Напоминание

Экспериментирование в ДОУ. Методика организации совместной деятельности педагога с детьми"


Автор: Беляева Наталья Владимировна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад № 204"
Населённый пункт: г. Саратов
Наименование материала: Статья
Тема: Экспериментирование в ДОУ. Методика организации совместной деятельности педагога с детьми"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Опыт организации совместной деятельности в

лаборатории для детского экспериментирования.

Методика организации.

Автор: Беляева Наталья Владимировна

Наработанный мною практический материал позволил мне описать методику

проведения занятий с использованием детского экспериментирования.

Первый этап - это разработка хода совместной деятельности. Поисково-

исследовательская деятельность с детским экспериментированием интегрирует в

себя многие области воспитания и образования дошкольников. Помимо проведения

непосредственного опыта для знакомства с каким-либо свойством в процессе такой

деятельности, дети расширяют свои представления по истории, географии, у них

формируются элементарные математические представления, развивается речь и

моторика. Приведу пример на основании совместной деятельности воспитателя с

детьми средней группы "Поможем маме постирать платочки".

Задачи деятельности:

1. Развитие речи (упражнять в составлении описательного рассказа (описывают

трудовое действие), употреблении прилагательных (горячая, холодная, теплая),

упражнять в произношении звука "р");

2. Формирование элементарных математических представлений (навыки счета,

знакомство с геометрическими фигурами, ориентировка в пространстве (вверх-вниз,

вправо-влево, назад-вперед);

3. Сенсорное развитие (определение по осязанию и сравнение по контрастности

температуры воды);

4. Развитие мелкой моторики руки, формирование сенсорно-моторной координации;

5. Формирование элементарных трудовых навыков;

6. Воспитательные задачи:

-формировать чувство удовлетворения и радости в ходе выполнения трудового

процесса и в конце работы;

-воспитывать стремление доводить дело до конца.

Одним из следующих шагов при подготовке к совместной деятельности - это

подготовка демонстрационных пособий, оснащение рабочих мест в соответствии с

количеством детей, обеспечение достаточными материалами для индивидуальных

экспериментов.

Прежде всего следует организовать общее пространство для работы: большой

рабочий стол (или несколько столов) с необходимыми материалами. За рабочим

столом должны быть предусмотрены места для всех потенциальных участников, в

том числе и для воспитателя. Во время проведения эксперимента воспитатель не

отделяет себя от детей, а располагается рядом с ними.

Места не закреплены за детьми жестко. Каждый может устроиться, где захочет,

выбирая себе соседей. Дети могут свободно перемещаться по комнате, если им

требуется взять какой-либо инструмент или материал (при соблюдении техники

безопасности). При этом следует учитывать необходимость нахождения воспитателя

рядом с детьми, испытывающими затруднения или требующими особого внимания

педагога.

Организованное таким образом общее рабочее пространство обеспечивало

возможность каждому участнику видеть работу других, непринужденно обсуждать

цели, ход деятельности и полученные результаты. Во время экспериментирования

дети часто обмениваются мнениями и открытиями ("Смотри как у меня!", "Я понял как

это сделать!", "У меня получилось!").

В процессе опытной работы была разработана примерная схема совместной

деятельности в лаборатории для детского экспериментирования:

1. Повторение правил техники безопасности для детей при проведении опыта.

2. Постановка проблемы.

3. Поиск пути решения проблемы. Обсуждение идей и предположений детей.

4. Проведение наблюдения, опытная проверка (непосредственный эксперимент).

5. Обсуждение итогов и формулировка выводов.

6. Домашние задание (предложение выяснить дома какое-либо новое свойство или

познакомить с проведенным опытом и выводами родителей, познакомиться с

познавательным материалом по теме).

7. Уборка рабочих мест.

В начале экспериментальной деятельности важно заинтересовать детей, ввести в

деятельность без принуждения. Этого можно достичь предлагая рассмотреть

подготовленный для эксперимента материал, предлагая интересные цели. Например,

тема "Воздух", дети должны были определить, что находится в пустой банке. После

детских ответов, что в банке ничего нет, начинаем манипулировать с пакетами.

Набираем в них воздух - стали выпуклыми, значит в них что-то есть.Дальнейшим

обсуждением выясняем, что воздух занимает место и далее знакомимся с

остальными свойствами воздуха.

На этом примере показано, что отправным моментом может стать специально

"смоделированная" воспитателем проблемная ситуация (пустая банка, но в ней что-

то есть), привлечение внимания детей к предметам им незнакомым, показ коллекции

и другое.

Помимо проблемной ситуации отправной точкой могут выступать реальные события,

происходящие в данный период (яркие природные явления, результаты человеческой

деятельности, события, происходящие в художественном произведении).

Во время совместной деятельности важно, чтобы воспитатель занимал

демократическую-партнерскую, а не авторитарную позицию. Воспитатель включается

в непосредственную деятельность, обсуждает замыслы, анализирует вместе с

детьми образцы, комментирует шаги работы, так как, помимо всех образовательных

целей, такая совместная деятельность должна способствовать формированию

познавательной активности и самостоятельности у дошкольников.

В процессе своей деятельности дети должны стремиться к высказыванию

собственного мнения к формулированию своих выводов. Воспитатель лишь

наводящими вопросами и действиями подталкивает детей к правильным решениями.

В старших группах важно избегать излишней научности (воспитатель в процессе

деятельности должен дать детям только те представления, которые им доступны).

Помимо основных моментов, описанных выше, в ход совместной деятельности часто

включаются игровые моменты ("рыбалка" при знакомстве со свойствами магнита).

В конце деятельности дается "домашнее" задание. Например, после ознакомления с

круговоротом воды в природе, можно попросить детей рассказать родителям сказку о

приключениях капельки и сделать совместные зарисовки.

Совместная деятельность в лаборатории для детского экспериментирования по

времени рассчитывается согласно возрастной группе дошкольников. Но опыт

показал, что необходимо иметь некоторый резерв времени, чтобы каждый ребенок,

действуя в собственном темпе смог справиться с работой, достичь желаемого

результата.

В заключении хочу привести пример правил техники безопасности, разработанный

для проведения детского экспериментирования в лаборатории для воспитателя и

детей.

ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЯ:

1.Воспитатель готовит необходимый инвентарь, оборудование в день проведения

совместной деятельности.

2.Столы (рабочие места для детей) подбираются по высоте в соответствии с

задачами деятельности и ростом детей.

3.При работе с водой, мытье рук воспитатель обязан проверить ее температуру.

4.Не использовать в экспериментах опасные и вредные для здоровья предметы.

5.Колющие и режущие инструменты даются детям непосредственно перед работой и

с напоминанием об их правильном использовании.

6.При уборке рабочего места детьми строго соблюдать гигиенические правила.

7.Перед началом деятельности в лаборатории повторить с дошкольниками правила

безопасности для детей.

ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ:

1.Каждый работает за своим рабочим местом, не толкаясь и не мешая другому.

2.Нельзя ничего брать без разрешения воспитателя.

3.Каждую вещь клади на место.

4.Не разбрызгивай воду, все делай аккуратно.

5.Делать все нужно дружно!



В раздел образования