также для обсуждения с родителями (законными

представителями) детей вопросов, связанных с реализацией Программы.

Организацию взаимодействия с родителями воспитанников ДОУ

по социально-коммуникативному можно разделить на 4 этапа:

Первый этап

Трансляция родителям

положительного образа ребенка.

Второй этап

Трансляция родителям знаний

о ребенке, которых они не могли бы

получить в семье

Третий этап

Ознакомление педагога с

проблемами семьи в вопросах

воспитания ребенка.

Четвертый этап

Определение перспектив

дальнейшего сотрудничества

Первый этап - трансляция родителям положительного образа ребенка.

Беседа с родителями проходит под девизом «Ваш ребенок лучше всех»

Благодаря этому с самого начала между воспитателем и родителями

складываются доброжелательные отношения с установкой на будущее

сотрудничество. Оправданность данного этапа определяется тем, что в

повседневном общении с детьми родители часто фиксируют свое внимание

лишь на негативных проявлениях. К этому добавляются и тревожные

ожидания в отношении поведения ребенка в детском саду. Педагог никогда

не жалуется на ребенка, даже если он что-то натворил. Поэтому первый этап

может быть обозначен как этап "перестановки акцентов".

Второй этап - трансляция родителям знаний о ребенке, которых они

не могли быполучить в семье. Например, об успехах и особенностях

развития ребенка в ДОУ, особенностях общения его с другими детьми,

результатах образовательной деятельности, При этом соблюдается принцип

«ваш ребенок лучше всех» - каждое его достижение представляют родителям

как исключительное, даже если им самим так не кажется.

Третий этап - ознакомление педагога с проблемами семьи в вопросах

воспитания

ребенка.

На

данном

этапе

главная

роль

принадлежит

родителямТолько на основе достигнутого доверия в общении с воспитателем

(в первые два этапа) у родителей возникает потребность рассказать об

индивидуальных проявлениях ребенка (его вкусах, поведении, привычках),

причем не только положительных, но и отрицательных. Воспитатель только

поддерживает диалог, не давая оценочных суждений.Важно помнить, что

полученной от родителей информацией не следует делиться с коллегой по

группе и в

целом использовать ее только для организации позитивного

взаимодействия.

Позиция

воспитателя

в

диалоге

партнерская,

без

нравоучений и наставлений (общение на равных).

Благодаря этому становится возможным переход к четвертому,

заключительному

этапу,

определяющему

перспективы

дальнейшего

сотрудничества

по

формированию

личности

ребенкаи

выработку

согласованных действий и взглядов на воспитание. Только на этом этапе

педагог,

завоевавший

доверие

родителей

при

успешном

проведении

предыдущих этапов может начинать давать советы родителям.

Сотрудничество с семьями по вопросам социально-коммуникативного

развития мы делим на информационный и практический блоки

Информационный блок включает ознакомление родителей с задачами

социально-коммуникативного развития, его значением в жизни ребенка,

порядком создания необходимых условий в семье для решения данных

задач. Неотъемлемой частью такой работы является выявление отношения

родителей

к

воспитанию

вообще

и

социально-коммуникативному

в

частности, их положительного опыта и типичных трудностей, а также

потребностей в получении помощи от специалистов в приемлемых для них

формах по вопросам организации социально-коммуникативного развития в

семье.

Практический блок. Цель – организация продуктивного общения всех

участников образовательных отношений (педагогов, детей, родителей).

Формы работы с родителями по социально-коммуникативному

развитию дошкольников:

Массовые:

1. Собрания-беседы на воспитательные темы: «Совместный труд с

детьми дома», «Игра как средство воспитания»,«Защита прав и достоинства

ребенка», «Знаете ли вы своего ребенка?»

2. Собрания по обмену опытом воспитания детей в семье «В каждом

доме – свои традиции»; «Детские праздники в семье»,

3. Собрания-консультации«Чем и как занять ребенка дома», «Какие

игрушки нужны вашим детям», «Как отвечать на детские вопросы»,

«Готовимся к школе»

4. Собрания в форме «круглого стола»: «Зачем учиться быть

родителем?», «Родительство: искусство или призвание?», «Современный

родитель – образованный родитель»; «Воспитаниеребенка начинается с

себя», «Учимся вместе в интересах детей»,«Родителями не рождаются, а

становятся»;

5. Тематические выставки«Профессии наших родителей» «Давайте

познакомимся», «Наша улица»

6. Информационные бюллетени, памятки, листовкина темы: «Любите

своего ребенка», «Создание благоприятной семейной обстановки», «Как

правильно общаться с детьми», «Ребенок и компьютер», «Как воспитать

ребенка оптимиста»

7. Настольная тематическая информация «Приобщение детей к игре»,

«Учите детей трудиться», «Возрастные особенности детей», «Наши верные

друзья – полезные привычки»;

8. Анкетирование «Какие мы родители», «Познакомимся поближе»,

«Воспитание чувств», «Ваши отношения с детьми», «Совместный досуг»

9. Дискуссии «Мой родительский стаж», «Идеальный родитель: какой

он?

Групповой формой сотрудничества с родителями является работа с

родительским комитетом. Родительский комитет помогает детскому саду: в

организации педагогической пропаганды среди родителей, в организации

общих родительских собраний, в благоустройстве и озеленении участка, в

изготовлении пособий.

К индивидуальным формам работы с родителями относятся:

1. Беседы «Воспитание культуры поведения дошкольников», «Этот

сложный возраст» (кризис 3-лет);

2. Консультации (исходя из запросов родителей), например: «С кем и

как дружит мой ребенок»;

3. Педагогические поручения;

Переходя от сотрудничества по обмену информацией и пропаганды

педагогических

знаний

к

равноправному

общению,

совместному

приобретению опыта мы используем также и новые формы взаимодействия

педагогов и родителей:

Презентация дошкольного учреждения: активизация родителей за

счет включения их в различные виды деятельности; организации экспертизы

со стороны родителей; принятие во внимание предложений семей «Один

день из жизни 2-й младшей группы», «Дом, в котором мы живем».

Педагогические ситуации целесообразны

при условии

решения

типичных

для

конкретной

семьи

ситуаций

и

при

участии

семей

воспитанников: «Игра с ребенком в жизни вашей семьи», «Внутрисемейные

отношения и эмоциональное самочувствие ребенка»

Конференции с родителями. На конференции в занимательной форме

педагоги, специалисты и родители моделируют жизненные ситуации,

проигрывая их. Это дает возможность родителям не только накапливать

профессиональные знания в области воспитания детей, но и способствует

установлению доверительных отношений с педагогами и специалистами:

«Зачем человеку детство», «Развитие игровой деятельности детей в семье»

Игровые тренинги: «Мир оптимистов», «Больше позитива», «Давайте

поиграем»

Семейные газеты на темы: «Я и моя семья», «Наши достижения»,

«Коллаж интересов. Родители оформляют информацию о семье, о ребенке,

его достижениях, увлечениях и т. д.

Организация взаимодействия с семьей – работа, не имеющая готовых

технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и

терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в

семье.

Взаимодействуя

с родителями по социально-коммуникативному

развитию, мы помогаем им:

в процессе общения

увидеть отличие мира детей от мира

взрослых

знакомя с правами детей, помогаем преодолеть авторитарное

отношение к ребёнку;

раскрывая

нравственные

основы

и

аспекты

воспитания,

помогаем формировать отношение к ребенку, как к равному себе; открываем

сильные и слабые стороны ребёнка, чтобы учитывать их в дальнейшем в

решении задач воспитания;

учим

проявлять искреннюю заинтересованность в действиях

ребёнка и быть готовым к эмоциональной поддержке.

Педагогу важно создать необходимые условия для взаимодействия

детского сада и семьи:

• выработать единые требования, предъявляемые к ребенку дома и

в ДОУ;

согласовать

требования

с

педагогическими

установками

родителей;

выработать общий подход к решению проблем развития

дошкольников по социально-коммуникативному развитию;

• обобщение и согласование педагогических методов и приемов на

основе изучения опыта семейного воспитания и передачи родителям

информации о технологиях образовательного процесса

Чтобы лучше узнать семьи наших воспитанников, родителям было

предложено: заполнить «социальный паспорт семьи»; ответить на вопросы

анкет; обозначить проблемы, которые они испытывают в воспитании детей.

Сбор информации показал, что родители некомпетентны в вопросах

развития детей. Анкетирование и наблюдения за стилем общения родителей

с детьми показали, что для родителей представляют интерес такие проблемы,

как воспитание послушания у детей, культуры поведения, проблемы детской

игры,

страхов,

агрессивности,

раннего

обучения.

Родители

младших

дошкольников испытывают трудности, связанные с кризисом трех лет, а

родители старших дошкольников говорят о проблемах, связанных с ранней

подготовкой их к школе.

В воспитании сегодняшнего малыша — будущего гражданина —

должны быть заинтересованы и родители, и ДОУ. Родители должны

стремиться вырастить, хорошо воспитать малыша, педагоги — помочь в этом

родителям.

С целью организации просвещения родителей творческой группой

детского сада разработан долгосрочный педагогический проект «Ребенок —

педагог — родитель».

Цель

проекта

развивать

педагогическую

компетентность

родителей, помогать семье находить ответы на интересующие вопросы в

воспитании детей, привлекать их к сотрудничеству в плане единых подходов

в воспитании ребенка.

Задачи проекта:

* выработать единый стиль воспитания и общения с ребенком в ДОУ

и семье;

*

оказать квалифицированную консультативную и практическую

помощь родителям по проблемам воспитания и развития ребенка;

*

сформировать у ребенка чувство защищенности и внутренней

свободы, доверия к окружающему миру;

*

активизировать и обогатить воспитательные умения родителей,

поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

Отличительной особенностью проекта

«Ребенок — педагог —

родитель» является активное вовлечение семьи в воспитательный процесс

дошкольного учреждения. Это является приоритетом и проходит красной

нитью через организацию работы с семьей по социально-коммуникативному

развитию во всех возрастных группах.

Принципы взаимодействия с родителями:

целенаправленность, систематичность, плановость;

дифференцированный подход к взаимодействию с родителями с

учетом специфики каждой семьи;

возрастной характер взаимодействия с родителями;

доброжелательность, открытость.

Методы изучения семьи: анкетирование; наблюдение за ребенком;

посещение семьи ребенка; беседы с ребенком; беседы с родителями.

Основные направления:

просветительское:

направлено на психолого-педагогическое

просвещение родителей, повышение родительской компетентности по

вопросам воспитания подрастающего поколения, пропаганду семейных

ценностей, воспитание и сохранение семейных традиций, пропаганду знаний

по психологии семьи;

практически-действенное: направлено на развитие мотивации у

родителей

на

выполнение

общего

интересного

дела;

способствует

проявлению

творческих

способностей,

возможностей

реализации

собственных идей каждым родителем; создает условия для полноценного

общения, желания обменяться мнением, опытом семейного воспитания для

улучшения детско-родительских отношений.

Данный проект рассчитан на два года и реализуется во взаимодействии

с родителями детей младшего, среднего, старшего и подготовительного

возрастов.

Ожидаемые результаты:

Активизация интереса родителей к работе ДОУ, к воспитанию детей,

улучшению детско-родительских отношений.

Повышение компетентности родителей в психолого-педагогических и

правовых вопросах.

Сохранение семейных ценностей и традиций.

Увеличение количества обращений с вопросами к воспитателям, за

индивидуальными консультации к специалистам, в «родительскую

почту».

Возрастание интереса к мероприятиям, проводимым в ДОУ (встречи,

выставки, дни открытых дверей, праздники). Увеличение количества

родителей — активных участников совместных мероприятий.

Рост удовлетворенности родителей работой педагога и ДОУ в целом.

Литература:

ФГОС ДО.

Инновационные формы взаимодействия ДОУ с семьей /авт.- сост. Н.М.

Сертакова. – Волгоград: Учитель, 2015.

С. В. Чиркова. Родительские собрания в детском саду. - М.: «ВАКО»,

2014.

Я – компетентный родитель (под ред. Л.В. Коломийченко). – М., 2013.

Социальное партнерство детского сада с родителями: Сборник

материалов./ Сост. Т.В. Цветкова – М.: ТЦ Сфера, 2013.

А.В. Дронь. Взаимодействие ДОУ с родителями дошкольников. – М.,

2012

О.И. Давыдова. Проекты в работе с семьей. – СПБ: ООО

«ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.

Л.Н. Попова. Детско-родительский клуб «Веселая семейка». – М., ТЦ

Сфера, 2012

А.А. Майер. 555 идей для вовлечения родителей в жизнь детского сада.

- М.: ТЦ Сфера, 2011.

Т. В. Иванова. Родительские собрания в ДОУ: младшая и средняя

группы. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2010.

Т. В. Иванова. Родительские собрания в ДОУ: старшая и

подготовительная группы. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2010.

Организация и содержание работы с родителями: из опыта работы

МДОУ № 104 г. Липецка. – 2009.

О.Л. Зверева. Родительские собрания в ДОУ: методическое пособие. –

М.: Айрис-пресс, 2006.

О.И. Давыдова. Работа с родителями в ДОУ: этнопедагогический

подход. – М.: ТЦ Сфера, 2005

Е.П. Арнаутова. В гостях у директора: беседы с руководителем

дошкольного учреждения о сотрудничестве с семьей. – М.: ООО «ЛИНКА-

ПРЕСС», 2004.

Журнал

«Справочник

старшего

воспитателя

дошкольного

учреждения»: 2014. - №7, с.44-52; №9, с.17-33.

2013г.- №11, с. 43-52.



В раздел образования