Напоминание

"Проблема отсутствия у детей желания читать. Как её решить"


Автор: Кочергина Елена Викторовна
Должность: воспитатель гпд
Учебное заведение: ГБОУ Гимназии № 227
Населённый пункт: Санкт-Петербурга
Наименование материала: Статья
Тема: "Проблема отсутствия у детей желания читать. Как её решить"
Раздел: начальное образование





Назад




Проблема отсутствия у детей желания читать. Как её решить?

В наше время чтение книг, особенно у молодого поколения, утратило свою значимость.

Об этом можно судить, даже не работая учителем в школе. Редко сейчас увидишь в

транспорте юношу или девушку с книгой в руках, да и взрослое население стало читать

значительно

меньше.

Вспоминаю

советское

время:

в

автобусах,

трамваях,

троллейбусах, а чаще всего в метро человек, читающий книгу, был приметой времени.

Считалось, что русские – самые читающие люди в мире.

Сегодня, к сожалению, хорошая книга потеряла власть над умами и сердцами

читателей. Изучение литературы в школе обучающиеся воспринимают как повинность,

и чтение художественных произведений уже не считают отдыхом, удовольствием. Как

же донести произведения литературы до ума и сердца учеников?

Важную роль при изучении литературы играет не столько интеллектуальное, сколько

эмоциональное освоение художественного произведения. Когда взаимоотношения

героев, любовные переживания, жизненные трудности, которые они испытывают,

проблемы, с которыми они сталкиваются, не волнуют обучающихся, тогда уроки

литературы не выполняют своей основной задачи – стать дорогой в большой мир

искусства. Как же решить эту важную и трудную задачу?

Во-первых, при изучении любого литературного произведения, а особенно литературы

18 – 19 веков, связь с сегодняшним и актуализация необходимы. Надо найти в каждом

программном произведении то, что наиболее близко, интересно, поучительно, полезно

для современного школьника, и донести это так, чтобы произведение прежде всего

помогало понять, осмыслить сегодняшнее. Литературные герои произведений из

школьной программы могут заговорить с сегодняшними школьниками как живые

современники.

Во-вторых, надо не только рассказывать о литературе

в пространстве, но и

использовать материальные объекты, так как не у всех обучающихся развито образное

мышление. Этому способствуют архитектура, живопись, историко-ландшафтные

памятники, музыка, яркие имена. К сожалению, чаще всего учителя литературы

замыкаются в стенах школы, не обращаются к самой жизни, которая и является

источником и вдохновением для творчества.

В-третьих, необходимо стремиться к тому, чтобы ребёнок обратил свой жизненный

опыт в чувствование.

Чаще всего эмоциональное восприятие заставляет взять и

прочитать книгу. Главное, чтобы содержание произведения не сводилось к сумме

моральных назиданий и рекомендаций.

Ученик

с

его

небольшим

жизненным

опытом

нуждается

в

дополнительном

проговаривании того, что он воспринимает. Читателям «с гаджетами» нужно, чтобы им

объяснили ещё раз. В условиях избытка информации нужна фигура некоего человека,

который эту информацию донесёт до обучающихся, важны эмоции этого человека. И

этим человеком должен стать учитель.



В раздел образования