Напоминание

Развитие мелкой моторики рук, как эффективное средство развития речи у детей.


Автор: Табунова Елена Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ"Детский сад №47"
Населённый пункт: г. Нижний Новгород,Нижегородская область
Наименование материала: статья
Тема: Развитие мелкой моторики рук, как эффективное средство развития речи у детей.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Развитие мелкой моторики рук, как эффективное средство

развития речи у детей.

«Истоки способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев .Чем больше

уверенности в движениях детской руки , тем тоньше взаимодействие руки с орудием

труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше

мастерства в детской руке, тем умнее ребенок…» В.А. Сухомлинский

Актуальность темы определяется той уникальной ролью, которую играет родной язык в

становлении личности ребенка-дошкольника. Язык и речь традиционно

рассматривались в психологии, философии педагогике как узел, в котором сходятся

различные линии психического развития - мышление. Воображение, память, эмоции.

Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности,

язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от

поколения к поколению, также необходимым условием воспитания и обучения.

Развитие устного монологического речи в дошкольном детстве закладывает основы

успешного обучения в школе.

Дошкольный возраст- это период активного усвоения ребенком разговорного языка,

становления и развития всех сторон речи – фонетической, лексической и нравственного

воспитания детей в максимально сензитивний период развития.

Исследования психологов ,педагогов ,лингвистов создали предпосылки для

комплексного подхода решению задач речевого развития дошкольников (Л.С.

Выготский , Ф.Н. Леонтив ,С.Л Рубинштейн, К.Д Ушинский, Ф.А.Сохин)

Основные задачи развития – воспитания звуковой речи, обогащения и активизация

словаря, формирования грамматического строя речи, обучения связной речи –

решаются на протяжении всего дошкольного детства, однако на каждом возрастном

этапе идет постепенное усложнение содержание речевой работы, меняются и методы

обучения. У каждой перечисленной задачи есть целый круг проблем, который

необходимо решать параллельно и своевременно.

Проведенные исследования отечественных и зарубежных психологов, физиологов и

педагогов показывают ,что развитие руки находится в тесной взаимосвязью с

развитием речи и мышления ребенка , оказывая большое влияние на функции нервной

деятельности. Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от руки,

точнее – от пальцев.

Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развитие мелкой и общей моторики,

умеет логически рассуждать , у нег достаточно развита память , внимание, связная речь

.

В наше время учеными доказано несколько важнейших положений, касающихся

взаимосвязи развития двигательного анализ .автора и речи:

движения пальцев рук имеют особое значение, так как оказывают огромное влияние на

развития в высшей нервной деятельности ребенка;

функция движения руки всегда тесно связана с функцией речи : развитие первой

способствует развитию второй ;

развития функции обеих рук обеспечивает развитие «центров» речи в обоих

полушариях, и как следствие , дает преимущества в интеллектуальном

развитии ,поскольку речь тесно связана с мышлением ;

около трети всей площади двигательной проекции головного мозга занимает проекция

кисти руки, которая расположена рядом с проекцией моторной речевой зоны ;

движения пальцев рук действительно стимулирует созревания ЦНС, что в частности,

проявляется

в

ускорении

развития

речи

ребенка;

ритмичные

движения

пальцев

рук

необходимое

средство

повышения

функционального состояния полушарий и общего усиления ассоциативной функции

мозга.(Кольцова

М.М

«Двигательная

активность

и

развития

функции

мозга»

Просещение 1973г.)

Доктор медицинских наук, физиолог М.М Кольцова подведя итог своих исследований,

сделала вывод ,что « связь функции кисти рук и речи оказалось на столько тесной и

значительной , что тренировку пальцев рук можно рассматривать ,как мощный

физиологический

стимул

развития

речи

детей».

Тренировка

движений

пальцев

рук

детей

улучшает

не

только

двигательные

возможности ребенка, но и развитие психических и речевых навыков. В свою

очередь,формирование движений руки тесно связано с развитием

двигательного

анализатора

и

зрительного

восприятия,

различных

видов

чувствительности,

пространственного ориентирования, координации движений и др. Уровень развития

мелкой моторики- одно из показателей интеллектуальной готовности к школьному

обучению. Ребенок , имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет

логически мыслить , у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

Недостаточное развитие зрительного восприятия, внимания и, в частности, мелкой

моторики,

приводит

к

возникновению

негативного

отношения

к

учебе.

Именно поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начинаться задолго до

поступления

в

школу.

Родители,

которые

уделяют

определенное

внимание

упражнениям

,играм,

различным

заданиям

на

развитие

мелкой

моторики

и

координации движений руки, решают одновременно несколько проблем :во-первых,

влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка .во-вторых улучшают развитие

речи ; в –третьих, готовят его к овладению навыков письма.

С самого раннего возраста необходимо начинать работу по развитию мелкой моторики.

Уже в раннем младенчестве можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем

самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем

дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые

стихотворным

текстом,

не

забывать

о

развитии

элементарных

навыков

самообслуживания:

Застегивание и расстегивание пуговиц ,завязывания шнурков и т.д . и, конечно ,в

старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации

движений руки должна стать важной частью подготовки к школе.

Помните, что малышам предлагаются упражнения в упрощенном варианте, доступные

их возрасту. Более старшим детям задания можно усложнять. Работа по развитию

мелкой моторики должна проводится регулярно, ведь именно тогда будет достигнут

весомый эффект от этих специальных упражнений. Задачи по развитию движений

пальцев рук должны приносить ребенку радость, не должны переутомления. Большое

значение в этих играх- упражнениях имеет текст. Он должен быть веселым, доступным

для детей данного возраста.

Следует объяснять

значения тех или иных движений или положений пальцев,

заинтересовать детей в выполнении этих движений, создавать благоприятный

эмоциональный настрой.



В раздел образования