Напоминание

Особенности преподавания иностранного языка в условиях среднего профессионального образования


Автор: Пивоварова Кира Андреевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ "Нижегородский Губернский колледж"
Населённый пункт: Нижний Новгород
Наименование материала: статья
Тема: Особенности преподавания иностранного языка в условиях среднего профессионального образования
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Особенности преподавания иностранного языка в условиях среднего

профессионального образования.

В наше время важность изучения английского языка как никогда актуальна.

Без знания иностранного языка в современном мире не обойтись ни одному

человеку. Иностранный язык в СПО изучается как обязательный предмет в

течение всего курса обучения. Необходимо обучение иностранным языкам

связать с будущей профессией обучающихся. Поэтому профессиональная

направленность обучения является ведущим методическим принципом,

который следует учитывать и реализовывать в учебно-воспитательном

процессе.

Владение иностранным языком необходимо, чтобы быть

конкурентоспособной личностью на рынке труда. Выпускнику колледжа,

владеющему английским языком, открываются большие перспективы

устройства на работу.

Преподавание английского языка в учебных заведениях среднего

профессионального образования вносит определенную специфику в процесс

обучения. Обучающиеся часто задают вопрос, зачем нам необходимо изучать

язык, каким образом это связано с той или иной специальностью или

профессией. Ответ на этот вопрос часто ограничивается словами, английский

предусмотрен стандартом. Однако, не секрет что предмет часто изучается не

для того чтобы знать его непосредственно, но для того чтобы воспитывать у

обучающихся трудолюбие и формировать умение работать, общаться и

находить необходимую информацию. Иными словами речь идет о

формировании общих компетенций на предмете «Иностранный язык». Ведь

мы живем в едином глобальном взаимосвязанном и взаимозависимом мире,

когда размываются национальные границы, когда потоки населения,

капитала, товаров, свободно перемещаются в разных направлениях. Когда не

известно, в какой стране будет работать тот или иной человек или из какой

страны будут его партнеры. Поэтому владение иностранным языком

становится одной из важнейших, ключевых компетентностей современного

человека, будущего специалиста. Насколько он умеет общаться, выразить

себя, свои эмоции, свои чувства, свое отношение будет зависеть, насколько

он будет успешным, насколько успешным будет его бизнес, его отношения с

другими людьми. Это - один из самых важных моментов, на который

обращают внимание в стандартах нового поколения, формирующий такие

ценностные ориентиры, как толерантность, умение общаться, умение

взаимодействовать с другими людьми. Базисный план СПО предусматривает

освоение обучающимися как общих, так и профессиональных компетенций.

Для обучающихся в СПО одной из приоритетных задач является научиться

говорить и хоть немного понимать аутентичную речь, научится не бояться

английского языка, не боятся сделать ошибку. Ведь если в жизни случится

ситуация, в которой будет необходимо маломальское знание английского

языка, чтобы обучающийся смог объясниться, возможно, и с

грамматическими ошибками, но чтобы его навыки говорения смогли помочь

ему. Следовательно, обучающиеся должны практически овладеть

иностранным языком на базовом уровне (основной модуль) и уметь им

пользоваться в сфере приложения своего труда, а именно: уметь прочитать

надписи на оборудовании и материалах, их технические характеристики,

описания приборов, инструкций, руководств к эксплуатации, т.е.

использовать язык для осуществления коммуникации (профессиональный

модуль). Наличие практических занятий в программе предусматривает

овладение обучающимся различными видами речевой деятельности –

аудированием, говорением и чтением – для осуществления коммуникации в

устной и письменной форме на иностранном языке. При этом письмо

остается важным средством обучения, способствующим лучшему усвоению

языкового материала и развитию навыков и умений в области устной речи и

чтения. Обучающиеся изучают новые слова, которые входят в активную

лексику и, естественно, их графический образ должен быть усвоен

обучающимися. В области письменной речи у обучающихся развивается

умение излагать свои мысли в письменной форме. Письмо является

закрепителем, т.к. в процессе написания усваиваемого языкового материала

(фонетического, лексического и грамматического) обучающиеся выполняют

учебную деятельность, которая необходима для лучшего запоминания.

Поэтому письмо используется для выполнения самостоятельной работы

обучающегося (письменные высказывания, письменный рассказ или пересказ

какого-либо текста, составление предложений в утвердительной,

отрицательной или вопросительной форме, составление диалогов, сообщений

на тему, проектная работа, описание людей, предметов, зданий и т.д.).

Среди требований к результатам освоения программы подготовки

специалистов среднего звена предполагается развитие умения осуществлять

поиск и использование информации, необходимой для эффективного

выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного

развития. Овладение студентами способами и приёмами получения

информации в аудировании и чтении и передачи информации в говорении и

письме в равной мере относится к поиску и вычленению необходимой

информации при чтении текстов на изучаемом языке.

Одной из задач также является обучение студентов СПО работе с

аутентичными профессиональными текстами по извлечению полезной

информации, её когнитивной обработке и применению в иноязычной

профессиональной коммуникации.

Образовательные стандарты по иностранному языку ориентируют

преподавателя на воспитание человека, способного выражать свои мысли и

чувства в устной и письменной форме.

Усваивая лексические и грамматические значения слов, обучающиеся

осознают, как отражается в языке окружающая действительность, а при

усвоении способов создания выразительной речи они чувствуют, как

отражается в языке внутренний мир человека.

Таким образом, ведущей целью обучения иностранным языкам в новых

экономических условиях России в системе СПО становится подготовка

личности, способной вступать в иноязычное общение на личностном и

профессиональном уровне, владеющей набором общих и профессиональных

компетенций, обладающей личностными и профессиональными качествами,

обеспечивающими умение решать задачи во всех видах профессиональной

деятельности и отвечать за их решение. Владение иностранным языком и

использование его в профессиональной деятельности позволяет специалисту

выйти на более высокий профессиональный уровень.



В раздел образования