Напоминание

Воспитание патриотов на уроках литературы в условиях поликультурной среды


Автор: Турченкова Татьяна Юрьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ "Качалинская СОШ"
Населённый пункт: хутор Качалин, Суровикинский район, Волгоградская область
Наименование материала: статья
Тема: Воспитание патриотов на уроках литературы в условиях поликультурной среды
Раздел: среднее образование





Назад




Воспитание патриотов на уроках литературы в условиях

поликультурной среды.

Турченкова Татьяна Юрьевна, учитель русского языка и литературы.

Муниципальное

казенное

общеобразовательное

учреждение

«Качалинская

средняя

общеобразовательная

школа»,

х.

Качалин,

Суровикинский район, Волгоградская область.

В современной России основным средством управления процессом

саморазвития

индивида

является

систематическое

и

целенаправленное

просвещение учащихся в области самосознания, патриотизма, помогающего им

понимать себя и других людей, способствующее самореализации личности.

Воспитательный

процесс,

построенный

на

принципе

саморазвития

и

самосознания индивида, ускоряет социализацию личности и обеспечивает

такие

отношения

с

социумом,

которые

способствуют

максимальному

раскрытию индивидуального творческого потенциала «Я».

В ходе развития патриотизма, по мере того, как человек приобретает

жизненный опыт, перед ним не только открываются всё новые стороны бытия,

но

и

происходит

более

или

менее

глубокое

переосмысление

жизни,

проходящий через всю жизнь человека, образует самое сокровенное и основное

содержание его существа, определяет мотивы его действий и внутренний смысл

тех задач, которые он решает в жизни. Патриотизм органически включается в

общее развитие личности. Причастность к судьбе Отечества, его прошлому,

настоящему и будущему многими не осознаётся как нравственная ценность.

Сохранение и развитие патриотизма зачастую подменяется национализмом,

которому стремятся придать позитивное содержание. Тем самым наносится

ущерб чувству национальной гордости, пониманию места и роли своего народа

и страны в развитии мировой культуры.

Утрата нравственных ориентиров развития общества и индивидуальной

жизни человека приводит к нарушению традиционных механизмов передачи

знаний. В школе идут глубочайшие перемены, мощное обновление содержания

образования.

Проблема

патриотизма

является

актуальной

для

многих

научных

направлений в области философии, психологии, истории, социологии и

педагогики, комплексных междисциплинарных исследований, в которых

наблюдается отход от анализа как единого целого к рассмотрению его

конкретных составляющих и моделированию условий их целенаправленного

формирования.

Содержательной направленностью образования в этих условиях является

вхождение личности в мировую культуру через национальную и этническую.

Осознание себя в качестве объекта и субъекта культуры и истории в большей

степени происходит в подростковом возрасте. В ходе исследования были

выявлены противоречия:

-между

возрастающей

социальной

значимостью

проблемы

патриотического воспитания подростков и практической невостребованностью

её решения со стороны учительства;

-между

актуальностью

поставленной

проблемы

патриотического

воспитания в философской и социальной литературе и недостаточной

разработанностью ее педагогических аспектов современных условиях.

Обозначенные

противоречия

обусловили

формулировку

проблемы

исследования: разработка содержания и средств педагогической деятельности

на уроках литературы, определяющих специфику процесса патриотического

воспитания подростка.

Анализ

изучения

значимости

национальной

принадлежности

для

подростков позволяет утверждать, что: к подростковому периоду не все

позиции

сформированы;

утверждения

подростков

носят

эмоциональный

характер и этноопределяющими свойствами являются территория, язык и

этносоциальное окружение.

Патриотическое воспитание в школе

В

последние

годы

вследствие

кризисных

явлений

в

социально-

экономической, политической и культурной сферах общественной жизни

произошел спад в процессе воспитания подрастающего поколения. Большую

тревогу вызывает одно из ключевых направлений этой деятельности, связанное

с созданием условий для воспитания и развития личности гражданина и

патриота России, способного и готового отстаивать ее интересы.

Воспитание патриотизма у школьников – одна из главных задач нашего

дня. Патриотизм начинается с любви и уважения к тому, что завещано отцами,

дедами. Нам можно гордиться не только завоеваниями науки и покорением

природы, но и великой культурой.

Патриотическое

воспитание

важнейшее

направление

работы

по

формированию морально-политических качеств учащихся.

Формированию чувства патриотизма у учащихся помогают беседы,

чтением книг о мужестве и героизме людей, знакомство и дружба с воинами, с

бывшими фронтовиками.

На занятиях по патриотическому воспитанию необходимо научить ребят

ценить историю своей земли, дорожить ее памятниками, преклоняться пред

подвигами людей, чьим мужеством утверждена и рождена слава Родины.

Школьный учитель выступает в основном в двух профессиональных ролях

– преподавателя и классного руководителя, воспитателя. В традиционной

педагогике существует условное разделение учебного и воспитательного

процесса. Такое разделение связано с представлением о ведущей роли обучения

в развитии личности. Гуманистическая педагогика строит школу развития, где

педагогический и воспитательный процессы рассматриваются как синонимы.

Перед

нами,

филологами,

проблема

духовно-нравственного

и

патриотического воспитания стоит особо остро. Ведь мы имеем очень сильное

оружие – это слово, художественная речь, книга. А «Книга, – по словам

А. Герцена, – это духовное завещание одного поколения другому, совет

умирающего старца юноше, начинающему жить, приказ, передаваемый

часовым, отправляющимся на отдых человеку, заступающему на его место».

Сталкиваясь ежедневно с книгой, мы имеет богатейшей материал для

воспитания юных сердец.

Патриотическое воспитание на уроках литературы

Планомерная

работа

по

патриотическому

воспитанию

школьников

непременно даст положительные результаты, ведь молодое поколение будет

воспитываться не на отрицании культуры своей страны и высмеивании истории

своего государства, а научится находить правильные ориентиры, формировать

систему отношений к тем или иным событиям. Большими потенциальными

возможностями

в

патриотическом

воспитании

обладает

литература.

Рассмотрим в этом аспекте некоторые ключевые произведения, включенные в

школьную программу (за основу взята программа В.Я. Коровиной).

Литература любого народа содержит богатейший материал для воспитания

в духе дружбы, взаимопонимания, трудолюбия, патриотизма. Этой цели служат

пословицы, поговорки, загадки, песни, былины. Отражение народных идеалов –

патриотизма,

богатырской

силы,

ума,

находчивости

мы

видим

в

древнерусской литературе, в летописи «Повести временных лет», изучающейся

на протяжении трех лет. В 8 классе, изучая «Житие Александра Невского»,

ученики говорят о бранных подвигах Александра Невского и его духовном

подвиге самопожертвования, о защите русских земель от нашествий и набегов

врагов. Горячий призыв к единству Руси перед лицом внешней опасности,

призыв к защите мирного созидательного труда русского населения – вот

основной вывод, к которому приходят девятиклассники при изучении «Слова о

полку Игореве».

В среднем звене огромный материал для патриотического и гражданского

воспитания учащихся представляют эпизоды военной истории России. Так,

изучая героические страницы истории нашей страны в стихотворении

М.Ю. Лермонтова «Бородино» (5 кл.), учащиеся раскрывают мысли и чувства

простых солдат, отстоявших родину от врага, мысли и чувства Лермонтова, его

размышления о значении Бородинской битвы и роли простого народа, о

русском национальном характере, о том, что такое настоящие люди, какой

ценой добывается слава родины и мн. др. На этих уроках происходит беседа о

войне 1812 года и значении Бородинской битвы, рассказ о Лермонтове не

только как о поэте, но и участнике битв на Кавказе. Выразительное чтение

стихотворения в исполнении учителя поможет учащимся осознать общий пафос

стихотворения – патриотизм и народность, проявляющиеся в возвышенно-

патетическом и разговорном стилях. Главным при анализе стихотворения

является ответ на вопрос: «Почему чувства участников далеких событий 1812

года продолжают нас волновать и сейчас? Почему во время Великой

Отечественной

войны

защитники

Москвы

часто

произносили

слова

Лермонтова: «Ребята! Не Москва ль за нами?». Анализ текста хорошо дополнят

репродукции картин Ф. Рубо «Панорама Бородинской битвы», «Кутузов под

Бородиным» С.В. Герасимова, а также устное создание сценария фильма.

Высокое патриотическое чувство, всенародный патриотический подъем

передает басня И.А. Крылова «Волк на псарне». В ее основе лежит конкретный

исторический факт – попытка Наполеона вступить в переговоры с Кутузовым о

заключении мира. В результате анализа пятиклассники определяют мораль

басни – всякого захватчика, посягнувшего на чужую землю, ищущего легкой

добычи, ждет участь Волка: «С волками иначе не делать мировой, как снявши

шкуру с них долой». И тут же выпустил на Волка гончих стаю». Вместе с

Ловчим, мудрым, опытным человеком, Крылов утверждает необходимость и

справедливость суровой борьбы с любым коварным и хитрым врагом.

При изучении романа «Дубровский» шестиклассники должны увидеть в

А.С. Пушкине

писателя,

протестовавшего

против

гнета

самодержавия,

размышлявшего о судьбе родного народа и его роли в прошлом и будущем

родины. На уроках при анализе текста можно использовать сопоставительную

характеристику Троекурова и Дубровского, беседу, сообщение по ранее

составленному плану, устный рассказ по одной из иллюстраций, изложение с

элементами сочинения.

Повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» (7 кл.) – это прославление боевого

товарищества,

осуждение

предательства.

Ученики

отмечают

героизм

и

самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за родную

землю, патриотический пафос повести. Подвиг Тараса его сына Остапа

вызывает у учащихся чувство искреннего восхищения и дает конкретные

представления о таких чертах патриотизма, как беззаветная преданность

Родине, храбрость и мужество в отстаивании ее чести и независимости.

Особое место на уроках литературы занимает работа с историческими

документами (роман А.С. Пушкина «Капитанская дочка»).

Ученики учатся

сравнивать,

сопоставлять,

анализировать,

например,

сопоставление

предводителя восстания в разных произведениях: образ Пугачева в фольклоре,

в произведениях А.С. Пушкина, С.А. Есенина («Пугачев»). Данная работа

позволяет ребятам, во-первых, самостоятельно получать знания, на основе

которых у них формируются определенные убеждения, во-вторых, через

оценку событий формировать систему ценностей. Все это приводит к

возникновению у ребенка позитивных гражданских свойств личности. Кроме

того, ученики начинают понимать насколько важно их мнение, и как много от

него может зависеть, учатся искать выход из любой сложной ситуации.

Судьба

родины

и

судьба

человека

слиты

воедино

в

рассказе

М.А. Шолохова «Судьба человека» (9 кл.). Стойкость, дух товарищества,

преданность отечеству – эти качества издавна были присущи русскому солдату.

На примере Андрея Соколова мы видим и другие черты героев Великой

Отечественной войны – несокрушимую нравственную силу, исключительное

мужество. Лейтмотивом произведения являются слова главного героя: «На то

ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы все вытерпеть, все снести, если к этому

нужда позвала». Чтение и анализ рассказа может завершиться просмотром

фильма, который еще раз дает школьникам возможность прочувствовать

необычайность характера русского человека. При анализе текста учащиеся

получают задания найти факты проявления мужества и героизма русских

людей в дополнительной литературе; разбирая те или иные поступки наших

сограждан, ученики отвечают на вопросы: «Что подтолкнуло человека

совершить такой поступок?», «А как бы ты поступил на его месте?». Эти

вопросы рождают чувство сопричастности ребенка к событиям далекого

прошлого, привлекают субъектный опыт ученика, что делает такой урок

личностно ориентированным. На уроке можно провести параллель данного

рассказа и произведений А. Толстого «Русский характер», Э. Хемингуэя

«Старик и море», Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».

Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных

лет войны нашли отражение в поэтических произведениях о войне, которые

изучаются в разделах «Ради жизни на Земле» (5 кл.), «Произведения о Великой

Отечественной войне» (6 кл.), «На дорогах войны…» (7 кл.), «Стихи и песни о

Великой Отечественной войне» (8 кл.). В них помещены стихотворения

К.М. Симонова,

А.Т. Твардовского,

Н.И. Рыленкова,

С.С. Орлова,

Д.И. Самойлова и др., рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие

чувство любви к родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний. В

лирических

и

героических

песнях

выразились

сокровенные

чувства

и

переживания каждого солдата-воина.

С особой теплотой относятся школьники к теме родной природы, ее

красоте и неповторимости. Образцы описания русской природы мы находим не

только на страницах произведений Н.А. Некрасова («На Волге»), И.А. Бунина

(«Косцы»), В.П. Астафьева («Васюткино озеро»), М.М. Пришвина («Кладовая

солнца») и др., но и в специальных разделах, в которые включены

произведения

А.А. Блока,

С.А. Есенина,

Н.М. Рубцова,

А.А. Фета,

Ф.И. Тютчева и др. Подготовленное выразительное чтение, последующий

анализ и осмысленное чтение наизусть стихотворений о Родине, родной

природе

дают

возможность

обучающимся

прочувствовать

душевное

настроение поэта через описание картин природы и передать свое восприятие и

отношение к окружающему миру, развивают воображение, умение видеть и

слышать природу, стремление постичь тайны цвета, освещения, звука, формы.

Познать, понять и почувствовать человека, событие всегда легче через

искусство. Формированию патриотических качеств личности способствует

выполнение на уроках творческих заданий: нарисовать иллюстрацию к

историческому событию, составить кроссворд, озвучить диалог исторических

деятелей, дать характеристику историческому герою, устное рисование.

Использование музыкальных фрагментов, элементов театрализации позволяет

создать особый эмоциональный настрой урока, что во многом определит его

успех.

Воспитание патриотизма – это неустанная работа по созданию у

школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его

великим свершениям и достойным страницам прошлого, и роль русского языка

и литературы в этом плане невозможно переоценить.



В раздел образования