Напоминание

Эффективное сотрудничество тренера-преподавателя ДЮСШ с родителями обучающихся


Автор: Домнина Елена Викторовна
Должность: инструктор-методист
Учебное заведение: МБУ ДО ДЮСШ Багаевского района Ростовской области
Населённый пункт: ст. Багаевская, Ростовская область
Наименование материала: Статья
Тема: Эффективное сотрудничество тренера-преподавателя ДЮСШ с родителями обучающихся
Раздел: дополнительное образование





Назад




муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Детско-юношеская спортивная школа Багаевского района»

СООБЩЕНИЕ

Тема:

«Семья и спортивная школа:

пути эффективного сотрудничества»

Педагогический совет

Протокол от 25.11.2021г. № 2

Подготовил:

инструктор-методист

Домнина Е.В.

ст. Багаевская

«Семья и спортивная школа: пути эффективного сотрудничества»

«Родители – первые воспитатели и учителя ребенка, поэтому их роль в

формировании его личности огромна».

Одна из главных социальных ячеек общества считается семья. Семья

играет огромную роль в формирование человека, как отдельной личности, так

и всего общества. Семья – это своего рода коллектив, которая играет главную,

долговременную и одну из первых ролей в жизни ребенка. Ребенок наследует

Гены родителей. Поэтому главным показателем семьи являются сами дети.

Благодаря этому одно из многих и основных направлений в социально-

педагогической и психологической деятельности тренеров-педагогов ДЮСШ

является их взаимодействие с семьей ребенка, которые занимаются спортом.

Взаимодействие с родителями – одно из важнейших направлений

социально-педагогической деятельности коллектива ДЮСШ. Взаимодействие

позволяет тренеру-преподавателю полнее раскрыть способности детей, шире

использовать их творческий потенциал, объединить воспитательные усилия на

целевой интегрированной основе.

Взаимодействие ДЮСШ с семьей, – одно из направлений деятельности школы

по созданию единого воспитательного пространства с целью воспитания

активной, творческой личности.

Знакомство с родителями уже начинается в начале учебного года. Когда

родитель приходит в ДЮСШ, интересуется видами спорта, тренерами.

Родители

выступают

заказчиками,

основываясь

на

собственных

предпочтениях и потребностях, выбирают для ребенка вид спорта и педагога.

Важно

дать

понять

и

почувствовать

родителям,

что

дополнительное

образование комфортная и уютная среда развития ребенка. Ребенок здесь не

только обучается какой-либо деятельности, но учится дружить, ценить,

общаться,

тренироваться.

Выстраиваются

партнерские

отношения

с

родителями,

заключаются

в

формулировании

взаимных

интересов,

достижении и реализации договоренности. В этих рамках нужно вести

просвещение родителей – объяснять смыслы и цели дополнительного

образования, его возможности в процессе саморазвития и самореализации,

социализации и воспитании ребенка. Идет некая воспитательная работа по

привлечению детей в ДЮСШ. Начался этап взаимодействия. Тренер-

преподаватель – универсальный человек играет жизненную роль психолога,

воспитателя, помощника, друга, консультанта. Работу с детьми в школе можно

сравнить с гамбургером, где начинка ребенок, а она бывает разной.

Воспитательная система в ДЮСШ имеет большие возможности в

содействии всестороннему развитию личности ребенка, поскольку эта система

обладает такими свойствами как открытость, вариативность, гибкость,

доступность,

динамичность,

постоянное

развитие,

психологическая

комфортность. В ДЮСШ созданы условия, в которых личный и творческий

потенциал ребенка получает возможность развития.

Целью воспитательного процесса является взаимодействие ДЮСШ и семьи;

установление заинтересованного диалога и сотрудничества, перерастающего в

активную

помощь,

направленную

на

обеспечение

главной

функции

воспитательной системы – развитость, целостность личности.

Поэтому семья признается равноценным партнером ДЮСШ в деле развития

ребенка.

Одна из задач деятельности ДЮСШ – это установление партнерских

отношений

с

родителями

ради

успешности

конкретного

ребенка,

а,

следовательно, как залог успешности ДЮСШ.

В настоящее время, когда дополнительное образование может и должно стать

базой для формирования нравственного образа жизни семьи, большое

внимание уделяется свободному, творческому развитию личности, на основе

свободного выбора.

«В детско-юношеской спортивной школе воспитательный процесс имеет

большие возможности во всестороннем и гармоничном развитии личности

ребенка. Этот процесс включает в себя такие свойства, как открытость,

разнообразие, пластичность, легкость, активность, постоянное развитие и

совершенствование,

психологическая

комфортность.

Для

ребенка

в

спортивной школе создаются такие условия, чтобы личный и творческий

потенциал ребенка получает возможность развиваться и совершенствоваться»

Организация системы работы тренера с родителями - это тщательная,

кропотливая и постоянная работа, которая имеет разнообразные формы и

методы. Тем не менее, тренер должен осознавать, что большинство форм и

методов ещё не всегда дают гарантию на успех работы. Первая и важная

задача тренера - сделать семью воспитанника своим союзником, сторонником,

создать демократичный стиль отношений где важны терпение и такт.

Преподаватель ищет подход, формы, методы работы с семьей.

Вспомним формы работы с родителями:

1.

Формы сотрудничества.

2.

Формы познавательной деятельности.

3.

Формы трудовой деятельности.

4.

Форма досуга.

5.

Встреча с администрацией, медицинским персоналам.

Ключевые действия тренера-преподавателя

Деятельность тренерско-преподавательского состава ДЮСШ по организации

работы с родителями реализует следующие цели:

-

просветительская - способствовать родительскому видению и

пониманию изменений, происходящих с детьми.

Всё время держать в курсе дел родителей о тренировочном и

воспитательном процессе, о достижениях и успехов детей.

Выяснить общие условия и правила к ребенку, для того, чтобы не

ограничивать его права и свободу действий.

-

консультативная - совместный психолого-педагогический поиск

методов эффективного воздействия на ребенка в процессе приобретения им

общественных и учебных навыков.

Организация педагогического информирования родителей.

Привлечение родителей к совместной работе как в спортивной школе, так

и за пределами её стен.

-

коммуникативная - обогащение семейной жизни эмоциональными

впечатлениями, опытом культуры взаимодействия ребенка и родителей..

Необходимо создать положительные и доверительные отношения с

родителями.

Составить более благоприятный и приемлемый график и режим дня для

работы и отдыха.

Раскрыть и узнать причины потери интереса к данному виду спорта и

совместно с родителями решить эту проблему.

Выводы и оценка тренера с родителями об отношениях, с целью

улучшения воспитательных возможностей семьи.

Вспомним методы работы с родителями:

1.

Родительские собрания, родительские дни.

Рекомендуемые темы родительских собраний

Организационное родительское собрание: знакомство со школой, её

традициями, местом занятий; требования и правила посещения спортивной

школы.

Требования к учебно-тренировочному процессу.

Здоровый образ жизни – гигиена спортивной деятельности: диета и

питание, профилактика заболеваний, режим дня спортсмена, сон и отдых.

Адаптация к спортивному режиму жизни.

Роль семьи в воспитании здорового ребенка.

О способностях к избранному виду спорта.

Профилактика травм опорно-двигательного аппарата.

Сбалансированная диета и дополнительные факторы питания.

Организация и проведение спортивно-оздоровительных лагерей.

О роли занятий спортом в период летних каникул.

Итоговые родительские собрания по отделениям, по группам.

2.

Дни открытых дверей для родителей, отчетные выступления для

родителей (соревнования).

3.

Открытые занятия, консультации.

4.

Досуговые мероприятия для детей и родителей.

5.

Создание органов родительского самоуправления (родительские

комитеты, попечительские советы). Приобретение спортивного инвентаря;

сопровождение детей на соревнования и учебно-тренировочные сборы;

организация и участие в школьных мероприятиях (праздники,

экскурсии).

Изучив, формы и методы работы ДЮСШ с родителями обучающихся,

проанализировав взаимодействие тренера с родителями спортсмена во время

учебно-тренировочного процесса, можно сделать следующие выводы:

1.

Совместная работа родителей и тренерского состава в интересах ребенка

может быть благотворной и увенчанная успехом тогда, когда они

станут единомышленниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть

его с разных сторон и в разных ситуациях.

2.

Если тренер будет являться хорошим специалистом в сфере психологии,

где сможет помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей

детей, развитии их способностей, формировании ценностных жизненных

ориентиров, преодолении отрицательных поступков и проявлений в

поведении.

3.

Также сотрудничество, взаимодействие спортивной школы с семьей

ребенка окажет положительное влияние на результативность обучающегося.

ВЫВОДЫ:

Сотрудничая с родителями, мы должны создать благоприятные условия

для обеспечения взаимопонимания в формировании здоровой личности

ребенка, ее ценностных ориентаций, в раскрытии индивидуальности каждого

ребенка, его тренировочного спортивного потенциала. В итоге универсальную

личность где присутствуют (навыки мышления, двигательной мышечной

активность, память, безопасность, радость жизни.

Коллектив ДЮСШ осознает, что именно родители могут сыграть активную

роль, как в создании общественной поддержки, финансовой поддержки

образовательно-воспитательной деятельности учреждения. А самое главное

то, что именно родители заинтересованы в качественном образовании детей,

готовы принимать активное участие в деле обучения и воспитания.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ

1.Буйлова Л.Н., Кочнева С.В. Организация методической службы учреждений

дополнительно образования детей. М., 2001.

2.Гогунов Е.Н. Психология физического воспитания и спорта: Учеб. пособие

для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е.Н. Гогунов, Б.И. Мартьянов.

–2-е изд., дораб. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 224 с.

3.Железняк Ю.Д. Основы научно – методической деятельности в физической

культуре и спорте: Учебное пособие для вузов. М.: Академия, 2002.

4.Золотарева А.В. Дополнительное образование детей: Теория и методика

социально-педагогической деятельности / Худож. А.А. Селиванов.

–Ярославль: Академия развития: 2004. – 304с. – (Методика воспитательной

работы в школе).

5.Зотов Ю.И. Воспитание подростков в спортивном коллективе. – М.,

1984.

6.Чернова Е.Д. Проблемы формирования познавательной активности

подростков в системе дополнительного образования // Материалы

Всероссийской научно-практической конференции: «Физическая культура и

личность», ОГПУ, Оренбург, 2004.



В раздел образования