Напоминание

Ф. А. Абрамов "Из рассказов Олёны Даниловны"


Автор: Канисева Галина Викторовна
Должность: учитель
Учебное заведение: МКОУ "АШАПСКАЯ ОШИ"
Населённый пункт: Село Ашап, Ординский район, Пермский край
Наименование материала: Методическая разработка урока чтения в 5 классе
Тема: Ф. А. Абрамов "Из рассказов Олёны Даниловны"
Раздел: среднее образование





Назад




Урок чтения в 5 классе.

Тема: Ф.А. Абрамов «Из рассказов Олёны Даниловны».

1.

Организационный момент.

-Здравствуйте, ребята! Я рада новой встрече с вами. Сядьте правильно, следите за

своей осанкой. Покажите, как надо сидеть за партой.

- Сейчас я проверю вашу собранность, которая необходима сегодня нам на уроке

- Солнце светит или греет? (И светит, и греет)

- Капуста-ягода или фрукт? (Овощ)

- Бабочка бегает или летает? (Летает)

- Сейчас осень или зима? (Весна)

-А теперь давайте подготовим себя к работе, проведем речевую разминку.

- Повторяйте хором за мной.

Мы – умные!

Мы – дружные!

Мы – внимательные!

Мы – старательные!

Мы отлично учимся!

Все у нас получится!

2.

Проверка домашнего задания.

- Какое стихотворение мы читали на прошлом уроку? (Стих. Сергея

Михалкова «Будь человеком»)

- Какая беда произошла с муравьями? Какое чувство вызывает у вас это

стихотворение? Как вы понимаете слова «Будь человеком, человек, ты на

земле своей»? Почему нельзя разрушать муравьиные кучи?

Назовите основную мысль этого стихотворения.

Вспоминаем, что такое основная мысль текста.

3.

Актуализация знаний. Фиксация затруднения в деятельности.

- Какой большой раздел мы сейчас изучаем? (О животных)

А кто назовёт основную мысль рассказа Фёдора Абрамова «Из рассказов Олёны

Даниловны».

4.

Постановка учебной проблемы.

- Почему вы не смогли ответить на этот вопрос? Что мы должны сделать, чтобы

ответить на этот вопрос?

Назовите тему и задачи урока.

5. Открытие нового знания.

А) Знакомство с писателем.

Рассказывает ученик.

Федор Абрамов родился 29 февраля 1920 года в селе Веркола в Архангельской

области, в обычной крестьянской семье. Отец умер, когда мальчику было два года.

После школы поступил в Ленинградский университет. После трёх лет обучения в

университете ушёл на фронт. На фронте был ранен и вернулся обратно в

Ленинград. Здесь его ждали тяжёлые годы блокады. (Блокада — это окружение,

осада города войсками противника, напавшими на страну. Это делается для того,

чтобы отрезать жителей города от внешнего мира, лишить их возможности получать

продукты питания и другие товары, так как враг никого не пропускает в

осаждённый город и не выпускает из нег).

После войны он закончил учёбу в университете.

Первый роман Федора Абрамова вышел в 1958 году. Это был роман под названием

«Братья и сестры», рассказывающий о тяжелой жизни обычных крестьян в глухом

архангельском селе в период войны. Автор написал несколько знаменитых повестей.

К ним относятся «Безотцовщина», «Деревянные кони», «Пелагея» и другие работы.

Фёдор Абрамов писал о деревне, о жизни простых людей, о горестях, радостях и

трудностях их жизни.

Умер Ф. А. Абрамов 14 мая 1983 года в Ленинграде, но был похоронен в родном

селе. В Верколе в честь писателя открыт музей.

Б) Работа с названием.

- Как вы думаете, о чём вы прочитаете в рассказе с таким названием?

Группа названий.

Чтение рассказа: учитель – ученик.

Словарная работа.

1)

Неказистый – некрасивый, непривлекательный.

2)

Благодать – что – то, вызывающее восхищение, восторг.

3)

Пернатая мелочь – небольшие птицы.

4)

Индивидуалист – один.

5)

Ольшанина – дерево ольха.

6)

Лоза (стебель) пахучего жасмина -вьющееся растение, вечнозеленый

кустарник.

7)

Льняных волос – сочетание жёлтого, белого и серого цветов.

8)

Божья тварь – птички.

9)

Тучная – полная, высокая

10)Усадьба – дом, постройки около дома и земельный участок

11)Бессловесная тварь - о животных, лишённые речи, не умеющие говорить.

ФИЗМИНУТКА

Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали.

Вверх на солнце посмотрели

И их лучики согрели.

Бабочки летали,

Крыльями махали.

Дружно мы похлопаем,

Ножками потопаем!

Хорошо мы погуляли,

Но немножечко устали!

6.

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Проверка первичного восприятия.

А) Правильно мы угадали содержание рассказа по названию или нет.

Б) От чьего имени ведется рассказ?

В) Где происходят события, описываемые в рассказе?

Г) Прочитайте, как выглядел домик?

Работа в парах. Каждая пара отвечает на свой вопрос.

Правила работы в паре – памятка.

Вопрос 1) Каким колдовством приманивает бабушка Олена Даниловна пернатую

мелочь? Назовите, какие птицы живут у неё.

Вопрос 2) Почему внук назвал бабушку доктором Айболитом?

Вопрос 3) Какими именами называет бабушка своих подопечных животных?

Вопрос 4)Как выглядит Олёна Даниловна? Какая главная черта в её характере?

7.

Включение в систему знаний и умений.

Работа в группах. Правила работы в группе.

Словесное рисование. Памятка.

Нарисуем дачу Туркиных.

Что у нас главным будет в картине?

Какой у нас будет дом?

Что могло расти на территории усадьбы?

Где стояла скамейка?

Что расставила бабушка для птиц?)

- Хотелось бы вам побывать в гостях у Олёны Даниловны? Почему?

Назовите основную мысль этого рассказа.

Памятка. Основная мысль текста – это то, к чему он призывает, чему учит, ради чего

написан.

8. Рефлексия.

- Какой рассказ мы прочитали? Кто его написал?

-А сейчас оцените сами свою работу на уроке. Если вам урок понравился и вы

довольны своей работой, выберите солнышко, а если нет – тучку, если остались

вопросы – солнышко и тучку.

9. Домашнее задание.

Прочитать рассказ по ролям, задание 6, стр. 191.

10. Оценивание.

Оборудование: портрет Ф. Абрамова, группы названий, памятки: «Работа в паре»,

«Работа в группе», «Основная мысль текста – это…», «Словесное рисование» - 2,

картинки солнышка и тучки у каждого ученика.

Планируемые результаты.

Личностные результаты:

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и

формирование личностного смысла учения;

- развитие нравственных чувств, регулирующих моральное поведение (чувство сострадания,

сопереживания, вины);

- воспитание бережного отношения к природе.

Предметные результаты:

-понимание задачи, поставленной учителем и способность её выполнять;

-способность учитывать выделенные учителем в учебном материале ориентиры действия;

-способность (в сотрудничестве с учителем) адекватно оценивать правильность выполнения

действия и вносить как по ходу его реализации, так и в конце действия необходимые коррективы;

-умение формулировать собственное мнение;

- умение осознанно и правильно читать вслух текст целыми словами;

-умение соблюдать при чтении паузы между предложениями;

- умение соблюдать при чтении интонационное оформление предложений (тон, громкость чтения,

логические ударения);

- способность отвечать на вопросы прочитанного текста;

-находить в тексте непонятные слова и выражения

;

- способность участвовать в беседе;

- способность работать в паре, группе;

- способность выделять главных действующих лиц, давать оценку их поступкам;

- способность рисовать словесные картины к произведению.

-уметь определять идею художественного произведения.

-определять собственное отношение к поступкам героев.



В раздел образования