Автор: Беляева Наталья Владимировна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад № 204"
Населённый пункт: г. Саратов
Наименование материала: Статья
Тема: Экспериментирование в ДОУ. Методика организации совместной деятельности педагога с детьми"
Раздел: дошкольное образование
Опыт организации совместной деятельности в
лаборатории для детского экспериментирования.
Методика организации.
Автор: Беляева Наталья Владимировна
Наработанный мною практический материал позволил мне описать методику
проведения занятий с использованием детского экспериментирования.
Первый этап - это разработка хода совместной деятельности. Поисково-
исследовательская деятельность с детским экспериментированием интегрирует в
себя многие области воспитания и образования дошкольников. Помимо проведения
непосредственного опыта для знакомства с каким-либо свойством в процессе такой
деятельности, дети расширяют свои представления по истории, географии, у них
формируются элементарные математические представления, развивается речь и
моторика. Приведу пример на основании совместной деятельности воспитателя с
детьми средней группы "Поможем маме постирать платочки".
Задачи деятельности:
1. Развитие речи (упражнять в составлении описательного рассказа (описывают
трудовое действие), употреблении прилагательных (горячая, холодная, теплая),
упражнять в произношении звука "р");
2. Формирование элементарных математических представлений (навыки счета,
знакомство с геометрическими фигурами, ориентировка в пространстве (вверх-вниз,
вправо-влево, назад-вперед);
3. Сенсорное развитие (определение по осязанию и сравнение по контрастности
температуры воды);
4. Развитие мелкой моторики руки, формирование сенсорно-моторной координации;
5. Формирование элементарных трудовых навыков;
6. Воспитательные задачи:
-формировать чувство удовлетворения и радости в ходе выполнения трудового
процесса и в конце работы;
-воспитывать стремление доводить дело до конца.
Одним из следующих шагов при подготовке к совместной деятельности - это
подготовка демонстрационных пособий, оснащение рабочих мест в соответствии с
количеством детей, обеспечение достаточными материалами для индивидуальных
экспериментов.
Прежде всего следует организовать общее пространство для работы: большой
рабочий стол (или несколько столов) с необходимыми материалами. За рабочим
столом должны быть предусмотрены места для всех потенциальных участников, в
том числе и для воспитателя. Во время проведения эксперимента воспитатель не
отделяет себя от детей, а располагается рядом с ними.
Места не закреплены за детьми жестко. Каждый может устроиться, где захочет,
выбирая себе соседей. Дети могут свободно перемещаться по комнате, если им
требуется взять какой-либо инструмент или материал (при соблюдении техники
безопасности). При этом следует учитывать необходимость нахождения воспитателя
рядом с детьми, испытывающими затруднения или требующими особого внимания
педагога.
Организованное таким образом общее рабочее пространство обеспечивало
возможность каждому участнику видеть работу других, непринужденно обсуждать
цели, ход деятельности и полученные результаты. Во время экспериментирования
дети часто обмениваются мнениями и открытиями ("Смотри как у меня!", "Я понял как
это сделать!", "У меня получилось!").
В процессе опытной работы была разработана примерная схема совместной
деятельности в лаборатории для детского экспериментирования:
1. Повторение правил техники безопасности для детей при проведении опыта.
2. Постановка проблемы.
3. Поиск пути решения проблемы. Обсуждение идей и предположений детей.
4. Проведение наблюдения, опытная проверка (непосредственный эксперимент).
5. Обсуждение итогов и формулировка выводов.
6. Домашние задание (предложение выяснить дома какое-либо новое свойство или
познакомить с проведенным опытом и выводами родителей, познакомиться с
познавательным материалом по теме).
7. Уборка рабочих мест.
В начале экспериментальной деятельности важно заинтересовать детей, ввести в
деятельность без принуждения. Этого можно достичь предлагая рассмотреть
подготовленный для эксперимента материал, предлагая интересные цели. Например,
тема "Воздух", дети должны были определить, что находится в пустой банке. После
детских ответов, что в банке ничего нет, начинаем манипулировать с пакетами.
Набираем в них воздух - стали выпуклыми, значит в них что-то есть.Дальнейшим
обсуждением выясняем, что воздух занимает место и далее знакомимся с
остальными свойствами воздуха.
На этом примере показано, что отправным моментом может стать специально
"смоделированная" воспитателем проблемная ситуация (пустая банка, но в ней что-
то есть), привлечение внимания детей к предметам им незнакомым, показ коллекции
и другое.
Помимо проблемной ситуации отправной точкой могут выступать реальные события,
происходящие в данный период (яркие природные явления, результаты человеческой
деятельности, события, происходящие в художественном произведении).
Во время совместной деятельности важно, чтобы воспитатель занимал
демократическую-партнерскую, а не авторитарную позицию. Воспитатель включается
в непосредственную деятельность, обсуждает замыслы, анализирует вместе с
детьми образцы, комментирует шаги работы, так как, помимо всех образовательных
целей, такая совместная деятельность должна способствовать формированию
познавательной активности и самостоятельности у дошкольников.
В процессе своей деятельности дети должны стремиться к высказыванию
собственного мнения к формулированию своих выводов. Воспитатель лишь
наводящими вопросами и действиями подталкивает детей к правильным решениями.
В старших группах важно избегать излишней научности (воспитатель в процессе
деятельности должен дать детям только те представления, которые им доступны).
Помимо основных моментов, описанных выше, в ход совместной деятельности часто
включаются игровые моменты ("рыбалка" при знакомстве со свойствами магнита).
В конце деятельности дается "домашнее" задание. Например, после ознакомления с
круговоротом воды в природе, можно попросить детей рассказать родителям сказку о
приключениях капельки и сделать совместные зарисовки.
Совместная деятельность в лаборатории для детского экспериментирования по
времени рассчитывается согласно возрастной группе дошкольников. Но опыт
показал, что необходимо иметь некоторый резерв времени, чтобы каждый ребенок,
действуя в собственном темпе смог справиться с работой, достичь желаемого
результата.
В заключении хочу привести пример правил техники безопасности, разработанный
для проведения детского экспериментирования в лаборатории для воспитателя и
детей.
ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЯ:
1.Воспитатель готовит необходимый инвентарь, оборудование в день проведения
совместной деятельности.
2.Столы (рабочие места для детей) подбираются по высоте в соответствии с
задачами деятельности и ростом детей.
3.При работе с водой, мытье рук воспитатель обязан проверить ее температуру.
4.Не использовать в экспериментах опасные и вредные для здоровья предметы.
5.Колющие и режущие инструменты даются детям непосредственно перед работой и
с напоминанием об их правильном использовании.
6.При уборке рабочего места детьми строго соблюдать гигиенические правила.
7.Перед началом деятельности в лаборатории повторить с дошкольниками правила
безопасности для детей.
ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ:
1.Каждый работает за своим рабочим местом, не толкаясь и не мешая другому.
2.Нельзя ничего брать без разрешения воспитателя.
3.Каждую вещь клади на место.
4.Не разбрызгивай воду, все делай аккуратно.
5.Делать все нужно дружно!