Автор: Домнина Елена Викторовна
Должность: инструктор-методист
Учебное заведение: МБУ ДО ДЮСШ Багаевского района Ростовской области
Населённый пункт: ст. Багаевская, Ростовская область
Наименование материала: Статья
Тема: Эффективное сотрудничество тренера-преподавателя ДЮСШ с родителями обучающихся
Раздел: дополнительное образование
муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Детско-юношеская спортивная школа Багаевского района»
СООБЩЕНИЕ
Тема:
«Семья и спортивная школа:
пути эффективного сотрудничества»
Педагогический совет
Протокол от 25.11.2021г. № 2
Подготовил:
инструктор-методист
Домнина Е.В.
ст. Багаевская
«Семья и спортивная школа: пути эффективного сотрудничества»
«Родители – первые воспитатели и учителя ребенка, поэтому их роль в
формировании его личности огромна».
Одна из главных социальных ячеек общества считается семья. Семья
играет огромную роль в формирование человека, как отдельной личности, так
и всего общества. Семья – это своего рода коллектив, которая играет главную,
долговременную и одну из первых ролей в жизни ребенка. Ребенок наследует
Гены родителей. Поэтому главным показателем семьи являются сами дети.
Благодаря этому одно из многих и основных направлений в социально-
педагогической и психологической деятельности тренеров-педагогов ДЮСШ
является их взаимодействие с семьей ребенка, которые занимаются спортом.
Взаимодействие с родителями – одно из важнейших направлений
социально-педагогической деятельности коллектива ДЮСШ. Взаимодействие
позволяет тренеру-преподавателю полнее раскрыть способности детей, шире
использовать их творческий потенциал, объединить воспитательные усилия на
целевой интегрированной основе.
Взаимодействие ДЮСШ с семьей, – одно из направлений деятельности школы
по созданию единого воспитательного пространства с целью воспитания
активной, творческой личности.
Знакомство с родителями уже начинается в начале учебного года. Когда
родитель приходит в ДЮСШ, интересуется видами спорта, тренерами.
Родители
выступают
заказчиками,
основываясь
на
собственных
предпочтениях и потребностях, выбирают для ребенка вид спорта и педагога.
Важно
дать
понять
и
почувствовать
родителям,
что
дополнительное
образование комфортная и уютная среда развития ребенка. Ребенок здесь не
только обучается какой-либо деятельности, но учится дружить, ценить,
общаться,
тренироваться.
Выстраиваются
партнерские
отношения
с
родителями,
заключаются
в
формулировании
взаимных
интересов,
достижении и реализации договоренности. В этих рамках нужно вести
просвещение родителей – объяснять смыслы и цели дополнительного
образования, его возможности в процессе саморазвития и самореализации,
социализации и воспитании ребенка. Идет некая воспитательная работа по
привлечению детей в ДЮСШ. Начался этап взаимодействия. Тренер-
преподаватель – универсальный человек играет жизненную роль психолога,
воспитателя, помощника, друга, консультанта. Работу с детьми в школе можно
сравнить с гамбургером, где начинка ребенок, а она бывает разной.
Воспитательная система в ДЮСШ имеет большие возможности в
содействии всестороннему развитию личности ребенка, поскольку эта система
обладает такими свойствами как открытость, вариативность, гибкость,
доступность,
динамичность,
постоянное
развитие,
психологическая
комфортность. В ДЮСШ созданы условия, в которых личный и творческий
потенциал ребенка получает возможность развития.
Целью воспитательного процесса является взаимодействие ДЮСШ и семьи;
установление заинтересованного диалога и сотрудничества, перерастающего в
активную
помощь,
направленную
на
обеспечение
главной
функции
воспитательной системы – развитость, целостность личности.
Поэтому семья признается равноценным партнером ДЮСШ в деле развития
ребенка.
Одна из задач деятельности ДЮСШ – это установление партнерских
отношений
с
родителями
ради
успешности
конкретного
ребенка,
а,
следовательно, как залог успешности ДЮСШ.
В настоящее время, когда дополнительное образование может и должно стать
базой для формирования нравственного образа жизни семьи, большое
внимание уделяется свободному, творческому развитию личности, на основе
свободного выбора.
«В детско-юношеской спортивной школе воспитательный процесс имеет
большие возможности во всестороннем и гармоничном развитии личности
ребенка. Этот процесс включает в себя такие свойства, как открытость,
разнообразие, пластичность, легкость, активность, постоянное развитие и
совершенствование,
психологическая
комфортность.
Для
ребенка
в
спортивной школе создаются такие условия, чтобы личный и творческий
потенциал ребенка получает возможность развиваться и совершенствоваться»
Организация системы работы тренера с родителями - это тщательная,
кропотливая и постоянная работа, которая имеет разнообразные формы и
методы. Тем не менее, тренер должен осознавать, что большинство форм и
методов ещё не всегда дают гарантию на успех работы. Первая и важная
задача тренера - сделать семью воспитанника своим союзником, сторонником,
создать демократичный стиль отношений где важны терпение и такт.
Преподаватель ищет подход, формы, методы работы с семьей.
Вспомним формы работы с родителями:
1.
Формы сотрудничества.
2.
Формы познавательной деятельности.
3.
Формы трудовой деятельности.
4.
Форма досуга.
5.
Встреча с администрацией, медицинским персоналам.
Ключевые действия тренера-преподавателя
Деятельность тренерско-преподавательского состава ДЮСШ по организации
работы с родителями реализует следующие цели:
-
просветительская - способствовать родительскому видению и
пониманию изменений, происходящих с детьми.
Всё время держать в курсе дел родителей о тренировочном и
воспитательном процессе, о достижениях и успехов детей.
Выяснить общие условия и правила к ребенку, для того, чтобы не
ограничивать его права и свободу действий.
-
консультативная - совместный психолого-педагогический поиск
методов эффективного воздействия на ребенка в процессе приобретения им
общественных и учебных навыков.
Организация педагогического информирования родителей.
Привлечение родителей к совместной работе как в спортивной школе, так
и за пределами её стен.
-
коммуникативная - обогащение семейной жизни эмоциональными
впечатлениями, опытом культуры взаимодействия ребенка и родителей..
Необходимо создать положительные и доверительные отношения с
родителями.
Составить более благоприятный и приемлемый график и режим дня для
работы и отдыха.
Раскрыть и узнать причины потери интереса к данному виду спорта и
совместно с родителями решить эту проблему.
Выводы и оценка тренера с родителями об отношениях, с целью
улучшения воспитательных возможностей семьи.
Вспомним методы работы с родителями:
1.
Родительские собрания, родительские дни.
Рекомендуемые темы родительских собраний
•
Организационное родительское собрание: знакомство со школой, её
традициями, местом занятий; требования и правила посещения спортивной
школы.
•
Требования к учебно-тренировочному процессу.
•
Здоровый образ жизни – гигиена спортивной деятельности: диета и
питание, профилактика заболеваний, режим дня спортсмена, сон и отдых.
•
Адаптация к спортивному режиму жизни.
•
Роль семьи в воспитании здорового ребенка.
•
О способностях к избранному виду спорта.
•
Профилактика травм опорно-двигательного аппарата.
•
Сбалансированная диета и дополнительные факторы питания.
•
Организация и проведение спортивно-оздоровительных лагерей.
•
О роли занятий спортом в период летних каникул.
•
Итоговые родительские собрания по отделениям, по группам.
2.
Дни открытых дверей для родителей, отчетные выступления для
родителей (соревнования).
3.
Открытые занятия, консультации.
4.
Досуговые мероприятия для детей и родителей.
5.
Создание органов родительского самоуправления (родительские
комитеты, попечительские советы). Приобретение спортивного инвентаря;
•
сопровождение детей на соревнования и учебно-тренировочные сборы;
•
организация и участие в школьных мероприятиях (праздники,
экскурсии).
Изучив, формы и методы работы ДЮСШ с родителями обучающихся,
проанализировав взаимодействие тренера с родителями спортсмена во время
учебно-тренировочного процесса, можно сделать следующие выводы:
1.
Совместная работа родителей и тренерского состава в интересах ребенка
может быть благотворной и увенчанная успехом тогда, когда они
станут единомышленниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть
его с разных сторон и в разных ситуациях.
2.
Если тренер будет являться хорошим специалистом в сфере психологии,
где сможет помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей
детей, развитии их способностей, формировании ценностных жизненных
ориентиров, преодолении отрицательных поступков и проявлений в
поведении.
3.
Также сотрудничество, взаимодействие спортивной школы с семьей
ребенка окажет положительное влияние на результативность обучающегося.
ВЫВОДЫ:
Сотрудничая с родителями, мы должны создать благоприятные условия
для обеспечения взаимопонимания в формировании здоровой личности
ребенка, ее ценностных ориентаций, в раскрытии индивидуальности каждого
ребенка, его тренировочного спортивного потенциала. В итоге универсальную
личность где присутствуют (навыки мышления, двигательной мышечной
активность, память, безопасность, радость жизни.
Коллектив ДЮСШ осознает, что именно родители могут сыграть активную
роль, как в создании общественной поддержки, финансовой поддержки
образовательно-воспитательной деятельности учреждения. А самое главное
то, что именно родители заинтересованы в качественном образовании детей,
готовы принимать активное участие в деле обучения и воспитания.
ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ
1.Буйлова Л.Н., Кочнева С.В. Организация методической службы учреждений
дополнительно образования детей. М., 2001.
2.Гогунов Е.Н. Психология физического воспитания и спорта: Учеб. пособие
для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е.Н. Гогунов, Б.И. Мартьянов.
–2-е изд., дораб. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 224 с.
3.Железняк Ю.Д. Основы научно – методической деятельности в физической
культуре и спорте: Учебное пособие для вузов. М.: Академия, 2002.
4.Золотарева А.В. Дополнительное образование детей: Теория и методика
социально-педагогической деятельности / Худож. А.А. Селиванов.
–Ярославль: Академия развития: 2004. – 304с. – (Методика воспитательной
работы в школе).
5.Зотов Ю.И. Воспитание подростков в спортивном коллективе. – М.,
1984.
6.Чернова Е.Д. Проблемы формирования познавательной активности
подростков в системе дополнительного образования // Материалы
Всероссийской научно-практической конференции: «Физическая культура и
личность», ОГПУ, Оренбург, 2004.