Автор: Кочергина Елена Викторовна
Должность: воспитатель гпд
Учебное заведение: ГБОУ Гимназии № 227
Населённый пункт: Санкт-Петербурга
Наименование материала: Статья
Тема: "Проблема отсутствия у детей желания читать. Как её решить"
Раздел: начальное образование
Проблема отсутствия у детей желания читать. Как её решить?
В наше время чтение книг, особенно у молодого поколения, утратило свою значимость.
Об этом можно судить, даже не работая учителем в школе. Редко сейчас увидишь в
транспорте юношу или девушку с книгой в руках, да и взрослое население стало читать
значительно
меньше.
Вспоминаю
советское
время:
в
автобусах,
трамваях,
троллейбусах, а чаще всего в метро человек, читающий книгу, был приметой времени.
Считалось, что русские – самые читающие люди в мире.
Сегодня, к сожалению, хорошая книга потеряла власть над умами и сердцами
читателей. Изучение литературы в школе обучающиеся воспринимают как повинность,
и чтение художественных произведений уже не считают отдыхом, удовольствием. Как
же донести произведения литературы до ума и сердца учеников?
Важную роль при изучении литературы играет не столько интеллектуальное, сколько
эмоциональное освоение художественного произведения. Когда взаимоотношения
героев, любовные переживания, жизненные трудности, которые они испытывают,
проблемы, с которыми они сталкиваются, не волнуют обучающихся, тогда уроки
литературы не выполняют своей основной задачи – стать дорогой в большой мир
искусства. Как же решить эту важную и трудную задачу?
Во-первых, при изучении любого литературного произведения, а особенно литературы
18 – 19 веков, связь с сегодняшним и актуализация необходимы. Надо найти в каждом
программном произведении то, что наиболее близко, интересно, поучительно, полезно
для современного школьника, и донести это так, чтобы произведение прежде всего
помогало понять, осмыслить сегодняшнее. Литературные герои произведений из
школьной программы могут заговорить с сегодняшними школьниками как живые
современники.
Во-вторых, надо не только рассказывать о литературе
в пространстве, но и
использовать материальные объекты, так как не у всех обучающихся развито образное
мышление. Этому способствуют архитектура, живопись, историко-ландшафтные
памятники, музыка, яркие имена. К сожалению, чаще всего учителя литературы
замыкаются в стенах школы, не обращаются к самой жизни, которая и является
источником и вдохновением для творчества.
В-третьих, необходимо стремиться к тому, чтобы ребёнок обратил свой жизненный
опыт в чувствование.
Чаще всего эмоциональное восприятие заставляет взять и
прочитать книгу. Главное, чтобы содержание произведения не сводилось к сумме
моральных назиданий и рекомендаций.
Ученик
с
его
небольшим
жизненным
опытом
нуждается
в
дополнительном
проговаривании того, что он воспринимает. Читателям «с гаджетами» нужно, чтобы им
объяснили ещё раз. В условиях избытка информации нужна фигура некоего человека,
который эту информацию донесёт до обучающихся, важны эмоции этого человека. И
этим человеком должен стать учитель.