Напоминание

Родной русский язык 5 класс


Автор: Пешнина Людмила Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: КОГОАУ "Гимназия г. Уржума"
Населённый пункт: город Уржум Кировская область
Наименование материала: Рабочая программа
Тема: Родной русский язык 5 класс
Раздел: среднее образование





Назад




Рабочая программа

5 класс

Русский родной язык

Планируемые результаты по учебному предмету «Русский родной язык»

Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:

личностные:

у учащихся будут сформированы:

1) ответственное отношение к учению;

2) готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

3) умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию,

приводить примеры и контрпримеры;

4) начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире;

5) экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, здоровьесберегающего

поведения;

6) формирование способности к эмоциональному восприятию языковых объектов, лингвистических задач, их решений, рассуждений;

7) умение контролировать процесс и результат учебной деятельности;

у учащихся могут быть сформированы:

1) первоначальные представления о филологической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития

цивилизации;

2) коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других

видах деятельности;

3) критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;

4) креативность мышления, инициативы, находчивости, активности при решении филологических задач;

метапредметные:

регулятивные

учащиеся научатся:

1) формулировать и удерживать учебную задачу;

2) выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

3) планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

4)предвидеть уровень усвоения знаний, его временных характеристик;

5) составлять план и последовательность действий;

6) осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;

7) адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;

8) сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

учащиеся получат возможность научиться:

1) определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата;

2) предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задач;

3) осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия;

4) выделять и формулировать то, что усвоено и, что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения;

5) концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;

познавательные

учащиеся научатся:

1) самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

2) использовать общие приёмы решения задач;

3) применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями;

4) осуществлять смысловое чтение;

5) создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения задач;

6) самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных лингвистических проблем;

7) понимать сущность алгоритмических предписаний и уметь действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;

8) понимать и использовать лингвистические средства наглядности (рисунки, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;

9) находить в различных источниках информацию, необходимую для решения лингвистических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать

решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;

учащиеся получат возможность научиться:

1) устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;

2) формировать учебную и общепользовательскую компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-

компетентности);

3) видеть задачу;

4) выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;

5) планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;

6) выбирать наиболее рациональные и эффективные способы решения задач;

7) интерпретировать информации (структурировать, переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с

помощью ИКТ);

8) оценивать информацию (критическая оценка, оценка достоверности);

9) устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать рассуждения, обобщения;

коммуникативные

учащиеся научатся:

1) организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участ-

ников;

2) взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе: находить общее решение и разре шать конфликты на основе согласования

позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

3) прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения;

4) разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;

5) координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;

6) аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной

деятельности.

Предметные результаты:

воспитание ценностного отношения к родному языку и литературе на родном языке как хранителю культуры, включение в культурно-

языковое поле своего народа;

приобщение к литературному наследию своего народа;

формирование причастности к свершениям и традициям своего народа;

осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;

обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его

функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;

получение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его

функционирования, освоение базовых понятий лингвистики, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных

функционально-смысловых типов и жанров.

Предметные результаты изучения учебного предмета «Русский родной язык» на уровне основного общего образования должны быть

ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях и отражать:

1.

Понимание взаимосвязи языка, культуры и истории народа, говорящего на нём:

осознание роли русского родного языка в жизни общества и государства, в современном мире;

осознание роли русского родного языка в жизни человека;

осознание языка как развивающегося явления, взаимосвязи исторического развития языка с историей общества;

осознание национального своеобразия, богатства, выразительности русского родного языка;

понимание и истолкование значения слов с национально-культурным компонентом, правильное употребление их в речи; понимание

особенностей употребления слов с суффиксами субъективной оценки в произведениях устного народного творчества и произведениях

художественной литературы разных исторических эпох;

понимание слов с живой внутренней формой, специфическим оценочно-характеризующим значением; осознание национального своеобразия

общеязыковых и художественных метафор, народных и поэтических слов-символов, обладающих традиционной метафорической образностью;

распознавание, характеристика.

понимание и истолкование значения фразеологических оборотов с национально-культурным компонентом; комментирование истории

происхождения таких фразеологических оборотов, уместное употребление их в современных ситуациях речевого общения;

понимание и истолкование значения пословиц и поговорок, крылатых слов и выражений; знание источников крылатых слов и выражений;

правильное употребление пословиц, поговорок, крылатых слов и выражений в современных ситуациях речевого общения;

характеристика лексики с точки зрения происхождения: лексика исконно русская и заимствованная; понимание процессов заимствования

лексики как результата взаимодействия национальных культур; характеристика заимствованных слов по языку-источнику (из славянских и

неславянских языков), времени вхождения (самые древние и более поздние); распознавание старославянизмов, понимание роли старославянского

языка в развитии русского литературного языка; стилистическая характеристика старославянизмов (стилистически нейтральные, книжные,

устаревшие);

понимание роли заимствованной лексики в современном русском языке; распознавание слов, заимствованных русским языком из языков

народов России и мира; общее представление об особенностях освоения иноязычной лексики; определение значения лексических заимствований

последних десятилетий; целесообразное употребление иноязычных слов;

понимание причин изменений в словарном составе языка, перераспределения пластов лексики между активным и пассивным запасом слов;

определение значения устаревших слов с национально-культурным компонентом; определение значения современных неологизмов, характеристика

неологизмов по сфере употребления и стилистической окраске;

определение различий между литературным языком и диалектами; осознание диалектов как части народной культуры; понимание

национально-культурного своеобразия диалектизмов;

осознание изменений в языке как объективного процесса; понимание внешних и внутренних факторов языковых изменений; общее

представление об активных процессах в современном русском языке;

соблюдение норм русского речевого этикета; понимание национальной специфики русского речевого этикета по сравнению с речевым

этикетом других народов;

использование словарей, в том числе мультимедийных, учитывая сведения о назначении конкретного вида словаря, особенностях строения

его словарной статьи: толковых словарей, словарей устаревших слов, словарей иностранных слов, фразеологических словарей, этимологических

фразеологических словарей, словарей пословиц и поговорок, крылатых слов и выражений; учебных этимологических словарей; словарей синонимов,

антонимов; словарей эпитетов, метафор и сравнений.

2.Овладение основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, стилистическими),

нормами речевого этикета; приобретение опыта использования языковых норм в речевой практике при создании устных и письменных

высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию, овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка:

осознание важности соблюдения норм современного русского литературного языка для культурного человека;

анализ и оценивание с точки зрения норм современного русского литературного языка чужой и собственной речи; корректировка речи с

учетом её соответствия основными нормами литературного языка;

соблюдение на письме и в устной речи норм современного русского литературного языка и правил речевого этикета;

обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств для

свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;

стремление к речевому самосовершенствованию;

формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность;

осознанное расширение своей речевой практики, развитие культуры использования русского языка, способности оценивать свои языковые

умения, планировать и осуществлять их совершенствование и развитие;

соблюдение основных орфоэпических и акцентологических, лексических и грамматических норм современного русского литературного

языка.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«РУССКИЙ РОДНОЙ ЯЗЫК»

Язык и культура

Русский язык – национальный язык русского народа. Роль родного языка в жизни человека. Русский язык в жизни общества и государства.

Бережное отношение к родному языку как одно из необходимых качеств современного культурного человека. Русский язык – язык русской

художественной литературы.

Язык как зеркало национальной культуры. Слово как хранилище материальной и духовной культуры народа. Слова, обозначающие предметы

и явления традиционного русского быта (национальную одежду, пищу, игры, народные танцы и т.п.), слова с национально-культурным

компонентом значения (символика числа, цвета и т.п.), народно-поэтические символы, народно-поэтические эпитеты (за тридевять земель, цветущая

калина – девушка, тучи – несчастья, полынь, веретено, ясный сокол, красна девица, рόдный батюшка), прецедентные имена (Илья Муромец,

Василиса Прекрасная, Иван-Царевич, сивка-бурка, жар-птица, и т.п.) в русских народных и литературных сказках, народных песнях, былинах,

художественной литературе.

Крылатые слова и выражения (прецедентные тексты) из русских народных и литературных сказок (битый небитого везёт; по щучьему

велению; сказка про белого бычка; ни в сказке сказать, ни пером описать; при царе Горохе; золотая рыбка; а ткачиха с поварихой, с сватьей бабой

Бобарихой и др.), источники, значение и употребление в современных ситуациях речевого общения. Русские пословицы и поговорки как

воплощение опыта, наблюдений, оценок, народного ума и особенностей национальной культуры народа. Загадки. Метафоричность русской загадки.

Краткая история русской письменности. Создание славянского алфавита.

Особенности русской интонации, темпа речи по сравнению с другими языками. Особенности жестов и мимики в русской речи, отражение их

в устойчивых выражениях (фразеологизмах) (надуть щёки, вытягивать шею, всплеснуть руками и др.) в сравнении с языком жестов других народов.

Слова с суффиксами субъективной оценки как изобразительное средство. Уменьшительно-ласкательные формы как средство выражения

задушевности и иронии. Особенности употребления слов с суффиксами субъективной оценки в произведениях устного народного творчества и

произведениях художественной литературы разных исторических эпох.

Ознакомление с историей и этимологией некоторых слов.

Слово как хранилище материальной и духовной культуры народа. Национальная специфика слов с живой внутренней формой (черника,

голубика, земляника, рыжик). Метафоры общеязыковые и художественные, их национально-культурная специфика. Метафора, олицетворение,

эпитет как изобразительные средства. Поэтизмы и слова-символы, обладающие традиционной метафорической образностью, в поэтической речи.

Слова со специфическим оценочно-характеризующим значением. Связь определённых наименований с некоторыми качествами,

эмоциональными состояниями и т.п. человека (барышня – об изнеженной, избалованной девушке; сухарь – о сухом, неотзывчивом человеке; сорока

– о болтливой женщине и т.п., лиса – хитрая для русских, но мудрая для эскимосов; змея – злая, коварная для русских, символ долголетия, мудрости

– в тюркских языках и т.п.).

Русские имена. Имена исконные и заимствованные, краткие сведения по их этимологии. Имена, которые не являются исконно русскими, но

воспринимаются как таковые. Имена традиционные и новые. Имена популярные и устаревшие. Имена с устаревшей социальной окраской. Имена,

входящие в состав пословиц и поговорок, и имеющие в силу этого определённую стилистическую окраску.

Общеизвестные старинные русские города. Происхождение их названий.

Раздел 2. Культура речи

Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Понятие о варианте нормы. Равноправные и допустимые

варианты произношения. Нерекомендуемые и неправильные варианты произношения. Запретительные пометы в орфоэпических словарях.

Постоянное и подвижное ударение в именах существительных; именах прилагательных, глаголах.

Омографы: ударение как маркёр смысла слова: пАрить — парИть, рОжки — рожкИ, пОлки — полкИ, Атлас — атлАс.

Произносительные варианты орфоэпической нормы: (було[ч’]ная — було[ш]ная, же[н’]щина — же[н]щина, до[жд]ём — до[ж’]ём и под.).

Произносительные варианты на уровне словосочетаний (микроволнОвая печь – микровОлновая терапия).

Роль звукописи в художественном тексте.

Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Основные нормы словоупотребления: правильность выбора

слова, максимально соответствующего обозначаемому им предмету или явлению реальной действительности.

Лексические нормы употребления имён существительных, прилагательных, глаголов в современном русском литературном языке.

Стилистические варианты нормы (книжный, общеупотребительный‚ разговорный и просторечный) употребления имён существительных,

прилагательных, глаголов в речи (кинофильм — кинокартина — кино – кинолента, интернациональный — международный, экспорт — вывоз,

импорт — ввоз‚ блато — болото, брещи — беречь, шлем — шелом, краткий — короткий, беспрестанный — бесперестанный‚ глаголить – говорить –

сказать – брякнуть).

Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Категория рода: род заимствованных несклоняемых

имен существительных (шимпанзе, колибри, евро, авеню, салями, коммюнике); род сложных существительных (плащ-палатка, диван-кровать, музей-

квартира); род имен собственных (географических названий); род аббревиатур. Нормативные и ненормативные формы употребления имён

существительных.

Формы существительных мужского рода множественного числа с окончаниями –а(-я), -ы(и)‚ различающиеся по смыслу: корпуса (здания,

войсковые

соединения)

– корпусы (туловища); образа (иконы)

– образы (литературные); кондуктора (работники

транспорта)

– кондукторы (приспособление

в

технике); меха (выделанные

шкуры)

– мехи (кузнечные);

соболя

(меха)

– соболи (животные).

Литературные‚ разговорные‚ устарелые и профессиональные особенности формы именительного падежа множественного числа существительных

мужского рода (токари – токаря, цехи – цеха, выборы – выбора, тракторы – трактора и др.).

Речевой этикет

Правила речевого этикета: нормы и традиции. Устойчивые формулы речевого этикета в общении. Обращение в русском речевом этикете.

История этикетной формулы обращения в русском языке. Особенности употребления в качестве обращений собственных имён, названий людей по

степени родства, по положению в обществе, по профессии, должности; по возрасту и полу. Обращение как показатель степени воспитанности

человека, отношения к собеседнику, эмоционального состояния. Обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации. Современные

формулы обращения к незнакомому человеку. Употребление формы «он».

Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст

Язык и речь. Виды речевой деятельности

Язык и речь. Точность и логичность речи. Выразительность, чистота и богатство речи. Средства выразительной устной речи (тон, тембр,

темп), способы тренировки (скороговорки).

Интонация и жесты. Формы речи: монолог и диалог.

Текст как единица языка и речи

Текст и его основные признаки. Как строится текст. Композиционные формы описания, повествования, рассуждения. Повествование как тип

речи. Средства связи предложений и частей текста.

Функциональные разновидности языка

Функциональные разновидности языка.

Разговорная речь. Просьба, извинение как жанры разговорной речи. Официально-деловой стиль. Объявление (устное и письменное).

Учебно-научный стиль. План ответа на уроке, план текста.

Публицистический стиль. Устное выступление. Девиз, слоган.

Язык художественной литературы. Литературная сказка. Рассказ.

Особенности языка фольклорных текстов. Загадка, пословица. Сказка. Особенности языка сказки (сравнения, синонимы, антонимы, слова с

уменьшительными суффиксами и т.д.).

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по родному(русскому) языку разработана на основе ФГОС ООО (приказ Министерства образования и

науки РФ от 17.12.2010г. № 1897), в соответствии с Рабочим учебным планом МОУ... , требований к результатам освоения

основной образовательной программы основного общего образования, с учётом Примерной программы по учебному предмету

«Родной (русский) язык» для 5 класса общеобразовательных учреждений, реализующих программы основного общего

образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию Протокол от

31 января 2018 года № 2/18

Учитывая, что в утвержденном федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации

имеющих государственную аккредитацию образовательных программ основного общего образования, отсутствуют учебники

по учебному предмету «Родной (русский) язык», в качестве дополнительного учебника используется учебник «15 уроков по

культуре речи:практикум для учащихся» под редакцией Т.В.Матвеевой ,издательство «ФЛИНТА», 2014 , имеющийся в

федеральном перечне учебников.

Данная программа предназначена для учащихся 5-А класса муниципального общеобразовательного учреждения города ...

Согласно учебному плану на изучение родной(русской)литературы отводится в 5-А классе 1 час в неделю,34 часа на год,

34 учебные недели.

Цели освоения учебного предмета в 5 классе:

воспитание гражданина и патриота;

формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа;

осознание национального своеобразия русского языка; формирование познавательного интереса, любви, уважительного

отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре;

воспитание ответственного отношения к сохранению и развитию родного языка, формирование волонтёрской позиции в

отношении популяризации родного языка;

воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России;

овладение культурой межнационального общения;

соверше нствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих свободное владение русским

литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического

строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности

к речевому самосовершенствованию;

углубление и при необходимости расширение знаний о таких явлениях и категориях современного русского

литературного языка, которые обеспечивают его нормативное, уместное, этичное использование в различных сферах и

ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о

национальной специфике русского языка и языковых единицах, прежде всего о лексике и фразеологии с национально-

культурной семантикой; о русском речевом этикете;

совершенствование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения

нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск,

извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

развитие проектного и исследовательского мышления, приобретение практического опыта исследовательской работы по

русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.

Задачи освоения учебного предмета в 5 классе :

основами знаний о родном русском языке (его устройстве и функционировании), развивать языковой и

эстетический идеал, т.е. представления о прекрасном в языке и речи;

формировать прочные орфографические и пунктуационные умения и навыки (в пределах программных

требований);

обучать умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

обучать умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку;

воспитывать учащихся средствами данного предмета.

РАЗДЕЛ 1.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

Рабочая программа по учебному предмету «Родной (русский) язык» направлена на достижение школьниками следующих

личностных, метапредметных и предметных результатов:

Личностные

1) понимание родного русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа,

определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его

значения в процессе получения школьного образования;

2) осознание эстетической ценности родного русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него;

потребность

сохранить

чистоту

русского

языка

как

явления

национальной

культуры;

стремление

к

речевому

самосовершенствованию;

3)формирование достаточного объема словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения

мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

4) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему

многонационального народа России;

5) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и

младшего возраста,

Метапредметные результаты:

формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

проговаривать последовательность действий на уроке;

учиться работать по предложенному учителем плану;

в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и

усвоено, и того, что еще неизвестно;

оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и

познавательной деятельности.

Познавательные

УУД:

ориентироваться в справочном аппарате учебника;

научатся осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные

материалы;

преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

находить ответы на вопросы в тексте, словарях;

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Коммуникативные результаты:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

слушать и понимать речь других;

выразительно читать и пересказывать текст;

учиться работать в паре, группе;

договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;

участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;

строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;

быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;

оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

владеть монологической и диалогической формами речи.

Предметные результаты:

представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как

государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о

роли родного языка в жизни человека и общества;

понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

освоение базовых понятий лингвистики;

соблюдение основных орфоэпических и акцентологических норм современного русского литературного языка;

овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского

литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными),

нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных

высказываний;

опознавание и анализ основных единиц языка,

проведение различных видов анализа слова , стилистического анализа текста;

понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их

в собственной речевой практике;

осознание эстетической функции родного языка;

РАЗДЕЛ 2.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

1.Введение. (1 час)

Русский язык – национальный язык русского народа. Роль родного языка в жизни человека

Раздел 1. Язык и культура. (2 часа)

Русский язык в жизни общества и государства. Бережное отношение к родному языку как одно из необходимых качеств

современного культурного человека. Русский язык – язык русской художественной литературы.

Язык как зеркало национальной культуры. Слово как хранилище материальной и духовной культуры народа. Слова,

обозначающие предметы и явления традиционного русского быта (национальную одежду, пищу, игры, народные танцы и т.п.),

слова с национально-культурным компонентом значения (символика числа, цвета и т.п.), народно-поэтические символы,

народно-поэтические эпитеты (за тридевять земель, цветущая калина – девушка, тучи – несчастья, полынь, веретено, ясный

сокол, красна девица, рόдный батюшка), прецедентные имена (Илья Муромец, Василиса Прекрасная, Иван-Царевич, сивка-

бурка, жар-птица, и т.п.) в русских народных и литературных сказках, народных песнях, былинах, художественной литературе.

Крылатые слова и выражения (прецедентные тексты) из русских народных и литературных сказок (битый небитого

везёт; по щучьему велению; сказка про белого бычка; ни в сказке сказать, ни пером описать; при царе Горохе; золотая рыбка; а

ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Бобарихой и др.), источники, значение и употребление в современных ситуациях

речевого общения. Русские пословицы и поговорки как воплощение опыта, наблюдений, оценок, народного ума и

особенностей национальной культуры народа. Загадки. Метафоричность русской загадки.

Краткая история русской письменности. Создание славянского алфавита. Особенности русской интонации, темпа речи

по сравнению с другими языками. Особенности жестов и мимики в русской речи, отражение их в устойчивых выражениях

(фразеологизмах) (надуть щёки, вытягивать шею, всплеснуть руками и др.) в сравнении с языком жестов других народов.

Слова с суффиксами субъективной оценки как изобразительное средство. Уменьшительно-ласкательные формы как

средство выражения задушевности и иронии. Особенности употребления слов с суффиксами субъективной оценки в

произведениях устного народного творчества и произведениях художественной литературы разных исторических эпох.

Ознакомление с историей и этимологией некоторых слов. Слово как хранилище материальной и духовной культуры

народа. Национальная специфика слов с живой внутренней формой (черника, голубика, земляника, рыжик).

Метафоры общеязыковые и художественные, их национально-культурная специфика. Метафора, олицетворение, эпитет

как изобразительные средства. Поэтизмы и слова-символы, обладающие традиционной метафорической образностью, в

поэтической речи.

Слова со специфическим оценочно-характеризующим значением. Связь определённых наименований с некоторыми

качествами, эмоциональными состояниями и т.п. человека (барышня – об изнеженной, избалованной девушке; сухарь – о

сухом, неотзывчивом человеке; сорока – о болтливой женщине и т.п., лиса – хитрая для русских, но мудрая для эскимосов; змея

– злая, коварная для русских, символ долголетия, мудрости – в тюркских языках и т.п.).

Русские имена. Имена исконные и заимствованные, краткие сведения по их этимологии. Имена, которые не являются

исконно русскими, но воспринимаются как таковые. Имена традиционные и новые. Имена популярные и устаревшие. Имена с

устаревшей социальной окраской. Имена, входящие в состав пословиц и поговорок, и имеющие в силу этого определённую

стилистическую окраску. Общеизвестные старинные русские города. Происхождение их названий.

Раздел 2. Культура речи (10 час).

Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Понятие о варианте нормы.

Равноправные и допустимые варианты произношения. Нерекомендуемые и неправильные варианты произношения.

Запретительные пометы в орфоэпических словарях. Постоянное и подвижное ударение в именах существительных; именах

прилагательных, глаголах.

Омографы: ударение как маркёр смысла слова: пАрить — парИть, рОжки — рожкИ, пОлки — полкИ, Атлас — атлАс.

Произносительные варианты орфоэпической нормы: (було[ч’]ная — було[ш]ная, же[н’]щина — же[н]щина, до[жд]ём —

до[ж’]ём и под.). Произносительные варианты на уровне словосочетаний (микроволнОвая печь – микровОлновая терапия).

Роль звукописи в художественном тексте.

Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Основные нормы словоупотребления:

правильность выбора

слова,

максимально соответствующего обозначаемому

им предмету

или явлению реальной

действительности. Лексические нормы употребления имён существительных, прилагательных, глаголов в современном

русском

литературном

языке.

Стилистические

варианты

нормы

(книжный,

общеупотребительный‚

разговорный

и

просторечный) употребления имён существительных, прилагательных, глаголов в речи (кинофильм — кинокартина — кино –

кинолента, интернациональный — международный, экспорт — вывоз, импорт — ввоз‚ блато — болото, брещи — беречь, шлем

— шелом, краткий — короткий, беспрестанный — бесперестанный‚ глаголить – говорить – сказать – брякнуть).

Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Категория рода: род заимствованных

несклоняемых имен существительных (шимпанзе, колибри, евро, авеню, салями, коммюнике); род сложных существительных

(плащ-палатка, диван-кровать, музей-квартира); род имен собственных (географических названий); род аббревиатур.

Нормативные и ненормативные формы употребления имён существительных. Формы существительных мужского рода

множественного числа с окончаниями –а(-я), -ы(и)‚ различающиеся по смыслу: корпуса (здания, войсковые соединения) –

корпусы (туловища); образа (иконы) – образы (литературные); кондуктора (работники транспорта) – кондукторы

(приспособление в технике); меха (выделанные шкуры) – мехи (кузнечные); соболя (меха) – соболи (животные). Литературные‚

разговорные‚

устарелые

и

профессиональные

особенности

формы

именительного

падежа

множественного

числа

существительных мужского рода (токари – токаря, цехи – цеха, выборы – выбора, тракторы – трактора и др.).

Речевой этикет Правила речевого этикета: нормы и традиции. Устойчивые формулы речевого этикета в общении.

Обращение в русском речевом этикете. История этикетной формулы обращения в русском языке. Особенности употребления в

качестве обращений собственных имён, названий людей по степени родства, по положению в обществе, по профессии,

должности; по возрасту и полу. Обращение как показатель степени воспитанности человека, отношения к собеседнику,

эмоционального состояния. Обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации. Современные формулы обращения

к незнакомому человеку. Употребление формы «он».

Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (10 ч)

Язык и речь. Виды речевой деятельности Язык и речь. Точность и логичность речи. Выразительность, чистота и

богатство речи.

Средства выразительной устной речи (тон, тембр, темп), способы тренировки (скороговорки). Интонация и жесты.

Формы речи: монолог и диалог.

Текст как единица языка и речи Текст и его основные признаки. Как строится текст. Композиционные формы описания,

повествования, рассуждения. Повествование как тип речи. Средства связи предложений и частей текста.

Функциональные разновидности языка Функциональные разновидности языка. Разговорная речь. Просьба, извинение

как жанры разговорной речи.

Официально-деловой стиль. Объявление (устное и письменное).

Учебно-научный стиль. План ответа на уроке, план текста

Публицистический стиль. Устное выступление. Девиз, слоган.

Язык художественной литературы. Литературная сказка. Рассказ.

Особенности языка фольклорных текстов. Загадка, пословица. Сказка. Особенности языка сказки (сравнения, синонимы,

антонимы, слова с уменьшительными суффиксами и т.д.).

Резерв учебного времени – 3 ч (контрольные работы-2ч,итоговое повторение-1ч)

РАЗДЕЛ 3.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Название темы

Количество часов

Контроль

знаний

Всего

1.

Введение.

1

1

2.

Язык и культура

10

1

11

3.

Культура и речь

10

1

11

4.

Речь. Речевая деятельность. Текст

10

10

5.

Итоговое повторение

1

1

Итого:

32

1

34

Сводная таблица по выполнению

практической части рабочей программы.

Уровень и количество часов, общее

количество контрольных работ

5 класс

Количество часов в неделю

1 ч/н

Контрольная работа

2

Уроков развития речи

10

Календарно-тематическое планирование

п/п

Дата проведения

Тема урока

Примечание

План

Факт

Введение-1ч

1

07.09

Русский язык – национальный язык русского народа. Роль

родного языка в жизни человека

Раздел I. Язык и культура.-10ч+ 5чРР( из раздела «Речь. Речевая деятельность. Текст»)

2

14.09

Язык как зеркало национальной культуры. Слово как

хранилище материальной и духовной культуры народа.

3

21.09

РР№1 Язык и речь. Виды речевой деятельности. Точность и

логичность речи.

4

28.09

Слова, обозначающие предметы и явления традиционного

русского

быта,слова

с

национально-культурным

компонентом значения.

5

05.10

Народно-поэтические символы,

эпитеты , прецедентные

имена в русских народных и литературных сказках.

6

12.10

РР№2Средства выразительной устной речи. Интонация и

жесты. Формы речи: монолог и диалог.

7

19.10

Русские пословицы и поговорки как воплощение опыта и

особенностей национальной культуры народа.

8

26.10

РР№4 Особенности языка фольклорных текстов. Загадка,

пословица.

9

09.11

Краткая

история

русской

письменности.

Создание

славянского алфавита.

10 16.11

РР№4 Текст как единица языка и речи. Основные признаки

текста.

11 23.11

Слова

с

суффиксами

субъективной

оценки

как

изобразительное средство.

12 30.11

Ознакомление с историей и этимологией некоторых слов.

13 07.12

Метафоры

общеязыковые

и

художественные,

их

национально-культурная специфика.

14 14.12

Олицетворение,эпитет как изобрази-тельные средства.

15 21.12

Русские

имена.

краткие

сведения

по

их

этимологии.

Происхождение названий старинных русских городов.

16 28.12

Контрольная работа №1Комплексный анализ текста.

17 11.01

РР№5 Как

строится

текст.

Композиционные

формы

описания, повествования, рассуждения.

Раздел II. Культура и речь-10ч+5чРР(из раздела «Речь. Речевая деятельность. Текст »)

18 18.01

Основные орфоэпические нормы современного русского

литературного языка. Понятие о варианте нормы

19 25.01

Омографы: ударение как маркёр смысла слова.

20 01.02

РР№6

Повествование

как

тип

речи.

Средства

связи

предложений и частей текста.

21 08.02

Основные

лексические

нормы

современного

русского

литератур-ного языка.

22 15.02

Лексические нормы употребления имён существительных,

23 22.02

Стилистические

варианты

нормы

употребления

имён

существитель-ных, прилагательных, глаголов в речи.

24 01.03

РР№6

Официально-деловой стиль. Объявление (устное и

письменное).

25 15.03

Формы существительных мужского рода множественного

числа с окончаниями –а(-я), -ы(и).

26 22.03

РР№7Учебно-научный стиль. План ответа на уроке, план

текста.

27 05.04

Литературные‚ разговорные‚ устарелые и профессиональные

особенности формы именительного падежа множественного

числа существительных мужского рода .

28 12.04

РР№8 Публицистический стиль. Устное выступление.

29 19.04

Речевой этикет Правила речевого этикета: нормы и традиции.

30 26.04

РР№9 Язык

художественной

литературы.

Литературная

сказка,рассказ.

31 03.05

Обращения

в

официальной

и

неофициальной

речевой

ситуации.

32 10.05

РР№10Устное выступление. Девиз, слоган.

33 17.05

Контрольная работа№2 Вопросы и задания

34 24.05

Итоговое повторение по теме «Культура и речь»

Годовая контрольная работа по родному (русскому) языку. (5 класс)

1 вариант.

1. Расставить ударения в словах: каталог, позвонишь, квартал, кухонный, поняла, украинский, банты, заржаветь, километр, красивее.

2.Определить род имен существительных, распределить по столбикам: кофе, тюль, мелочь, аллергия, киви, манго, йогурт, брифинг, мораль,

шампунь, контроль, аура, лимузин, конферансье, жюри, карате.

3. Укажите, к какому стилю относятся тексты: 1) художественный 2) научный 3) разговорный 4) публицистический 5) официально-деловой

А) «Фонетика – это раздел лингвистики, в котором изучаются звуки речи».

Б) «Волов распрягли и пустили пастись на траву. Возы оставили на дороге; а сами сели в кружок впереди куреня и закурили люльки. Но куда уже

тут до люлек? За россказнями да за раздобарами вряд ли и по одной досталось. После полдника стал дед потчевать гостей дынями». (Гоголь Н. В.)

В) - Привет! Как дела?

- Нормально. А у тебя?

Г) «Прошу принять моего ребёнка, Иванова Кирилла, в 5а класс МОУ «СОШ №2 г. Усинска».

Д) «Вдруг в стоячем воздухе что-то прорвалось, сильно рванул ветер и с шумом, со свистом закружился по степи. Тотчас же трава и прошлогодний

бурьян подняли ропот, и на дороге спиралью закружилась пыль, побежала по степи и, увлекая за собой солому, стрекоз и перья, чёрным вертящимся

столбом поднялась к небу и затуманила солнце». (Чехов А.П.)

4. Составить текст - описание из 5 - 8 предложений на тему «Весенний лес»

Годовая контрольная работа по родному (русскому) языку. (5 класс)

2 вариант.

1. Расставить ударения в словах: ходатайство, включим, квартал, кладовая, свекла, проспала, шарфы, щавель, каталог, договор.

2.Определить род имен существительных, распределить по столбикам: мозоль, рояль, плато, шимпанзе, мадам, кашне, фланель, такси, удаль,

жалюзи, пламя, невежда, подмастерье, хиппи, марионетка.

3. Укажите, к какому стилю относятся тексты: 1) художественный 2) научный 3) разговорный 4) публицистический 5) официально-деловой

А) «Ветер – это движение воздушных масс над поверхностью Земли. Движение воздуха от Земли называется восходящим потоком, а движение вниз

– нисходящим. Ветер – это один из важнейших элементов природы. Его название зависит от стороны света. Например, ветер, дующий с юга на

север, называется южным, а с северо-запада на юго-восток – северо-западный ветер».

Б) «Слушай, сегодня на улице такой ветрище! Мне аж страшно! Дует так сильно, что с ног сбивает!»

В) «Орфоэпия – раздел науки о языке, в котором содержатся правила произношения звуков и ударения в словах».

Г) «Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему

жилищу, к своей школе. И ещё – с уважения к таким же чувствам людей, которые тоже любят свой дом, свою землю, свое – пусть и непонятное тебе

– родное слово».

Д) «Серёжа накатывает мяч на Ваньку, и тот — бац! — неожиданно бьёт с ходу. Мяч со свистом летит в ворота»

4. Составить текст - повествование из 5 - 8 предложений на тему «В весеннем лесу

Годовая контрольная работа по родному (русскому) языку. (5 класс)

3 вариант.

1.

Расставить ударения в словах: начал, облилась, цепочка, отдав; подняв, новости, зажило, создала; черпать, понял;

2.Определить род имен существительных, распределить по столбикам:

шимпанзе, рельс, рояль, кенгуру, картофель, иваси, колибри, мышь, кольраби, драже, такси, конфетти, фойе, пюре, купе, шоссе.

3. Укажите, к какому стилю относятся тексты: 1) художественный 2) научный

3) разговорный 4) публицистический 5) официально-деловой

А) «Прошу принять моего ребёнка, Иванова Кирилла, в 5а класс МОУ «СОШ №12 г. Усинска».

Б) «Вдруг в стоячем воздухе что-то прорвалось, сильно рванул ветер и с шумом, со свистом закружился по степи. Тотчас же трава и прошлогодний

бурьян подняли ропот, и на дороге спиралью закружилась пыль, побежала по степи и, увлекая за собой солому, стрекоз и перья, чёрным вертящимся

столбом поднялась к небу и затуманила солнце».

В) «Существительное- это знаменательная часть речи, которая обозначает предмет».

Г) «Слушай, сегодня на улице такой холод. Мне аж страшно! Аж невозможно дышать!»

Д) «Орфоэпия – раздел науки о языке, в котором содержатся правила произношения звуков и ударения в словах»

4. Составить текст -

РАССУЖДЕНИЕ

из 5 -8 предложений на тему «Берегите лес»

Годовая контрольная работа по родному (русскому) языку. (5 класс)

4 вариант.

1.Расставить ударения в словах: эксперт; кухонный; ходатайство; закупорить, облегчить; донизу; иконопись; кладовая, создала, принял.

2. Определить род имен существительных, распределить по столбикам: кофе, кафе, цеце, какао, какаду, шимпанзе, салями, пюре, конферансье,

фламинго, авеню, интервью, кашне, пенсне, шоссе, кино.

3. Укажите, к какому стилю относятся тексты: 1) художественный 2) научный

3) разговорный 4) публицистический 5) официально-деловой

А) «Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему

жилищу, к своей школе. И ещё – с уважения к таким же чувствам людей, которые тоже любят свой дом, свою землю, свое – пусть и непонятное тебе

– родное слово».

Б) «Когда однорукий Федор вернулся домой, мать была в живых. Состарилась, отощала, седины прибавилось. Усадила за стол, а угощать-то и

нечем. Было у Федора свое, солдатское.».

В) - Привет! Как дела?

- Нормально. А у тебя?

Г) «Прошу принять моего ребёнка, Иванова Кирилла, в 5а класс МОУ «СОШ №12 г. Усинска».

Д) «Лейтенант шел по желтому строительному песку, нагретому дневным палящим солнцем. Он был мокрым от кончиков пальцев до кончиков

волос, все его тело было усеяно царапинами от острой колючей проволоки

4. Составить текст - РАССУЖДЕНИЕ из 5 -8 предложений на тему «Зачем нужно беречь природу?» »

Контрольная работа по родному (русскому) языку

на тему «Культура речи», 5 класс.

Вариант 1

1.

Продолжите предложение.

Речевая ошибка – это…

Лексикология- раздел языкознания…..

Чистота речи – это….

2.

Расставьте ударения в словах

Баловать, досуг, красивее, облегчить, партер, положил, создал, столяр, хвоя, щавель, сорвала , оптовый, договор, токари.

3.Спишите. Исправьте речевые ошибки.

1) Сегодня состоялась первая премьера фильма

2) В детском саду много маленьких малышей.

3) У Мальвины кудрявые локоны.

4) На крыше висели ледяные сосульки.

5) Вечер, посвящённый русскому языку, будет проведён в субботу утром.

6. Летом укус змеи считается смертным, и от него нет спасения.

4.Спишите. Поставьте ударения в выделенных словах.

1) Все пили ключевую воду. Возьми пилу и пили.

2) Я мою руки. Мою руку осмотрел врач.

3) На полке стоит ваза. Стоит посмотреть этот фильм еще раз.

4) Наташа выходила из зала. Медведица выходила своего малыша.

5) Солнце село за село. Семена гвоздики похожи на гвоздики.

5.Записать имена существительные в форме родительного падежа множественного числа

Сосны, тарелки, очки, платья, блюдца, ножницы, апельсины, носки, руки, макароны.

6. Объясните значение слов. С двумя составьте предложения.

Адресат-адресант, опечатка-отпечаток.

Контрольная работа по родному (русскому) языку

на тему «Культура речи», 5 класс.

Вариант 2

1.

Продолжите предложение.

Грамматическая ошибка – это…

Речевой этикет – это…..

Современный русский литературный язык….

2.

Расставьте ударения в словах

Банты, балованный, торты, творог, свекла, начала, грушевый, каталог, красивее, жалюзи, оптовый, договор, щавель, шоферы.

3.Исправьте речевые ошибки.

1) К весне зелень зазеленела.

2) Знание русской грамматики помогает избежать другие ошибки.

3) Большая сила воли присуща для этого героя.

4) У Юры жил молодой котёнок.

5) Ваши замечания я прослушал.

6) Он такой невежа, даже Пушкина не читал.

4.Спишите. Поставьте ударения в выделенных словах.

1. Стрелки часов остановились. Сибирские охотники – меткие стрелки.

2.В концертном зале звучал орган. Язык – это орган речи.

3. Чайка парила в небе. Баба-Яга парила Иванушку в бане.

4. Король въехал в замок и повесил на воротах большой замок.

5. Бабушка из пшеничной муки замесила тесто. Маруся никогда не испытывала муки совести.

5.Записать имена существительные в форме родительного падежа множественного числа

Черешни, волки, блюда, ночи, штаны, каникулы, мандарины, чулки, ботинки, кольца

6. Объясните значение слов. С двумя составьте предложения.

Поступок-проступок, поглотить - проглотить



В раздел образования