Напоминание

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ НА УРОКАХ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ


Автор: Кузнецова Маргарита Германовна
Должность: учитель немецкого языка
Учебное заведение: МКОУ "Октябрьская сош"
Населённый пункт: Октябрьское
Наименование материала: статья
Тема: ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ НА УРОКАХ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
Раздел: полное образование





Назад




ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ НА УРОКАХ НЕМЕЦКОГО

ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ

ШКОЛЬНИКОВ

Выбор профессии – один из главных жизненных выборов, совершаемых человеком в

юном возрасте, так как, выбирая профессию, он выбирает и образ жизни. Количество

профессий в наши дни измеряется четырехзначным числом, а их мир представляет собой

подвижную картину.

Одна из бирж труда провела опрос, у взрослых людей поинтересовались: «Правильно Вы

выбрали профессию? Если бы у Вас была возможность повторить выбор, каким было бы

ваше решение? 52% опрошенных хотели бы изменить профессию.

Константин Дмитриевич Ушинский сказал: «Если Вы удачно выберете труд и вложите в

него свою душу, то счастье само отыщет Вас».

О необходимости выстраивания современной профориентации говорил в Послании

Федеральному собранию и Президент России В.В. Путин и предложил реализацию проекта

ранней профориентации школьников «Билет в будущее».

По итогам мониторинга профессионального самоопределения школьников, проведённого по

диагностике профессиональной готовности среди учащихся 7-го класса интересуются

содержанием профессии, желают узнать, в чем заключаются её особенности –92%

опрошенных, однако лишь 15% имеют твёрдые профессиональные намерения. 26% вообще

не задумываются о своих профессиональных планах. Около 59% не имеют чёткой позиции,

сомневаются

в

своём

выборе.

Полученные

данные

позволили

сделать

вывод

о

необходимости

уделять

больше

внимания

профессиональному

самоопределению

школьников.

В решении вопросов планирования профессиональной карьеры учащихся школе

принадлежит одна из ведущих ролей.

В нашей школе реализуется проект «Профориентационные диалоги», направленный на

профориентационное самоопределения школьников в учебное и внеурочное время.

Иностранный язык как учебный предмет также помогает ориентировать школьников в

огромном мире современных профессий.

Проблема профессиональной направленности обучения иностранным языкам в школе

являлась в разное время объектом специальных исследований, проводимых Г.Ф. Трубиной,

А.Н. Малышевой, которые показали, что профориентированное обучение не только помогает

выбору будущей профессии, но и способствует сохранению и развитию мотивации изучения

иностранного языка.

В содержание учебного предмета «Иностранный язык» как на уровне начального, так и

основного и среднего общего образования включено достаточно большое количество тем

профориентационной направленности.

Использование различных методов и приемов работы, способствует созданию условий

для профессионального самоопределения обучающихся.

Нами были определены ТОП-5 направлений деятельности школьников по

профессиональному самоопределению на уроках иностранного языка: игровая деятельность,

работа с аутентичными текстами и заданиями, проектная деятельность, погружение в

профессию и создание языковой среды. Средства и приёмы, на которых хотелось бы

остановиться можно использовать на различных этапах урока. Главное – учитывать

возрастные особенности школьников.

Игровая деятельность. Игры «Анаграммы профессий», «Страна профессий», монополия,

профессиональное лото знакомят школьников младших классов с лексикой. Сюжетно-

ролевые игры позволяют обучающимся 5 – 8 классов представить себя в роли врача и

пациента, турагента, экскурсовода и туриста, учителя и ученика. Ситуация общения,

моделируемая в интерактивной игре для обучающихся 9 – 11 классов «Ярмарка профессий»,

позволяет приблизить речевую деятельность на уроке к реальной коммуникации в

профессиональной деятельности.

Немаловажную роль в профориентационной работе играет подбор текстового материала

для чтения, аудирования, отработки грамматических навыков.

Если в начальной школе для отработки лексических и грамматических навыков можно

использовать тексты, темы которых представлены в учебно-методическом комплекте, то на

уровне основного и среднего общего образования целесообразно использовать и

аутентичные

материалы,

и

аутентичные

задания,

материалы

зарубежной

прессы,

информацию, полученную через интернет. Деловая и профессиональная лексика даётся на

широком социокультурном фоне.

Большое внимание уделяется практике перевода, и, конечно, трудному, но очень

интересному, возможно, уникальному труду переводчика. В течение многих лет ученики

нашей школы являются победителями и призёрами конкурса «Юный переводчик». Среди

индивидуальных творческих заданий, старшеклассникам предлагаются переводы текстов,

«деловые переводы», тексты технической, экономической, экологической направленности.

С интересом школьники 10 –11 классов работают и самостоятельно составляют тексты –

имиджевые тексты.

Графики, таблицы, схемы – это тоже тексты, с которыми работают обучающиеся. Большую

помощь в такой работе оказывают материалы сайтов учреждений и предприятий. Одно из

требований образовательных стандартов – это практико-ориентированная

деятельность учащихся. Метод проектов как раз и направлен на то, чтобы дать ребёнку

возможность применять знания на практике.

В 5-6 классах обучающиеся выполняют информационные проекты, основная цель

которых – собрать информацию о какой-либо профессии, обобщить эту информацию и

оформить её в виде флайера, листовки, буклета.

В 7-9 классах – это исследовательские проекты, посвящены не одной профессии, а

составлению рейтинга востребованных на нашей территории профессий и учебных

заведений. Результатом такой деятельности стали проект «топ 10 высокооплачиваемых работ

в России», интеллект-карта «Работа изменится», «Рейтинг учебных заведений области»,

«Кем ты будешь когда вырастишь?», «Советы как заработать деньги».

Результатом практико-ориентированных проектов является газета, документ,

программа действий, социальная реклама и специальные репортажи,

которые готовят

обучающиеся 10-11 классов.

В отдельную группу можно выделить творческие проекты. Результатом такой работы

становится

инфографика.

Придумать

инфографику

детям

помогают

специально

разработанные шаблоны.

Чтобы процесс практико-ориентированного обучения был эффективным, необходимо

использовать

наряду

с

традиционными

нестандартные

формы

проведения

уроков.

Профориентационное погружение помогает школьникам оказаться в мире профессий

той сферы, которая вызывает у них наибольший интерес, позволяет спроецировать модель

профессионала на себя. Такие уроки проводятся по завершению темы, например: «Школа,

что дальше» в 9 классе, «Работа» в 10 классе.

Структура урока-погружения в

профессию может быть такой:



разминка «Назови профессию»,



презентация профессий,



представление профессионала,



создание и защита модели профессионала,



создание и представление рекламы профессии.

Отдельным этапом урока может стать исследование характеристик профессии,

составление даймонда, а в рамках подготовки к итоговой аттестации можно написать эссе по

теме «Как выбрать профессию», «Чем интересна тебе выбранная профессия?»

Языковую среду для изучения немецкого языка можно организовать в школе и дома.

Основной принцип современной методики преподавания – создание ситуации успешности.

Если научить ребёнка, говорить на иностранном языке – это успех. Если выпускники

школы захотят поступить в ВУЗ на факультеты, связанные с изучением иностранных языков

– это успех вдвойне. Если же и на уроках иностранного языка мы сможем помочь ребёнку

определиться с выбором профессии, то можно считать, что это настоящий успех.

Будущее нельзя предсказать достоверно, но можно строить прогнозы. Можно подготовиться

к будущему, какое мы хотим видеть.



В раздел образования