Автор: Иванова Анна Александровна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 70 "Лучик"
Населённый пункт: города Смоленска
Наименование материала: "Сотрудничество детского сада и семьи в рамках социально-коммуникативного развития детей"
Тема: Педагогический проект из опыта работы
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 70 «Лучик» города Смоленска
Педагогический проект
«Ребенок-педагог-родитель»
(направление: «Сотрудничество детского
сада и семьи в рамках социально-коммуникативного
развития детей»)
Автор проекта:
старший воспитатель
Иванова Анна Александровна
2019
ФГОС
ДО,
утвержденный
приказом
Минобрнауки
России
от
17.10.2013
№1155
определяет
современные
ориентиры
построения
взаимоотношений дошкольной образовательной организации с семьей. К
важнейшим
задачам,
решаемым
ФГОС
ДО,
относятся
обеспечение
психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности
родителей в вопросах развития, образования, охраны и укрепления здоровья
детей. Эти задачи по-новому определяют работу ДОУ с семьей: от
традиционной
помощи
семье
в
процессе
воспитания
детей
-
к
формированию компетентного родителя и осознанного родительства -
основных факторов успешной социализации ребенка.
У педагогов и родителей дошкольников - единые цели и задачи:
- сделать все, чтобы дети росли счастливыми, здоровыми, активными,
жизнелюбивыми, общительными;
-
чтобы они в будущем успешно учились в школе и смогли
реализоваться как личности.
Правовой основой взаимодействия ДОУ с родителями являются
следующие документы:
1.Декларация прав ребенка — это первый международный документ,
в котором родители призываются к признанию и соблюдению прав детей на
образование, физическое, умственное, нравственное и духовное развитие в
условиях свободы и достоинства;
2. Конвенция о правах ребенка — признает за каждым ребенком
юридическое право на воспитание, развитие, защиту, активное участие в
жизни общества; увязывает права ребенка с правами и обязанностями
родителей и других лиц, несущих ответственность за жизнь детей, их
развитие, защиту, и предоставляет ребенку право на участие в принятии
решений, затрагивающих его настоящее и будущее;
3. Конституция РФ, п. 4, ст. 43 — право ребенка-дошкольника на
образование гарантируется государством;
4.
Семейный кодекс РФ, ст. 63:
в нем оговариваются права и
обязанности родителей по воспитанию и образованию детей; подчеркивается
ответственность за воспитание, здоровье, физическое, психическое, духовное
и нравственное развитие ребенка. В нем указано, что обеспечение интересов
детей должно быть предметом основной заботы их родителей;
5.
Закон «Об образовании в РФ»:
в нем указано, что родители
являются первыми педагогами ребенка-дошкольника и именно они обязаны
заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития
его личности;
6. Закон «Об основных гарантиях прав ребенка Российской Фе-
дерации», где изложены основные гарантии прав ребенка.
Взаимодействие педагогов с родителями предполагает взаимопомощь,
взаимоуважение и взаимодоверие, знание и учет педагогами условий
семейного воспитания, а родителями - условий воспитания в детском саду.
Также оно подразумевает обоюдное желание родителей и педагогов
поддерживать контакты друг с другом.
Цель
взаимодействия
–
установление
партнерских
отношений
участников педагогического процесса, приобщение родителей к жизни
детского сада.
Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями
воспитанников
в
рамках
социально-коммуникативного
развития
представлены
в
содержательном
разделе
основной
образовательной
программы дошкольного образования МБДОУ «Детский сад № 70 «Лучик»
г.Смоленска. Взаимодействие с семьями в процессе реализации программы -
значимое направление работы детского сада наряду с непосредственно-
образовательной
деятельностью
и
деятельностью,
осуществляемой
в
режимные моменты.
Работа детского сада с семьей была и остается одним из наиболее
важных и вместе с тем сложных аспектов педагогической деятельности
практически в каждом дошкольном учреждении.
Это объясняется рядом причин:
- низким уровнем социально-психологической культуры участников
взаимодействия (родителей и воспитателей), а значит, неумением общаться,
налаживать деловое и личное сотрудничество;
- неумением родителей анализировать собственную воспитательную
деятельность;
- непониманием воспитателями того, что в определении содержания,
форм и методов работы детского сада с семьей социальными заказчиками
выступают семья, родители, а не дошкольное учреждение;
- недостаточной информированностью родителей об особенностях
жизни и деятельности детей в дошкольном учреждении, а воспитателей - об
условиях и особенностях семейного воспитания каждого ребенка.
Принципы взаимодействия ДОУ с семьями по социально-
коммуникативному развитию:
Принцип гуманизации обеспечивает установление подлинно
человеческих, равноправных и партнерских отношений в системе «ДОУ –
семья».
Принцип индивидуализации
ориентирован на глубокое изучение
особенностей семей воспитанников, а так же создание управляемой системы
форм и методов индивидуального взаимодействия;
Принцип открытости
предполагает, что родители могут иметь
возможность свободно, по своему усмотрению, в удобное для них время
знакомиться с деятельностью ребенка в детском саду, стилем общения
воспитателя с дошкольниками, включаясь в жизнь группы.
Принцип психологической комфортности заключается в снятии всех
стрессовых факторов образовательно-воспитательного процесса, в создании в
детском саду эмоционально-благоприятной атмосферы.
Требования ФГОС ДО к организации работы с родителями:
В соответствии с ФГОС ДО дошкольная организация обязана:
информировать
родителей
(законных
представителей) и
общественность относительно целей
дошкольного
образования,
общих
для всего образовательного пространства Российской Федерации, а также о
Программе;
обеспечить открытость дошкольного образования;
создавать
условия
для
участия
родителей
(законных
представителей) в образовательной деятельности;
поддерживать
родителей
(законных
представителей)
в
воспитании детей, охране и укреплении их здоровья;
обеспечить
вовлечение
семей в
непосредственно
образовательную деятельность, в
том
числе
посредством
создания
образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления
потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;
создавать условия для взрослых по поиску, использованию
материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в
информационной среде, а также для обсуждения с родителями (законными
представителями) детей вопросов, связанных с реализацией Программы.
Организацию взаимодействия с родителями воспитанников ДОУ
по социально-коммуникативному можно разделить на 4 этапа:
Первый этап
Трансляция родителям
положительного образа ребенка.
Второй этап
Трансляция родителям знаний
о ребенке, которых они не могли бы
получить в семье
Третий этап
Ознакомление педагога с
проблемами семьи в вопросах
воспитания ребенка.
Четвертый этап
Определение перспектив
дальнейшего сотрудничества
Первый этап - трансляция родителям положительного образа ребенка.
Беседа с родителями проходит под девизом «Ваш ребенок лучше всех»
Благодаря этому с самого начала между воспитателем и родителями
складываются доброжелательные отношения с установкой на будущее
сотрудничество. Оправданность данного этапа определяется тем, что в
повседневном общении с детьми родители часто фиксируют свое внимание
лишь на негативных проявлениях. К этому добавляются и тревожные
ожидания в отношении поведения ребенка в детском саду. Педагог никогда
не жалуется на ребенка, даже если он что-то натворил. Поэтому первый этап
может быть обозначен как этап "перестановки акцентов".
Второй этап - трансляция родителям знаний о ребенке, которых они
не могли быполучить в семье. Например, об успехах и особенностях
развития ребенка в ДОУ, особенностях общения его с другими детьми,
результатах образовательной деятельности, При этом соблюдается принцип
«ваш ребенок лучше всех» - каждое его достижение представляют родителям
как исключительное, даже если им самим так не кажется.
Третий этап - ознакомление педагога с проблемами семьи в вопросах
воспитания
ребенка.
На
данном
этапе
главная
роль
принадлежит
родителямТолько на основе достигнутого доверия в общении с воспитателем
(в первые два этапа) у родителей возникает потребность рассказать об
индивидуальных проявлениях ребенка (его вкусах, поведении, привычках),
причем не только положительных, но и отрицательных. Воспитатель только
поддерживает диалог, не давая оценочных суждений.Важно помнить, что
полученной от родителей информацией не следует делиться с коллегой по
группе и в
целом использовать ее только для организации позитивного
взаимодействия.
Позиция
воспитателя
в
диалоге
партнерская,
без
нравоучений и наставлений (общение на равных).
Благодаря этому становится возможным переход к четвертому,
заключительному
этапу,
определяющему
перспективы
дальнейшего
сотрудничества
по
формированию
личности
ребенкаи
выработку
согласованных действий и взглядов на воспитание. Только на этом этапе
педагог,
завоевавший
доверие
родителей
при
успешном
проведении
предыдущих этапов может начинать давать советы родителям.
Сотрудничество с семьями по вопросам социально-коммуникативного
развития мы делим на информационный и практический блоки
Информационный блок включает ознакомление родителей с задачами
социально-коммуникативного развития, его значением в жизни ребенка,
порядком создания необходимых условий в семье для решения данных
задач. Неотъемлемой частью такой работы является выявление отношения
родителей
к
воспитанию
вообще
и
социально-коммуникативному
в
частности, их положительного опыта и типичных трудностей, а также
потребностей в получении помощи от специалистов в приемлемых для них
формах по вопросам организации социально-коммуникативного развития в
семье.
Практический блок. Цель – организация продуктивного общения всех
участников образовательных отношений (педагогов, детей, родителей).
Формы работы с родителями по социально-коммуникативному
развитию дошкольников:
Массовые:
1. Собрания-беседы на воспитательные темы: «Совместный труд с
детьми дома», «Игра как средство воспитания»,«Защита прав и достоинства
ребенка», «Знаете ли вы своего ребенка?»
2. Собрания по обмену опытом воспитания детей в семье «В каждом
доме – свои традиции»; «Детские праздники в семье»,
3. Собрания-консультации«Чем и как занять ребенка дома», «Какие
игрушки нужны вашим детям», «Как отвечать на детские вопросы»,
«Готовимся к школе»
4. Собрания в форме «круглого стола»: «Зачем учиться быть
родителем?», «Родительство: искусство или призвание?», «Современный
родитель – образованный родитель»; «Воспитаниеребенка начинается с
себя», «Учимся вместе в интересах детей»,«Родителями не рождаются, а
становятся»;
5. Тематические выставки«Профессии наших родителей» «Давайте
познакомимся», «Наша улица»
6. Информационные бюллетени, памятки, листовкина темы: «Любите
своего ребенка», «Создание благоприятной семейной обстановки», «Как
правильно общаться с детьми», «Ребенок и компьютер», «Как воспитать
ребенка оптимиста»
7. Настольная тематическая информация «Приобщение детей к игре»,
«Учите детей трудиться», «Возрастные особенности детей», «Наши верные
друзья – полезные привычки»;
8. Анкетирование «Какие мы родители», «Познакомимся поближе»,
«Воспитание чувств», «Ваши отношения с детьми», «Совместный досуг»
9. Дискуссии «Мой родительский стаж», «Идеальный родитель: какой
он?
Групповой формой сотрудничества с родителями является работа с
родительским комитетом. Родительский комитет помогает детскому саду: в
организации педагогической пропаганды среди родителей, в организации
общих родительских собраний, в благоустройстве и озеленении участка, в
изготовлении пособий.
К индивидуальным формам работы с родителями относятся:
1. Беседы «Воспитание культуры поведения дошкольников», «Этот
сложный возраст» (кризис 3-лет);
2. Консультации (исходя из запросов родителей), например: «С кем и
как дружит мой ребенок»;
3. Педагогические поручения;
Переходя от сотрудничества по обмену информацией и пропаганды
педагогических
знаний
к
равноправному
общению,
совместному
приобретению опыта мы используем также и новые формы взаимодействия
педагогов и родителей:
Презентация дошкольного учреждения: активизация родителей за
счет включения их в различные виды деятельности; организации экспертизы
со стороны родителей; принятие во внимание предложений семей «Один
день из жизни 2-й младшей группы», «Дом, в котором мы живем».
Педагогические ситуации целесообразны
при условии
решения
типичных
для
конкретной
семьи
ситуаций
и
при
участии
семей
воспитанников: «Игра с ребенком в жизни вашей семьи», «Внутрисемейные
отношения и эмоциональное самочувствие ребенка»
Конференции с родителями. На конференции в занимательной форме
педагоги, специалисты и родители моделируют жизненные ситуации,
проигрывая их. Это дает возможность родителям не только накапливать
профессиональные знания в области воспитания детей, но и способствует
установлению доверительных отношений с педагогами и специалистами:
«Зачем человеку детство», «Развитие игровой деятельности детей в семье»
Игровые тренинги: «Мир оптимистов», «Больше позитива», «Давайте
поиграем»
Семейные газеты на темы: «Я и моя семья», «Наши достижения»,
«Коллаж интересов. Родители оформляют информацию о семье, о ребенке,
его достижениях, увлечениях и т. д.
Организация взаимодействия с семьей – работа, не имеющая готовых
технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и
терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в
семье.
Взаимодействуя
с родителями по социально-коммуникативному
развитию, мы помогаем им:
в процессе общения
увидеть отличие мира детей от мира
взрослых
знакомя с правами детей, помогаем преодолеть авторитарное
отношение к ребёнку;
раскрывая
нравственные
основы
и
аспекты
воспитания,
помогаем формировать отношение к ребенку, как к равному себе; открываем
сильные и слабые стороны ребёнка, чтобы учитывать их в дальнейшем в
решении задач воспитания;
учим
проявлять искреннюю заинтересованность в действиях
ребёнка и быть готовым к эмоциональной поддержке.
Педагогу важно создать необходимые условия для взаимодействия
детского сада и семьи:
• выработать единые требования, предъявляемые к ребенку дома и
в ДОУ;
•
согласовать
требования
с
педагогическими
установками
родителей;
•
выработать общий подход к решению проблем развития
дошкольников по социально-коммуникативному развитию;
• обобщение и согласование педагогических методов и приемов на
основе изучения опыта семейного воспитания и передачи родителям
информации о технологиях образовательного процесса
Чтобы лучше узнать семьи наших воспитанников, родителям было
предложено: заполнить «социальный паспорт семьи»; ответить на вопросы
анкет; обозначить проблемы, которые они испытывают в воспитании детей.
Сбор информации показал, что родители некомпетентны в вопросах
развития детей. Анкетирование и наблюдения за стилем общения родителей
с детьми показали, что для родителей представляют интерес такие проблемы,
как воспитание послушания у детей, культуры поведения, проблемы детской
игры,
страхов,
агрессивности,
раннего
обучения.
Родители
младших
дошкольников испытывают трудности, связанные с кризисом трех лет, а
родители старших дошкольников говорят о проблемах, связанных с ранней
подготовкой их к школе.
В воспитании сегодняшнего малыша — будущего гражданина —
должны быть заинтересованы и родители, и ДОУ. Родители должны
стремиться вырастить, хорошо воспитать малыша, педагоги — помочь в этом
родителям.
С целью организации просвещения родителей творческой группой
детского сада разработан долгосрочный педагогический проект «Ребенок —
педагог — родитель».
Цель
проекта
—
развивать
педагогическую
компетентность
родителей, помогать семье находить ответы на интересующие вопросы в
воспитании детей, привлекать их к сотрудничеству в плане единых подходов
в воспитании ребенка.
Задачи проекта:
* выработать единый стиль воспитания и общения с ребенком в ДОУ
и семье;
*
оказать квалифицированную консультативную и практическую
помощь родителям по проблемам воспитания и развития ребенка;
*
сформировать у ребенка чувство защищенности и внутренней
свободы, доверия к окружающему миру;
*
активизировать и обогатить воспитательные умения родителей,
поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
Отличительной особенностью проекта
«Ребенок — педагог —
родитель» является активное вовлечение семьи в воспитательный процесс
дошкольного учреждения. Это является приоритетом и проходит красной
нитью через организацию работы с семьей по социально-коммуникативному
развитию во всех возрастных группах.
Принципы взаимодействия с родителями:
•
целенаправленность, систематичность, плановость;
•
дифференцированный подход к взаимодействию с родителями с
учетом специфики каждой семьи;
•
возрастной характер взаимодействия с родителями;
•
доброжелательность, открытость.
Методы изучения семьи: анкетирование; наблюдение за ребенком;
посещение семьи ребенка; беседы с ребенком; беседы с родителями.
Основные направления:
—
просветительское:
направлено на психолого-педагогическое
просвещение родителей, повышение родительской компетентности по
вопросам воспитания подрастающего поколения, пропаганду семейных
ценностей, воспитание и сохранение семейных традиций, пропаганду знаний
по психологии семьи;
—
практически-действенное: направлено на развитие мотивации у
родителей
на
выполнение
общего
интересного
дела;
способствует
проявлению
творческих
способностей,
возможностей
реализации
собственных идей каждым родителем; создает условия для полноценного
общения, желания обменяться мнением, опытом семейного воспитания для
улучшения детско-родительских отношений.
Данный проект рассчитан на два года и реализуется во взаимодействии
с родителями детей младшего, среднего, старшего и подготовительного
возрастов.
Ожидаемые результаты:
Активизация интереса родителей к работе ДОУ, к воспитанию детей,
улучшению детско-родительских отношений.
Повышение компетентности родителей в психолого-педагогических и
правовых вопросах.
Сохранение семейных ценностей и традиций.
Увеличение количества обращений с вопросами к воспитателям, за
индивидуальными консультации к специалистам, в «родительскую
почту».
Возрастание интереса к мероприятиям, проводимым в ДОУ (встречи,
выставки, дни открытых дверей, праздники). Увеличение количества
родителей — активных участников совместных мероприятий.
Рост удовлетворенности родителей работой педагога и ДОУ в целом.
Литература:
ФГОС ДО.
Инновационные формы взаимодействия ДОУ с семьей /авт.- сост. Н.М.
Сертакова. – Волгоград: Учитель, 2015.
С. В. Чиркова. Родительские собрания в детском саду. - М.: «ВАКО»,
2014.
Я – компетентный родитель (под ред. Л.В. Коломийченко). – М., 2013.
Социальное партнерство детского сада с родителями: Сборник
материалов./ Сост. Т.В. Цветкова – М.: ТЦ Сфера, 2013.
А.В. Дронь. Взаимодействие ДОУ с родителями дошкольников. – М.,
2012
О.И. Давыдова. Проекты в работе с семьей. – СПБ: ООО
«ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.
Л.Н. Попова. Детско-родительский клуб «Веселая семейка». – М., ТЦ
Сфера, 2012
А.А. Майер. 555 идей для вовлечения родителей в жизнь детского сада.
- М.: ТЦ Сфера, 2011.
Т. В. Иванова. Родительские собрания в ДОУ: младшая и средняя
группы. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2010.
Т. В. Иванова. Родительские собрания в ДОУ: старшая и
подготовительная группы. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2010.
Организация и содержание работы с родителями: из опыта работы
МДОУ № 104 г. Липецка. – 2009.
О.Л. Зверева. Родительские собрания в ДОУ: методическое пособие. –
М.: Айрис-пресс, 2006.
О.И. Давыдова. Работа с родителями в ДОУ: этнопедагогический
подход. – М.: ТЦ Сфера, 2005
Е.П. Арнаутова. В гостях у директора: беседы с руководителем
дошкольного учреждения о сотрудничестве с семьей. – М.: ООО «ЛИНКА-
ПРЕСС», 2004.
Журнал
«Справочник
старшего
воспитателя
дошкольного
учреждения»: 2014. - №7, с.44-52; №9, с.17-33.
2013г.- №11, с. 43-52.