Напоминание

"Устный счёт: цели, формы"


Автор: Бровкина Елена Юрьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ ЦО № 41
Населённый пункт: город Тула
Наименование материала: Статья "Устный счёт на уроке математики в начальной школе"
Тема: "Устный счёт: цели, формы"
Раздел: начальное образование





Назад




Устный счет на уроке математики в начальной школе.

Для достижения правильности и беглости устных вычислений в течении

всего периода обучения в начальной школе на каждом уроке необходимо

выделять 7-10 минут для проведения упражнений в устных вычислениях.

Устные упражнения должны проводиться не только регулярно, но и в

определённой последовательности, которая определяется программой

начальной школы.

Устные упражнения важны не только тем, что активизируют мыслительную

деятельность, но и тем, что они играют и воспитательную роль в обучении –

дисциплинируют учащихся, учат детей терпению и умению ждать отставших

товарищей, помогать им.

Устный счет помогает учителю, во-первых, переключить ученика с одного

вида деятельности на другую, во- вторых, подготовить учащихся к изучению

новой темы, в-третьих, в устный счет можно включить задание на

повторение и обобщение пройденного материала.

В методической литературе выделяют следующие цели устного счета как

этапы урока:

1) достижение поставленных целей урока;

2) развитие вычислительных навыков;

3) развитие математической культуры, речи;

4) умение обобщать и систематизировать, переносить полученные знания на

новые задания.

Требования к проведению устного счета:

Упражнения для устного счета выбираются не случайно, а целенаправленно;

Задания должны быть разнообразными, предлагаемые задачи не должны

быть лёгкими, но и не должны быть «громоздкими»;

Тексты упражнений, чертежей и записей, если требуется, должны быть

приготовлены заранее;

К устному счету должны привлекаться все ученики;

При проведении устного счета должны быть продуманы критерии оценки

(поощрение)

Устный счет может быть построен в следующей форме:

Задания на развитие и совершенствование внимания. Такие как: найди

закономерность, и реши пример, продолжи ряд.

Задания на развитие восприятия, пространственного воображения. Например,

нарисуй орнамент, узор; посчитай сколько линий.

Задания на развитие наблюдательности (найди закономерность, что лишнее?)

Устные упражнения с использованием дидактических игр.

Устный счет на уроках математики может быть представлен разнообразными

формами работы с классом, учениками ( математический, арифметический и

графические диктанты, математические лото, ребусы, кроссворды, тесты,

беседы, опрос, разминка, «круговые» примеры и многое другое). В него

входит алгебраический и геометрический материал, решение простых задач и

задач на смекалку, рассматриваются свойства действий над числами и

величинами и другие вопросы, с помощью устного счета можно создать

проблемную ситуацию и др.

К основным формам восприятия устного счета относятся:

1) беглый слуховой (читается учителем, учеником, аудиозапись) – при

восприятии задания на слух большая нагрузка приходится на память,

поэтому учащиеся быстро утомляются. Однако такие упражнения очень

полезны: они развивают слуховую память.

2)Зрительный ( таблицы, плакаты, карточки, записи на доске, компьютере) –

запись задания облегчает вычисления ( не надо запоминать числа). Иногда

без записи трудно и даже невозможно выполнить задание. Например надо

выполнить действие с величинами, выраженными в единицах двух

наименований, заполнить таблицу или выполнить действия при сравнении

выражений.

3) Комбинированный.

Обратная связь (показ ответов с помощью карточек, взаимопроверка,

угадывание ключевых слов);

Задания по вариантам (обеспечивают самостоятельность);

Упражнения в форме игры ( «Диалог», «Математический поединок»,

«Магические квадраты», «Лабиринт сомножителей», «Викторина»,

«Волшебное число», «Индивидуальное лото», «Лучший счетчик»,

«Кодированные упражнения», «Фишка», «Кто быстрее», «Цветок,

солнышко», «Числовая мельница», «Числовой фейерверк», «Математический

феномен», «Молчанка», «Математическая эстафета»).

Сегодня представление о том, что школа должна дать прежде всего знания,

умения и навыки, т.е. служить своего рода раздаточным пунктом, складом

готовых знаний, признаётся неактуальным. Задачей современной школы

должно стать формирование человека, совершенствующего себя, способного

самостоятельно принимать решения, отвечать за эти решения, находить пути

реализации, т. е. Творческого в широком смысле этого слова. Эта задача

посильна и для нашей школы.

Начальная школа способна решить новые задачи, поставленные перед

российским образованием, в первую очередь обеспечить условия для

развития ребенка как субъекта собственной деятельности, субъекта развития

(а не объекта педагогических воздействий учителя). Именно так

формулируются задачи начального образования в Федеральных

государственных стандартах общего образования.

Все сталкиваются при устном счете с такой проблемой, как охват всех

учащихся. При наполняемости классов в среднем 30 человек это довольно

проблематично. Как правило, классы по силам неоднородны, сильные

ученики выполняют все упражнения довольно быстро, это приводит к тому,

что, либо постоянно отвечают одни и те же, либо им становится скучно.

Другие же имеют возможность либо вообще «отлынивать» от устных

упражнений, либо выполнять их от случая к случаю.

Наиболее благоприятные условия для включения каждого ученика в

активную работу на уроке создают групповые формы работы. В классе есть

дети, которые стесняются высказываться при всех. В более узком кругу они

начинают говорить. Они знают, что товарищ выслушает их и не будет над

ним смеяться, при необходимости объяснит, поможет. При групповой форме

работы зажатые дети раскрываются, у них появляется уверенность в

собственных силах. Группы могут формироваться по уровню овладения

учебного материала, по содержанию, а также за счет определенной

расстановки мебели.

При организации работы в парах и группах каждый ученик мыслит, не

просто сидит на уроке, предлагает свое мнение, пусть оно и не верное, в

группах рождаются споры, обсуждаются разные варианты решения, идёт

взаимообучение детей в процессе учебной дискуссии, учебного диалога.

Работу в парах начинаю вводить с 1 класса. В качестве подготовительной

работы на уроках имеет место сочетание фронтальной и индивидуальной

форм работы. В одном классе учатся сильные, слабые, средние ученики.

Поэтому задания для индивидуальной работы даю дифференцированно (по

уровню трудности и объёму учебного материала).

После того, как дети научатся работать по индивидуальным карточкам,

предлагаю учиться работать в парах «учитель-ученик». Знакомимся с

правилами общения.

Следующий этап: научить тренироваться в парах (таблица сложения, устный

счет, взаимодиктанты, выполнение заданий по вариантам с последующей

проверкой).

Тренаж предполагает наличие карточек с примерами и ответами, по которым

дети задают примеры друг другу и проверяют правильность ответов (устный

счет 5 минут в начале урока).

Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет

задуматься над тем, как поддержать интерес учащихся к к изучаемому

предмету, их активность на протяжении всего урока. Чтобы сохранить

интерес к предмету и сделать качественным учебно-воспитательный процесс

нами на уроках активно используются информационные технологии.

Компьютерные технологии создают большие возможности активизации

учебной деятельности. Их преимущество в том, что они вызывают большой

интерес учащихся.

В детях уже изначально есть любовь к компьютерам, поэтому если эту

любовь правильно использовать и переложить на свой предмет, мы все от

этого только выиграем. Таким образом широкое применение ИКТ при

изучении большинства предметов, в том числе и математики, дает

возможность реализовать принцип «учение с увлечением».

Использование компьютерных технологий позволяет преподавателю в

определённой степени добиться следующих целей:

Представить на этапе устного счета максимальную наглядность (благодаря

настройки изображения, анимации и др);

Повысить мотивацию обучения;

Использование в устном счете разнообразных форм и методов работы с

целью максимальной его эффективности;

Вовлечение учащихся в сознательную деятельность.

Таким образом, система устного счета играет одну из приоритетных ролей не

только в формировании автоматизации вычислительных навыков у учащихся

начальной школы, но и в создании положительной мотивации учения, в

развитии личностных качеств ребенка.

Счет в пределах 20. Занимательные задания. Карточки для быстрой проверки

навыков сложения и вычитания в пределах 2 десятков.

В наборе 12 карточек. Поэтому детям проще решать самостоятельно, чем

пытаться найти аналогичный вариант, чтобы списать у товарища.

Карточки можно распечатывать и раздавать детям не один раз в качестве

разминки перед уроком.

Нужно найти число, записанное на лепестке ромашки, выполнить действие

по стрелке, записать результат на лепесток цветка. Дальше повторять

действия, пока не заполняться все лепестки.

Слева есть свободное место, где ребенок может проводить вычисления или

записывать получившиеся примеры.

Задачи на развитие логического мышления.

Цель: развитие логического мышления, внимания, памяти

Иван царевич скакал на коне в Кощеево царство. Навстречу ему скакали на

конях три богатыря. Сколько всего коней скакало в Кощеево царство? (1)

Кай и Герда одновременно построили крепости из снега, но Герда начала

строить раньше Кая. Кто работал быстрее? (Кай)

Даша и Маша получили в школе пятёрки: одна – по математике, другая – по

литературе. По какому предмету получила пятёрку Даша, если Маша

получила эту оценку не по математике? (Даша по математике, Маша по

литературе)

Пьеро, Мальвина и Буратино спрятались от Карабаса Барабаса в доме папы

Карло. Один под кроватью, другой - в шкафу, а третий — в печке. Известно,

что Буратино в печку не полез, Мальвина не пряталась под кроватью и в

печке. Кто где спрятался? (Мальвина в шкафу, Буратино под кроватью,

Пьеро в печке)

В понедельник Незнайка нарисовал одного коротышку, во вторник – двоих, в

среду – троих и так до конца недели. Сколько коротышек нарисовал

Незнайка в воскресенье? (7)

Тетрадь дешевле ручки, но дороже карандаша.

Что дешевле? (карандаш)

Юра и Петя подошли к реке.Лодка, на которой можно переправиться,

вмещает одного человека. И все же, без посторонней помощи, ребята

переправились на этой лодке. Как им это удалось? (ребята подошли к левому

и правому берегу одной реки.)

Задачи-шутки.

Цель:

развитие критического и логического мышления.

Три мальчика, Коля, Петя и Миша, отправились в магазин. По дороге они

нашли 3 рубля. Сколько бы денег нашёл один Миша, если бы он пошёл в

магазин? (3 рубля)

3 товарища шли в школу на занятия во вторую смену и встретили еще двух

товарищей - учеников первой смены. Сколько всего товарищей шло в школу?

(3 товарища)

Зажгли 7 свечей, 2 из них погасли. Сколько осталось свечей? (2 свечи)

Что тяжелее - килограмм ваты или килограмм железа?(одинаково)

Шли 7 братьев, у каждого брата по одной сестре. Сколько шло человек? (8

человек)

Сколько орехов в пустом стакане?(нисколько)

Если съесть одну сливу, что останется? (косточка)



В раздел образования