Напоминание

Организация проектной деятельности на уроках окружающего мира в начальной школе


Автор: Курдюкова Виктория Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "Обдорская гимназия"
Населённый пункт: г. САлехард Ямало-Ненецкого автономного округа
Наименование материала: статья
Тема: Организация проектной деятельности на уроках окружающего мира в начальной школе
Раздел: начальное образование





Назад




Организация проектной деятельности на уроках окружающего мира

в начальной школе

Курдюкова Виктория Викторовна,

учитель начальных классов

Как показываю исследования многих ученых, наибольший интерес у

учащихся начальной школы вызывает деятельность практического характера,

изучение окружающего мира. Детям нравится работать с тем материалом,

который

они

могут

перенести

в

реальную

жизнь,

который

найдет

непосредственное применение в их жизни. В программе «Окружающий мир»

раскрывается многосторонняя ценность природы для человека.

На уроках окружающего мира в начальной школе у детей формируется не

только комплекс знаний, умений и навыков, но и опыт творческой

деятельности,

экологическая

культура,

ответственное

отношение

к

окружающей среде.

Основные условия применения метода проектов сводятся к следующему:

существование некой значимой проблемы, требующей решения путём

исследовательского (творческого) поиска и применения интегрированного

знания;

значимость

предполагаемых

результатов

(практическая,

теоретическая,

познавательная);

применение

исследовательских

(творческих)

методов

при

проектировании;

структурирование

этапов

выполнения проектов; самостоятельная деятельность учащихся в ситуации

выбора.

Педагогическая

ценность

проектной

деятельности

определяется:

возможностью осуществления силами данного ученика или коллектива;

содержание в нем новых проблем, которые могут послужить основой для

нового проекта; навыками, которые развивает в ученике работа над данным

проектом; заинтересованностью ученика в работе.

Несложность проектов обеспечивает успех их выполнения и является

стимулом, вдохновляющим ученика на выполнение других, более сложных

и самостоятельных проектов.

При организации проектной деятельности, учителем ставится следующая

цель: создать условия для самовыражения, самореализации каждого ученика

и для развития самостоятельной деятельности. Цель эта может быть

достигнута: через проживание детьми ситуации успеха через чувство

собственной значимости, успешности, способности преодолевать различные

проблемные ситуации; через осознание себя, своих возможностей, своего

вклада, а также личностного роста в процессе выполнения проектного

задания.

Реализации поставленной цели способствует решение следующих задач:

1.

Развитие инициативности и активности обучающихся

2.

Развитие

навыков

проектно-исследовательской

работы,

умения

самостоятельно

и

творчески

мыслить,

использовать

полученные знания на практике;

3.

Развитие у обучающихся самостоятельной познавательной

деятельности

4.

Поддержание

тесного

контакта

с

родителями,

взаимодействие

с

ними

в

плане

организации

совместной

деятельности и расширения кругозора учащихся в области

научных достижений.

Результатом проекта являются личные продвижения детей, а также

приобретение опыта проектной деятельности, главным в котором является

способность создавать, представлять и защищать собственный результат и

продукт.

Проектная деятельность на уроках окружающего мира позволяет

учителю находить способы развития индивидуальности и самостоятельности

детей, а детям дает возможность попробовать себя в самых разнообразных

ролях, способах трудовой, художественной, сочинительской, режиссерской,

организационной и другой деятельности.

В ходе проектной и исследовательской деятельности формируются

следующие способности: рефлексировать (видеть проблему; анализировать

сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности,

ошибки); целеполагать (ставить и удерживать цели); планировать (составлять

план коллективной и индивидуальной проектной деятельности); проявлять

инициативу при реализации идеи проекта, при поиске способа (способов)

решения проблемы; вступать в коммуникацию (взаимодействовать в ходе

проектной

деятельности,

отстаивать

свою

позицию,

принимать

или

аргументированно отклонять точки зрения других).

Проекты, на уроках окружающего мира, отличаются друг от друга:

результатом:

— поделки (игрушки, книги, рисунки, открытки, костюмы, макеты и т. д.);

— мероприятия (спектакли, концерты, викторины, КВН, интеллектуально-

познавательные игры и т. д.);

числом детей:

— индивидуальная деятельность (получаемый продукт — результат

работы одного человека); в дальнейшем персональные изделия объединяются

в коллективный продукт (например, выставка работ учащихся);

— работа в малых группах (поделки, коллажи, макеты, подготовка

конкурсов и викторин и т. д.);

коллективная

деятельность

(концерт

или

спектакль

с

общей

подготовкой и репетициями, одна большая общая поделка и т. д.);

продолжительностью

(от

нескольких

часов

до

нескольких

месяцев);

числом этапов

соотношением времени выполнения действий в школе и вне

школы;

необходимостью привлечения взрослых.

Проектная деятельность окружающего мира проходит в несколько

этапов.

На

первом

этапе

внедрения

проектного

метода

основная

роль

принадлежит учителю. Им же предлагаются темы. Первый этап включает в

себя организационный момент. На этом этапе дети знакомятся со

спецификой проектной деятельности.

Второй этап направлен на формулирование темы и целей деятельности.

Третий этап является подготовительным. Разработка проекта (план

деятельности по достижению цели.) В ходе этой деятельности составляется

план деятельности по разработке проекта. На дальнейших уроках этот план

лишь корректируется при необходимости, определяются основные разделы

проекта.

Четвертый этап представляет собой этап проектной деятельности.

Пятый этап - практическое применение разработанного проекта. На этом

этапе главная роль отводится «испытателям».

Шестой этап представляет собой самоанализ проектной деятельности. В

ходе самоанализа дети получают положительные и отрицательные стороны

своей деятельности.

Седьмой этап заключается в подведении итогов всей работы в целом.

На последнем этапе проектной деятельности проводится рефлексия.

Анализируется деятельность детей, выявляются недостатки, положительные

стороны,

подводятся

итоги,

награждаются

победители.

Проводится

анкетирование обучающихся, которое позволяет провести рефлексию и

самоанализ. Ребята отмечают положительные и отрицательные стороны

проделанной работы.

Подготовительная

работа

над

проектом

начинается

на

первом

родительском собрании в 1-м классе, где родители учеников знакомятся с

краткой информацией о проектном методе обучения, так как они - главные

помощники.

Действия родителей могут быть такими: проявлять заинтересованность

(важный фактор поддержания мотивации); помочь советом, информацией

(источник информации может быть опрос, наблюдение, эксперимент,

интервью, а также книги и периодические издания, Интернет); обеспечение

самостоятельности

школьников;

активное

участие

на

каждом

этапе

проектной деятельности.

На уроках окружающего мира (система «Школа России») в 1 классе

предполагается выполнение четырех проектов: «Моя малая Родина», «Моя

семья», «Мой класс и моя школа», «Мои домашние питомцы».

Опираясь на такую тематику, можно формировать следующие личностные

результаты:

осознание

себя

гражданином

через

формирование

уважительного отношения к своей малой родине; осознание ценности семьи;

развитие этических норм (взаимопомощи, ответственности) по отношению к

членам своей семьи; осознание своей новой социальной роли - ученик,

развитие

мотивов

учебной

деятельности;

формирование

личной

ответственности за своих питомцев.

С учетом этапов работы над проектом учителю необходимо решить

следующие методические задачи: подготовить детей к выполнению проекта

(знакомство с материалами учебника, постановка цели, распределение

заданий, обсуждение способов и сроков работы); оказывать помощь в

выполнении проекта (при подготовке фоторассказа, составлении альбома,

включая

сбор

информации,

изготовление

или

подбор

фотографий,

оформление работы, подготовку к презентации); провести презентацию

проекта

(выступления

детей

с

сообщениями,

иллюстрирование

их

наглядными материалами, обсуждение выступлений, общая оценка работы).

Так работая над проектом по разделу “Наши питомцы” (1 класс) на

1-м этапе происходит выбор темы, планирование работы над проектом.

Детям предлагаются следующие темы:

•Аквариумные рыбки.

•Пернатые питомцы.

•Все о кошках.

•Все о собаках.

Также дети могут использовать свои варианты тем.

2-й этап – после того как определены темы работы, учащиеся

обосновывают свой выбор, обсуждают возможные источники информации;

далее происходит отбор необходимой информации, сортировка материала.

3-й этап – написание сочинений типа “Любимый щенок”, создание

фотоальбомов “Человек заводит друга”, оформление стендов, написание

газет, выставка рисунков.

4-й этап – защита исследовательских работ в классе на обобщающем

уроке окружающего мира.

5-й этап – анализ выполненной работы и поощрение учеников.

Каждому учащемуся я выдаю памятку рабаты над проектом.

Памятка работы над проектом

План подготовки проекта:

1.Выбери один из предложенных проектов или придумай свой проект.

2.Реши, будешь ли ты работать с товарищем или один.

3.Продумай этапы деятельности.

4.Решите, кто и за что будет отвечать.

5.Выясните, что нужно подготовить заранее.

6.Уточните, какие книги, материалы будут нужны, к кому обратиться за

помощью.

Во 2-м классе представлены 6 проектов, по три в каждой части учебника:

«Моя будущая профессия», «В гости к зиме», «Живая природа зимой»,

«Страны мира», «Впереди лето», «Красота животных».

Проектные работы могут выполняться как индивидуально, так и в парах,

группах или же всем классом.

В 3 классе реализуются шесть проектов, по три в каждой части учебника:

«Богатства, отданные людям», «Разнообразие природы родного края»,

«Школа кулинаров», «Кто нас защищает», «Экономика родного края»,

«Музей путешествий».

Тематика

проектов

помогает

достижению

важных

личностных

результатов, в том числе: осознанию себя гражданином через формирование

уважительного отношения к Родине и ее защитникам, к своей малой родине;

развитию

этических

чувств,

доброжелательности

и

эмоционально-

нравственной

отзывчивости

в

процессе

знакомства

с

биографиями

выдающихся людей, отдающих богатства своей души другим людям;

развитию мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения в

процессе исследований природы и экономики родного края, знакомства с

искусством кулинарии, создания «Музей путешествий».

Способы оформления третьеклассниками результатов выполненного

проекта

весьма

разнообразны:

рассказ-портрет,

рассказ-биография,

посвященные одному или нескольким людям, альбом, стенд, «Книга

природы родного края», «Книга здорового питания», памятные листы,

фотовыставка, книга «Кто нас защищает», стенгазета, книга-справочник

«Экономика родного края», создание «Музея путешествий». По сравнению

со 2 классом, в 3 классе эти способы оформления больше сориентированы на

коллективное обобщение результатов индивидуальной и групповой работы,

на создание своего рода «портфолио класса», куда каждый участник или

группа участников вносят свой вклад. Разумеется, при этом продолжается

пополнение

индивидуального

портфолио

каждого

ученика.

Более

насыщенным

и

разносторонним

становится

взаимодействие

между

сверстниками,

между

сверстниками

и

взрослыми,

возрастает

и

ответственность каждого участника проектной деятельности за общий

результат.

Тематика проектов в 4 классе помогает достижению важных

личностных результатов, в том числе: осознанию себя гражданином через

формирование уважительного отношения к Родине и ее защитникам, к своей

малой родине; развитию мотивов учебной деятельности и личностного

смысла учения в процессе исследований природы родного края; развитию

этических

чувств,

доброжелательности

и

эмоционально-нравственной

отзывчивости в процессе знакомства с событиями Великой Отечественной

Войны, подвигами наших ветеранов; развитию навыков сотрудничества со

взрослыми и сверстниками; формированию установки на безопасный,

здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, работе на результат,

бережного отношения к материальным и духовным ценностям.

Проектные работы в 4 классе могут выполняться как индивидуально, так

и в парах, группах или же всем классом. При этом дети могут работать

самостоятельно или в сотрудничестве со взрослыми. Возросшая, по

сравнению с 3 классом, степень самостоятельности детей не означает

полного отказа от участия взрослых в выполнении проекта. Нужно помнить,

что в 4 классе и сами темы проектов стали сложнее. Учителю следует

нацеливать родителей, других взрослых, задействованных в данной работе,

на максимальное раскрытие творческих способностей и практических

умений детей, на полноценное, заинтересованное сотрудничество с ними.

Способы оформления четвероклассниками результатов выполненного

проекта весьма разнообразны и зависят от выбранной темы. Это может быть

рассказ о правилах безопасности, дополненный условными знаками, памятка,

альбом, фотовыставка, стенгазета, карта с обозначением заповедников,

национальных парков, объектов Всемирного наследия, схема-маршрут

путешествия, «Красная книга (родного края, России, мира)», календарь

праздников семьи, макет, модель, слайд-шоу, видеофильм и т.д.

Важно, чтобы в ходе презентации работ дети могли самостоятельно (или

с минимально помощью взрослых) использовать современные средства

информационных

и

коммуникационных

технологий

(мультимедийный

проектор и др.).

Таким образом, анализ содержания работы над проектами в курсе

окружающий мир показывает, что происходит постепенное усложнение

структуры

работы,

меняется

степень

самостоятельности

в

ходе

его

подготовки

(от

совместной

деятельности

ребенка

с

родителями

до

самостоятельного приобретения знаний и способов действий при решении

задач).

Результатом проектной деятельности учащихся, является интерес к

изучению; воспитание потребности постоянно пополнять свои знания,

развитие умений, позволяющих в море окружающей информации находить

ту

необходимую,

которую

можно

использовать

в

дальнейшей

жизнедеятельности. Использование метода проектов на уроках позволяет

решить значительную часть стоящих перед преподавателем проблем,

помогая учащимся осознать фундаментальность изучаемого курса. В ходе

выполнения проекта ученик активен, он проявляет творчество.

Проектная деятельность дает возможность раскрыться каждому ребенку.

Работа над проектами способствует умению планировать и организовывать

свою деятельность, расширению кругозора учеников по темам, близким к

учебным, развивает творческие способности. Эта форма работы носит

исключительно добровольный характер.



В раздел образования