Автор: Кузнецова Маргарита Германовна
Должность: учитель немецкого языка
Учебное заведение: МКОУ "Октябрьская сош"
Населённый пункт: Октябрьское
Наименование материала: статья
Тема: ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ НА УРОКАХ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
Раздел: полное образование
ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ НА УРОКАХ НЕМЕЦКОГО
ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ
ШКОЛЬНИКОВ
Выбор профессии – один из главных жизненных выборов, совершаемых человеком в
юном возрасте, так как, выбирая профессию, он выбирает и образ жизни. Количество
профессий в наши дни измеряется четырехзначным числом, а их мир представляет собой
подвижную картину.
Одна из бирж труда провела опрос, у взрослых людей поинтересовались: «Правильно Вы
выбрали профессию? Если бы у Вас была возможность повторить выбор, каким было бы
ваше решение? 52% опрошенных хотели бы изменить профессию.
Константин Дмитриевич Ушинский сказал: «Если Вы удачно выберете труд и вложите в
него свою душу, то счастье само отыщет Вас».
О необходимости выстраивания современной профориентации говорил в Послании
Федеральному собранию и Президент России В.В. Путин и предложил реализацию проекта
ранней профориентации школьников «Билет в будущее».
По итогам мониторинга профессионального самоопределения школьников, проведённого по
диагностике профессиональной готовности среди учащихся 7-го класса интересуются
содержанием профессии, желают узнать, в чем заключаются её особенности –92%
опрошенных, однако лишь 15% имеют твёрдые профессиональные намерения. 26% вообще
не задумываются о своих профессиональных планах. Около 59% не имеют чёткой позиции,
сомневаются
в
своём
выборе.
Полученные
данные
позволили
сделать
вывод
о
необходимости
уделять
больше
внимания
профессиональному
самоопределению
школьников.
В решении вопросов планирования профессиональной карьеры учащихся школе
принадлежит одна из ведущих ролей.
В нашей школе реализуется проект «Профориентационные диалоги», направленный на
профориентационное самоопределения школьников в учебное и внеурочное время.
Иностранный язык как учебный предмет также помогает ориентировать школьников в
огромном мире современных профессий.
Проблема профессиональной направленности обучения иностранным языкам в школе
являлась в разное время объектом специальных исследований, проводимых Г.Ф. Трубиной,
А.Н. Малышевой, которые показали, что профориентированное обучение не только помогает
выбору будущей профессии, но и способствует сохранению и развитию мотивации изучения
иностранного языка.
В содержание учебного предмета «Иностранный язык» как на уровне начального, так и
основного и среднего общего образования включено достаточно большое количество тем
профориентационной направленности.
Использование различных методов и приемов работы, способствует созданию условий
для профессионального самоопределения обучающихся.
Нами были определены ТОП-5 направлений деятельности школьников по
профессиональному самоопределению на уроках иностранного языка: игровая деятельность,
работа с аутентичными текстами и заданиями, проектная деятельность, погружение в
профессию и создание языковой среды. Средства и приёмы, на которых хотелось бы
остановиться можно использовать на различных этапах урока. Главное – учитывать
возрастные особенности школьников.
Игровая деятельность. Игры «Анаграммы профессий», «Страна профессий», монополия,
профессиональное лото знакомят школьников младших классов с лексикой. Сюжетно-
ролевые игры позволяют обучающимся 5 – 8 классов представить себя в роли врача и
пациента, турагента, экскурсовода и туриста, учителя и ученика. Ситуация общения,
моделируемая в интерактивной игре для обучающихся 9 – 11 классов «Ярмарка профессий»,
позволяет приблизить речевую деятельность на уроке к реальной коммуникации в
профессиональной деятельности.
Немаловажную роль в профориентационной работе играет подбор текстового материала
для чтения, аудирования, отработки грамматических навыков.
Если в начальной школе для отработки лексических и грамматических навыков можно
использовать тексты, темы которых представлены в учебно-методическом комплекте, то на
уровне основного и среднего общего образования целесообразно использовать и
аутентичные
материалы,
и
аутентичные
задания,
материалы
зарубежной
прессы,
информацию, полученную через интернет. Деловая и профессиональная лексика даётся на
широком социокультурном фоне.
Большое внимание уделяется практике перевода, и, конечно, трудному, но очень
интересному, возможно, уникальному труду переводчика. В течение многих лет ученики
нашей школы являются победителями и призёрами конкурса «Юный переводчик». Среди
индивидуальных творческих заданий, старшеклассникам предлагаются переводы текстов,
«деловые переводы», тексты технической, экономической, экологической направленности.
С интересом школьники 10 –11 классов работают и самостоятельно составляют тексты –
имиджевые тексты.
Графики, таблицы, схемы – это тоже тексты, с которыми работают обучающиеся. Большую
помощь в такой работе оказывают материалы сайтов учреждений и предприятий. Одно из
требований образовательных стандартов – это практико-ориентированная
деятельность учащихся. Метод проектов как раз и направлен на то, чтобы дать ребёнку
возможность применять знания на практике.
В 5-6 классах обучающиеся выполняют информационные проекты, основная цель
которых – собрать информацию о какой-либо профессии, обобщить эту информацию и
оформить её в виде флайера, листовки, буклета.
В 7-9 классах – это исследовательские проекты, посвящены не одной профессии, а
составлению рейтинга востребованных на нашей территории профессий и учебных
заведений. Результатом такой деятельности стали проект «топ 10 высокооплачиваемых работ
в России», интеллект-карта «Работа изменится», «Рейтинг учебных заведений области»,
«Кем ты будешь когда вырастишь?», «Советы как заработать деньги».
Результатом практико-ориентированных проектов является газета, документ,
программа действий, социальная реклама и специальные репортажи,
которые готовят
обучающиеся 10-11 классов.
В отдельную группу можно выделить творческие проекты. Результатом такой работы
становится
–
инфографика.
Придумать
инфографику
детям
помогают
специально
разработанные шаблоны.
Чтобы процесс практико-ориентированного обучения был эффективным, необходимо
использовать
наряду
с
традиционными
нестандартные
формы
проведения
уроков.
Профориентационное погружение помогает школьникам оказаться в мире профессий
той сферы, которая вызывает у них наибольший интерес, позволяет спроецировать модель
профессионала на себя. Такие уроки проводятся по завершению темы, например: «Школа,
что дальше» в 9 классе, «Работа» в 10 классе.
Структура урока-погружения в
профессию может быть такой:
разминка «Назови профессию»,
презентация профессий,
представление профессионала,
создание и защита модели профессионала,
создание и представление рекламы профессии.
Отдельным этапом урока может стать исследование характеристик профессии,
составление даймонда, а в рамках подготовки к итоговой аттестации можно написать эссе по
теме «Как выбрать профессию», «Чем интересна тебе выбранная профессия?»
Языковую среду для изучения немецкого языка можно организовать в школе и дома.
Основной принцип современной методики преподавания – создание ситуации успешности.
Если научить ребёнка, говорить на иностранном языке – это успех. Если выпускники
школы захотят поступить в ВУЗ на факультеты, связанные с изучением иностранных языков
– это успех вдвойне. Если же и на уроках иностранного языка мы сможем помочь ребёнку
определиться с выбором профессии, то можно считать, что это настоящий успех.
Будущее нельзя предсказать достоверно, но можно строить прогнозы. Можно подготовиться
к будущему, какое мы хотим видеть.