Напоминание

"Компьютерно-игровые технологии как средство развития старших дошкольников"


Автор: Перепечкина Татьяна Игоревна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ детский сад №68 "Ромашка"
Населённый пункт: г.о. Люберцы
Наименование материала: статья
Тема: "Компьютерно-игровые технологии как средство развития старших дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




"Компьютерно-игровые технологии как средство развития старших дошкольников"

В последние годы ведется дискуссия о содержании, форме, методах специального обучения,

которые позволяли бы достичь максимально возможных успехов в развитии ребенка с особыми

познавательными потребностями.

Сегодня дети растут в мире, в котором не только присутствуют информационные технологии (ИТ),

но который во многом сформирован ими. Исследователи, изучающие развитие дошкольников,

распространение ИТ, культурные изменения в обществе, обучение в раннем возрасте, в своих

работах описывают различные факторы и последствия воздействия новых технологий на жизнь

детей младшего возраста. В целом сделанные ими выводы таковы: новые технологии оказывают

значительное влияние на жизнь детей.

Человечество живет в век информации, в век компьютерной революции. Компьютер, являясь

самым современным инструментом для обработки информации, может служить и мощным

техническим средством обучения и играть роль незаменимого помощника в воспитании и общем

психическом развитии дошкольников. Чем раньше ребенок познакомится с компьютером, тем

меньше психологический барьер между ним и «машиной», так как у ребенка практически нет

страха перед техникой потому, что компьютер привлекателен для детей, как любая новая

игрушка, а именно так в большинстве случаев они смотрят на него.

Общение детей дошкольного возраста с компьютером начинается с компьютерных игр, в идеале,

тщательно

подобранных

родителями

или

специалистами

с

учетом

возраста

и

учебной

направленности.

Опыт зарубежных (Дж. Маклаклан, С. Пейперт (США), Л. Эсперанс-Лабель (Канада), Т. Сакамото

(Япония) и др.) и отечественных (Ю. М. Горвиц, Е. В. Иванова, И. Ю. Пашилите, Г. Петку, И. О.

Ивакина, И. Г. Комратова, О. Ю. Тараненко, С. Л. Новоселова, Л. Д. Чайнова и др.) исследователей

убедительно показывает, насколько широки возможности детей дошкольного возраста в

овладении компьютером, а грамотное использование компьютерных средств обучения ставит

ребенка в совершенно новую, качественно отличающуюся ситуацию развития.

При этом необходимо комплексное преобразование «окружающей дидактической среды» детей

дошкольного возраста, создание новых научно обоснованных средств для развития ребенка, его

активной творческой деятельности, в том числе специальных компьютерных программ и

современных педагогических методов их использования.

В условиях информатизации дошкольного образования необходимо преобразовать развивающую

среду и интегрировать средства ИТ в единую дидактическую систему. При этом важной задачей

становится не замена средствами ИТ традиционных дидактических средств, а включение их в

общую систему на основе идеи взаимного обогащения. Таким образом, открываются новые

возможности для развития методов и организационных форм обучения и воспитания детей.

Компьютерные игры в отечественной дошкольной педагогике – одна из современных и

актуальных проблем.

Напомним, что использование компьютера дошкольниками не цель, а средство воспитания и

развития

творческих

способностей

ребенка,

формирования

его

личности,

обогащения

интеллектуальной сферы дошкольника.

Ведущая деятельность ребенка-дошкольника – игра, поэтому компьютеры в детском саду

используются прежде всего как средство игры, как новая, сложная, интересная и управляемая

самим ребенком игрушка, с помощью которой он решает самые разнообразные игровые задачи.

Компьютерные

игры

не

изолированы

от

педагогического

процесса

детского

сада.

Они

предлагаются в сочетании с традиционными играми и обучением, не заменяя обычные игры и

занятия, а дополняя их, входя в их структуру, обогащая педагогический процесс новыми

возможностями.

использование компьютеров в ДОО:

формирует

у

ребенка

мотивационную,

интеллектуальную

операционную

готовность

использовать ИТ для осуществления своей деятельности;

• служит целям обогащения когнитивной (познавательной) основы личности ребенка, что

является важным условием всестороннего развития;

• обеспечивает достижение дошкольниками высокого уровня общего интеллектуального

развития, необходимого не только для успешной учебной деятельности в школе, но и для всей

последующей жизни;

• дает возможность выявления и поддержки одаренных детей, а также широкой диагностики и

коррекции развития детей;

• является педагогическим средством постоянного совершенствования содержания и методов

воспитания ребенка в современных условиях;

• обеспечивает доступ к передовым методам воспитания детей широкой педагогической

общественности.

В процессе занятий детей на компьютерах улучшаются их память и внимание. Дети в раннем

возрасте обладают непроизвольным вниманием, то есть они не могут осознанно стараться

запомнить тот или иной материал. И если только материал является ярким и значимым, ребенок

непроизвольно обращает на него внимание. И здесь компьютер просто незаменим, так как

передает информацию в привлекательной для ребенка форме, что не только ускоряет

запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным.

Занятия детей на компьютере имеют большое значение не только для развития интеллекта, но и

для развития их моторики. В любых играх, от самых простых до сложных, детям необходимо

учиться нажимать пальцами на определенные клавиши, что развивает мелкую мускулатуру рук,

моторику детей. Как и руки, очень большое представительство в коре головного мозга имеют и

глаза. Чем внимательнее человек всматривается в то, над чем он работает, тем больше пользы его

мозгу. Вот почему так важно формирование моторной координации и координации совместной

деятельности зрительного и моторного анализаторов, что с успехом достигается на занятиях детей

на компьютерах.

Общение с компьютером вызывает у детей живой интерес, сначала как игровая деятельность, а

затем и как учебная. Этот интерес и лежит в основе формирования таких важных структур, как

познавательная

мотивация,

произвольные

память

и

внимание,

и

именно

эти

качества

обеспечивают психологическую готовность ребенка к обучению в школе.

Компьютерные игры учат детей преодолевать трудности, контролировать выполнение действий,

оценивать результаты. Благодаря компьютеру становится эффективным обучение планированию,

контролю и оценке результатов самостоятельной деятельности ребенка посредством сочетания

игровых и неигровых моментов.

Благодаря взаимосвязи разных видов игр, в том числе и компьютерных, ребенок овладевает

умением самостоятельно и инициативно решать игровые задачи, постепенно усложняющиеся по

способу управления, содержанию знаний, степени обобщенности действий, поднимаясь в своем

развитии на более высокий уровень.

В компьютерных играх предлагаются те элементы знаний, которые в обычных условиях и с

помощью традиционных средств дидактики понять или усвоить трудно или невозможно.

Применения интерактивных технологий в практике работы позволили выявить, что по сравнению

с традиционными формами обучения дошкольников данный способ подачи информации

обладает рядом преимуществ:

• предъявление информации на экране интерактивной доски в игровой форме вызывает у детей

огромный интерес к деятельности с ним.

• расширение объема получаемой информации, увеличение восприятия, лучшее запоминание

чему способствует увеличение количества и качества иллюстративного материала (это важно,

поскольку в дошкольном возрасте преобладает наглядно — образное мышление)

• движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка.

• проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером

являются стимулом познавательной активности детей.

• использование интерактивных игр позволяет включаться трем видам памяти: зрительной,

слуховой, моторной, что позволяет сформировать устойчивые визуально-кинестетические и

визуально — аудиальные условно-рефлекторные связи ЦНС

• высокая динамика способствует эффективному усвоению материала, памяти, воображения,

творчества у детей

• данные технологии позволяют моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя

увидеть в повседневной жизни (полет ракеты или спутника и другие неожиданности, и необычные

эффекты).

Компьютерные

программы

создают

благоприятные

условия для

становления целостного

представления о мире и имеют ряд преимуществ по сравнению с другими формами игр:

• компьютерные программы с успехом могут показать в динамике и развитии то, что невозможно

или сложно наблюдать в естественных условиях;

• есть возможность наглядно показать то, что в жизни скоротечно и внешне едва уловимо

(огорчение, сочувствие и т. д.);

• компьютерные игры, в отличие от других видов игр, позволяют ребенку увидеть не только

продукт своей деятельности, но и динамику творчества, например, в компьютерных играх

режиссерского типа, при создании сюжетной линии сказки собственного сочинения со свободным

выбором персонажей. Ребенок имеет возможность сохранить получившийся «фильм» и

просматривать его неограниченное количество раз, а также менять его по своему замыслу. Все это

ведет уже в дошкольном возрасте к становлению очень важной способности объективно

оценивать результаты и ход собственной деятельности;

• в компьютерной игре тот или иной тип действия, которым дети начали овладевать, может

осваиваться глубже («оттачиваться», совершенствоваться);

• многие компьютерные игры содержат элементы случайности – это придает игре важные

психологические и педагогические свойства – новизны, неожиданности, импровизации. Это

поддерживает интерес детей и желание действовать дальше, выполнить задачи игры. Причем

неожиданно могут возникать как персонажи, ситуации, явления, так и новые правила, чего не

бывает в традиционных играх.

Проблема развития детей особенно (расписать почему) в период старшего дошкольного возраста

интересует большое количество ученых, начиная с древних времен. Поэтому так часто задаются

вопросом о средствах развития детей, стремясь найти наилучшее средство развития способное

гармонично его развить, совершенствовать психологические особенности.

В условиях современного развития мира маленькие дети все чаще обращаются к компьютерным

играм, используя их не по назначению, в результате в силу компьютерной неграмотности, как

детей, так и их родителей, компьютерно-игровые технологии начинают пагубно влиять на

психологическое состояние детей, на умственное отставание (отрицательные результаты влияния

компьютера на детей).

Несмотря на некоторые недостатки компьютерных игр, отменить их мы не можем так как это

часть развития общества а также стоит отметить что компьютерные игры при правильном

использовании может благополучно влиять на развитие детей (положительные стороны). Наша

задача как педагогов-психологов найти подход к правильному использованию компьютера во

время развития ребенка.

В связи с этим, чтобы исключить отрицательное влияние компьютерных игр необходимо

выполнять ряд требований (перечислить требования).

При развитии аттенционных способностей дошкольников можно использовать разнообразные

формы и методы такие, как игра, конструирование, рисование, речевая деятельность.

Однако наилучшим способом развития свойств внимания является игра, так как это ведущий вид

деятельности старшего дошкольного возраста, который обуславливает изменения в процессе

развития ребёнка.

Подчеркивая значимость игры А.С. Макаренко писал: «Игра имеет важное значение в жизни

ребёнка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков

ребёнок в игре, таким во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание

будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре…». Благодаря игровой деятельности в

старшем дошкольном возрасте дети входят в мир взрослых, осваивают нравственные ценности,

познают

предшествующий

социальный

опыт,

кроме

того

игра

способствует

развитию

произвольности. Анализ теоретических данных позволяет констатировать следующее, что игра

представляет собой свободный, непринуждённый вид деятельности, но парадоксальным является

тот факт, что непосредственно в игре без какого-либо принуждения у детей формируется

способность контролировать, планировать, регулировать свое поведение [26].

Представленные традиционные методы имеют свои положительные стороны в развитии личности

ребенка,

но

тем

не

менее,

новые

тенденции

развития

современного

общества,

характеризующегося

большим

потоком

информации,

увеличением

знаний

и

развитием

телекоммуникации предполагает применения инновационных программ в образовании, новых

подходов в развитии и воспитании детей.

Таким, особенно эффективным средством развития ребенка в старшем дошкольном возрасте

является компьютерная игра, имеющая огромное преимущество в сравнении с традиционными

средствами.

Компьютерные игры – это специально организованная игровая среда, которые проецируются на

экране компьютера.

Детские компьютерные игры подразделяются на три типа: развлекательные, обучающие и

развивающие.

Под развлекательными компьютерными

играми понимаются компьютерные

программы,

которые,

как

правило,

не

несут

никакой

информации

и

не

обладающие развивающим потенциалом. К таким играм относятся: различные

гонки, имитаторы спортивных соревнований, ролевые игры-симуляторы;

Обучающие компьютерные игры представляют собой моделирование ситуаций,

которые несут определенную познавательную или образовательную информацию

в интересной и занимательной форме. К таким играм относятся: «Веселая азбука»,

«Посчитай-ка»;

Развивающие компьютерные игры представляют собой моделирование ситуаций,

направленных на развитие определенных психологических процессов: внимания,

памяти, мышления, воображения и т.д.

Развивающие компьютерные игры обладают способностью ненавязчиво развивать свойства

внимания ребенка, вызывая эмоциональный интерес, за счет использования новых непривычных

приемов в игровой форме (движения, звук, мультипликация), которые воздействуют на

сенсорную сферу личности и привлекают внимание на долгое время. Кроме того, развивающие

компьютерные игры способны побуждать детей к передаче эмоциональных переживаний

посредством «погружения» в воображаемую ситуацию, например, часто применяются игры, в

которых есть герои, нуждающиеся в помощи и выполнении определенных заданий. Исходя из

этого, компьютерные игры являются носителем образной информации, которая понятна

дошкольникам и приводит к развитию самостоятельного мышления, учит быстро переключаться с

одного действия на другое, ускоряет запоминание нового материала и делает его более

осмысленным и долговременным. (Пащенко).

Посредством эмоционального воздействия у ребенка совершенствуются мыслительные операции,

где он учиться анализировать, сравнивать, обобщать. В процессе выполнения заданий в

развивающих компьютерных играх ребенок начинает самостоятельно осознавать проблемные

ситуации, анализировать их, с помощью мыслительных действий старается найти решение

проблемы и затем оценивает полученные результаты. Как правило, эти игры непродолжительны

по времени и просты по своей организации. Они содержат разносторонние условия для развития

наиболее ценных качеств личности и представляют собой спланированный и целенаправленный

педагогический прием для расширения и закрепления полученных детьми знаний. Следует

отметить, что помимо развития интеллектуальных способностей развивающие компьютерные

игры

помогают

развить

волевые

качества,

такие

как

сосредоточенность,

собранность,

самостоятельность, усидчивость, формируя фундаментальную основу для развития свойств

внимания. По мнению Т.В. Кротовой и Ю.А. Дмитриева использование компьютерных технологий

в старшем дошкольном возрасте:

формирует

у

ребенка

мотивационную,

интеллектуальную

операционную

готовность для осуществления своей деятельности;

обогащает когнитивную (познавательную) основу личности ребенка, что является

важным условием всестороннего развития;

обеспечивает

достижение

дошкольниками

высокого

уровня

общего

интеллектуального развития, необходимого не только для успешной учебной

деятельности в школе, но и для всей последующей жизни;

дает возможность выявления и поддержки одаренных детей, а также широкой

диагностики и коррекции развития детей.

В своей книге «Компьютер и дети: мир открытий» С. Хогланд отметила, что развивающие

компьютерные

программы

способствуют

не

только

интеллектуальному

развитию,

но

и

повышению самооценки, а также формирует речевые навыки общения, пополняя активный

словарь ребенка, что воздействует на развитие внимания.

Помимо этого, по мнению Кротовой Т.В. эффективность использования компьютерных игр в

развитии свойств внимания объясняется наличием определенной структуры, присущей игровой

деятельности детей в целом (игровая задача, включающая мотив, цель, способы и средства ее

решения), реализация которой способствует формированию способности целеобразования,

обеспечивающей понимание интеллектуальных задач, принятие их ребенком, что является

необходимым условием развертывания детской мыслительной деятельности. (Короткова Т.).

Однако, следует обратить внимание, что комплекс занятий, использующий компьютерные игры,

будет наиболее эффективен при выполнении следующих требований:

процесс

составления

и

организации

комплекса

занятий,

использующих

компьютерные

игры

должен

соответствовать

четкому,

рациональному

и

структурированному

планированию,

соответствующий

возрастным

и

индивидуальным особенностям детей;

при

составлении

комплекса

занятий

необходимо

учитывать

гигиенические

требования и выдерживать режимные моменты в соответствии с санитарными

нормами.

в

процессе

выполнения

коррекционного

комплекса

необходимо

активно

использовать здоровьесберегающие технологии (гимнастика, релаксация);

при выполнении коррекционных занятий необходимо создать благоприятный

эмоциональный фон посредством использования цвета, картинок, анимаций,

сюрпризных моментов.

Разработка и последующее использование развивающего комплекса занятий, содержащего

компьютерные игры должно основополагаться на следующих фундаментальных дидактических

принципах:

принцип

активности

(новизна,

динамичность,

реальность,

стимуляция

познавательной деятельности);

принцип научности, использование анимационных эффектов (усвоение реальных

знаний, не искажённые информационные материалы – звукозапись, фотографии,

картинки);

принцип

доступности

(материал

соответствует

уровню

возрастной

группы,

учитывается специфика детей и их диагнозы);

принцип

систематичности

и

последовательности

(материал

и

информация

предоставляется в определённом порядке в соответствии с планированием

деятельности с детьми;

принцип наглядности (Пащенко О.И.).

Таким образом, современная система дошкольного образования предполагает внедрение и

использование инновационных средств ИКТ оснащенные компьютерными играми, которые при

выполнении

определенных

условий

и

требований

преобразовывают

предметно-

пространственную

среду

дошкольников,

отвечая

основным

положениям

ФГОС

ДО.

Следовательно,

компьютерные

игры

являются

наиболее

эффективным

современным

педагогическим средством, способный развить свойства внимания в условиях модернизации

образовательного процесса, требуя от дошкольника умственных и волевых усилий.



В раздел образования